Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 20:00, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении теоретических основ выбора конкурентных позиций фирмы, и проведении анализа на примере предприятия ОАО «Белгородский молочный комбинат».
Для этого необходимо решить ряд задач:
1. Раскрыть понятие и сущность конкуренции
2. Рассмотреть, что такое стратегическое управление конкурентными действиями
Введение 3
1 Теоритические основы укрепления конкурентных позиций фирмы. 5
1.1 Сущность конкуренции 5
1.2 Конкурентная позиции и конкурентный статус фирмы……..……………11
1.3 Стратегическое управление конкурентными позициями и действиями. 16
2 Краткая характеристика ОАО «Белгородский молочный комбинат» 25
2.1 История развития ОАО «Белгородский молочный комбинат» 25
2.2 Спектр деятельности ОАО «Белгородский молочный комбинат» и ее характеристика. 26
3 Комплексный анализ маркетинговой среды предприятия «Белгородский молочный комбинат»……………………………………………………………28
3.1 Диагностика общехозяйственной конъюкторы…… ……….….….……...28
3.2 Анализ мезосреды и конъюктуры товарного рынка……………………...36
3.3 Анализ внутренней маркетинговой среды предприятия………………….45
4 Разработка маркетинговой стратегии предприятия…………………………51
Заключение 61
Список используемой литературы 63
Показатель |
2007 г. |
2008 г. |
% откл. |
|
Фондоотдача |
0,914 |
1,226 |
34,1 |
|
Фондоотдача активной части ОФ |
4,69 |
4,66 |
-0,6 |
|
Фондоемкость |
1,094 |
0,816 |
-25,4 |
|
Оборотные средства |
2007 год |
2008 год |
Отклонение |
||
Абсолютн. |
% |
||||
Запасы, в том числе:сырье и материалынезавершенное производствоготовая продукциярасходы будущих периодов |
548694609726126005155 |
1037179117129159302329 |
48848450743033297174 |
89,0397,7811,654,91,12 |
|
НДС по приобретенным ценностям |
4378 |
3551 |
-827 |
-18,89 |
|
Дебиторская задолженность, в том числе:покупатели и заказчикипрочие дебиторы |
28970599022980 |
38134662431510 |
91646348530 |
31,6310,5837,12 |
|
Краткосрочные финансовые вложения |
- |
23874 |
23874 |
- |
|
Денежные средства, в том числе:кассарасчетный счетпрочие денежные средства |
1155582511522 |
3168173151- |
-838793126-11522 |
-72,60112,50125,04- |
|
Итого |
99772 |
172444 |
72672 |
72,84 |
|
Показатель |
2007 г. |
2008 г. |
% откл. |
|
1. Коэффициент общей |
0,904 |
1,089 |
20,4 |
|
2. Время общего обращения |
403,76 |
335,17 |
-17,0 |
|
3. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств |
4,516 |
3,844 |
-14,89 |
|
4. Время обращения оборотных средств |
80,8 |
94,9 |
17,45 |
|
5. Коэффициент оборачиваемости материальных оборотных средств |
8,21 |
6,39 |
-22,17 |
|
6. Время обращения материальных оборотных средств |
44,46 |
57,12 |
28,5 |
|
7. Коэффициент оборачиваемости товарных запасов |
75,03 |
71,26 |
-5,02 |
|
8. Время обращения товарных |
4,86 |
5,12 |
5,35 |
|
9. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности |
15,55 |
17,38 |
11,77 |
|
10. Время обращения дебиторской задолженности |
23,47 |
21,00 |
-10,52 |
|
11. Продолжительность |
28,33 |
26,12 |
-7,8 |
|
12. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности |
7,41 |
15,66 |
111,3 |
|
13. Средний срок оборота |
49,26 |
23,31 |
-52,68 |
|
Развитие товарооборота между Россией и странами СНГ, в период с 2008 по 20010гг. характеризуется следующими данными:
Таблица 6. Внешнеэкономическая деятельность предприятия за 2008-2010 гг.
Наименование показателя |
2008г. |
2009г |
2010г. |
Темп роста в % 2008-2010 гг. | |
Объем производства продукции, т. |
Молоко стер. |
14890 |
17358 |
4262 |
0,28 |
Соки, напитки |
12272 |
10415 |
2508 |
0,20 | |
Среднегодовая цена продукции, руб. за 1 кг |
Молоко стер. |
13,07 |
13,56 |
14,43 |
1,10 |
Соки, напитки |
17,68 |
18,97 |
21,35 |
1,20 | |
Объем выручки от продажи продукции (работ, услуг), тыс. руб. |
Молоко стер. |
184439 |
235443 |
61503 |
0,33 |
Соки, напитки |
204279 |
197550 |
53542 |
0,26 | |
Доля от общего объема выручки, % Доля от общего объема выручки, % |
Молоко стер. |
22,3 |
25,8 |
24,4 |
1,09 |
Соки, напитки |
24,7 |
21,7 |
21,3 |
0,86 | |
Соответствующий индекс цен к предыдущему отчетному периоду, % |
Молоко стер. |
112,9 |
103,7 |
106,4 |
0,94 |
Соки, напитки |
101,3 |
107,3 |
112,5 |
1,11 |
Таблица 7. Система сбыта продукции.
