Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 18:54, курсовая работа
Целью данной контрольной работы является оценка и обеспечение качества и конкурентоспособности товаров.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательное решение следующих задач:
1.Рассмотреть основное понятие и показатели качества и конкурентоспособности продукции;
2.Изучить социально-экономическую сущность конкурентоспособности продукции;
3.Привести существующие методы оценки конкурентоспособности продукции;
4.Представить организационно - экономическую характеристику предприятия;
5.Провести анализ основных экономических показателей деятельности предприятия;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
1.1. Основное понятие и показатели качества и конкурентоспособности продукции…………………………………………………………………………….5
1.2. Социально-экономическая сущность конкурентоспособности продукции…………………………………………………………………………...12
1.3. Существующие методы оценки конкурентоспособности продукции…………………………………………………………………………...20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ОАО «АТКАРСКИЙ МАСЛОЭКСТРАКЦИОННЫЙ ЗАВОД»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия…...27
2.2. Анализ основных экономических показателей деятельности предприятия………………………………………………………………………...31
2.3. Анализ качества продукции ОАО «Аткарский МЭЗ»………………35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………40
Важнейшим показателем использования трудовых ресурсов, отражающим эффективность деятельности предприятия является, среднегодовая выработка. Этот показатель за три года увеличился на 84,8%, В 2010 по отношению к 2009 увеличение составило 42,9%, а в 2011 к 2010 году на 29,1%. Увеличению данного показателя способствовало: улучшение условий труда на рабочем месте, повышение квалификации работников, мотивация работников.
Годовой фонд оплаты труда за три года увеличился на 26,8%. В 2009 году увеличение составило 19.7%, а в 2010 году 6%. Увеличение данного показателя объясняется увеличением выработки работников.
Среднегодовая заработная плата одного работника в целом за три года имеет тенденцию к увеличению. Во 2010 году по отношению к 2009 увеличение составило 27,7 %, в 2011 по отношению к 2010 на 16,3%, а в целом за три года увеличение составило 48,6% этому способствовало улучшение таких показателей как; выручка от продажи продукции, среднегодовая выработка работников. Такой показатель как среднегодовая стоимость ОПФ за счет приобретения предприятием новых фондов в целом за анализируемый период увеличился в 2,3 раза. Фондоотдача в 2010 году по отношению к 2009 увеличилась на 39,4 % за счет эффективного использования основных фондов, и наоборот в 2011 году по отношению к 2010 снизилась на 46,3% за счет их неэффективного использования. В целом за три года данный показатель снизился на 30,5%,
Фондовооруженность 1 работающего на протяжении анализируемого периода имеет тенденцию к увеличению, в 2010 по отношению к 2009 увеличение на 3.9%, в 2011 по отношению к 2010 на 2,2%, за весь период 2,3%. Прибыль от продажи продукции за три года увеличилась на 67,5%. В 2010 году по отношению к 2009 отмечено увеличение данного показателя в 2,2 раза, а в 2011 году по отношению к 2010 снижение показателя на 22,4%. Прибыль до налогообложения за весь анализируемый период увеличилась на 42,5%. В 2010 году по отношению к 2009 данный показатель увеличился в 19.7%, а в 2011 по отношению к 2010 на 19%. Увеличение данного показателя объясняется изменением объема товарооборота, среднего уровня валового дохода, остающегося в распоряжении предприятия, и среднего уровня издержек обращения.
Рентабельность основной деятельности имеет тенденцию к повышению. За три года этот показатель увеличился на 6,3% это связано с увеличением прибыли по сравнению с выручкой предприятия. Наибольшее увеличение показателя отмечено в 2010 году по отношению к 2009 на 66,7% это свидетельствует о том, что предприятие в эти годы работало эффективно. В 2011 по отношению к 2010 показатель уменьшается на 36,2%. Данная таблица наглядно свидетельствует, что рентабельность продаж в 2011 году по сравнению с 2009 увеличилась на 6,5%, в 2010 по отношению к 2009 увеличение составило 60,9%, а в 2011 по сравнению с 2010 снижение показателя на 33,8%. Причина такого хозяйственного положения заключается в больших торговых издержках, которые организация несет каждый месяц. К издержкам прежде всего относятся: материальные затраты, заработная плата персонала, амортизация основных средств и другие затраты.
Основные выводы
из анализа финансово-
1. В течение 2009-2011 годов структура баланса предприятия была удовлетворительной. Финансовое положение предприятия имеет устойчивый характер.
2. Наиболее удачным
годом из анализируемого
3. В течение 2009-2011 годов эффективность деятельности организации несколько повысилась, показатели рентабельности улучшились из-за снижения затрат на реализацию продукции.
4. Организации
необходимо провести
Прибыль от реализации в 2009 году составила 41580 тыс.руб, а уже к 2011 году данный показатель составил 69644 тыс рублей. Увеличение данного показателя составило 167,5 %.
Отметим, что в последние годы положение организации налаживается, и она получает прибыль.
Таким образом, в течение исследуемых годов структура баланса предприятия была удовлетворительной. Финансовое положение предприятия имеет неустойчивый характер. Более удачным годом из анализируемого периода можно считать 2011 год, в котором цепные темпы роста валового дохода опередили темпы роста издержек обращения. Менее благоприятным является 2009 год.
2.3. Анализ качества продукции ОАО «Аткарский МЭЗ»
Повышение качества
продукции имеет большое
Поэтому необходимо постоянно, целенаправленно и кропотливо работать над повышением уровня качества продукции в сравнении с аналогами конкурентов.
