Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 10:22, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы определяется необходимостью активизации инновационных механизмов при формировании производственного ассортимента предприятий промышленности. Важнейшим направлением повышения эффективности инновационной деятельности является рациональное использование результатов научных исследований и разработок с целью создания конкурентоспособной продукции. При этом ассортиментная политика промышленного предприятия должна быть ориентирована на своевременное определение такого производственного ассортимента, который, соответствуя профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворял бы запросы определенных категорий потребителей и обеспечивал бы повышение экономической эффективности деятельности предприятия.
Цель данной курсовой работы посвящена одному из важнейших разделов анализа хозяйственной деятельности предприятия - анализу ассортимента и структуры продукции.
Глава 1. Ассортимент и его роль в деятельности предприятия…………….
1.1. Показатели и стратегии управления ассортиментом………………...
1.2. Методы, используемые для анализа структуры клиентской базы….
Полученные данные свидетельствуют
о том, что коло 56% выпускаемой
продукции ЗАО «Автоком»
Таблица 3.3 – Данные по конкурентоспособности, стадии ЖЦТ и продажам производственного предприятия ЗАО «Автоком» за декабрь 2007 года.
Наименование товарных групп, товаров |
Конкурентоспособность продукции |
Стадии жизненного цикла продукции |
Объемы продаж, тыс. руб. |
Дизель ЯМЗ |
Низкая |
Рост |
14,8 |
Автомобиль МАЗ |
Средняя |
Выход на рынок |
47,2 |
Автобус ИКАРУС |
Высокая |
Рост |
65,7 |
Дизель А-01/41, Д-440/466 и их модификаций |
Средняя |
Зрелость |
73,9 |
Дизель СМД |
Высокая |
Рост |
108,3 |
Автомобиль ГАЗ |
Высокая |
Старение |
139,9 |
Автомобиль КАМАЗ |
Высокая |
Зрелость |
151,5 |
Итого по группе |
197,04 | ||
Пусковой двигатель ПД-10, ПД-15, П-350 |
Средняя |
Рост |
210,9 |
АвтомобильВОЛГА |
Средняя |
Старение |
307,8 |
Автомобиль ЗИЛ |
Средняя |
Зрелость |
424,3 |
Трактор Т-150, Т-150К и их модификаций |
Средняя |
Зрелость |
650,2 |
Косилка роторная КРН |
Низкая |
Рост |
653,2 |
ТНП |
Высокая |
Зрелость |
744,3 |
Автомобиль ГАЗЕЛЬ |
Высокая |
Рост |
856,6 |
Итого по группе |
1608,4 | ||
Итого по группе |
1993,1 | ||
Трактор ТДТ-55А, ЛХТ-55 и их модификаций |
Средняя |
Выход на рынок |
9146,4 |
Трактор Т-100, Т-130, Т-170 и их модификаций |
Средняя |
Рост |
17280,7 |
ИТОГО |
26888,55 | ||
Итого по группе |
27077,17 |
Основываясь на сводных данных
таблицы 3.3, построим матрицу «Конкурентоспособность
– жизненный цикл», поместив каждую
группу товаров в ячейку с соответствующим
значением
Конкурентоспособность | |||||
Жизненный цикл |
Высокая |
Средняя |
Низкая |
||
Выход на рынок |
Автомобиль МАЗ (47,2) Трактор ТДТ-55А, ЛХТ-55 и их модификаций (9146,4)
Сумма продаж 9193,6 Удельный вес продаж ячейки
в объеме продаж всего предприятия |
29,78 | |||
Рост |
Дизель СМД (108,3) Автомобиль ГАЗЕЛЬ (856,6)
Сумма продаж 964,9 Удельный вес продаж ячейки
в объеме продаж всего предприятия |
Автомобиль ИКАРУС (65,7) Трактор Т-100, Т-130, Т-170 и их модификаций (17280,7) Пусковой двигатель ПД-10,ПД-
Сумма продаж 17557,3 Удельный вес продаж ячейки
в объеме продаж всего предприятия |
Дизель ЯМЗ (14,8) Косилка роторная КРН (653,2)
Сумма продаж 668 Удельный вес продаж ячейки в объеме продаж всего предприятия 2,16% |
62,14 | |
Зрелость |
Автомобиль КАМАЗ (151,5) ТНП
Сумма продаж 895,8 Удельный вес продаж ячейки
в объеме продаж всего предприятия |
Дизель А-01/41, Д-440/466 и их модификаций (73,9) Автомобиль ЗИЛ (424,3) Трактор Т-150, Т-150К и их модификаций (650,2)
Сумма продаж 1148,4 Удельный вес продаж ячейки
в объеме продаж всего предприятия |
6,62 | ||
Старение |
Автомобиль ГАЗ (139,9)
Удельный вес продаж ячейки
в объеме продаж всего предприятия |
Автомобиль ВОЛГА (307,8)
Удельный вес продаж ячейки
в объеме продаж всего предприятия |
1,45 | ||
6,47 |
90,84 |
2,16 |
100 | ||
Значение |
Полученная матрица «
Наибольший удельный вес в товарной структуре ЗАО «Автоком» занимает продукция, находящаяся на стадии роста и составляет 62,14%. Далее следует продукция предприятия на стадии выхода на рынок (29,78%), этапах зрелости и старения (6,62% и 1,45% соответственно). При этом товары с высокой степенью конкурентоспособности, находящиеся в стадии роста и зрелости, составляют всего лишь 3,12% и 2,9%. Вместе с тем, полученная матрица свидетельствует о том, что подавляющая часть продукции обладает средней степенью конкурентоспособности и находится на этапе роста (56,86%) и стадии выхода на рынок (29,78%), тогда как остальная часть товаров этого же уровня конкурентоспособности составляет на стадии зрелости и старения всего лишь 3,72% и 1% соответственно (общая доля – 90,84%). Удельный вес продаж товаров с низким уровнем конкурентоспособности на стадии роста – 2,16%.
Основная и поддерживающая
группы товаров (товары в стадии роста
и стадии старения) должны составлять
73-85% - это главное условие
В целях максимизации выручки необходимо осуществить постепенный вывод товаров со средней конкурентоспособностью на более высокий уровень, например, - изменить ценовую политику в отношении данных товаров в сторону уменьшения их цены для увеличения конкурентоспособности по сравнению с аналогичными товарами конкурентов, улучшения их качественных показателей.
В целом, характеризуя ассортиментную концепцию предприятия, следует заметить, что она достаточно оптимальна для данного предприятия: в ассортименте ЗАО «Автоком» 90,84% реализуемой продукции обладает средней конкурентоспособностью и находится на стадиях роста и выхода на рынок, что достаточно при наличии конкуренции на рынке.
Заключение.
Товарная политика предполагает определенные действия изготовителя или наличие у него заранее обдуманных принципов поведения. Отсутствие товарной политики приводит к неустойчивости ассортимента вследствие воздействия случайных или преходящих факторов, потере контроля над конкурентоспособностью и коммерческой эффективностью товаров.
Разумеется, товарную политику невозможно отделить от реальных условий деятельности предприятия-изготовителя, специфики его профиля. Вместе с тем, как показывает практика, промышленные предприятия, находящиеся в примерно одинаковых условиях сложившейся рыночно - экономической обстановки в России, по-разному решают свои товарные проблемы: одни продолжают проявлять неумение и беспомощность, другие, следуя принципам и методам маркетинга, находят перспективные пути.
Формированию ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции - построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предпочтения, учитывающих определенные требования потребительских сегментов, необходимость обеспечения наиболее рационального использования предприятием ресурсов в целях снижения издержек.
Выбор той или иной ассортиментной стратегии должен основываться на оценке изменений денежных потоков, вызванных изменением ассортимента, а также на прогнозе состояния денежных потоков в перспективе.
Маркетинговый анализ ассортиментной концепции, а так же маркетинговой среды проводился на примере производственного объединения ЗАО «Автоком» – предприятия, специализирующегося на производстве запчастей для автомобильной и тракторной промышленности.
С целью более полного
Продукция предприятия имеет высокую
степень значимости как для производственных
предприятий, выпускающих продукцию
конечной стадии производственного
цикла, так и для индивидуальных
предпринимателей, осуществляющих посредническую,
сбытовую и торговую деятельность.
Вместе с тем, ЗАО «Автоком» одно
из немногих предприятий, поставляющих
выпускаемую продукцию крупными
оптовыми партиями и осуществляющих
политику наибольшего
В целях максимизации выручки ЗАО «Автоком» необходимо осуществить постепенный вывод товаров со средней конкурентоспособностью на более высокий уровень, например, - изменить ценовую политику в отношении данных товаров в сторону уменьшения их цены для увеличения конкурентоспособности по сравнению с аналогичными товарами конкурентов, улучшения их качественных показателей.
