Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 20:02, курсовая работа
Целью исследования является систематизация организационно-экономических особенностей маркетинга на рынке хлебобулочных изделий и обоснование необходимости определения приоритетных областей маркетинговых исследований.
При достижении этой цели решались следующие задачи:
раскрытие сущности маркетинга как концепции управления;
изучение методологии маркетинговых исследований;
рассмотрение социологических методов при исследовании рынка;
разработка программы маркетинговых исследований и определения наиболее перспективных направлений маркетинговых исследований ;
Введение 3
1. Теоретические аспекты управления маркетинговой
деятельностью на предприятии 5
1.1. Маркетинг как концепция рыночного управления 5
1.2. Система маркетинговых исследований 9
1.3. Процесс управления маркетинговой деятельностью
на предприятии 16
2. Методология проведения маркетинговых исследований 24
2.1. Процесс маркетинговых исследований 24
2.2. Методы проведения маркетинговых исследований рынка 26
2.3. Социологические методы маркетинговых исследований 30
3. Совершенствование системы управления маркетинговой
деятельностью на ОАО «Курскхлеб» 35
3.1. Анализ и диагностика маркетинговой деятельности 35
3.2. Анализ номенклатуры ассортиментной группы
ОАО «Курскхлеб» 39
3.3. Совершенствование системы маркетинга предприятия 43
Заключение 49
Список использованной литературы 51
Рис. 5. Прогнозирование спроса на продукцию ОАО «Курскхлеб»
Найдем прогнозные значения спроса для тех периодов, следующих за участком наблюдения, так как срок упреждения не должен превышать третьей части длины базы прогноза:
Определим стандартное отклонение, характеризующее погрешность прогностической оценки при выбранной прогнозирующей функции по формуле
Зная точечные прогнозные значения и стандартное отклонение, определим доверительный интервал прогноза:
Определим ошибку аппроксимации:
То есть полученные прогнозные данные можно использовать для разработки плана маркетинга ОАО «Курскхлеб».
3.3. Совершенствованию системы маркетинга предприятия
ОАО «Курскхлеб» использует два способа продвижения товара:
Реклама хлебозавода нацелена как на крупных покупателей, так и на простого потребителя. Поэтому руководство ОАО «Курскхлеб» выбрало несколько средств массового воздействия.
Цель стимулирования сбыта заключается в привлечении клиентов, и убедить их приобрести наш товар. Существует много форм стимулирования сбыта. ОАО «Курскхлеб» использовало одну из таких форм – скидка с цены, т.е. постоянный клиент, приобретающий товар (или заключающий сделку) на большую сумму получает скидку в размере 5% от заключенной сделки.
Для совершенствования системы маркетинга необходимо шире использовать эти средства и привлекать другие, например, такие как личные продажи.
Для выявления недостатков в обслуживании, неудовлетворенностью ассортиментом, а также с целью изучения спроса потребителей был использован метод анкетирования посетителей. Также были составлены анкеты для определения запросов потребителей, их поведения. После обработки материалов опроса было принято решение разработать план рекламных мероприятий.
Первым шагом в разработке вариантов рекламной компании является осуществление выбора рекламных средств.
С данной точки зрения наиболее предпочтительным является метод морфологического синтеза. Для этого первоначально необходимо составить морфологическую таблицу, содержащую множество функциональных элементов для синтеза системы продвижения рассматриваемого газового агрегата.
Синтезируемая система реализуется двумя обобщенными функциональными подсистемами: распространение рекламы и стимулирование сбыта в сфере торговли.
В морфологической таблице для каждой подсистемы задано множество альтернатив Аij, которые характеризуется значениями эффективности Эij и требуемого ресурса Pт(ij) для их практической реализации. Требуется найти систему, представленную комбинацией, включающей по одной альтернативе и каждой строки таблицы и удовлетворяющей целевой функции:
Max Э/Рт = (∑Эij / ∑Pт(ij))
при условии Рт ≤ Ри = 30000 руб.
Из анализа таблицы можно сделать вывод, что имеющийся в распоряжении ресурс в 30000 руб., можно распределить между всеми 6 комбинациями. Оптимальным вариантом, удовлетворяющим целевым функциям (42) и (43), является комбинация из альтернатив (А12, А22) со значением Э/Рт = 0,43*10-4. При этом имеющийся ресурс расходуется не полностью и в резерве остается 11360 руб. Однако, комбинация альтернатив, обеспечивающая максимальную эффективность, - это комбинация (А12,А21) со значением эффективности Э= 1,2 и требуемого ресурса Рт = 28640 руб. (резерв – 1360 руб.).
Таким образом, по результатам расчетов было получено, что наибольшую эффективность из всех средств рекламы данного предприятия обеспечивают выставки, ярмарки и реализация продукции через собственную сеть магазинов.
Выставки – продажи занимают особое место в арсенале средств рекламного воздействия, так как предоставляют очень широкие возможности демонстрации новых и фирменных изделий. Особенно эффективны выставочные мероприятия в сочетании с комплексом сопутствующих рекламных мероприятий. Выставки – продажи планируются, как творческий отчет мастеров, кондитеров (что также является косвенной рекламой – ведь многим захочется попробовать кулинарные шедевры мастер – повара). Выставки – продажи могут бать как внутри предприятия, так и между предприятиями. Выставки могут проходить не только на местном рынке, но и на областном уровне.
