Повышение конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 22:31, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что все предприятия и организации в большей или меньшей степени сталкиваются с такой проблемой как конкуренция, поэтому чтобы выжить в таких условиях, а так же развиваться, необходимо анализировать сложившееся положение на рынке, а так же принимать решения о проведении мероприятий по повышению конкурентоспособности. Цель конкурентоспособности продукции заключается в исследовании реального и потенциального уровня конкурентоспособности продукции, выявлении факторов, которые оказали влияние на его изменение, оценку влияния на важнейшие показатели деятельности организации, поиск резервов повышения конкурентоспособности продукции.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик (Автосохраненный).docx

— 96.05 Кб (Скачать файл)

В целом по совокупности деятельности на всех рынках или относительно отдельных рынков и их секторов критерии конкурентоспособности группируются по отдельным элементам комплекса  маркетинга: продукт, цена, доведение  продукта до потребителя, продвижение продукта .

Определим итоговый показатель конкурентоспособности маркетинговой  деятельности для конкретного продукта. Назовем его коэффициентом маркетингового тестирования конкурентоспособности (КМТК):

 

КМТК=КРД+КПП+КИОП+КУЦ+КСб+Крек.Д+КИПП+КИСО/L, (2)

где КРД - коэффициент рыночной доли;

КПП - коэффициент предпродажной  подготовки;

КИОП - коэффициент изменения  объема продаж;

КУЦ - коэффициент уровня цен;

КСб - коэффициент доведения продукции до потребителя;

Крек.Д - коэффициент рекламной деятельности;

КИПП - коэффициент использования  персональных продаж;

КИСО - коэффициент использования  связей с общественностью;

L -общее число показателей  в числителе. 

Кроме этого для расчета  полной конкурентоспособности фирмы  также нужно учитывать общефинансовые коэффициенты. Общефинансовые коэффициенты рассчитываются на основе анализа баланса фирмы за отчетный период.

Коэффициент текущей ликвидности (КТЛ) определяется как отношение  фактической стоимости находящихся  в наличии у фирмы оборотных  средств в виде производственных запасов, готовой продукции, денежных средств, дебиторских задолженностей и прочих оборотных активов (итог 2-го раздела баланса) к наиболее срочным обязательствам фирмы в  виде краткосрочных кредитов банков, краткосрочных займов и различных  кредиторских задолженностей (итог 5-го раздела баланса за вычетом строк 640, 650). Нормативное значение коэффициента - не менее 2.

Коэффициент обеспеченности собственными средствами (КОСС) определяется как отношение разности между  объемами источников собственных средств (Итог 3-го раздела баланса) и фактической  стоимостью основных средств и прочих внеоборотных активов (итог 1-го раздела баланса) к фактической стоимости находящихся в наличии у фирмы оборотных средств в виде производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции, денежных средств, дебиторской задолженности и прочих оборотных активов (итог 2-го раздела баланса). Нормативное значение - не менее 0,1.

Таким образом, полная формула  расчета конкурентоспособности  фирмы (КФ) будет следующей:

 

КФ=*КТЛ*КОСС,                                                                              (3)

где - сумма коэффициентов маркетинговой деятельности,

КТЛ -коэффициент текущей ликвидности,

КОСС - коэффициент обеспеченности собственными средствами.

Показатель конкурентоспособности  фирмы отражает различие между сравниваемой продукцией в потребительском эффекте, приходящемся на единицу затрат покупателя по приобретению и потреблению изделия. Если КФ<1, то рассматриваемый товар  уступает образцу по конкурентоспособности, а если КФ>1, то превосходит, при  равной конкурентоспособности КФ=1.

4. Метод, основанный на  теории эффективной конкуренции.

Согласно этой теории наиболее конкурентоспособными являются те предприятия, где наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб. На эффективность деятельности каждой из служб оказывает влияние множество  факторов - ресурсов фирмы.

Оценка эффективности  работы каждого из подразделений  предполагает оценку эффективности  использования им этих ресурсов.

