Проблемы поддержания качества и конкурентоспособности продукции в рыночных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 11:49, курсовая работа

Краткое описание

Мало кому в советское время было близко такое понятие, как «конкуренция». Люди жили «в равенстве и братстве», но с приходом перестройки жизнь «бывших» советских граждан коренным образом преобразилась. Рыночная экономика превратила людей в конкурентов, каждый из которых вынужден бороться за свое «место под солнцем». Конкуренция стала главной, жизненно важной составляющей не только любого человека, но и любой организации. Всем известно, что для успешного функционирования на рынке фирма должна быть конкурентоспособной, именно поэтому компании заинтересованы в повышении своей эффективности и «выживаемости». Организация должна производить товар (или услугу) с такими характеристиками, чтобы люди хотели покупать продукцию именно этой компании.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….....3
Глава I. Основные сведения о качестве и конкурентоспособности товара…...…5
1.1. Понятия конкурентоспособности и качества товара……………...…5
1.2. Показатели конкурентоспособности и ее оценка………………..…..7
Глава II. Способы повышения конкурентоспособности и качества товара…....14
2.1. Меры необходимые для повышения конкурентоспособности товара…..14
2.2.Поддержание и повышение качества продукции (на примере ГАЗа)..…..18
2.3. Рекомендации…………………………………………………………19
Заключение…………………………………………………………………………21
Список использованной литературы……………………………………………..23

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Гвоздь У.М..doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  экономического развития и торговли РФ

Государственный университет Высшая школа экономики

Нижегородский филиал

Кафедра маркетинга

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Маркетинг»

на тему: Проблемы поддержания качества и конкурентоспособности  продукции в рыночных условиях

 

Выполнила студентка 

Группы  09м3

Гвоздь Ульяна Михайловна

__________________

Кандидат экономических наук, доцент

Декан ФКТ

Зайцева Елена  Анатольевна

 

г.Н.Новгород

2010

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..….....3

Глава I. Основные сведения о качестве и конкурентоспособности товара…...…5

    1. Понятия конкурентоспособности и качества товара……………...…5
    2. Показатели конкурентоспособности и ее оценка………………..…..7

Глава II. Способы повышения конкурентоспособности и качества товара…....14

2.1. Меры необходимые для повышения конкурентоспособности товара…..14

2.2.Поддержание и повышение качества продукции (на примере ГАЗа)..…..18

2.3. Рекомендации…………………………………………………………19

Заключение…………………………………………………………………………21

Список использованной литературы……………………………………………..23

 

Мало кому в  советское время было близко такое  понятие, как «конкуренция». Люди жили  «в равенстве и братстве», но с приходом перестройки жизнь «бывших» советских граждан коренным образом преобразилась. Рыночная экономика превратила людей в конкурентов, каждый из которых вынужден бороться за свое «место под солнцем». Конкуренция стала главной, жизненно важной составляющей не только любого человека, но и любой организации. Всем известно, что  для успешного функционирования на рынке фирма должна быть конкурентоспособной, именно поэтому компании заинтересованы в повышении своей эффективности и «выживаемости». Организация должна производить товар (или услугу) с такими характеристиками, чтобы люди хотели покупать продукцию именно этой компании.

Так в чем  же можно получить преимущество над  конкурентами? Какие характеристики товара (услуги) являются определяющими  для покупателя? Что может в  той или иной степени повлиять на выбор? Итак, эффективность фирмы  во многом определяется степенью удовлетворенности потребителя, то есть, как уже было отмечено, продукция компании должна отвечать запросам целевой аудитории. В значительной степени, популярность товара (услуги) той или иной фирмы определяется ценой и качеством, которые не должны уступать конкурентам, в противном случае, потребитель может «уйти» к ним.

Таким образом, в определении продолжительности  жизни любой организации  значительным  фактором является ее конкурентоспособность, способность успешно конкурировать с другими фирмами. Именно поэтому в современном мире многие компании вкладывают значительные денежные средства в исследование рынка и разработку различных способов повышения ее  конкурентоспособности и поддержания качества продукции.