Обязательным
условием выпуска продукции высокого
качества является совершенствование
производственно-технической
Замена технологического оборудования обусловлена необходимостью расширения ассортимента продукции. Немаловажным фактором выбора фирмы поставщика оборудования являются цена машин и близость поставщика.
Источниками информации для анализа качества продукции могут быть патенты, нормативно-техническая документация, акты испытаний, данные лабораторных исследований, сведения отделов технического контроля, журналы и графики бездефектной сдачи продукции и другие документы.
К обобщающим показателям, характеризующих качество продукции относятся: показатели технического уровня продукции, показатели соответствия ГОСТов, объем и номенклатура продукции на которую получены сертификаты качества, освоение новых видов продукции, объем и номенклатура продукции на экспорт.
Процесс оценки технологического уровня продукции включает выбор показателей, характеризующих свойства продукции, и методов расчета их количественной оценки.
Одна из главных задач анализа качества продукции является изучение динамики обобщающих, индивидуальных и косвенных показателей подробно выполнение плана по их уровню, причины их изменений и оценка выполнения плана по уровню качества продукции.
В таблице 2.2. произведём анализ показателей качества продукции, анализируя путем сравнения фактических данных с предыдущими отчетными периодам, планом.
Таблица 2.2.- Анализ показателей качества продукции
ОАО «Аткарский МЭЗ»
Показатель |
Ед. изм. |
2009 год |
2010 год |
2011 год январь – сентябрь |
Отклонение от плана 2010 года | ||
План |
факт | ||||||
Объем продукции |
тыс руб. |
146588 |
157120 |
155320 |
157623 |
+303 |
+1035 |
Расхода предприятия на брак |
тыс руб. |
1220,3 |
1467,6 |
- |
1465,2 |
- |
+24,9 |
Удельный вес бракованной продукции |
% |
0,8 |
0,9 |
- |
0,9 |
- |
+0,5 |
Источник: Расчёты автора
Данные таблицы 2.2. показывают, что на предприятии в течение рассматриваемого периода возросли расходы, связанные с исправлением бракованной продукции с 2009 года на 24,9 тыс. рублей. В таблице 2.3. проведём анализ качества продукции. Анализ будем проводить на примере маргарина 1-го сорта «Россиянка» и маргарина 2-го сорта «Жар-печка».
качество
Таблица 2.3.. Анализ маргарина «Россиянка» и «Жар – печка»
Сорт |
Цена за 1 шт., руб. |
Выпуск продукции, шт. |
Стоимость выпуска, руб |
по цене 1 сорта | ||||
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт | |||
1-й сорт «Россиянка» |
61 |
3948 |
7485 |
240828 |
456585 |
240828 |
456585 | |
2-й сорт «Жар-печка» |
38 |
52 |
18 |
1976 |
684 |
3172 |
1098 | |
ИТОГО |
- |
4000 |
7500 |
242804 |
457269 |
244000 |
457683 |
Источник Расчёты автора
Средний коэффициент сортности можно определить двумя способами: отношением количества продукции 1 сорта к общему количеству или отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции 1 сорта.
Рассчитаем коэффициент сортности по следующей формуле:
К сортности = стоимость выпуска/ стоимость выпуска по цене первого сорта
К сортности (план)= 242804/244000 = 0,995% (99,5%)
К сортности (факт)= 457269/457683 = 0,999% (99,9%)
Соответственно выполнение плана по качеству в ОАО «Аткарский МЭЗ» составляет 100,4 %.
Косвенным показателем качества продукции является брак. Выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема товарной и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности. Анализ брака позволяет выявить его причины и конкретных виновников, что является неотъемлемой частью рациональной организации производства. Анализ брака следует начинать с изучения причин его возникновения.
Основными причинами брака могут быть: недостаточный уровень квалификации рабочих, работа на неисправном оборудовании, отступление от технологического процесса, несовершенство упаковки, маркировки, нарушения условий хранения, перевозки, погрузки. На предприятии ежемесячно проводиться анализ дефектов продукции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема качества
продукции носит в современном
мире универсальный характер. От того,
насколько успешно она
В свою очередь, конкурентоспособность связана с действием нескольких десятков факторов, среди которых можно выделить два основных уровень цены и качество продукции. При этом качество продукции постепенно выходит на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции. Новейший подход к стратегии предпринимательства заключается в понимании того, что качество является самым эффективным средством удовлетворения требований потребителей и одновременно с этим снижения издержек производства.
Оценка качества продукции представляет собой всестороннее исследование их свойств. Система показателей качества позволяет охарактеризовать каждое из них и оценить качество в целом. Измерение уровня качества необходимо как для оценки конкурентоспособности изделий, так и для выбора наилучших из ряда альтернативных.
В данной контрольной работе было рассмотрено предприятие ОАО «Аткарский маслоэкстракционный завод». Сортность продукции предприятия из года в год растет и составляет 94,4%. Анализируя изученный материал можно отметить, что данное предприятие имеет хорошее качество выпускаемой продукции и достаточно конкурентоспособно на современном рынке.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Акулич И. Л. Маркетинг: Учебник. – Мн.: Высшая школа, 2009.-365с.
2. Бланк И.А. Финансовый менеджмент. - К.: Ника-Центр, Эльга, 2011.-241с.
3. Белявский И. К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз. - М.: «Финансы и статистика», 2010. - 264с.
4. Басовский Л.Е. Маркетинг. М., Инфра - М, 2009. – 197с.
5. Гончаров В. И. Менеджмент предприятия. В 2ч. Ч. 2. – Мн.: МИУ, 2010.-384с.
Информация о работе Оценка и обеспечение качества и конкурентоспособности товаров