Сбытовая политика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 16:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: на основе изучения теоретических аспектов сбытовой политики и изучении системы сбыта продукции в ООО «БоДоМил» разработать рекомендации по совершенствованию сбытовой политики на предприятии.
В соответствии с этим были определены следующие задачи:
рассмотреть понятие сбытовой политики;
изучить структуру управления сбытом;
определить критерии выбора сбытового канала и его функции и издержки, связанные с выбором сбытового канала;
дать краткую характеристику ООО «БоДоМил»;
проанализировать организацию управления сбытом в ООО «БоДоМил»;
разработать рекомендации по совершенствованию системы сбыта на предприятии.

Вложенные файлы: 1 файл

Сбытовая политика предприятия.docx

— 52.09 Кб (Скачать файл)

«Сбытовая политика предприятия»

 

Введение

 

Под сбытом следует понимать комплекс процедур продвижения готовой продукции  на рынок и организацию расчетов за нее. Главная цель сбыта - реализация экономического интереса производителя, т.е. получение прибыли на основе удовлетворения платежеспособного  спроса потребителей. Вся совокупность действий по управлению сбытом образует сбытовую политику организации.

Актуальность выбранной темы заключается  в том, что работа всех организаций-производителей в современных экономических  условиях строится на принципиально  новых принципах, что наиболее очевидно проявляется в сфере сбыта  готовой продукции. В условиях жесткой  конкуренции главной задачей  системы управления сбытом становится завоевание и сохранение организацией предпочтительной доли рынка и удержание  превосходства над конкурентами в избранном сегменте. Хотя сбыт - это завершающая стадия хозяйственной  деятельности товаропроизводителя, в  рыночных условиях планирование сбыта  предшествует производственной стадии и состоит в изучении конъюнктуры  рынка и возможностей предприятия  производить пользующуюся спросом (перспективную) продукцию, а также  в составлении планов продаж, на основе которых должны формироваться  планы снабжения и производства. Грамотно построенная система организации  и контроля сбыта способна обеспечить конкурентоспособность компании.

Основной проблемой в исследуемой  области является то, что при наличии  жесткой конкуренции главная  задача сбытовой политики предприятия - обеспечить завоевание и сохранение организацией предпочтительной доли рынка  и добиться превосходства над  конкурентами. Сбытовая политика должна рассматриваться под принципиально  иным углом зрения - через призму рыночного спроса и предложения. Для выживания в рыночных условиях отечественные товаропроизводители  должны производить то, что продается, а не продавать то, что они производят.

Цель курсовой работы: на основе изучения теоретических аспектов сбытовой политики и изучении системы сбыта продукции  в ООО «БоДоМил» разработать  рекомендации по совершенствованию  сбытовой политики на предприятии.

В соответствии с этим были определены следующие задачи:

рассмотреть понятие сбытовой политики;

изучить структуру управления сбытом;

определить критерии выбора сбытового  канала и его функции и издержки, связанные с выбором сбытового  канала;

дать краткую характеристику ООО  «БоДоМил»;

проанализировать организацию  управления сбытом в ООО «БоДоМил»;

разработать рекомендации по совершенствованию  системы сбыта на предприятии.

Объектом исследования в данной работе является ООО «БоДоМил».

Предметом исследования являются экономические  отношения, возникающие в процессе сбытовой деятельности организаций  и формировании сбытовой политики.

Гипотезой исследования является то, что повышение эффективности  сбытовой деятельности является возможностью для увеличения прибыли предприятия, за счет оптимизации и ликвидации сложных мест в сбытовой политике компании.

 

1. Теоретические аспекты  сбыта продукции

 

.1 Понятие сбытовой политики

 

Под сбытовой политикой организации (предприятия) в наиболее широком  смысле следует понимать выбранные  ее руководством совокупность сбытовых стратегий маркетинга (стратегии  охвата рынка, позиционирования товара и т.д.) и комплекс мероприятий (решений  и действий) по формированию ассортимента выпускаемой продукции и ценообразованию, по формированию спроса и стимулированию сбыта (реклама, обслуживание покупателей, коммерческое кредитование, скидки), заключению договоров продажи (поставки) товаров, товародвижению, транспортировке, по инкассации дебиторской задолженности, организационным, материально-техническим и прочим аспектам сбыта.

Сбытовую политику предприятия  целесообразно ориентировать на:

получение предпринимательской прибыли  в текущем периоде, а также  обеспечение гарантий ее получения  в будущем;

максимальное удовлетворение платежеспособного  спроса потребителей;

долговременную рыночную устойчивость организации, конкурентоспособность  ее продукции;

создание положительного имиджа организации  на рынке и признание ее со стороны  общественности.

Сбытовая политика, сформулированная на основе целей и задач сбыта, должна соответствовать бизнес-концепции  организации (что собой представляет организация, чем она сильнее  конкурентов, каково желаемое ею место  на рынке и т.д.), а также принятому  курсу действий (ориентирам). Сбытовая политика зависит от внутренних и  внешних условий функционирования предприятия (организации), и для  ее разработки необходим их детальный  анализ, а также возможностей организации. Рынок предоставляет конкретному  производителю разные возможности  для сбыта и одновременно накладывает  на его деятельность определенные ограничения. Производитель, заинтересованный в  эффективности сбыта своей продукции, должен знать реальное положение  дел на рынке и на этой основе принимать обоснованные решения  по реализации товаров. Сбытовая политика строится на основе упорядоченного анализа  потребностей и запросов, восприятий и предпочтений, свойственных потребителям продукции организации. Потребности  и запросы покупателей постоянно  меняются. Эффективная сбытовая политика тем самым должна быть направлена на постоянное обновление ассортимента и повышение разнообразия предлагаемых покупателям услуг (гарантийное  обслуживание, консультации по эксплуатации, обучение пользователей и т.д.).

В рамках этих представлений организация  должна перестраивать свою деятельность быстрее и эффективнее, чем конкуренты, учитывая интересы, связанные с сохранением  и повышением благополучия, как самой  организации, так и потребителей, общества. Сбытовая политика организации  должна служить базой для разработки ее снабженческой, производственно-технологической, инновационной и финансовой политики.

Формирование сбытовой политики основано на использовании элемента комплекса  маркетинга «доведение продукта до потребителя», характеризующего деятельность организации, направленную на то, чтобы сделать  продукт доступным целевым потребителям.

Главным содержанием элемента комплекса  маркетинга «доведение продукта до потребителя» является выбор оптимальной схемы  доставки продукта от производителя  к потребителю, ее физическое воплощение, называемое физическим распределением или товародвижением (организация транспортировки, хранения, обработки груза), а также послепродажное (сервисное) обслуживание потребителей. В этих направлениях формируется и определенная сбытовая политика, которая включает как стратегические, так и тактические сбытовые решения. К стратегическим решениям можно отнести следующее:

Определение, по каким каналам и  в каких пропорциях следует осуществлять сбыт (продажи) продуктов.

Определение, если это целесообразно, форм интеграции участников процесса товародвижения.

Выбор методов ведения сбыта.

Образование логистической маркетинговой  системы.

К числу тактических сбытовых решений, принимаемых достаточно часто или  регулярно в зависимости от изменения  внешних и (или) внутренних условий, можно отнести следующее:

Адаптация каналов сбыта под  текущие условия внешней среды  и возможности организации.

Оптимизация (если рынок является рынком производителя) числа покупателей (клиентов).

Осуществление оперативной сбытовой деятельности.

 

.2 Структура управления  сбытом

 

Главные задачи в разработке сбытовой политики - выбор канала распределения  товара (сбытового канала) и принятие решения о стратегии сбыта.

Под каналом распределения понимается ряд организаций или отдельных  лиц, включенных в процесс, делающий продукты доступными для использования  или потребления индивидуальными  потребителями или отдельными организациями; это путь, по которому товары движутся от производителя к потребителю. Участники канала распределения  выполняют следующие функции: собирают и распространяют маркетинговую  информацию; стимулируют сбыт; устанавливают  контакты; подгоняют продукт под  требования потребителей (сортировка, сборка, упаковка); проводят переговоры; транспортируют и хранят товары; финансируют  функционирование канала; принимают  на себя риск за функционирование канала.

Каналы распределения можно  охарактеризовать числом уровней канала. Уровень канала - любой посредник, который выполняет определенную работу по приближению товара и права  собственности на него к конечному  покупателю. Число независимых уровней  определяет длину канала распределения. Самым простым является канал  прямой продажи, состоящий из производителя, продающего товар непосредственно  потребителю.

Выбор сбытового канала сопряжен с  вопросом о способе сбыта - через  посредников (косвенный сбыт), без  посредников (прямой сбыт). Канал распределения - это, в сущности, путь движения товара от производителя к потребителю. На протяжении этого пути торговые организации или отдельные лица берут на себя (или передают) право  собственности на товар до его  продажи потребителю.

Так, канал нулевого уровня состоит из производителя и потребителя, т.е. это способ прямого сбыта, без посредников. Этот канал целесообразен при малой рыночной доле, а также используется и для товаров производственного назначения (поставка по предварительным заказам). Прямые продажи осуществляются через фирменные магазины, посылкой по почте, торговлей вразнос, другими методами прямой продажи. Однако в определенных ситуациях распределение товара без посредников нецелесообразно или невозможно. Торговые посредники необходимы, когда компания предлагает широкую номенклатуру товаров, при большом охвате рынка, сбыте товаров на новых рынках, например, при внедрении нового товара на новый рынок и старого товара на новый рынок.

Торговые посредники, помимо непосредственных продаж, помогают заключать торговые сделки; выбрать ассортимент производимых продуктов, в наибольшей степени  соответствующий запросам потребителей; организуют накопление, сортировку и  хранение продуктов в местах наиболее выгодных для потребителей; могут  предоставлять финансовые услуги, обучать  потребителей эффективно использовать купленные продукты, снижая таким  образом затраты производителей; предоставлять необходимую информацию, в частности, по оценке потребителями  ранее купленных продуктов. Торговые посредники ближе к рынку, чем  производители, и могут предоставлять  им информацию об изменении запросов потребителей и условий конкуренции.

Для сбыта через посредников (косвенный  сбыт) могут быть выбраны следующие  каналы распределения:

одноуровневый канал, состоящий из трех участников - производителя, розничного торговца, покупателя;

двухуровневый канал, включающий производителя, оптовика, розничного торговца, покупателя;

трехуровневый канал - изготовитель, крупный оптовик, мелкий оптовик, розничный  торговец, покупатель.

С точки зрения потребителя, каналы обеспечивают выгоду формы, времени, места  приобретения товара и передачи права  владения им. Создание удобства формы  означает превращение сырья именно в те конечные товары и услуги, которые  имеют спрос у покупателей. Удобство времени и места покупки товара подразумевает, что товары делаются доступными в удобное для потребителей время и продаются в удобных  местах. Выгода с точки зрения передачи права собственности заключается  в том, что каналы опосредуют передачу прав на владение товаром от производителей к потребителям.

Фирмы, располагающие широкой номенклатурой  товаров, обычно пользуются несколькими  видами сбытовых каналов.

Торговля через коммерческих посредников  имеет ряд преимуществ. Прежде всего, фирме-изготовителю выгоднее сосредоточить  вложение средств в свой основной бизнес, а торговый посредник:

располагает подготовленным торговым персоналом;

способствует сокращению числа  контактов изготовителя с потребителем;

оказывает техническую поддержку, предлагая сервисное обслуживание;

может выполнять рекламную функцию;

закупая товар в больших количествах, снижает транспортные издержки;

предоставляет финансовую поддержку  изготовителю, т.к. оплата товара происходит при поставке, а не продаже.

Но, несмотря на свои преимущества, сложность  канала сбыта всегда влечет за собой  увеличение конечной цены продукции, отпускаемой  потребителю.

Эффективность канала сбыта во многом зависит от взаимодействия с посредниками, что можно назвать основой  управления сбытом. Важным моментом философии  взаимодействия участников канала можно считать понимание изготовителем товара ожиданий целевых потребителей торгового посредника.

«Оптовый или розничный посредник (в зависимости от вида сбытового  канала), в сущности, являются для  изготовителя конечным потребителем, т.к. он не имеет контактов с покупателем  целевого рынка. Совместные усилия изготовителя и посредника для создания преимуществ  над конкурентами, достижение синергического эффекта согласованных стратегий  определяет наибольшую эффективность  сбытового канала. Однако, в значительной степени влияние на торговых посредников  затруднено тем, что право собственности  на товар изготовитель утрачивает после  его поставки посреднику».

Но посредников можно выбирать, мотивировать их работу, осуществлять оценки и контроль их деятельности.

 

Таблица 1.1. Критерии выбора торговых посредников

Стратегическое рассмотрениеТактическое  рассмотрениеØ Планы расширения своей деятельности. Ø Ресурсные  возможности. Ø Управленческая компетентность. Ø Охват рынка. Ø Желание вступить в партнерские отношения. Ø Лояльность отношения.Ø Знание местного рынка. Ø Наличие торговых площадей и  оборудования. Ø Удобное расположение для потребителей. Ø Знание продукта. Ø Реалистичные условия оплаты и  кредитования. Ø Профессионализм  торговых работников. Ø Уровень сервиса.

Информация о работе Сбытовая политика предприятия