Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2015 в 19:53, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение тенденций развития мясной отрасли в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
рассмотрение основных показателей, характеризующих состояние отрасли и тенденций ее развития;
изучение методов анализа вторичной информации для исследования тенденций развития мясной отрасли;
определение методов сбора первичной информации и исследование тенденций развития мясной промышленности.
Особое место среди внешних вторичных источников информации занимают статистические ежегодники, данные переписи населения, семейные бюджеты, данные о сбережениях населения, каталоги и проспекты различных фирм, годовые финансовые отчеты фирм, результаты конкурсов, информация отраслей, бирж, банков, таблицы курсов акций, судебные решения.
Основными преимуществами внешних источников вторичной информации является то, что данная информация имеет высокое качество и регулярно обновляется. Стоимость такой информации во много раз ниже, чем стоимость индивидуального маркетингового исследования, так как результаты инициативного исследования покупаются несколькими подписчиками, в том числе и конкурирующими организациями. [2, c.72]
Недостатки внешних источников вторичной информации обусловлены прежде всего тем, что информация получается исходя не из целей данного маркетингового исследования, а исходя из каких-то других целей.
Динамика развития отраслей пищевой промышленности на период до 2020 года будет формироваться под воздействием различных факторов, к которым относится определяющий спрос на отдельные виды продовольствия со стороны различных социальных групп и рост доходов населения.
Несмотря на увеличение объемов производства белорусских продуктов питания, сохраняется высокая импортная зависимость страны по отдельным видам продовольствия.
Мясо и мясная продукция составляет существенную часть диеты человека. 20 лет назад мировое потребление мяса составляло немногим более 170 млн. тонн. Сегодня ежегодный спрос на мясо достигает 285 млн. тонн. Потребительский спрос на мясо и мясную продукцию в Беларуси отражает мировые тенденции. За последние 7 лет производство мяса в Беларуси увеличилось более чем на 160%. Ожидается, что в следующем десятилетии мировая торговля мясом будет расти стремительными темпами, при этом стимулом для роста будет служить высокий спрос, определяемый увеличением численности населения и растущими доходами потребителей. Рост населения и дохода наряду с изменениями в предпочтениях по отношению к видам пищевых продуктов приведут к резкому росту спроса на продукты животноводства. В связи с этим, Беларусь является очень перспективным рынком, поскольку страна имеет достаточно ресурсов и возможностей, чтобы удовлетворить растущий мировой спрос на мясо и мясную продукцию. [17, c.48]
Для обеспечения нормальной жизнедеятельности организма человека и его трудоспособности наиболее приемлема по биологическим качествам говядина. По нормам Института питания РАМП РФ потребление мясопродуктов должно составлять 78 кг, в том числе говядины 32 кг. [16, c.2] Однако Беларусь по уровню потребления мяса вообще и говядины (48–50 кг) в частности отстает от высокоразвитых стран, где его потребление на душу населения превышает 100 кг. [17, c.48]
Указанные статистические нормы и показатели делают важным комплексность, системность анализа рынка мяса и мясопродуктов. Такой анализ предполагает: учёт места мясной промышленности в национальной экономике и в структуре АПК страны со всем многообразием взаимосвязей, в том числе балансов производства и потребления мясного сырья и продовольствия; выявление внешних воздействий; состояние и развитие материально-технической базы отрасли, инновационных и инвестиционных факторов; детальную характеристику потребительского рынка вообще и продовольственного – в частности. С другой стороны, рынок мяса и мясопродуктов должен быть максимально детально, дифференцированно изучен во всех аспектах своей внутренней структуры: продуктовой, сырьевой, участников рынка.
