Разработка информационного обеспечения для оценки состояния рынка вафельных изделий по Красноярскому краю

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 09:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей работы является изучение Российского рынка вафельных изделий, посредствам выявления основных производителей, как на территории страны, так и на территории Красноярского края. Исходя из этого, задачами будут являться:
- сбор данных о состоянии рынка молочной продукции в стране и крае;
- анализ полученных данных, отображая их в таблицах и представляя в графиках;
- разработка БД для хранения полученной информации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Концепция системы маркетинговой информации…………………………..5
Сущность и функции системы маркетинговой информации …………..5
Виды маркетинговой информации и источники ее получения ………..6
Методы сбора данных……………………………………………………. 8
Анализ состояния рынка продукции упакованных вафель ………………..9
Товарная структура рынка……………………………………………….. 9
Основные факторы, влияющие на состояние рынка с позиции факторов макро- и микросреды ………………………………………...10
Основные производители продукции в РФ и Красноярском крае …...13
Состояние российского рынка вафельной продукции ………….13
Основные производители вафельной продукции в Красноярском крае. Основные региональные производители ……………….....17
Исследование рынка упакованных вафель в г. Красноярке…………...17
Маршрут сбора данных …………………………………………...20
Анализ предложения на рынке упакованных вафель по ценовому диапазону…………………………………………………………...27
Карты позиционирования продукции производителей на рынке г. Красноярска………………………………………………………...28
Данные о товарном ассортименте в торговых точках г. Красноярска………………………………………………………...30
Оценка предложения на рынке по уровню охвата производителями торговых точек……………………………………………………………34
Результаты анкетирования и их анализ…………………………………37
Анализ лояльность потребителей по отношению к отдельным брендам и ее причины……………………………………………...………………41
Оценка конкурентоспособности вафельных изделий…………………42
Основные выводы………………………………………………………...44
Руководство пользования базой данных …………………………………..45
Структура БД «Рынок Вафель» ………………………………………...45
Пользовательские формы и их значение………………………………..46
Анализ рынка с помощью запросов и отчетов.………………………...49
Заключение……………………………………………………………………….52
Список литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

KURSOVAYa .doc

— 2.67 Мб (Скачать файл)

Опрос предусматривает прямое выяснение позиций, непосредственного мнения опрашиваемых (респондентов) по какому-либо вопросу. Опрос наиболее удобен при проведении описательных исследований. Фирмы проводят опросы, чтобы составить обобщенный портрет покупателя, для чего собирают данные о знаниях, убеждениях, предпочтениях людей. Различают индивидуальные интервью (опросы по заранее подготовленной программе) и групповые (свободная беседа в непринужденной обстановке). К виду опроса также можно отнести тесты, проводящиеся по научно разработанной программе.

Панель состоит в периодически повторяющемся сборе данных у одной и той же группы субъектов рынка, постоянной совокупности объектов исследования через равные промежутки времени. При этом предмет и тема исследования постоянны.

Выделяют следующие виды панели:

  • торговая - сбор данных о запасах, закупках, ценах, прибыльности торгового предприятия;
  • потребительская - сбор данных от покупателей по виду, количеству, товара, покупаемого отдельным индивидуумом или семьей, предпочитаемым ценам, "верности марке", действенности маркетинговых мероприятий;
  • сервисная - сбор данных об обслуживании и различного рода услугах.

 

 

2. Анализ состояния  рынка продукции упакованных  вафель

 

2.1 Товарная структура рынка

 

Рисунок 2 – Товарная структура рынка

 

Мучные кондитерские изделия представляют собой самый крупный сегмент российского кондитерского рынка (по объему продаж) благодаря более низкой цене на продукцию, что делает ее доступной для большинства российских потребителей. К мучным кондитерским изделиям традиционно относят печенье, вафли, торты и пирожные, пряники, рулеты и кексы. Сушки, сухари и бублики относятся к группе хлебобулочных изделий и не входят в кондитерский рынок.