В целом, характеризуя ассортиментную
концепцию производственного
Список использованной литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Анализ конкуренции на
рынке запчастей для
Факторы конкуренции |
Характеристика | |||
1 |
2 | |||
1. Ситуация в отрасли | ||||
1.1Число и мощность фирм, конкурирующих на рынке |
Среди предприятий отраслей тракторной и автомобильной промышленности существует достаточно большое количество равных по мощности компаний и производственных объединений, конкурирующих непосредственно внутри группы. Основными конкурентами ЗАО «Автоком» являются: ПО «Минский тракторный завод», «Челябинский тракторный завод», ОАО «Технотранс», фирма «Форматех». | |||
1.2Унифицированность сервисных услуг по товару |
Высокая степень унифицированности сервисных услуг | |||
1.3Изменение |
Повышение спроса на запчасти для автомобильной и тракторной промышленности на 24,8% в 2007 году свидетельствует о стабилизации и положительной динамике на рынке данной продукции. Возрождение производства ведет к появлению новых конкурентов в лице, как новых производственных объединений, так и фирм-поставщиков. | |||
1.4Степень стандартизации товара |
Выпускаемая продукция обладает высокой степенью стандартизации, что объясняется схожим ассортиментом фирм-конкурентов. | |||
1.5Издержки переключения
клиента с одного |
При переходе от одного продавца
к другому издержки потребителей
разнятся, что объясняется большей
гибкостью ценовой политики, проводимой
небольшими производственными | |||
1.6Барьеры ухода с рынка |
Затраты, связанные с уходом предприятия с рынка, достаточно высоки, именно они обуславливают наличие высоких барьеров для выхода с данного рынка. | |||
1.7Барьеры проникновения на рынок |
Основные затраты для проникновения на рынок запчастей достаточно велики, так как включают расходы, связанные с началом организации производственной деятельности, набор высококвалифицированного персонала, затраты на выпуск пробной партии продукции и в последствии создание сбытовой сети - для производственного объединения. Фирмам-поставщикам проще организовать свою работу, так как они оказывают лишь посреднические услуги и осуществляют сбытовую деятельность. | |||
1.8Ситуация на смежных товарных рынках |
Конкуренция на смежных рынках также достаточно велика; на них существует большая группа предприятий, обладающих одинаковыми мощностями, что приводит к ужесточению конкуренции и на рынке запчастей. | |||
1.9Стратегии (поведение) конкурирующих фирм |
Рынок запчастей для автомобильной
и тракторной промышленности в разрезе
РФ и стран ближнего зарубежья
характеризуется высокой | |||
1.10ривлекательность рынка данного продукта |
Активное развитие автомобилестроения,
а также растущие темпы с/х
производства ведут, в свою очередь,
к росту привлекательности | |||
2. Влияние потенциальных конкурентов | ||||
2.1Трудности входа на отраслевой рынок |
Основные трудности, возникающие
при вхождении на отраслевой рынок
данного вида продукции, связаны
с внушительным размером стартового
капитала, спецификой выпускаемого товара,
а также с особенностями | |||
2.2Доступ к каналам распределения |
В регионе существует достаточно
развитая сбытовая сеть, однако особенности
ее функционирования связаны с различной
степенью доступа предприятий- | |||
2.3Отраслевые преимущества |
ЗАО «Автоком» обладает сравнительными конкурентными преимуществами, что объясняется применением гибкой ценовой политики, современных методов организации производственной деятельности, и в тоже время отсутствием стабильной системы, обеспечивающей устойчивые поставки сырья. | |||
3. Влияние поставщиков | ||||
3.1Уникальность канала поставок |
Каналы поставки не обладают уникальностью, поэтому фирмы предлагают стандартизированный товар, это способствует росту конкуренции | |||
3.2 Значимость покупателя |
ЗАО «Автоком» является одним
из немногих производственных объединений
в регионе по производству запчастей
для автомобильной и тракторной
промышленности, поставляющих выпускаемую
продукцию крупными оптовыми партиями
и осуществляющих политику наибольшего
благоприятствования в | |||
3.3Доля отдельного поставщика |
Затраты на переход от одного поставщика к другому довольно существенные, так как включают в себя расходы по поиску подходящего поставщика, оценку предлагаемого сырья, а также транспортную доступность. | |||
4. Влияние покупателей | ||||
4.1Статус покупателей |
Наибольшую долю в структуре потребителей ЗАО «Автоком» занимают предприятия тракторной и автомобильной промышленности, немалую часть составляют индивидуальные предприниматели. | |||
4.2Значимость товара у покупателя |
Продукция ЗАО «Автоком»
имеет высокую степень | |||
4.3Стандартизация товара |
Выпускаемая продукция является стандартизированной, поэтому затраты на переход покупателей от одного продавца к другому не значительны. | |||
5. Влияние товаров-заменителей | ||||
5.1 Цена |
Цены на товары-заменители незначительно ниже, чем на продукцию данной отрасли | |||
5.2 Стоимость «переключения» |
Затраты на «переключение» покупателя на товар-заменитель сведены к минимуму. | |||
5.3 Качество основного продукта |
Качество основного продукта значительно достаточно высоко |
Информация о работе Стратегический анализ ассортимента производственного предприятия