Объектом исследования данной курсовой работы являются товары, произведенные на предприятии. Предмет исследования -  конкурентоспособность изделий.  Цель данной работы заключается в определении основных способов повышения конкурентоспособности и качества товаров. Основные задачи необходимые для достижения поставленной цели:

    • Раскрыть понятие «конкурентоспособность»;
    • Определить основные факторы, так или иначе оказывающие влияние на конкурентоспособность  продукции;
    • Понять, как происходит оценка конкурентоспособности товара;
    • Определить основные способы создания и повышения конкурентоспособности изделий;
    • На примере конкретного предприятия проанализировать пути повышения качества товаров.

В процессе написания  работы были использованы следующие  методы исследования: анализ, синтез, сравнение, сопоставление, а также анализ документов.

 

Глава I. Основные сведения о качестве и конкурентоспособности товара.

1.1 Понятия конкурентоспособности  и качества товара.

Прежде всего, стоит определить, что же такое  конкуренция?                                       

Конкуренция - «соперничество между отдельными лицами, хозяйственными единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели на каком-либо поприще». 1

Конкуренция -  «состязание между производителями (продавцами) товаров, а в общем случае — между любыми экономическими, рыночными субъектами; борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод».2

Существует  большое количество различных определений  понятию «конкуренция»,  но все они обладают общими чертами:

    1. Наличие двух и более конкурентов (соперников);
    2. Общая сфера деятельности;
    3. Общие цели.

Следуя этой логики, можно предположить, что  конкурентоспособность товара –  это не что иное, как «способность товара выдерживать конкуренцию».3

Любой товар  обладает определенным набором экономических и технико-эксплуатационных свойств. Их соответствие потребностям покупателя является условием совершения покупки. Делая выбор в пользу того или иного товара, потребитель определяет отличительные признаки, которые указывают на конкурентное превосходство данной продукции над аналогичной по назначению продукции конкурентов. Он оценивает привлекательность товара, степень возможного удовлетворения потребности, а также готовность нести затраты на приобретение и использование товара.

Таким образом, конкурентоспособность товара – это совокупность «потребительских и стоимостных характеристик» товара, которые определяют его «предпочтительность для покупателя по сравнению с аналогичными товарами»4 фирм – конкурентов. Она определяет возможность того, что товар будет куплен в числе первых среди товаров-конкурентов. Следует отметить, что данный показатель можно определить лишь в сравнении с другими товарами, то есть он является относительным показателем.

Для того чтобы  товар пользовался большим спросом, он должен обладать конкурентным преимуществом (свойство товара, создающее фирме определенное превосходство над конкурентами, а потребителю – наилучшее сочетание потребительских характеристик товара). Превосходство, также как и конкурентоспособность,  может быть оценено лишь в сравнении при помощи различных факторов. Ж.Ж.Ламбен разделил все эти факторы на две большие группы, определяющие конкурентоспособность товара (на внутренние и внешние конкурентные преимущества).

Внутреннее  конкурентное преимущество основывается на превосходстве в издержках производства (т.е. когда у фирмы более высокая производительность по сравнению с конкурентами, а, следовательно, и себестоимость продукции). Что касается внешнего конкурентного преимущества, то оно отражает «рыночную силу» продукции, обуславливая возможность продажи по цене выше, чем у товара-конкурента, и удовлетворение потребностей потребителей, которые недовольны существующими товарами.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что конкурентоспособность - это  своеобразный индикатор, показывающий, насколько тот или иной товар отвечает потребностям целевой аудитории.

 

 

 

1.2 Показатели конкурентоспособности  и ее оценка.

Покупатель, выбирая  тот или иной товар, оценивает  возможную полезность от его использования (потребления) и затраты, связанные не только с покупкой данного товара, но и дальнейшей эксплуатацией. Сравнивая различные (конкурирующие между собой) товары по таким параметрам, как цена, качество, уровень предоставляемого сервиса до и после покупки, покупатель определяет наиболее подходящий для него товар. Так определяется конкурентоспособность продукции.

Согласно Фатхутдинову Р.А., на  конкурентоспособность продукции влияют как статистические, так и динамические факторы (времени, синергетичности, неопределенности внешней среды, неэтичности партнеров и т.д.). К статистическим относятся следующие показатели: качество и цена продукции, затраты в сфере потребления продукции и качество сервиса для потребителей продукции.

Для оценки конкурентоспособности  товара Багиев Г.Л.5 создал систему показателей, которые были разделены на 3 группы: качественные, маркетинговые и экономические показатели (Рис. 1).