На отечественном рынке можно выделить две основные группы мучных кондитерских изделий - развесные и упакованные, которые значительно различаются по цене: упакованная продукция стоит в среднем вдвое дороже, чем аналогичная развесная.

Товарная структура представлена на рисунке 2. Основным признаком для выделения данных групп явился состав, так ,например, по технологии производства различают три основных типа печенья: сахарное (сладкое), затяжное и сдобное. Печенье разных видов имеет различный состав, влажность, пористость и тип теста. Сахарное печенье характеризуется значительной пористостью и хрупкостью. Затяжное печенье – слоистое и менее хрупкое, содержит меньше сахара и жиров. К группе затяжного печенья часто также относят крекеры и галеты, которые изготавливаются с применением дрожжей. Сдобное печенье выпускается из теста, содержащего большое количество сахара, жира и яиц. В зависимости от способа приготовления и рецептуры сдобное печенье подразделяют на песочно-выемное, песочно-отсадное, сбивное, сухарики и ореховое.

Кексы изготавливают по особой технологии, так что влажность теста остается высокой, тесто мягкое и рыхловатое.

Пряники  же наоборот имеют низкую влажность, при этом они мягкие, но не рыхлые, пряники бывают в глазури и с различными начинками.

 В нашей же курсовой  мы рассмотрим состояние рынка  вафельных изделий.

 

 

2.2 Основные факторы, влияющие на состояние рынка с позиции факторов макро- и микросреды

 

Макросреда:

Часть маркетинговой среды организации, которую она не в состоянии контролировать и регулировать, но должна учитывать ее влияние на маркетинговые процессы, на рынок. Организация адаптирует свою политику маркетинга к элементам макросреды.

  1. Правовое окружение

Многие аспекты правового окружения представляют для компаний особое значение. Так как определяет налогообложение доходов, установление налоговых льгот или льготных торговых пошлин, требования в отношении практики найма рабочей силы, законодательство по защите потребителей, стандарты на безопасность, на чистоту окружающей среды, контроль цен и заработной платы и т.п. Все это имеет огромное влияние на любую организацию, что же касается предприятий молочной продукции, то мы выделили ряд законов, которые влияют исключительно на данную сферу, а именно:

– Федеральный закон Российской Федерации от 3 сентября 2008 г.  N 469750-4-ФЗ "Технический регламент на кондитерскую продукцию", в котором представлены основные положения по производству и реализации кондитерских изделий.

  1. Экономическое окружение

-Уровень инфляции

Инфляция (лат. Inflatio – вздутие) – повышение общего уровня цен на товары и услуги, напрямую влияет на все сферы производства, в том числе и на производство вафельных изделий.

При высоких темпах роста инфляции обостряется проблема емкости, внутреннего рынка (под емкостью товарного рынка понимается возможный объем реализации товара (конкретных изделий предприятия) при данном уровне и соотношении различных цен. Емкость рынка характеризуется размерами спроса населения и величиной товарного предложения.), так как инфляция ведет к снижению реальной заработной платы и всех доходов трудящихся. Сжатие реального платежеспособного спроса затрудняет сбыт товаров. И еще интересный факт – неравномерный рост цен на товары усугубляет неравенство норм прибылей в различных отраслях производства, что ведет к расширению производства в одних отраслях и сокращению и упадку в других. А как показывает опыт, в России отрасль, которая наиболее остро реагирует на любого вида кризисы, это сельское хозяйство.

Уровень инфляции в России по последним данным составляет 5,9%

  1. Демографическая среда

Демографическая среда включает в себя такие показатели как рождаемость и смертность, которые определяют спрос на продукцию в целом по стране. А также включает показатель плотности населения, определяющий спрос на конкретной территории (по краю, области, городу и т.д.). Нет определенной возрастной группы потребляющей вафельные изделий, следовательно на спрос влияют личные вкусовые предпочтения каждого. Исходя из этих данных, фирма может определить потенциальный спрос при выходе на новые рынки в других городах, районах, краях и т.д. Численность постоянного населения РФ на 1 ноября 2013 года составляла 143,6 млн. человек, с начала года увеличившись на 0,18%.

