Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 23:59, курсовая работа
Основные цели моей курсовой работы заключаются в следующем:
- более углубленно изучить теоретические и практические положения по теме «Маркетинговая среда фирмы»;
- получить навыки самостоятельного сбора, обработки, обобщения, анализа информации по данной теме.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
1. МАРКЕТИНГОВАЯ СРЕДА…………………………………………... . 5
1.1 Маркетинговая среда фирмы, понятие, её сущность и основные характеристики………………………………………………… ……………. …… 5
1.2 Внутренняя среда…………………………………………………. 10
1.3 Микросреда………………………………………………………… 12
1.4 Макросреда………………………………………………………… 18 2. АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ФИРМЫ НА ПРИМЕРЕ ПК «ФИРМА КЫЗЫЛ-МАЙ»……………………………………………. . ….. 23
2.1 Характеристика предприятия………………………………....... .... 23
2.2 Анализ факторов маркетинговой среды ПК «Фирма Кызыл-МАЙ»…………………………………………………………… … ……….. 27
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ФИРМЫ ПК «ФИРМА КЫЗЫЛ-МАЙ»……………………………………………………………………... .. . 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………… 45 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….. 46
Недостаточно знать, сколько потенциальных покупателей есть у фирмы, необходимо определить еще и, сколько товаров они смогут купить. Без исследования экономических факторов это сделать сложно. Платежеспособный спрос зависит от уровня развития страны, уровня доходов различных слоев населения и структуры их расходов на потребление, темпов инфляции, уровня безработицы и многих других факторов. Особенно важно изучение этих проблем в нынешних условиях, когда реальный уровень жизни многих людей, падает.
Для предприятий, работающих с природным сырьем, а также энергоемких производств, особенно в условиях их дефицита, весьма важным является изучение проблем рационального использования природных ресурсов. Фирмы все больше внимания уделяют внедрению энергосберегающих и экологически чистых технологий, что вполне вписывается в рамки государственной политики по охране окружающей среды большинства стран.
Эта группа факторов макросреды
тесно связана с научно-
Среди социально-культурных факторов очень важным является знание нормы, правил и ценностей, присущих каждой культурной общности. В многонациональных странах, этнически пестрых регионах это знание приобретает особу актуальность.
Для многих стран, немаловажное значение имеют политико-правовые факторы. Именно отсутствие стабильности в политико-правовом поле, наряду с экономическими просчетами не позволяет отечественным товаропроизводителям начать свое возрождение и выступать конкурентами импортных товаров. В нормальных условиях регулируемого рынка следует прогнозировать мероприятия государства и пытаться использовать их в своих интересах.
Занимаясь исследованием
макросреды, необходимо иметь ввиду,
что все они тесно
2. АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ПК "ФИРМА "КЫЗЫЛ-МАЙ"
2.1 Характеристика предприятия
ПК "Фирма "Кызыл-Май" занимается производством фармацевтических препаратов и пищевых добавок из натуральных продуктов. На рынке Российской Федерации функционирует с 2005 года.
Организационно-правовая форма данной компании - производственный кооператив, созданный четырьмя учредителями.
Производственный кооператив осуществляет свою деятельность на основании учредительного договора и устава. Высшим органом кооператива является общее собрание его членов. Производственный кооператив вправе осуществлять любой вид предпринимательской деятельности, не запрещенный законодательными актами для частного предпринимательства.
На рисунке 2.1 представлена организационная структура фирмы "Кызыл-Май"
Рисунок 2.1 - Организационная структура управления ПК "Фирма "Кызыл-Май"
Все отделы главным образом подчинятся директору фирмы, над персоналом производственных цехов и лаборатории непосредственное руководство осуществляют главный менеджер по производству и технолог.
На территории ПК "Кызыл-Май" расположено 4 цеха:
-Чайный цех;
-Цех суппозиториев;
-Цех фито-капсул;
-Цех фасовки жидкой продукции.
Чайный цех занимается производством фито-чая из различных лекарственных растений: крапивы, боярышника, зверобоя, мяты, душицы, ромашки, мелиссы, шиповника, чабреца, а также фито-чая со специальными фармакологическими свойствами определенного назначения: сердечно-сосудистый, очищающий, почечный, грудной, желудочный, антиаллергенный, противогрипповый, противоалкогольный, противодиабетический и др.