Круг вопросов, включаемых в анализ мясного рынка, список показателей, источников информации и другое зависит от целей анализа, его предназначения и от масштабов рынка. Мясная промышленность производит группы видов продукции, формирующих национальные, региональные или местные рынки, масштаб которых определяется свойствами продукции: сроками и условиями её хранения, возможностью транспортирования на значительные расстояния, экономической целесообразностью перевозок. Очевидно, что для скоропортящихся продуктов, имеющих малый срок реализации, теряющих потребительскую привлекательность при транспортировании и временном хранении, не имеет смысла проводить комплексный анализ в общенациональном (или в международном) масштабе. В этом случае достаточно ограничиться территорией изучаемого региона и соседних с ним регионов, предприятия которых также являются участниками данного товарного рынка. [2, с.116-118; 3, с.65-68]
Как и всякий анализ рынков, анализ рынка мяса и мясопродуктов, в конечном счёте, ценен возможностью использования его результатов в целях прогнозирования социально-экономического развития, планирования работы предприятий мясной отрасли и смежных отраслей, для принятия оперативных и перспективных организационно-экономических решений разными субъектами экономики и данного рынка. Поэтому в результатах проведения комплексного анализа рынка должны содержаться данные (параметры, зависимости, тенденции, оценки точности и достоверности) для прогнозирования и планирования на практике. Таким образом, комплексный анализ рынка мяса и мясопродуктов должен состоять из следующих разделов, каждый из которых имеет определённую структуру (подразделы), исходную информацию, перечень рассчитываемых характеристик, определение закономерностей и тенденций. Это следующие разделы и подразделы:
1. Потребители
1.1. Население
1.2. Уровень жизни населения
1.3. Расходы на мясо и мясопродукты
1.4. Рекомендуемые нормы потребления
1.5. Тенденции потребления продовольствия
2. Потребление мяса и мясопродуктов
2.1. Объем и темпы роста
потребления мяса и
2.2. Структура потребления
2.3. Розничные продажи
2.4. Розничные цены
2.5. Тенденции потребления мяса и мясопродуктов
3. Сырьевая база мясной промышленности
3.1. Поголовье и характеристики скота и птицы
3.2. Производство скота и птицы на убой
3.3. Цены производителей
3.4. Импорт мяса
3.5. Кормовая база животноводства
3.6. Региональная структура производства скота и птицы
3.7. Крупнейшие производители
3.8. Инвестиции и развитие животноводства
3.9. Концентрация производства
и конкуренция в
4. Направления использования мясных ресурсов
4.1. Конечное потребление
4.2. Производственное потребление
5. Рынок мясных изделий
5.1. Производство мясных изделий
5.2. Основные сегменты рынка мясных изделий
5.3. Цены производителей и розничные цены
5.4. Технологии производства, инновации в отрасли
5.5. Производственные затраты
5.6. Импорт продукции
5.7. Основные производители по регионам
5.8. Инвестиции в отрасль мясной переработки
5.9. Конкуренция на рынке мясных изделий, современные тенденции и перспективы
6. Потребительские предпочтения
на рынке мяса и мясной
7. Производственная база
предприятий мясной
7.1. Состояние основных
производственных средств в
7.2. Использование
7.3. Характеристика отечественного
производства оборудования для
мясной промышленности и
7.4. Динамика и соотношение
цен на оборудование для
8. Кадровый потенциал мясной промышленности
9. Инвестиционная
10. Государственное регулирование рынка мяса [17, c.49]
Каждый из перечисленных разделов (подразделов) раскрывается с помощью трёх групп методов, для реализации которых применяются разнообразные статистические показатели, процедуры анализа и моделирования, получения и обработки информации, представления исходной информации и результатов анализа (промежуточных и итоговых). Это группа анализа в статике, в динамике и группа методов выявления факторных зависимостей, закономерностей и тенденций. Данная группировка может быть представлена в виде следующей таблицы соответствия (таблица 2.1):
Таблица 2.1 - Методы анализа мясной отрасли
Номер раздела и подраздела |
Группы методов анализа | ||
в статике |
в динамике |
зависимостей, закономерностей, тенденций | |
1.1 |
- численность постоянного населения на 1 января года - половозрастная структура населения - профессиональная структура населения - численность населения по территориям - доля расходов на продукты
питания и на мясо в общей
структуре потребительских расх |
- темпы роста, приросты населения в целом по стране и по областям - изменение структуры населения - изменение структуры |
- выявление общего тренда - выявление частных трендов
для отдельных категорий |
1.2 |
- реальные располагаемые доходы населения - среднедушевые денежные доходов населения - доходы по территориям и социальным группам населения - численность групп населения |