Расчет критериев и  коэффициента конкурентоспособности  предприятия производится по формуле  средней взвешенной арифметической:

 

ККП=0,15 ЭП +0,29 ФП+0,23 ЭС+0,33 КТ,                                       (4)

где ККП - коэффициент конкурентоспособности  предприятия;

ЭП - значение критерия эффективности  производственной деятельности предприятия;

ФП - значение критерия финансового  положения предприятия;

ЭС - значение критерия эффективности  организации сбыта и продвижения  товара на рынке;

КТ - значение критерия конкурентоспособности  товара;

0,15; 0,29; 0,23; 0,33 - коэффициенты  весомости критериев.

 

ЭП =0,31И+0,19Ф+0,40RТ+0,10ПТр,                                                   (5)

где ЭП - критерий эффективности  производственной деятельности предприятия;

И - относительный показатель издержек производства на единицу продукции;

Ф - относительный показатель фондоотдачи;

RТ - относительный показатель рентабельности товара;

ПТр - относительный показатель производительности труда;

0,31; 0,19; 0,40; 0,10 - коэффициенты  весомости показателей.

 

ФП =0,29 КА+0,20 КП+0,36 КЛ +0,15 КО,                                        (6)

где ФП - критерий финансового  положения предприятия;

КА - относительный показатель автономии предприятия;

КП - относительный показатель платежеспособности предприятия;

КЛ - относительный показатель ликвидности предприятия;

КО - относительный показатель оборачиваемости оборотных средств;

0,29; 0,20; 0,36; 0,15 - коэффициенты  весомости показателей.

 

ЭС=0,37RП+0,29КЗ+0,21КМ+0,14КР,                                                  (7)

где ЭС - критерий эффективности  организации сбыта и продвижения  товара;

RП - относительный показатель рентабельности продаж;

КЗ - относительный показатель затоваренности готовой продукцией;

КМ - относительный показатель загрузки производственных мощностей;

КР - относительный показатель эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта;

0,37; 0,29; 0,21; 0,14 - коэффициенты  весомости показателей.

Данная оценка конкурентоспособности  предприятия охватывает все наиболее важные оценки хозяйственной деятельности промышленного предприятии, исключает  дублирование отдельных показателей, позволяет быстро и объективно получить картину положения предприятия на отраслевом рынке. Использование в ходе оценки сравнения показателей за разные промежутки времени дает возможность применять этот метод как вариант оперативного контроля отдельных служб.

Таким образом, успешность функционирования любой фирмы зависит, в конечном счете, от уровня конкурентоспособности  продукции, предлагаемой ею потребителям. Тем самым приходится признать необходимость  разработки четкой методологии оценки и управления конкурентоспособностью продукции, основанной на тесной взаимосвязи  общепризнанных законов экономики  и менеджмента, психологии и социологии, статистики и теории вероятностей, других наук [4].

 

 

1.3 Пути повышения конкурентоспособности  предприятия

 

Основное противоречие конкурентоспособности  можно сформулировать как противоречие между интересами производителя  и потребителя, которое в действительности подвергается корректировке в процессе реализации рыночных отношений потребителя  и производителя, в результате которой, продажа данного товара становится эффективной как для производителя, так и для потребителя.

Осуществление указанной  корректировки возможно только при  условии разрешения ряда проблем, обусловленных  данным противоречием.

Во-первых, оптимизации уровня цены товара, приемлемого для всех участников процесса производства и  реализации продукции.

Во-вторых, проблемы выпуска  изделий, удовлетворяющих новейшим требованиям научно-технического прогресса.

В-третьих, проблемы создания инфраструктуры, необходимой для  удовлетворения потребностей покупателя, но не представляющей особого интереса с точки зрения извлечения наивысшей прибыли для производителя [7].

На основании определенной взаимосвязи между различными уровнями конкурентоспособности можно утверждать, что пути повышения конкурентоспособности  государства, отрасли и предприятия  повышают и конкурентоспособность  продукции.