Цех суппозиториев производит свечи (суппозитории) различного назначения с добавлением лекарственных растений: прополиса, облепихи, экстракта календулы, женьшеня и др. Это, к примеру: антибактериальные, противовоспалительные, профилактические и т.д. А также изготавливает различные мази и бальзамы для тела на основе лекарственных растений.
В цехе фито-капсул производятся фито-капсулы "Диабетофит", "Агриппофит", "Мочекам", "Туссофит", "Бодрость", "Кардиофит", "Желудочные", "КМ-Солодка", "Гепатофит", "Противопаразитарные" и др.
Цех фасовки жидкой продукции занимается производством сиропов "Кызыл-Май" из таких лекарственных растений, как облепиха, шиповник, калина, барбарис, рябина, брусника и двух сиропов из комплекса лекарственных трав: "Туссофит" (от кашля) и "Иммунофит" (для повышения иммунитета).
К продукции цеха фасовки жидкой продукции относится также мёд нескольких видов с экстрактами женьшеня, душицы, зверобоя, шалфея, лекарственных растений, с пантами марала и цветочной пыльцой. Также в данном цехе производится масло полифитовое "Кызыл-Май", масло облепиховое, пихтовое, эвкалиптовое и масло массажное "КМ-Седафит".
ПК "Фирма "Кызыл-Май" обладает своей собственной лабораторией, которая занимается разработкой лекарственных препаратов, а также проведением необходимого контроля на стадии производства продукции: установление чистого веса, проверка соответствия состава препаратов установленным нормам и т.д.
Также территория ПК "Кызыл-Май" оборудована 4 складами: для хранения сырья, подсобного материала, готовой продукции и складом с холодильными камерами для хранения суппозиториев.
Вся продукция ПК "Кызыл-Май" производится исключительно из лекарственных растений и других натуральных продуктов. Своих фирменных магазинов по территории РК ПК "Кызыл-Май" не имеет, продукция поставляется исключительно по заказам в аптеки как г. Алматы, так и других городов Казахстана. Компания "Кызыл-Май" имеет широкий круг постоянных клиентов среди аптек города. Но также есть возможность приобрести любой препарат и на самой фирме, оформив заказ в отделе сбыта.
Руководство ПК "Кызыл-Май" в целях контроля за работой фирмы и её сотрудников проводит различные собрания и проверки, такие как:
-собрание учредителей (проводится 1 раз в неделю; обсуждаемая тема: стратегические планы развития предприятия);
-планерка (проводится 2 раза в неделю; участвуют: генеральный директор, начальники всех отделов; обсуждаемая тема: текущая деятельность предприятия);
-производственное собрание (проводится 1 раз в 2 недели; участвуют: генеральный директор, коммерческий директор, менеджер по производству).
Руководство фирмы "Кызыл-Май" внимательно относится к социальной сфере. Работникам компании предоставляется путевки для лечения в санатории, выдаются путевки для детей сотрудников в летние лагеря отдыха, выплачиваются разного рода материальные вознаграждения (к праздникам, на юбилейный день рождения работника, при выходе на пенсию). На территории предприятия для всех цехов и подразделений открыта столовая. На сегодняшний день текучесть персонала в целом по фирме небольшая, это связано с тем, что большинство сотрудников ПК "Кызыл-Май" - это люди среднего и старшего возраста, давно работающие в компании.
2.2 Анализ факторов маркетинговой среды ПК "Фирма "Кызыл-Май"
Анализ внешней среды представляет собой оценку состояния и перспектив развития важнейших, с точки зрения организации, субъектов и факторов окружающей среды: отрасли, рынков, поставщиков и совокупности глобальных факторов внешней среды, на которые организация не может оказывать непосредственное влияние. Анализ внешней среды, проводимый посредством исследования рассмотренных в 1 главе групп факторов, облегчает руководству организации получение ответов на интересующие его вопросы: Какие изменения во внешнем окружении воздействуют на текущую стратегию организации? Какие факторы представляют большие возможности для достижения общефирменных целей? Анализ внешней среды служит инструментом, при помощи которого разработчики стратегии контролируют внешние по отношению к организации факторы с целью предвидеть потенциальные угрозы и открывающиеся новые возможности. Анализ внешней среды позволяет организации своевременно спрогнозировать появление угроз и возможностей, разработать ситуационные планы на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, разработать стратегию, которая позволит организации достигнуть поставленных целей и превратить потенциальные угрозы в выгодные возможности. Анализу подлежат: внешняя среда косвенного влияния и внешняя среда непосредственного воздействия.
Рассмотрим факторы среды непосредственного окружения предприятия, а именно: потребителей, поставщиков, посредников и конкурентов. Задача анализа среды непосредственного окружения состоит в оценке состояния и развития ситуации на рынке и определении конкурентных позиций предприятия на нем.
При изучении непосредственного окружения предприятия в первую очередь необходимо обратить внимание на одну из главных его составляющих - потребителей. Хотя службы маркетинга и определяют выбор целевого рынка, они не могут контролировать его характеристики. Им остается только реагировать на них. В процессе анализа потребителей исследуется, какие факторы влияют на поведение потребителей при намерении совершить покупку. Рассматриваются следующие факторы:
Социальные. К ним относятся социальные группы, классы, семья, религия, социальные роли и статусы, референтные группы и т.д.
Культурные. Учитывается, какое влияние могут оказать традиции, общественные ценности, культурные установки, нравы, сложившиеся в рамках общества, на поведение потребителей.
Психологические. При исследовании этих факторов, ищут ответы на вопросы о том, что мотивирует покупателей к совершению покупки или отказу от нее, как протекают процессы восприятия, усвоения, убеждения и формирования взгляда потребителя.
Личностные. К ним относят тип личности потребителя, его возраст, семейное положение, образование, профессию, увлечения, привычки, экономическое положение и т.д. Помимо этого, изучают и такие характеристики потребителей, как: географическое месторасположение, объем и периодичность закупок, уровень их информированности, наличие товаров-заменителей, стоимость переориентации потребителей на другой продукт, чувствительность к цене, наличие особых требований к товару.
Кроме того, анализируется, как потребители принимают решения, через какие этапы при этом проходят - изучают, размышляют, сравнивают или действуют экспромтом. Этапы, через которые проходит потребитель при совершении покупки, можно представить в виде схемы (см. Приложение 3).
Изучение потребителей позволит предприятию лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем продаж может рассчитывать, в какой мере покупатели привержены продукту именно данного предприятия, насколько можно расширить круг потенциальных потребителей, что ожидает продукт в будущем и т.д.
В процессе анализа потребителей был проведен опрос продавцов аптек, реализующих продукцию "Кызыл-Май", и опрос населения по телефону (200 чел., методом случайного набора номеров).
При опросе продавцов аптек им была предоставлена анкета со следующим перечнем вопросов:
Какая продукция ПК "Фирмы "Кызыл-Май" пользуется наибольшим спросом?
Какую продукцию "Кызыл-Май" чаще всего приобретают те или иные слои населения (по половому и возрастному признакам)?
Какие препараты фирмы "Кызыл-Май" больше приобретают в зависимости от сезона?
Как часто и какие в основном препараты "Кызыл-Май" приобретают по предписаниям врача?
Как изменился спрос на продукцию "Кызыл-Май" в связи с недавним повышением цен?
Есть ли какие-нибудь отзывы о продукции компании "Кызыл-Май" от покупателей?
Ваше личное мнение о продукции ПК "Кызыл-Май" как фармацевта?
В результате анализа полученной с помощью этого опроса информации было выяснено, что наибольшим спросом со стороны покупателей пользуются масло полифитовое "Кызыл-Май" и облепиховое, суппозитории (свечи), фито-чай, сиропы и мёд. Масло, сиропы, мёд и фито-чай приобретают все слои населения, независимо от возраста и пола. Суппозитории - девушки (от 18 лет) и женщины (до 45 л).
