Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 20:00, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении теоретических основ выбора конкурентных позиций фирмы, и проведении анализа на примере предприятия ОАО «Белгородский молочный комбинат».
Для этого необходимо решить ряд задач:
1. Раскрыть понятие и сущность конкуренции
2. Рассмотреть, что такое стратегическое управление конкурентными действиями
Введение 3
1 Теоритические основы укрепления конкурентных позиций фирмы. 5
1.1 Сущность конкуренции 5
1.2 Конкурентная позиции и конкурентный статус фирмы……..……………11
1.3 Стратегическое управление конкурентными позициями и действиями. 16
2 Краткая характеристика ОАО «Белгородский молочный комбинат» 25
2.1 История развития ОАО «Белгородский молочный комбинат» 25
2.2 Спектр деятельности ОАО «Белгородский молочный комбинат» и ее характеристика. 26
3 Комплексный анализ маркетинговой среды предприятия «Белгородский молочный комбинат»……………………………………………………………28
3.1 Диагностика общехозяйственной конъюкторы…… ……….….….……...28
3.2 Анализ мезосреды и конъюктуры товарного рынка……………………...36
3.3 Анализ внутренней маркетинговой среды предприятия………………….45
4 Разработка маркетинговой стратегии предприятия…………………………51
Заключение 61
Список используемой литературы 63
На территории Белгородской области частично по давальческой схеме работают 3 хозяйствующих субъекта: ОАО «Содружество», Валуйское ОАО «Молоко» и ЗАО «Томмолоко». При этом заказчиками являются хозяйствующие субъекты, расположенные на территории других регионов (Воронежская и Московская области, г. Москва).
Таким образом, продуктовые границы анализируемого рынка определены как деятельность по переработке молока и производства цельномолочной продукции.
Отличительным аспектом данных рынков является также и то, что параллельно существуют два взаимосвязанных рынка переработки молока – (сырья для производства молочной продукции) и собственно переработки молока, технологический процесс которых изначально совпадает.
Географические границы товарного рынка
Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатель имеет экономическую и технологическую возможность приобрести, а продавец реализовать рассматриваемый товар и такая возможность отсутствует за ее пределами.
Поскольку молоко является скоропортящимся продуктом, то на географические границы исследуемого рынка влияет такой фактор, как удаленность производителя молока от предприятий переработчиков.
Как для сельскохозяйственных, так и для молочных предприятий экономически целесообразно организовать доставку молока при минимизации транспортных расходов.
В этой связи при строительстве молокозаводов
в Белгородской области (строительство
осуществлялось в 60-70 годы 20 - го века) за
основу был взят принцип размещения их по административно-
- развитость транспортной
- размещение предприятий в
- доступность перемещения товара (цельномолочной продукции) к покупателю.
В последние годы транспортные расходы по доставке молока значительно увеличились в связи с постоянным ростом цен на бензин, запчасти и т.д. Это обусловило для сельскохозяйственных производителей ограничение выбора молочных предприятий для сдачи молока.
Молоко доставляется на предприятия транспортом как сельскохозяйственных, так и молочных предприятий, поэтому сельхозпроизводителям более выгодно поставлять молоко на предприятия, расположенные на территории Белгородской области, в основном в административных границах муниципальных районов или поселений. Но как показывает опрос среди производителей и переработчиков, вследствие нехватки сырья молочные предприятия вынуждены завозить молоко и из более отдаленных населенных пунктов или других областей, однако это не является постоянным и главным критерием при доставке молока.
Другими факторами, определяющими географические границы рынка переработки молока, являются: загрузка производственных мощностей, ценовая политика, сложившиеся хозяйственные связи, инфраструктура приемки и доставки молочного сырья.
Качество молока, поступающего на молочные комбинаты, является основой производства качественной молочной продукции. Поэтому переработчики молока и его производители по возможности помогают каждый своим партнерам. Это и охлаждение молока со стороны сельхозпроизводителей (в большинстве своем сельхозпроизводители обеспечены танками–охладителями), со стороны переработчиков (строительство мелкоприемных пунктов). Такой опыт есть практически во всех муниципальных районах области.