Производитель, создавая конкурентоспособный  товар, применяет различные стратегии. Например:

- добиться отличия товаров  предприятия в глазах покупателей  от товаров конкурентов;

- выбрать из намеченных  к производству товаров один, являющийся наиболее привлекательным  для всех покупателей, и осуществить  на этой основе прорыв на  рынке;

- отыскать новое применение  выпускаемым товарам;

- своевременно изъять  экономически неэффективный товар  из сбытовой программы предприятия;

- найти выход на новые  рынки, как со старыми, так и с новыми товарами;

- осуществлять модификацию  выпускаемых товаров в соответствии  с новыми вкусами и потребностями  покупателей;

- регулярно развивать  и совершенствовать систему сервисного  обслуживания реализуемых товаров  и систему стимулирования сбыта  в целом.

В решении задач повышения  конкурентоспособности продукции  с каждым годом все возрастающее значение приобретает проблема выбора и освоения новых рынков сбыта. В связи с этим на любом предприятии очень важны аналитико-поисковые усилия в этой области. Новые рынки сбыта решающим образом могут изменить конкурентоспособность товара и рентабельность сбытовой деятельности. Понятно, что внедряя товар на новый рынок, можно продлить жизненный цикл товара. Сезонные колебания в спросе могут способствовать успешной реализации одного и того же товара в различных точках планеты. А увеличение объема продаж на новых рынках позволит снизить издержки производства на единицу продукции, прежде всего за счет использования дешевой рабочей силы, достаточно низких уровней налогов и таможенных пошлин и ряда других факторов на новых рынках сбыта. В связи с этим очень важно для дальнейшего развития конкурентоспособности товара (прежде чем перейти к новому, его модификации, снятию с производства) попытаться выйти с ним на новый рынок сбыта, если на внутреннем его конкурентоспособность резко упала. Но при этом надо точно знать степень обеспеченности новых рынков высококвалифицированными работниками ремонтных и обслуживающих организаций, так как в противном случае покупатели могут потребовать повышения надежности и упрощения конструкции реализуемой продукции.

В результате оценки конкурентоспособности  продукции могут быть приняты  следующие пути повышения конкурентоспособности:

- изменение состава, структуры  применяемых материалов (сырья, полуфабрикатов), комплектующих изделий и/или конструкции  продукции;

- изменение порядка проектирования  продукции;

- изменение технологии  изготовления продукции; методов  испытаний, системы контроля качества  изготовления, хранения, упаковки, транспортировки  и монтажа;

- изменение цен на продукцию,  цен на услуги, по обслуживанию  и ремонту, и цен на запасные  части;

- изменение порядка реализации  продукции на рынке;

- изменение структуры  и размера инвестиции в разработку, производство и сбыт продукции;

- изменение структуры  и объемов кооперационных поставок  при производстве продукции и  цен на комплектующие изделия  и состава выбранных поставщиков;

- изменение системы стимулирования  поставщиков;

- изменение структуры  импорта и видов импортируемой  продукции.

Анализируя выше сказанное, можно сделать вывод, что стратегия  повышения качества товара является важнейшей составной частью стратегии  фирмы. Объектами прогнозирования  являются показатели качества товара, уступающие аналогичным показателям  товаров конкурентов [1].

Выбор оптимального сочетания  различных маркетинговых стратегий  с целью обеспечения высокого уровня конкурентоспособности существенно  зависит от особенностей жизненного цикла товара и нахождения товара на определенном его этапе.

Стандартный жизненный цикл товара имеет следующие стадии: разработка, выход на рынок, рост, зрелость (насыщение), спад. Для многих товаров жизненный  цикл может сильно отличаться от стандартного из-за сезонности, капризов моды, смены увлечений и т.д.

Таким образом, на основе теоретического исследования в данной главе можно  сделать следующие выводы:

1. Конкурентоспособность  можно определить как комплексную  характеристику товара, определяющую  его предпочтение на рынке  по сравнению с аналогичными  изделиями-конкурентами как по  степени соответствия конкретной  общественной потребности, так  и по затратам на его удовлетворение, которое обеспечивает возможность  реализации этого товара в  определенный момент времени  на конкретном рынке. Отсюда  следует, что конкурентоспособность  обуславливается качественными  и стоимостными особенностями  товара, которые учитываются покупателем  согласно их непосредственной  значимости для удовлетворения  потребностей.

Информация о работе Повышение конкурентоспособности