В осенне-зимний период в связи с учащающимися простудными заболеваниями возрастает спрос на сиропы, мёд и масло. Что касается остального ассортимента продукции "Кызыл-Май", в течении всего года он пользуется практически одинаковым спросом, независимо от сезона. В летнее время спрос на всю продукцию в некоторой степени снижается.
По предписаниям (рецепту) врачей в основном приобретают свечи "Кызыл-Май", по рекомендациям и советам врачей - сиропы, масло, мёд и фито-чай, по рекомендациям стоматологов - Зубной бальзам "Dental balsamum".
Несмотря на небольшое повышение цен, спрос на продукцию снизился лишь в первые месяцы на 5%, затем вновь стал наблюдаться рост.
И потребители, и продавцы-фармацевты аптек отзываются о продукции фирмы "Кызыл-Май" положительно, считая её полезным и эффективным натуральным продуктом.
Далее был проведен опрос населения по телефону. Методом случайного набора номеров было опрошено 200 человек. В таблице 2.1 представлен перечень вопросов, задаваемых опрашиваемым и систематизированные результаты ответов.
Таблица 2.1
Результаты проведения опроса населения по телефону
№ |
Задаваемый вопрос |
Данные о результатах ответов (%) | |
1 |
Слышали ли Вы когда-нибудь о фирме ПК "Кызыл-Май" и ее продукции? |
85% - да 15% - нет | |
Если опрашиваемый отвечал: "Да!", далее следовало: | |||
2 |
Какую продукцию фирмы "Кызыл-Май" Вы знаете? |
40% - масло полифитовое ("Кызыл-Май") 30% - масло "Кызыл-Май", фито-чай, свечи 30% - осведомлены обо всей продукции, включая фито-капсулы и др. | |
3 |
Вы приобретали какие-нибудь препараты фирмы "Кызыл-Май"? Если - да, то какие?
|
30% - практически все 20% - масло, сиропы, мёд, фито-чай, свечи 15% - фито-чай, сиропы 15% - сиропы, мёд, фито-чай 10% - масло "Кызыл-Май" 10% - свечи | |
4 |
Какими препаратами "Кызыл-май" Вы пользуетесь неоднократно? |
Фито-чай - 80%, Свечи - 45%, Масло - 60%, Мёд - 20%, Сиропы - 55%, остальная продукция - 15% | |
5 |
Не знаете, приобретают ли продукцию ПК "Кызыл-Май" Ваши друзья и знакомые? |
15% - приобретают 20% - да, приобретают, они мне и посоветовали 30% - не знаю, возможно 35% - да, многие, кому я рекомендовал (а), теперь приобретают | |
6 |
Как часто и какие препараты "Кызыл-май" Вам прописывал врач? |
Не прописывали - 10% Свечи (неоднократно) - 20% Рекомендовали сиропы, масло, мёд - 50% | |
7 |
Нравится ли Вам продукция "Кызыл-Май"? Что Вы можете сказать о ней? |
- Продукция нравится. Редко сейчас можно встретить абсолютно натуральный и действительно эффективный продукт - 70% Нравится - 20% Стали приобретать недавно, время покажет - 10% | |
8 |
Есть ли что-то, что Вас не устраивает в продукции компании "Кызыл-Май"? Если - да, то что именно? |
75% - все устраивает 20% - цена, 5% - некоторые сиропы очень сладкие | |
9 |
Что бы Вы могли предложить компании "дополнить" или "устранить"? |
50% - ничего 35% - побольше рекламы 15% - немного снизить цены | |
10 |
Изменилось ли Ваше предпочтение "Кызыл-Май" после недавнего подорожания цен на продукцию? |
15% - предпочтение не изменилось, но поначалу стали приобретать меньше 85% - нет, не изменилось | |
11 |
Приобретали ли Вы какие-нибудь лекарственные препараты или добавки других фирм, произведенные исключительно из натуральных продуктов? Если - да, то каких фирм? Понравилось ли Вам? |
30% - нет, не покупали 50% - только травы. Не устраивают маленькие упаковки 20% - БАДы (биологически активные добавки) у частных врачей, понравились не все |
Информация о работе Состав и структура маркетинговой среды фирмы