1. Рассмотрим  подробнее такой показатель, как качество. О.Т.Лебедев6 определил качество как совокупность характеристик товара, обуславливающая его пригодность для удовлетворения потребностей покупателей в соответствии

 

 Показатели конкурентоспособности. Рис 1.





 


 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с его назначением. НО, не стоит отождествлять понятия конкурентоспособности и качества товара.

1). Характеристики  товара, отражающие ее эффект  для производителя, не представляют  интереса для покупателя (например, если производителю удалось

сократить трудоемкость производства продукции, то ее качество, с точки зрения экономики, возрастет, а вот  для потребителя данный товар не станет привлекательнее).

2). При оценке  качества товара сравниваются  только однородные товары. В данном  случае группы товаров разделяются  в соответствии с показателями,

которые характеризуют  области их применения, а также  совокупность конструктивных и технологических особенностей. При оценке конкурентоспособности продукции за основу берут конкретную потребность. В этом случае возможно сопоставление и неоднородных товаров, т.к. они различаются лишь в способах удовлетворения одной и той же потребности.

Тем не менее, два  этих понятия связаны: они оценивают  результат труда и его полезность; являются динамичными характеристиками, т.к. изменяются в связи с научно-техническим  прогрессом; определяются через совокупность параметров изделия.

Конкурентоспособность продукции определяет не само качество, степень соответствия качества данного  товара показателям качества товара-конкурента, т.е. оценка конкурентоспособности, означает сопоставление значений показателя качества товара данной компании с показателями товара конкурента. Качественные показатели Багиев Г.Л. разделил на классификационные (раскрывающие свойства товара, т.е. определяют область применения, назначение, а также условия использования) и оценочные (характеризующие свойства продукции, которые определяют его качество), которые состоят из нормативно-производственных (оценка соответствия характеристик товара технологическим требованиям, она производится  на стадии производства и аттестации) и консументных показателей (оценка соответствия свойств товара конкретным потребностям, производится на стадии потребления). Консументные показатели разделяют на конкретные и групповые, в которых выделяют:

    • Функциональные показатели (совершенство выполнения основных и вспомогательных функций);
    • Надежностные (долговечность, безотказность, ремонтпригодность);
    • Эстетические (рациональность формы, художественная ценность, совершенство, целостность композиции);
    • Эргономические (психологические, физиологические, гигиенические, антропометрические).

2. Экономические показатели. Конкурентоспособность товара должна оценивать стоимость потребления, т.е. расходы покупателя на удовлетворение его потребностей. Стоимость потребления складывается из затрат на покупку товара и расходов по эксплуатации товара. К затратам по эксплуатации товара относятся расходы на обслуживание товара, на текущий ремонт, на сервисное обслуживание по окончании гарантийного срока, на страхование товара, затраты на топливо, электроэнергию, сырье, расходы, касающиеся оплаты налогов и утилизации отходов, которые возникают при утилизации расходом и могут оказать отрицательное влияние на окружающую среду.

3. Маркетинговые показатели характеризуют уровень осуществленных расходов фирмы на создание маркетингового окружения товара (известность товара, марки и имидж товара).

Таким образом, конкурентоспособность продукции  «закладывается еще при разработке, материализируется при производстве, укрепляется при реализации, а проявляется в эксплуатации»7.

Стоит отметить, что конкурентоспособность определяется исключительно теми характеристиками, которые являются ценными для данной группы покупателей, остальные свойства товара не принимаются во внимание. (Один и тот же товар может быть конкурентоспособным на внутреннем рынке и не обладать данным свойством на внешнем).

Так как именно покупатель выбирает среди большого количества товаров наиболее подходящий: соответствующий его финансовым возможностям и удовлетворяющий  при этом его потребности в  большей степени – основой оценки конкурентоспособности товара является исследование, как финансовых возможностей, так и потребностей целевой аудитории.

Целью оценки конкурентоспособности  продукции является «обеспечение постоянной привлекательности определенного  товара на рынке, наделяющего его преимуществом по сравнению с аналогичным по назначению товаром конкурента»8.

При оценке конкурентоспособности  товара необходимо рассматривать 2 ситуации:

Информация о работе Проблемы поддержания качества и конкурентоспособности продукции в рыночных условиях