  1. Уровень доходов и занятости населения

Цель каждой фирмы – прибыль. А она на прямую зависит от спроса, который, в свою очередь, зависит от доходов потребителей. Конечно, это не значит, что с ростом доходов будет увеличиваться количество вафельных изделий, которое будет покупать конкретный потребитель. Например, если покупатель в день съедает одну 200гр. упаковку вафель, то какие бы ни были у него доходы, он никогда не станет покупать 4 упаковки в день, ему они просто не нужны. Это можно наблюдать, если доход растет. Если же он падает, количество покупаемой продукции может заметно уменьшиться.

Что же касается занятости, то от занятости зависит уровень доходов, о влиянии которых написано выше. Безработица в России в ноябре 2013г., по предварительным итогам выборочного обследования населения по проблемам занятости, составила 5,4% экономически активного населения (4,1 млн человек), что на 0,1% больше чем в декабре 2012 г. (5,3%). Об этом сообщает Федеральная служба государственной статистики. 

 

Микросреда:

Внутренняя среда маркетинга – совокупность элементов, имеющих отношение к компании, фирме и ее возможностям на рынке по проведению маркетинговой деятельности.

  1. Потребители

На предложение первоочередное влияние оказывает спрос, который формируют потребители. Каждая фирма, обязана учитывать предпочтение покупателей, если хочет быть прибыльной и крепко удерживать свою часть рынка. На рынке вафельных изделий представлено огромное количество разного рода продукции, и каждая имеет своего конкретного потребителя. Так, например, на рынке существует широкий ряд вафельных изделий предназначенных для диабетиков, где используется фруктоза вместо сахара. Следовательно, стоит учитывать для каких возрастных групп стоит выпускать целенаправленную продукцию, в противном случае она может оказаться не востребованной. Потребителей мы относим к микросреде так как мы можем направлять их предпочтениями. Мы можем стимулировать спрос различного рода промоакциями, рекламой и т.д., которые помогают объяснить покупателю, что данный продукт подходит ему больше остальных.

  1. Конкуренты
Конкуренция- соперничество экономических субъектов за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

Конкуренция на рынке стимулирует предприятие к расширению ассортимента, повышению качества продукции и повышению эффективности каналов сбыта продукции, что необходимо для прибыльной работы, освоения нового и удержания своего рынка. Стоит одному производителю внести какое-либо новшество, как остальные участники рынка либо применят его в своем производстве, либо предложат что-нибудь новое. Иначе их продукция окажется не конкурентно способной и, следовательно, невостребованной.

  1. Поставщики

- сырья – своевременные и регулярные поставки сырья поставщиками позволяют производителю вафель поддерживать высокие объемы в продаж, в то время как отсутствие регулярных поставок может привести к снижению производства и упущенной прибыли;

- оборудования – состояние оборудования непосредственно влияет на качество вафель (условия производства, транспортирования, хранения, реализации).

  1. Посредники

Большое влияние оказывает расположение товара на прилавках точек продаж, товар, который выставлен в последних рядах, будет покупаться в последнюю очередь, так как его просто не увидят покупатели. Это особенно важно для производителей продуктов питания, к которым относятся вафельные изделия, так как во всех торговых точках товары расставляются по однородности и взаимозаменяемости, и, следовательно, если покупатель не увидел нужную ему марку, он может без труда приобрести такой же продукт другого производителя.

 

 

2.3 Основные производители  продукции в РФ и Красноярском  крае

 

2.3.1 Состояние российского  рынка вафельной продукции

 

В 2012 году рынок вафель остается устойчивым, предсказуемым для производства и реализации продукции, позволяя своим игрокам эффективно планировать развитие бизнеса, ориентированным на функционирование в условиях полноправного членства России во Всемирной торговой организации. 
В 2010 году продукция отечественных производителей занимала 94,8% объема рынка вафельных изделий в натуральном выражении (рис. 3).

