Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 22:56, курсовая работа
Основной целью данной курсовой работы является раскрыть сущность маркетинга и определить его роль в России.
В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период маркетинг является одной из важнейших экономических дисциплин. От того, насколько правильно построена система маркетинга, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Содержание маркетинга………………………………………………4
1.1 Основные принципы маркетинга…………………………………………..12
1.2 Концепции управления маркетингом……………………………………...19
1.3 Система маркетинговой информации и процесс маркетинговых………..22 исследований
Глава 2. Роль маркетинга в экономике России………………………………..24
2.1 Некоторые особенности развития маркетинга в России………………….27
2.2 Роль маркетинга в экономике России……………………………………...33
Глава 3. Маркетинг сегодня и завтра…………………………………………..36
Заключение………………………………………………………………………42
Список использованной литературы…………………………………………..44
6) promotion - (дословный перевод:
"продвижение при поддержке"):
а) продвижение товаров и
7) governing of market - "глобальное" управление маркетингом,
обуславливающее "основной ход событий" в деятельности фирмы;
8) management of market - управление маркетингом, понимаемое
как решение, в основном, краткосрочных задач по достижению желаемых уровней сбыта на различных рынках (типа того: что продавать, кому продавать, почему следует это продавать, где и каким образом продавать, когда все это продавать и как управлять всем этим движением товаров и услуг).
Данные принципы были выделены по критерию: сначала проведение конкретных эмпирических исследований потребителей, а затем запуск и самого производства на основе маркетинга. Кроме того, при выделении принципов маркетинга использовался критерий анализа логики рыночной деятельности многих западных фирм.
Но могут возникнуть, например, следующие вопросы:
1. Достаточное ли количество принципов маркетинга выделено?
2. Что делать с теми принципами маркетинга, которых в предложенном списке нет, но можно предположить, что они должны быть?
Ответ на 1-й поставленный вопрос "достаточное ли количество
принципов маркетинга выделено?" сводится к тому, что мы стремились предложить минимально необходимое число принципов, используемых в маркетинговой деятельности в развитых капиталистических странах. Ответ на 2-й поставленный вопрос "что делать с теми принципами маркетинга, которых в предложенном списке нет, но можно предположить, что они должны быть?" сводится к тому, что практически любой "новый принцип" маркетинга может быть либо "интегрирован" в данный список, либо "приплюсован" к имеющимся.
Например: входит ли реклама в принцип маркетинга? По этому поводу ответ может быть следующим: реклама - входит в принципы
"Promotion" - "governing of market" и "management of market".
Это элемент так называемой "коммуникационной политики", которая, кстати, в мировом маркетинге имеет несколько иной статус, чем "принцип" маркетинга.
Другой пример: входит ли в принцип маркетинга "ценовая политика?» Кстати, ее еще называют "pricing policy". Ценовая политика, должна ли являться она "принципом" маркетинга, - это достаточно сложный вопрос; я ее не включаю в "отдельный принцип".
Поскольку ценовая политика - это "больше", чем принцип, поскольку она является "сквозным элементом" любого принципа маркетинга.
1.2 Концепции управления маркетингом
Существует пять основных подходов,
на основе которых коммерческие организации
осуществляют управление своей маркетинговой
деятельностью: концепция совершенствования
производства, концепция совершенствования
товара, концепция интенсификации коммерческих
усилий, концепция маркетинга и концепция
социально-этичного маркетинга. Эти
концепции формировались в
Концепция совершенствования
Применение концепции
Концепция совершенствования товара (
Использование этой концепции может
обеспечить фирме определённые преимущества
только в краткосрочном плане, однако
в целом концепция
Концепция интенсификации коммерческих усилий (продаж) (selling concept) исходит из того, что потребители не будут покупать товары фирмы в достаточных количествах, если она не предпримет достаточных усилий в сфере сбыта и стимулирования.
Согласно этой концепции разработаны различные приёмы выявления потенциальных потребителей и так называемой «жёсткой продажи» им товара, когда на покупателя активно воздействует, фактически вынуждая сделать покупку.
Концепция маркетинга (marketing concept) исходит из того, что залогом достижения целей организации являются определение нужд и потребностей условных рынков и обеспечение желаемой удовлетворённости более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами. Объектом внимания в концепции маркетинга является не товар, а клиенты фирмы с их нуждами и потребностями. Прибыли при этом фирма получает благодаря созданию и поддержанию потребительской удовлетворённости.
