Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 14:06, дипломная работа
Цель исследования разработка программы форсайт - маркетинга производственного предприятия.
Задачи исследования
а) теоретико-методологические:
1 Рассмотреть теоретические аспекты маркетинговой деятельности
2 Рассмотреть понятие форсайт-маркетинг
3 Рассмотреть принципы и концепции маркетинга
б) исследовательские:
1 Провести исследование основных направлений маркетинговой деятельности ООО «Бетон транс-сервис»
2 Выявить причины возникновения трудностей, связанных с привлечением клиентов
3 Выполнить задание по охране труда и окружающей среды
в) проектные:
1 Разработать меры по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия
2 Дать социально-экономическое и правовое обоснование предложенных рекомендаций.
Введение…………………………………………………………………………….
1 Теоретические аспекты Форсайт-маркетинга…………………………………
1.1 Функции цели и основные концепции Форсайт……………………………...
1.2 Методы Форсайта……………………………………………………………..
1.3 Российский и зарубежный опыт применения Форсайта…………………….
2 История создания и основные направления деятельности ООО «Бетон-транс Сервис»……………………………………………………………………..
2.1 История создания и общая характеристика ООО «Бетон-транс Сервис»…
2.2 Организационная структура ООО «Бетон-транс сервис»…………………..
2.3 Экономические показатели деятельности предприятия…………………
2.4 Исследование маркетинговой деятельности предприятия……………….
2.4.1 Анкетирование…………………………………………………………
2.4.2 Наблюдение………………………………………………………………
2.4.3 Интервьюирование……………………………………………………….
2.4.4 Анализ документов……………………………………………………….
3 Оценка социально-экономической эффективности предлагаемых мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности ООО «Бетон-транс Сервис …………………………………………………………..
3.1 Мероприятия направленные на реализацию программы Форсайт-маркетинга ООО «Бетон-транс Сервис»………………………………………..
3.2 Расчет экономической эффективности предлагаемых мероприятий……..
3.3 Правовая оценка предлагаемых мероприятий……………………………….
Охрана труда и окружающей среды…………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………….
Приложения……………………………………………………………………….
Приложение А (Обязательное) Анкета социологического опроса…………….
Приложение Б (Обязательное) Сценарий интервью с генеральным директором ООО «Бетон-транс сервис»………………………………………..
Приложение В (Обязательное) Сценарий интервью с начальником отдела маркетинга ООО «Бетон-транс сервис»……………………………………….
Приложение Г (Обязательное) Оперограмма работы отдела маркетинга ООО «Бетон-транс сервис»………………………………………………………….
Приложение Д (Справочное) Должностная инструкция маркетолога…
Приложение Е(Обязательное)Прайс-лист на продукцию ООО «Бетон-транс сервис» ……………………………………………………………………………
Приложение Е(Обязательное) Прайс-лист на продукцию ЗАО 250 «ЖБИ» ….
Во второй программе «Форсайт»
наряду с ранее установленными целями
– повышение
а) наиболее актуальные
проблемы социально-
б) наиболее перспективные области науки.
В апреле 2002г. были начаты два
«пилотных» проекта - «защита прибрежной
зоны от наводнений» и «когнитивные
системы». В списке перспективных
тем: интеллектуальные системы инфраструктуры;
идентификация инфекционных заболеваний;
кибернадежность и
Каждая программа представляет
собой три взаимосвязанных
Следует отметить, что в Великобритании также развит образовательный Форсайт. Британский опыт в этой сфере очень интересен. В рамках этого проекта устраиваются, например, соревнования между учениками из одной или нескольких школ [14]. Формируются команды из 6 школьников 12-13 лет, которым предлагается определенное задание, например: каким образом превратить посещение магазина из мучения в удовольствие, или как может развиваться индустрия моды. Каждой команде даются виртуальные 200 фунтов и список предметов и услуг, которые они могли бы «купить»: консультации специалиста, карандаши, доступ в интернет и т.д. Участники соревнования предлагают разные идеи, связанные с поставленной задачей.