Схема продаж продукции (работ, услуг) |
2008г. |
2009 г. |
2010г. |
Прямые продажи, % |
40,6 |
39,2 |
42,3 |
Контролируемая торговая сеть, % |
5,0 |
3,8 |
0,1 |
Региональные продажи, % |
54,4 |
57,0 |
80,8 |
Таким образом, объем производства продукции за 2008-2010 гг. уменьшился. Среднегодовая цена продукции (руб. за кг) в 2010 г., по сравнению с 2008г., увеличилась. Объем выручки от продажи продукции (работ, услуг) за этот период уменьшился. Доля от общего объема выручки стерелизованного молока увеличилась, а напитков и сока - уменьшилась.
Предприятие ОАО «БМК» является крупной, и несущей организацией в Белгородской области. Занимающее далеко не последнее место на мировом рынке, а на отечественном – одно из первых. Так как продукция этого предприятия качественная и высоко-потребляемая населением.
3.2 Анализ мезосреды и конъюктуры товарного рынка молочного сырья и производства молочной продукции 2005-2010 г.
Продуктовые границы товарного рынка
Продуктовые границы товарного рынка определяются, исходя из вида деятельности, возможности взаимозаменяемости услуг и товаров.
Федеральным законом от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» определено понятие продовольственного сырья.
Под продовольственным сырьем понимается сырье растительного, животного, микробиологического, минерального и искусственного происхождения и вода, используемые для изготовления пищевых продуктов.
Сырьем для производства молочной продукции является молоко.
Существуют различные виды молока, в том числе коровье, козье, кобылье. По данным перерабатывающих предприятий в промышленной переработке используется (поступает) в основном коровье молоко, так как другие виды молока производятся в небольших количествах и используются чаще всего населением только для собственных нужд.
Для установления принадлежности молочного сырья к классификационной группе, использовался общероссийский классификатор продукции (ОКП).
Код молочного сырья по ОКП является - 98 1912, эта товарная группа включает в себя: молоко коровье.
Молоко как продукт относится к социально значимой группе товаров. В молоке содержится свыше 100 ценнейших компонентов: до 20 сбалансированных аминокислот, почти столько же жирных кислот и сахарлактоза. Молоко включено в состав потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети).
Молоко, предназначенное для промышленной переработки, должно соответствовать требованиям ГОСТа Р 52054-2003 (распространяется на молоко натуральное коровье (далее молоко), производимое для дальнейшей переработки в установленном ассортименте), ветеринарным и санитарным правилам. Молоко должно быть цельным, свежим, с минимальным количеством микробов, без дефектов вкуса, запаха, консистенции и цвета, не замороженным, плотностью не менее 1,027 г/см3.
По вопросу взаимозаменяемости сырого молока, как сырья для производства молочной продукции взаимоменяемым сырьем, согласно технологического процесса изготовления молочной продукции можно считать сухое молоко. При существующей технологии при восстановлении сухого молока, восстановленное сырье добавляется к сырому молоку. Но не все виды молочной продукции возможно изготовить из сухого молока. Например, такой продукт, как масло животное, из сухого молока изготовить не возможно.
Как показал опрос хозяйствующих субъектов, осуществляющих переработку молока, в большинстве своем данный вид сырья не является актуальным в связи с дополнительными энергозатратами на его переработку и наличия емкостей больших размеров для его замачивания.
Основными причинами замены некоторыми молочными комбинатами сырья (сырое молоко на сухое молоко) является следующее:
- сезонный спад надоев молока;
- тенденция снижения поголовья скота, в частности молочного стада.
В соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005 -93 (ОКП), утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 30.12.93 (редакция от 01.09.2006 молоко и молочная продукция относится к коду 922001, к которому отнесены следующие отрасли: мясная, молочная, рыбная, комбикормовая и микробиологическая.
В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), утвержденным постановлением Госстандарта России от 06.11.2001г. № 454-ст. деятельность по производству молочных продуктов относится к разделу D «Обрабатывающие производства», подраздела DA «Производство пищевых продуктов, включая напитки и табак» и классифицируется как «производство молочных продуктов» – код 15.5; «переработка молока и производство сыра» - код 15.51; производство цельномолочной продукции – код 15.51.1.
Таким образом, предприятия, выпускающие указанную продукцию, осуществляют деятельность по переработке молока.
В ходе проведенного анализа установлено, что все действующие молокозаводы производят закупку молочного сырья для производства собственной готовой молочной продукции, либо используют молочное сырье собственного производства. Переработка молочного сырья на давальческих условиях, когда сырье и готовая продукция являются собственностью заказчика, осуществляется комбинатами крайне редко.