Сравнивая последние две концепции, можно также отметить, что концепция интенсификации коммерческих усилий, или, как ее еще называют, «сбытовая концепция» характерна для российского рынка в целом, а маркетинговая концепция используется крайне редко, в частности — при строительстве элитного жилья.
Концепция социально-этичного маркетинга (societal marketing) исходит из того, что задачей фирмы является установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворённости более эффективными и более продуктивными (чем у конкурентов) способами с одновременным сохранением и укреплением благополучия потребителя и общества в целом.
Эта концепция сформировалась сравнительно
недавно, после того, как был сделан
вывод о недостаточности
Концепция холистического (целостного) маркетинга основана на планировании, разработке и внедрении маркетинговых программ, процессов и мероприятий с учетом их широты и взаимозависимости. Холистический маркетинг признает, что в маркетинговом деле важно все и что зачастую бывает, необходим расширенный, интегрированный подход. Холистический маркетинг включает в себя четыре компонента: маркетинг взаимоотношений, интегрированный маркетинг, внутренний маркетинг и социально ответственный маркетинг. Таким образом, холистический маркетинг — это подход, в котором делается попытка признать и сбалансировать различные компетенции и сложности маркетинговой деятельности.
1.3 Система маркетинговой
информации и процесс
В начале XX века большинство фирм были мелкими, и их работники знали своих клиентов лично. Управляющие собирали маркетинговую информацию, общаясь со своими постоянными клиентами. В дальнейшем стали проявляться и усиливаться три тенденции, обусловившие необходимость получения более обширной и более доброкачественной информации.
Для того чтобы реализовать эти
потребности многие фирмы разрабатывают
системы маркетинговой
Система маркетинговой информации (
Система маркетинговой информации образует базу данных, которая в зависимости от источников поступления информации подразделяется на систему внутренней отчётности и систему сбора внешней маркетинговой информации. Система внутренней отчетности (internal records information) отражает показатели текущего сбыта, суммы издержек, объёмы материальных запасов и др.
Система сбора внешней текущей маркетинговой информации — набор источников и методических приёмов, посредством которых руководители получают повседневную информацию о коммерческой среде фирмы. Эта информация формируется из газет и специальных изданий, каталогов, поступает от розничных торговцев и от фирм, занимающихся сбором такой информации. В крупных фирмах создаются специальные отделы по сбору информации.
Маркетинговое исследование (marketing research) — процесс сбора информации, необходимой для маркетинговой деятельности.
Маркетинговая разведка — предполагает получение важной маркетинговой информации из открытых источников.
Глава 2. Роль маркетинга в России
В условиях рыночной экономики функция маркетинга состоит в организации свободного и конкурентного обмена для обеспечения эффективного соответствия предложения и спроса на товары и услуги. Это соответствие не является спонтанным и требует:
— организации материального
— организации коммуникации. иными словами, информационного потока, предшествующего обмену. сопровождающего его и следующего за ним для обеспечения эффективного соответствия предложения и спроса.
Таким образом, роль маркетинга в обществе состоит в организации обмена и коммуникации между продавцами и покупателями. В данном определении акцентируются задачи и функции маркетинга безотносительно к цели процесса обмена. В такой формулировке он относится как к коммерческой, так и к некоммерческой деятельности и вообще к любой ситуации. в которой осуществляется свободный обмен между организацией и потребителями товаров и услуг, ею предлагаемых.
В России началась дифференциация спроса вследствие индивидуализации желания потребителей. Это выразилось в повышении требований к качеству и уровню обслуживания потребителей. В результате сформировалась наиболее рафинированная концепция маркетинга: превращать потребности покупателей путем их наилучшего удовлетворения в доходы фирмы. Роль маркетинга в экономическом развитии страны:
1)1860-1930 гг. - товарная ориентация, характеризующая
превышением спроса над
2)1930-1950 гг. - сбытовая ориентация имела место при активизации конкурентной борьбы, ее обострении на рынке. Вместе с тем имел место значительный объем неудовлетворенного спроса, который стимулировался различными методами, в том числе и рассрочкой платежа -- кредитными продажами, характерным для данного этапа является расширение рекламных воздействий на потребителя, внедрение стимуляторов продаж.
3)1950-1960 гг. - рыночная ориентация, т.е.
выделение товаров,