В итоге возникает множество интересных идей. Например, в соревновании на тему посещения магазинов школьники советовали иначе организовать пространство для размещения товаров, встроить в тележку сканер штрих-кода товаров, чтобы покупатель всегда мог рассчитать общую сумму своих покупок и понять, хватит ли на них денег, и многое другое. Участники делают презентации своих разработок, а команда-победитель получает приз в размере «настоящих» 2000 фунтов, на который можно купить, например, компьютер для школы. Тех, кто одержал победу на региональных состязаниях, приглашали работать в различные компании – генерировать свежие идеи, касающиеся развития бизнеса. Многие из таких идей были воплощены в жизнь.
На сегодняшний момент Великобритания – один из мировых лидеров в области Форсайта. Форсайт-центр ГУ-ВШЭ имеет соглашение о сотрудничестве с Манчестерским институтом инновационных исследований, одним из ведущих мировых исследовательских центров в этой сфере.
Швеция имеет положительный
опыт применения системы Форсайт. Он
является отличным от английского варианта,
в Швеции инициатором выступил частный
бизнес. Ряд частных компаний сделал
заказ на разработку предложений
по стратегии развития шведской экономики,
опираясь на заделы, имеющиеся в
области телекоммуникаций, энергетики,
биотехнологии и
В конце 1950-х гг. отдельные
методы Форсайта начали применять в
США, в основном для военно-стратегических
оценок. Так, крупномасштабные работы
по прогнозированию проводились
Военно-морским и Военно-
В настоящее время Форсайт
в США включает в себя не только
анализ технологий и тенденций в
своей стране, но и исследование
возможных политических решений
в других странах, которые могут
повлиять на развитие США, а также
на ситуацию в мире. Именно в США
– в корпорации РЭНД – был
разработан метод Дельфи, накоплен
значительный опыт разработки перечней
критических технологий на национальном
уровне [15]. В настоящее время проводится
много работ по новым направлениям.
Например, был создан специальный
Форсайт-институт для изучения проблем
нанотехнологий, в рамках которого
разрабатываются дорожные карты
для отдельных направлений
Наряду с другими развитыми странами, Япония имеет колоссальный и успешный опыт использования Форсайта. В Японии прогнозы науки, техники и технологии делаются с начала 70-х годов. В 1971 г. впервые был опубликован долгосрочный прогноз, построенный с использованием широко известного сегодня метода Дельфи [16]. К концу 60-х годов в Японии пришли к выводу, что технологическое прогнозирование представляет собой потенциально полезный политический инструмент, и группа специалистов была командирована в Соединенные Штаты для консультаций с экспертами. В итоге в Японии была предпринята первая попытка долгосрочного – на 30 лет вперед – прогнозирования будущего науки и технологий. Несколько тысяч экспертов, представляющих промышленность, университеты и правительственные организации, были опрошены на предмет возможных инноваций и технологических разработок, которые могут появиться в будущем. С тех пор эти 30-летние прогнозы повторяются приблизительно каждые пять лет вплоть до сегодняшнего момента. С течением времени развивается и методология Форсайта. Если первые проекты проводились по одной и той же схеме, включающей стандартный набор тем для экспертного опроса, то современный японский Форсайт – это целый спектр разных методов, включающий систему дорожных карт, а также сопоставительные исследования.
Активное использование
системы Форсайт в Японии обусловлено
многолетними традициями комплексного
прогнозирования научно-
В Ирландии использование Форсайт осуществлено на национальном уровне. Ирландия поставила перед собой амбициозную цель по достижению к 2010 году уровня затрат на научные исследования и разработки в размере 2,5% ВВП (по сравнению с 1,4% в 2004 году) [17]. В контексте ее реализации правительство и гражданские институты страны обратились к опыту использования Форсайта. Первый пилотный Форсайт-проект был осуществлен здесь в 1998 году, а в 2003 году, после оценки его результатов, было принято решение об организации общенационального Форсайт-процесса на постоянной основе. В основе ирландского опыта использования Форсайта как фактора национального роста – выявление новых и корректировка существующих стратегических технологических направлений, или платформ (СТП). Прежде всего, обращает на себя внимание оригинальное толкование базовой категории, т.е. стратегических технологических платформ. В Ирландии они разрабатываются, во-первых, с учетом уникальности страны в плане научной, производственной и природно-ресурсной базы, и, во-вторых, – в контексте интеграции различных технологий, обеспечения эффекта синергии. Под стратегическими технологическими платформами в Ирландии понимают группы технологий с широким спектром практических приложений (в их числе бизнес-процессы, производство продуктов, оказание услуг). При этом сфера применения СТП не ограничивается производством определенного продукта либо границами того или иного сектора экономики. Конечная цель СТП, по замыслу ирландцев, – формирование и развитие уникального устойчивого конкурентного преимущества.