В настоящий момент большое внимание на ОАО «Курскхлеб» уделяется выставкам – продажам, ярмаркам как по области , так и по Черноземью. Стала уже традиционной выставка в Коренной пустыни пос. Свобода, где продукция непременно занимает призовые места, тем более, что это не только выставка, но и хорошая реализация продукции на массовом мероприятии.
В апреле месяце ОАО «Курскхлеб» представлял свою продукцию в Москве на выставке «1000 лучших товаров России». Продукция имела большой успех, по результатам этой выставки Администрация г. Москвы и Курской области составили соглашение на дальнейшее сотрудничество.
Для совершенствования системы маркетинга необходимо также внесение организационных изменений. При совершенствовании организации управления маркетингом на ОАО «Курскхлеб» целесообразно учитывать основные закономерности перестройки оргструктур при переориентации деятельности на основе концепции маркетинга.
Мировая практика говорит о том, что нецелесообразно начинать перестройку оргстуктуры управления предприятием с усиления роли отдела сбыта и расширения числа функций, им выполняемых.
Для квалифицированного управления комплексом маркетинга целесообразно группу маркетинга преобразовать в отдел, определив его после объединения хлебного и сухарно – бараночного цехов.
Правильный выбор оргстуктуры управления маркетингом только создает предпосылки для эффективной работы маркетинговых служб. Необходимо укомплектовать эти службы квалифицированными специалистами, правильно распределять между ними обязанности.
Для эффективной работы отдела маркетинга ОАО «Курскхлеб» следует определить, чем конкретно будет заниматься каждый сотрудник, таким образом следует выделить:
-специалиста по рекламе;
-специалиста по изучению
-специалиста по конкурентам;
-специалиста по сбыту;
-специалиста по разработке
-специалиста по созданию
Таким образом, руководители и сотрудники отдела маркетинга должны добиваться изменений как в выполнении отдельных функций, так и в деятельности предприятия в целом, обеспечивая его ориентацию на маркетинг. Эти изменения касаются четырех аспектов:
- изменений знаний и оценок о целях и путях развития предприятия, исходя из информации о рынке, потребителях и конкурентах;
- удаления барьеров внутри
- распространения информации о наиболее удачных продуктах предприятия;
- перераспределения прав и
При проведении реорганизационных мероприятий решаются следующие проблемы предприятия:
Так как предприятие «Курскхлеб» является акционерным обществом, то основные направления по планированию комплекса маркетинга диктуются непосредственно владельцем в соответствии с бизнес-планом компании и опытом прошлых лет деятельности на рынке. Предложить что-либо новое в этой сфере не представляется возможным, так как в компании учитываются только интересы владельцев. Единственное, что автор мог бы предложить в свете обозначенных проблем, это разнесение планирования комплекса маркетинга по двум направлениям – консалтинг и услуги бизнес-центра. Относительно финансирования хотелось бы отметить, что стоит иметь некий заранее прогнозируемый бюджет и запас средств на проведение конкретных программ и мероприятий, обеспеченный результатами предыдущего года, а не текущего. При этом внутри бюджета маркетинга должны быть гибкие грани между направлениями маркетинга, регулируемые директором подразделения в зависимости от приоритетности направления в данное время .
Мероприятия проекта реорганизации системы управления маркетингом ОАО «Курскхлеб» могут быть следующими:
Рис.6. Модернизированная организационная структура управления маркетингом на предприятии
Оценка персонала достаточно хорошо демонстрирует индивидуальные различия работников организации при выполнении своих должностных обязанностей, в поведении на рабочем месте, лояльности компании и т.п. Одновременно она обеспечивает руководителей необходимой информацией в области управления человеческими ресурсами, поскольку дает возможность принять обоснованные решения в отношении размеров вознаграждения, обучения и развития, продвижения по службе и увольнения. Оценка персонала также может являться и эффективным методом улучшения взаимоотношений между руководителем и подчиненным.
Предлагается использовать вознаграждение за выслугу лет.
1. Вознаграждение за выслугу
лет выплачивать из фонда
Таблица 4
Вознаграждения за выслугу лет
Стаж работы |
Размер вознаграждения (% от месячного оклада) |
от 2 до 3 лет |
7% |
от 3 до 5 лет |
10% |
от 5 до 10 лет |
13% |
от 10 до 15 лет |
15% |
от 15 до 20 лет |
20% |
2.Стаж работы исчислять
3. Совместителям вознаграждение
за выслугу лет не
4. Выплата вознаграждения
Таким образом, применяемые в современной практике управления маркетинговые приемы должны шире использоваться на ОАО «Курскхлеб».
Заключение
Любые формы предприятия выходят на рынок, то почти всегда сталкиваются с трудностями. И сразу же руководители этих организаций начинают бороться за выживание на этом рынке, бороться со своими конкурентами, и в этих условиях любой организации, даже самой маленькой, необходимо разрабатывать свою маркетинговую политику, чтобы добиться повышения эффективности деятельностью своей организации.
Согласно классическому определению, маркетинговое исследование представляет собой результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели.
Разработка маркетинговых решений не возможна без использования на каждом этапе технологии соответствующего методологического инструментария, который включает в себя методы рационального распределения ресурсов, модели для разработки альтернатив решений и методы оценки эффективности выбранного варианта.