В большинстве своем географические границы рынка переработки молочного сырья совпадают с административными границами Белгородской области, что позволяет отнести анализируемый рынок к региональному. В то же время отдельные предприятия, такие как ЗАО «Алексеевский молочный комбинат», ОАО Шебекинский маслозавод», ООО «ОНКЕН», ОАО «Белмолпродукт» расширяют географические границы закупок сырого молока, покупая его не только в муниципальном районе, где расположено предприятие, а по всей области и в других соседних регионах. Свыше половины предприятий осуществляют переработку молока, поставляемое от сельхозпредприятий муниципального района и поселений, где расположено перерабатывающее предприятие. При этом основным условием обращения товара на данных локальных рынках является:
- возможность перемещения товара к покупателю (обеспечивающие сохранение потребительских свойств товара;
-организационно-транспортные
Таким образом рынок переработки молочного сырья в целом по Белгородской области отнесен к региональному, а в границах муниципального образования – к локальному.
Состав продавцов и покупателей
Продавцами сырья для переработки молока на данном рынке являются сельскохозяйственные предприятия – бывшие колхозы и совхозы, ныне хозяйствующие субъекты существующие в форме СПК, ЗАО, ОАО, ООО; фермерские хозяйства и хозяйства населения. Всего по Белгородской области насчитывается свыше двухсот сельскохозяйственных предприятий и пятисот фермерских хозяйств.
Покупателями молока являются перерабатывающие молочные комбинаты, сельскохозяйственные предприятия, имеющие цеха по переработке молока, а также частные предприниматели, осуществляющие деятельность по переработке молока и производства цельномолочной продукции, а именно: молоко различной жирности, сливки, цельномолочная и кисломолочная продукция, творог, сыр, масло коровье, СЦМ.
На территории Белгородской области переработкой молока занимаются 19 молочных предприятий, производящих различные виды молочной продукции. Из них наиболее крупными переработчиками молочного сырья являются 5 хозяйствующих субъекта (ЗАО «Алексеевский молочный комбинат», ОАО «Белгородский молочный комбинат», ОАО «Шебекинский маслозавод», ОАО молочный комбинат «Авида», ЗАО «Томмолоко».
Количественные показатели структуры рынка
Структура молочной отрасли Белгородской области как сказано выше сложилась еще во время плановой экономики. Область разделена на 21 муниципальный район и один городской округ. В 19 муниципальных районах имеется молокозавод. В анализируемый период переработку молочного сырья осуществляло также 19 хозяйствующих субъектов. Информацию представили 18 предприятий. Закупают переработчики молоко не только у сельхозпроизводителей, расположенных на территории муниципального района и его поселений, но и по всей территории Белгородской области, а некоторые из них и за ее пределами (Курская и Воронежская области).
Количественной характеристикой объема товарных ресурсов анализируемого рынка является общий объем переработки молочного сырья, осуществляемого в географических границах товарного рынка всеми хозяйствующими субъектами, функционирующими на данном товарном рынке, а также объем переработки молочного сырья, осуществляемого в границах муниципальных районов.
Количественными показателями, характеризующими структуру товарного рынка являются:
- численность хозяйствующих субъектов, действующих на анализируемом товарном рынке;
- доли каждого хозяйствующего субъекта, функционирующего на данном товарном рынке;
- показатели рыночной концентрации.
Определение доли каждого хозяйствующего субъекта на региональном товарном рынке по переработке молочного сырья в общем объеме товарного ресурса рынка Белгородской области и по муниципальным районам, а также коэффициента концентрации и индекса Герфиндаля-Гиршмана представлено в таблице 8.
Таблица 8
Белгородская |
Воронежская |
Курская |
Липецкая |
Тамбовская | |
Январь |
6925,3 |
7045,65 |
6749,1 |
7285,93 |
6822,68 |
Февраль |
7818,87 |
7082,37 |
6605,72 |
7559,84 |
7135,48 |
Март |
7721,75 |
7089,38 |
6502,56 |
7540,31 |
7266,0 |
Апрель |
7445,90 |
6939,36 |
6211,19 |
7161,14 |
7143,29 |
Май |
6878,34 |
6498,25 |
5886.16 |
6836.50 |
6752.02 |
Июнь |
6226.61 |
6057.82 |
5395.72 |
6456.06 |
6325.36 |
Июль |
5834.36 |
5823.33 |
5049.15 |
6282.0 |
5666.05 |
Август |
5772.39 |
5837.5 |
5063.0 |
6260.36 |
5729.03 |
Сентябрь |
5910,65 |
5992,12 |
5201.6 |
6306.15 |
5848.86 |
На товарном рынке по переработке молочного сырья в целом по региональному рынку явно выраженных доминантов нет, разрыв между значениями долей хозяйствующих субъектов неравномерный, их доля в общем объеме товарного ресурса колеблется от 0,5% до 20%.