Технологии отбора СТП, охватывают три этапа. На первом осуществляется сбор информации в режиме диалога между ключевыми субъектами, формируется список потенциальных СТП. Особое внимание уделяется задействованию уникальных возможностей страны, а именно:
а) природных ресурсов (Ирландия располагает прибрежной полосой, благоприятной для развития волновой энергетики);
б) фирменных промышленных разработок (беспроводные коммуникации, производство медицинского оборудования, биометрия);
в) накопленной базы знаний и научной инфраструктуры.
На втором этапе перечень
платформ уточняется и сокращается
до 30-40 позиций. При этом обеспечивается
преемственность
Форсайт активно применяется не только на уровне государства. Он очень востребован в сфере бизнеса. Примеров тому множество. Так, в компании Daimler существует группа экспертов, занимающаяся прогнозированием будущего. Проект по созданию нового автомобиля начинается не с решения технических или дизайнерских вопросов, а с попытки составить общее представление о жизни человека в будущем. Эксперты пытаются определить, каким будет стиль жизни людей через 10-15 лет, как будут развиваться их потребности.
Разработчикам автомобиля важно
понимать, чем будет отличаться поведение
потребителя сегодня и в
Широкую известность
получили прогнозы компании Shell.
Используя методы Форсайта, специалисты
этой компании строят прогнозы
развития рынка энергетики на
15-20 лет вперед. К этой же сфере
относятся прогнозы
В России система Форсайт начала занимать свои первые позиции с 2003 года, в частности, Министерство информационных технологий и связи провело Форсайт по ИТ технологиям. Федеральное агентство на науке и инновациям совместно с Курчатовским центром осуществило пилотный Форсайт по нанотехнологиям. Следует отметить, что в России система Форсайт получила наибольшее распространение на таких уровнях как ведомственный (Минпромэнерго), региональный (Иркутская область, Башкорстан) и теоретический (ГУ-ВШЭ) уровень.
Под эгидой Минобрнауки
сразу несколько
В настоящее время одной
из основных тем Форсайтных исследований
являются нанотехнологии, которые
в ближайшие десятилетия будут
определять направление развития мировой
науки. Россия, безусловно, располагает
немалым потенциалом в области
нанотехнологических
В рамках Инновационной образовательной программы Высшей Школы Экономики создан Форсайт-центр, в задачи которого входят:
– изучение лучшей мировой практики в области Форсайта;
– освоение существующих методов Форсайт-исследований;
– разработка новых методов Форсайт-исследований;
– подготовка и широкое распространение аналитических и информационных материалов, отражающих российский и мировой опыт.
Основная задача Форсайт-центра при ГУ-ВШЭ – теоретическое изучение практики Форсайта. Задача организации Форсайта в России не ставится.
В рамках Форсайт-центра при ГУ-ВШЭ уже осуществляется взаимодействие с ведущими российскими экспертами, зарубежными коллегами (в этот список входят Манчестерский университет, европейский Институт перспективных технологических исследований) [16].
В 2006 г. Башкортостан одним из первых российских регионов применил Форсайт для определения приоритетов своего будущего развития. С его помощью была предпринята попытка выработать эффективную инновационную политику, оптимизировать инфраструктуру, стимулировать трансформацию традиционной экономики в новую экономику знаний. Масштабную реализацию Форсайт-проекта обеспечивали несколько заинтересованных сторон. Исполнительная власть создала благоприятные условия не только для успешного выполнения проекта, но и для реализации мер, направленных на поддержку приоритетных направлений. Республиканский Фонд поддержки инноваций выступил координатором проекта. Специалисты Института статистических исследований и экономики знаний ГУ-ВШЭ разработали методологию регионального Форсайта. Реализация проекта предусматривала несколько этапов: