Пути совершенствования стратегического управления на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2012 в 09:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – на основании литературных источников и данных предприятия изучить сущность и методику проведения SWOT анализа деятельности предприятия в системе стратегического менеджмента предприятия.
Актуальность темы: Внешняя среда, в которой приходится действовать белорусским компаниям, становится качественно иной: обострение конкурентной борьбы на насыщенном рынке ведет к повышению степени его неопределенности, а значит, появляются непредсказуемые факторы риска. В этом случае актуальным можно считать проведение SWOT анализа на предприятии.

Содержание

Введение.
Раздел 1. SWOT- анализ деятельности предприятия как основа
стратегического управления.
1.1 Сущность и сфера проведения SWOT анализа деятельности
предприятия.
1.2 Методика проведения SWOT- анализа.
Раздел 2. Характеристика предприятия и стратегия развития
УП МЗ СИИТО
Раздел 3. SWOT- анализ деятельности предприятия МЗ СИиТО.
Определение объекта SWOT-анализа.
3.1 Первый этап. Анализ внутренней среды МЗ СИиТО.
3.2 Второй этап. Анализ внешней среды МЗ СИиТО.
3.3 Третий этап. Сводный анализ бизнеса в контексте окружающей
среды.
3.4 Четвертый этап. Определение основных стратегических действий
по результатам анализа.
Раздел 4. Пути совершенствования стратегического управления на
предприятии.
Выводы
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по маркетингу.doc

— 300.50 Кб (Скачать файл)

Оценка сильных и слабых сторон предприятия по отношению к возможностям и угрозам внешней среды как раз и определяет наличие у фирмы стратегических перспектив и возможность их реализации. Понятно, что при этом будут возникать препятствия (угрозы), которые необходимо преодолевать. Отсюда следует "...переориентация методов управления развитием предприятия с опоры на уже достигнутые результаты, освоенные товары и используемые технологии (внутренние факторы) на изучение ограничений, накладываемых внешней рыночной средой (внешние факторы)".

 

1.2 Методика проведения SWOT анализа

 

По существу матрица SWOT-анализа представляет собой удобный инструмент структурного описания стратегических характеристик среды и предприятия. При построении матрицы применена, так называемая "дихотомическая процедура" (dickotomia - (греч.) разделяю на две части), используемая во многих областях знаний (философия, математика, ботаника, соционика, информатика и т.д.). Тогда элементы матрицы представляют собой "дихотомические пары" (пары взаимоисключающих друг друга признаков), что позволяет снизить неопределенность (энтропию) взаимодействия среды и системы за счет описания ситуации "крупным мазком".

Методология построения матрицы первичного стратегического анализа заключается в том, что сначала весь мир делится на две части - внешнюю среду и внутреннюю (саму компанию), а затем события в каждой из этих частей - на благоприятные и неблагоприятные: 

1.      внешняя - внутренняя

2.      сила - слабость,

3.      возможности - угрозы

 Общий вид матрицы первичного SWOT-анализа приведен на рис.1.2 


Рис.1.2. Матрица первичного стратегического SWOT - анализа.

 

Процесс заполнения матрицы должен быть выполнен максимально тщательно, т.к. на результат может повлиять даже такая вещь, как последовательность заполнения клеток матрицы. Здесь надо иметь ввиду, что на рисунке приведена только общая схема матрицы. На практике число SWOT-факторов по каждой оси матрицы может быть значительным и существуют специальные процедуры их ранжирования и свертывания. Но еще более сильное значение имеет "субъективный фактор", привносимый

 

участниками процесса (директор, специалисты, менеджеры) при обсуждении той или иной ситуации. За счет этого результат анализа пополняется еще и философией стратегии, которая присутствуя в рассуждениях, не вписывается ни в одну клетку матрицы, но объединяет их в единое целое. "Философия стратегии", как правило, непосредственно связана с тем "видением" (vision), которое легло в основу миссии компании.

Выбор эффективных стратегий, соответствующих внутренним параметрам предприятия и его положению на рынке и, в целом, во внешней среде, производится путем построения матриц корреляционного SWOT - анализа. На рис.1.3. приведен пример такой матрицы для выбора корпоративной стратегии.


Рис.1.3. Матрица корреляционного SWOT - анализа.

 

Стратегии компании определяются, исходя из сопоставления (корреляции) описанных ранее характеристик среды и предприятия для четырех зон матрицы. Для каждой зоны матрицы получаем свои базовые стратегии. Например, для левой нижней зоны матрицы характерны стратегии направленные на использование сильных сторон предприятия для нейтрализации угроз внешней среды. Фирма имеет значительные внутренние силы, но внешняя среда таит в себе много угроз. Здесь наиболее эффективными будут стратегии, направленные на смягчение внешних угроз на рынке путем диверсификации (освоения новых товаров и рынков) и интеграции бизнеса. Для верхней правой зоны характерны стратегии, направленные на компенсацию слабых сторон компании за счет хороших возможностей, предоставляемых внешней средой (создание совместных предприятий для активной работы на перспективном рынке). Продолжая анализ, увидим, что для левой верхней зоны матрицы лучшей стратегией станет упор на рост и увеличение продаж, а для правой нижней – самым

 

разумным становится либо концентрация на узком сегменте рынка, либо уход с рынка[22, c. 34].

Таким образом, "разработка стратегии фирмы базируется на анализе конкретных сегментов рынка для оценки благоприятного проникновения в намеченные сферы, их использования для укрепления своих позиций". Успех при этом зависит от формального, точного, полного и всестороннего описания взаимодействия предприятия с внешней средой. Это дает некоторую гарантию, что стратегические решения приняты на основе анализа всей доступной информации и ничего не упущено.

Кроме того, результаты анализа и принятые на его основании решения должны фиксироваться и накапливаться, т.к. накопленный структурированный опыт ("база знаний") является основой управленческой стоимости любой компании. Здесь как нельзя лучше подходят технологии и инструменты бизнес-инжиниринга, опирающиеся на систему информационных моделей предприятия и моделей внешней среды. Специальные модули подобных программ как раз позволяют фиксировать, проводить мониторинг и сопоставлять SWOT-факторы влияющие на стратегические решения по выбору возможных направлений развития компании.

Правильно и вовремя принятые стратегические решения играют сегодня ключевую роль в успешной деятельности организации. В конечном счете именно они оказывают решающее влияние на конкурентоспособность продукции и предприятия в целом[9, c. 13].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. Характеристика  предприятия  и  стратегия  развития

УП МЗ СИИТО

 

Производственное республиканское унитарное предприятие «Минский завод специального инструмента и технологической оснастки» (МЗ СИиТО)  входит в состав производственного объединения «Минский тракторный завод» (ПО МТЗ). МЗ СИиТО создан в 1967 году на базе инструментального  производства  МТЗ  на основании приказа Министра тракторного и сельхозмашиностроения СССР от 18.02.67 №38.

Предметом  деятельности завода являются:

     производство и реализация средств технологического оснащения, товаров народного потребления, запасных частей, других видов машиностроительной продукции и оказание услуг по заказам потребителей;

     проведение технического перевооружения и реконструкции действующего производства;

     выполнение конструкторских и проектно-технологических работ для технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта;

     организация фирменной торговли, сервисного обслуживания реализованной потребителям продукции и товаров;

     осуществление внешнеэкономической деятельности;

     выполнение конструкторских и проектно-технологических работ по новой технике, всестороннее её испытание;

     организация маркетинговой деятельности и материально-технического снабжения;

     МЗ СИиТО  занимает  площадь  в 39,1 тыс.кв.м.,  около 4 га.  Здание  завода  представляет  собой  единый  корпус,  общей площадью  35,2 тыс.кв.м.,  из  них  производственная – 18,3 тыс.кв.м.,  вспомогательная – 8,9 тыс.кв.м.,  конторско-бытовая – 8,0тыс.кв.м..  Открытые  склады – 1,9тыс.кв.м.,  гаражное хозяйство – 0,77 тыс.кв.м..

     В настоящее время производственное республиканское унитарное предприятие «Минский  завод специального инструмента и технологической оснастки» (ПРУП «МЗ СИиТО»)- это предприятие по производству инструмента и технологической оснастки для МТЗ, заводов-филиалов производственного объединения МТЗ, промышленных предприятий РБ и СНГ.

 

 

 

В состав завода входят четыре цеха и участок ТНП:

1.      Инструментальный цех, производство режущего инструмента (резцы, свёрла, протяжки, фрезы и т.д.)

2.      Цех приспособлений и пресс-форм, производство приспособлений, вспомогательного инструмента, пресс-форм.

3.      Цех штампов, производство штампов для горячей и холодной штамповки.

4.      Кузнечно-термический цех, изготовление заготовок и листового и профильного металла, термообработка, гальванопокрытие.