Уровень рыночной концентрации товарного рынка в целом характеризуется величиной коэффициента рыночной концентрации 3-х крупных хозяйствующих субъектов (CR3), которая составила:
· в 2009 году – 44,5%;
· 2010 год 42,5%.
Индекс рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана (НН1) соответственно составил 969 и 954.
Показатели рыночной концентрации рынка молочного сырья, свидетельствуют о неравномерности действующих на данном рынке хозяйствующих субъектов, приобретающих молочное сырье для переработки, и разномасштабности их деятельности.
Если анализировать количественные показатели регионального рынка в целом, то можно сделать вывод о низком уровне концентрации, так как крупные предприятия покупают молоко во всей Белгородской области. В то же время свыше половины молокозаводов большую часть молока приобретают в своих муниципальных районах, где доля их свыше 35%.
Товарный рынок по переработке молочного сырья на локальных рынках является высококонцентрированным.
Формирование себестоимости и цен реализации молочной продукции
Формированием
Как
следует из опроса
Порядок формирования себестоимости состоит из следующих этапов:
1. Определение сырьевой себестоимости, а именно определение стоимости сырья;
2. Определение производственной себестоимости (отнесение прямых производственных затрат на сырьевую себестоимость продукции);
3. Определение полной себестоимости (отнесение косвенных затрат).
Цена реализации определяется в конечном итоге как сумма слагаемых: себестоимость рентабельность НДС.
В связи с сезонностью производства молокосырья в период снижения его поставок, нехватка молока по ряду предприятий восполняется методом восстановления его из сухого молока. Из смеси сырого молочного сырья и восстановленного молока вырабатывается целый ряд молочных продуктов. Однако как считают переработчики данный метод в связи с высокой энергоемкостью является невыгодным для переработчиков и используется в основном в период острой нехватки молокосырья. Кроме того сухое молоко используется и в сухом виде при производстве кефира, бифидоков, сметаны, спредов, йогуртов, майонеза с целью улучшения потребительских свойств готовой продукции.
Одновременно с вышеприведенным присутствует также и такой момент, как максимальное увеличение производства молока из-за снижения покупательской активности потребителя на рынке готовой продукции. В этой связи возникает так называемая проблема «лишнего молока». Чтобы это условно «лишнее молоко» принять и переработать, молочные заводы, комбинаты идут на определенные издержки, связанные с закладкой этого молока в продукты с «длинным» сроком реализации (масло, сухое молоко, сыры и т.д.).
С учетом изложенного и в виду того, что молоко является быстро портящимся продуктом, а для осуществления его переработки необходимы финансовые вложения, которыми практически все сельхозпроизводители не обладают, производители сырого молока не имеют возможности воздействовать на цену сдаваемого ими молочного сырья и поэтому цены на молочное сырье устанавливают переработчики, а не производители. В анализируемом периоде нарушений порядка ценообразования при установлении закупочных цен не выявлено.
Качественные показатели структуры товарного рынка
Качественными показателями, характеризующими структуру товарного рынка являются:
- наличие
(или отсутствие) барьеров входа
на рынок потенциальных
- открытость рынка для межрегиональной и международной торговли.
Государственная и региональная политика:
Региональная политика Белгородской области направлена на дальнейшее наращивание продукции сельского хозяйства и повышение его эффективности, что определено постановлением Правительства Белгородской области от 23.04.2004 №34-пп «О плане мероприятий по реализации стратегии развития сельского хозяйства Белгородской области». Указанным постановлением предусмотрено увеличение производства молока во всех категориях хозяйств к 2010 году до 1 млн. тонн в год. Приоритетным направлением считается организация крупных специализированных предприятий по производству молока.
В 2006 году во исполнение постановления №34 принято постановление правительства Белгородской области от 21.12.2006 №265-пп «Об областном проекте «Развитие молочного животноводства» до 2010 года». Главным направлением в развитии молочного животноводства Белгородской области является повышение качества продукции за счет строительства новых и реконструкции действующих ферм и комплексов с внедрением новых технологий, оборудования и техники.
Участниками реализации указанного Проекта будут являться крупные индустриальные агрохолдинговые компании и многоотраслевые сельскохозяйственные организации по производству молока, а также предприятия, у которых производство молока не является профильным.