- приросты соответствующих - темпы роста показателей уровня жизни |
- определение эконометрической
модели зависимости объёма и
структуры потребления от |
1.3 |
- доля расходов на мясо в расходах на продукты питания по федеральным округам - среднемесячные расходы на
мясо и мясопродукты по |
-абсолютное и относительное
изменение расходов |
- определение тренда - выявление главных факторов, определяющих величину расходов на мясо |
1.4 |
- рекомендуемые медицинские нормы потребления мяса - потребление мяса и мясопродуктов из «продовольственной корзины» |
- пересмотр норм - изменение состава |
|
1.5 |
- изменение структуры расходов на питание - темпы роста (снижения) потребления основных групп продуктов питания - изменение структуры питания по качественному и по ценовому признакам |
- выявление связи структуры расходов на питание и основных макроэкономических показателей уровня жизни населения - определения тренда по отдельным группам | |
2.1 |
- среднедушевое потребление мяса и мясопродуктов |
- абсолютное и относительное изменение среднедушевого потребления мяса и мясопродуктов |
- определение тренда - выявление главных факторов, определяющих величину потребления мяса |
2.2 |
- структура потребления мяса и мясных продуктов в стране - структура потребления мяса и мясных продуктов в сельской и городской местности |
- изменение доли отдельных - изменение доли разных |
- выявление факторов изменения структуры потребления - нахождение статистической |
2.3 |
- потребление мяса и - объём розничных продаж мяса |
- темпы роста продаж мяса и мясопродуктов по видам - абсолютные приросты продаж в натуральном и стоимостном выражении |
- выявление факторов изменения структуры потребления - нахождение статистической |
2.4 |
- уровень средних розничных цен на продукцию по видам - структура розничных цен |
- темпы роста цен - индексы цен - изменение долей в структуре розничных цен |
- трендовые модели цен |
2.5 |
- изменение долевой структуры мясной продукции в рационах граждан - темпы роста потребления |
- определение зависимости | |
3.1 |
- поголовье - средний вес головы животного - упитанность и выход мяса - половозрастная структура стада |
- динамика изменения поголовья крупного рогатого скота, свиней, овец и коз, птицы -приросты и темпы роста по категориям хозяйств |
- выявление факторов изменения структуры потребления - нахождение статистической |
3.2 |
- Производство скота и птицы на убой в живом весе по видам - Структура производства скота и птицы на убой (в живом весе) - Объем производства мяса, включая субпродукты I категории - объёмы производства по месяцам |
- темп роста производства скота и птицы на убой в живом весе - изменение структуры - темпы роста производства мяса, включая субпродукты I категории - индексы сезонности производства |
- выявление факторов изменения структуры потребления - нахождение статистической |
3.3 |
- Средние цены производителей - средние цены по регионам и категориям хозяйств - разброс и вариация цен |
- приросты цен и темпы роста цен на продукцию |
- моделирование ценообразования на продукцию животноводства |
3.4 |
- Объем импорта мяса - структура импорта по видам мяса - структура импорта по странам-импортёрам |
- приросты и темпы роста - изменение структуры импорта мяса |
- построение трендовых моделей объёма импорта и цен на продукцию - выявление факторов, определяющих объём и структуру импорта |
3.5 |
- Объём кормовой базы в целом и по категориям хозяйств - кормовая база по областям -удельный расход кормов на голову животного и на единицу продукции животноводства -структура формирования |
- прирост кормовой базы - темпы роста кормовой базы животноводства - изменение эффективности животноводства |
- перспективный расчёт объёма
кормовой базы на основе |
3.6 |
- производство скота и птицы по областям - производство мяса по регионам - областная структура производства |
- изменение областной структуры производства скота и птицы, а также мяса |
- построение моделей |
3.7 |
- перечень основных областных производителей скота и птицы - перечень крупнейших производителей мяса - объёмы и структура рынка производителей |
- изменения структуры |
- расчёт возможных изменений
на рынке в следствие |
3.8 |
- общая сумма инвестиций в отрасль - инвестиции по регионам - инвестиции по направлениям животноводства - инвестиции по категориям хозяйств |
- прирост и темп роста - изменение структуры - изменение характера и условий инвестиций |
- построение инвестиционных |
3.9 |
- индексы и коэффициенты концентрации - общее число участников рынка и их доли на рынке |
- изменение показателей концентрации - изменения числа участников рынка |
- рынок слияний и поглощений в животноводстве и мясной промышленности - развитие агропромышленной интеграции и диверсификации на рынке мяса |
4.1 |
- объёмы распределения в потребительский сектор - структура потребления мясных продуктов |