5.      Участок товаров народного потребления.

Заготовительное производство:

1. Свободная ковка заготовок на молотах  1 - 3 т.

2. Сварка заготовок на стыкосварочных автоматах.

3. Профильная вырезка заготовок на газорезательной машине «Стрела» из металла толщиной до 70 мм.

4.Профилирование заготовок методом горячего гидродинамического выдавливания.

5. Порезка заготовок ленточными и дисковыми пилами.

6. Моделирование на рабочих местах конструктора.

7. Изготовление изделий из пластмасс.

Механическая обработка:

      Токарные, фрезерные, граверные, художественные, лицешлифовальные работы на универсальных станках и станках с ЧПУ.

      Профильное шлифование на уникальных станках с ЧПУ.

      Формообразование   на   электроэрозионных   станках   (прошивных   и проволочно-вырезных).

      Штамповка на прессах (22 т, 63 т, 100 т, 250 т, 320 т).

      Лазерная маркировка.

      Химическое оксидирование, гальванические покрытия.

Блестящее химическое никелирование.

1.      Блестящее химическое хромирование.

2.      Термообработка режущего инструмента и оснастки с использованием печей и соляных ванн.

Завод принимает заказы на изготовление следующих видов   инструментов и оснастки:

   1. Металлорежущего (резцы, ножи к сборным фрезам, свёрла, центровки, зенкера, развёртки, фрезы всех видов, комбинированный инструмент, протяжки, долбяки, шевера, метчики).

   2. Вспомогательного (оправки, удлинители, планшайбы, втулки, державки, стойки, бор штанги,    резцедержатели, зубила).

   3. Приспособлений (мелких, крупных), агрегатных станков и узлов к ним.    

   4. Измерительного (контрольные оправки, эталонные шестерни, калибры, скобы, пробки, кольца, угломеры).

   5. Контрольных приспособлений (ключи динамометрические, головки винторезные, кулачки, центра, диски эталонные, оправки, скобы, линейки, нутромеры, призмы).

   6. Пресс-форм (для пластмассовых и резинотехнических изделий).

   7. Штампов (для холодной и горячей штамповки).

  8. Метизов и нормалей (болты, винты, гайки, шпильки, штифты, пробки, шпонки, головки сменные, запасные части к оборудованию лёгкой и пищевой промышленности).

   9. Садоводческий и строительный инструмент.

   10. Товаров народного потребления (наборы метчиков, вороток, рычаги клапана автомобиля ВАЗ, ножницы хозяйственные,  и т.д.).

   11. Изделия из пластмассы (скребки оконные и автомобильные, доска разделочная, стойка для компакт-дисков, крышка полиэтиленовая, стяжка, дюбеля, горшок для цветов, вешалки).

Основные достижения в деятельности предприятия

1.      Сохранение в рабочем состоянии производственных мощностей под выпуск 50 000 тракторов в год.

2.      Расширение гаммы выпускаемой продукции.

3.      Сохранение рынков сбыта.

4.      Увеличение экспортного потенциала по сравнению с предыдущими годами.

5.      Удержание завоёванных позиций среди предприятий Республики Беларусь и Российской Федерации.

6.      Основные неудачи в деятельности предприятия.

7.      Планирование выпуска продукции не всегда согласуется  с возможностью продаж.

8.      Наличие товарообменных поставок комплектующих и материалов, что ведёт к удорожанию продукции.

 

 

 

Раздел 3. SWOT- анализ деятельности предприятия МЗ СИиТО.

Определение объекта SWOT-анализа.

 

Производственное республиканское унитарное предприятие «Минский завод специального инструмента и технологической оснастки» (МЗ СИиТО) входит в состав производственного объединения «Минский тракторный завод» (ПО МТЗ). МЗ СИиТО создан в 1967 году на базе инструментального производства МТЗ на основании приказа Министра тракторного и сельхозмашиностроения СССР от 18.02.67 №38.

Предметом деятельности завода являются:

      производство и реализация средств технологического оснащения, товаров народного потребления, запасных частей, других видов машиностроительной продукции и оказание услуг по заказам потребителей;

      проведение технического перевооружения и реконструкции действующего производства;

      выполнение конструкторских и проектно-технологических работ для технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта;

      организация фирменной торговли, сервисного обслуживания реализованной потребителям продукции и товаров;

Информация о работе Пути совершенствования стратегического управления на предприятии