Рисунок 3 – Динамика доли импорта на Российском рынке вафель в 2008-2012 годах, %

 

Доля зарубежной продукции невелика – всего 5,2%. Наметившаяся тенденция падения доли импорта в 2011 сменилась его ростом, и зарубежные поставки вафельной продукции увеличились: по оценке, доля зарубежной продукции на рынке возросла на 0,6% и составила 5,8%. 
По оценкам Intesco Research Group, данная тенденция роста доли импорта в соотношении импортной и отечественной продукции в условиях реального членства России в ВТО сохранится до начала 2013 года, несмотря на возможный рост отечественного производства вафельной продукции на 1,2%. К концу 2012 года объем российского рынка вафель составил 199,6 тысяч тонн, а доля импорта на нем возрасла до 5,9%. 
Рынок вафель входит в структуру рынка мучных кондитерских изделий и занимает второе место по величине его объема. В 2011 году наибольшая доля рынка мучных кондитерских изделий в натуральном выражении – 43,3% – принадлежала сегменту печенья (рис. 4).

Рисунок 4 – Сегментация Российского рынка мучных изделий 2012г.

 

Сегмент вафель отстает в 3,1 раза от доли лидера, занимая 13,7% общего объема. Доля сегмента тортов составляла 11,2%. На сегмент пряников приходилось 10,7% рынка. Также значимые доли принадлежали сегментам рулетов и пирожных – 8,4 и 4,4% соответственно. 

В 2012 году конъюнктура рынка мучных и сахаристых кондитерских изделий на фоне общей стабилизации макроэкономической ситуации заметно улучшилась. По итогам года объем розничных продаж этой продукции составил 580,3 млрд рублей, при этом рост по сравнению с предыдущим годом превысил 18%. В стоимостном выражении розничные продажи кондитерских изделий увеличились на 89,7 млрд рублей (рис. 5).

Рисунок 5 – Динамика розничных продаж кондитерских изделий в 2010-2012 годах, млрд. руб.

Анализ динамики розничных продаж показал, что, в 2012 году как и в предыдущие годы, для розничных продаж кондитерских изделий характерна сезонность. Максимальный рост спроса на продукцию приходится на четвертый квартал каждого года. Резкий спад розничных продаж, как правило, происходит в первом квартале. В течение остального времени объем продаж в стоимостном выражении также постепенно растет, но более медленными темпами.

В течение 2007-2008 годов на российских предприятиях наблюдалась тенденция к наращиванию объемов производства вафель, причем с каждым годом темп роста постепенно увеличивался. Исключением стал кризисный 2009 год, когда российскими производителями на рынок было предложено на 13,1 тысячи тонн меньше этого мучного кондитерского изделия, чем в предыдущем году. В 2010 году ситуация изменилась, совокупный объем производства вафельных изделий увеличился до 195,3 тысячи тонн – по сравнению с 2009 годом рост составил более 15%. По оценкам, в 2011 году произошло незначительное сокращение объема производства - на 1,5%. 
Лидерами производства вафель в 2012 году стали Сибирский, Центральный и Приволжский федеральные округа (рис. 6).

Рисунок 6 – Структура Российского производства вафель, 2012 год.

 

Около трети всего объема российского производства вафель приходилось на Сибирский ФО. Центральный ФО в данной структуре занял долю в 25,2%, а доля Приволжского ФО составила более 24%. В целом на эти федеральные округа приходится более 80% всего предложения отечественных вафель на рынке. На Северо-Западный федеральный округ приходится около десятой части, Уральский федеральный округ – 3,5% и на Южный федеральный округ  –  около 3% данного производства. 

Наибольшие объемы выпуска вафель – 23% общероссийского объема производства - по-прежнему приходились на Кемеровскую область. Также значимые доли занимали Омская, Саратовская области, Москва и Татария – от 5 до 7,1% отечественного производства данной продукции каждая.

Информация о работе Разработка информационного обеспечения для оценки состояния рынка вафельных изделий по Красноярскому краю