- приросты и темпы роста |
- использование балансов мясных ресурсов |
4.2 |
- объёмы производственного потребления мяса - структура производственного потребления мясных ресурсов |
- приросты и темпы роста |
- использование балансов мясных ресурсов |
5.1 |
- Объем производства мясных изделий в пересчёте на мясо - объёмы производства основных групп мясных изделий - производство мясных изделий по областям и категориям хозяйств |
- темпы роста производства - приросты производства продукции мясной переработки |
- определение тренда - выявление главных факторов, определяющих величину производства мясной продукции |
5.2 |
- группировки мясных изделий по существенным признакам (технологическим, потребительским, функциональным и т.п.) |
- изменение структуры сегментов
в связи с переходом отдельных |
- применение методов |
5.3 |
- Средние розничные цены и
цены производителей на - цены по областям и категориям хозяйств - структура цен на продукцию мясной переработки |
- приросты цен - темпы роста цен - изменение структуры цен |
- трендовые и факторные |
5.4 |
- описание применяемых - структура используемого сырья и материалов при производстве продукции (по видам) - выход продукции из сырья (по видам) - материалоёмкость продукции |
- изменение материалоёмкости - перспективы применения новых
ингредиентов в мясной - повышение эффективности |
- экспертные оценки |
5.5 |
- средняя полная себестоимость продукции (по видам) - структура себестоимости продукции - энергоёмкость и трудоёмкость продукции |
- изменение себестоимости |
- расчёты изменений отдельных элементов себестоимости |
5.6 |
- объёмы импорта мясных изделий - объёмы импорта по областям - основные импортёры продукции - цены на импортируемую продукцию - структура импорта по видам изделий |
- приросты и темпы роста импорта
мясных изделий - изменение структуры
импорта в региональном - динамика цен на импортную мясную продукцию - изменение качественной |
- построение трендовых моделей объёма импорта и цен на продукцию - выявление факторов, определяющих объём и структуру импорта |
5.7 |
- крупные производители мясной продукции в каждом регионе - объёмы выпуска ими продукции - структура региональных рынков производителей |
- изменение структуры рынка производителей мясных изделий - появление новых |
- выявление тенденций к - оценка величины свободного
капитала для осуществления - оценка возможных реакций |
5.8 |
- общая сумма инвестиций в мясную промышленность - инвестиции по регионам - инвестиции по категориям хозяйств |
- прирост и темп роста - изменение структуры - изменение характера и условий инвестиций |
- построение инвестиционных |
5.9 |
- индексы и коэффициенты концентрации - общее число участников рынка и их доли на рынке |
- изменение показателей концентрации - изменения числа участников рынка |
- рынок слияний и поглощений в мясной промышленности - развитие агропромышленной интеграции и диверсификации на рынке мясной продукции |
6 |
- результаты маркетинговых - структурирование предпочтений - сегментирование рынка потребителей |
- изменение положения отдельных
производителей и качественно
однородных групп мясных - изменения в предпочтениях
отдельных сегментов |
- трендовые модели изменения предпочтений - экспертные методы оценки |
7.1 |
- Общее число предприятий - Суммарная сменная и годовая производственная мощность в целом по стране и по регионам - Стоимость основных производственных фондов и их структура - Возраст производственных - доля импортного оборудования |
- коэффициенты обновления и выбытия основных фондов - приросты производственных - изменение возраста и степени износа основных фондов - изменение структуры основных фондов |
- расчёт перспективной - определение величины выбытия и ввода основных фондов - расчёт перспективного |
7.2 |
- степень использования производственных мощностей отрасли |
- прирост коэффициента |
- расчёт неиспользуемых |
7.3 |
- оценка степени современности
и прогрессивности оборудования
- оценка надёжности и -технико-экономические показатели оборудования - сравнение с импортным |
- изменение параметров и оценок
основного применяемого в |
- экспертные оценки |
7.4 |
-соотношение цен на отечествен |
- индексы цен на отечественное и импортное оборудование |
|
8 |
- общая численность работников,
занятых в мясной - Численность работников по регионам - распределение предприятий по числу работников - средний производственный стаж - средний возраст - квалификационная и профессиональная структура персонала - система подготовки кадров для отрасли |
- изменение численности и структуры работников - изменение возраста и стажа - текучесть кадров в отрасли - изменение числа |
- построение трендовых моделей
динамики численности и |
9 |
- условия инвестирования в отрасль - инвестиционная инфраструктура - показатели эффективности |
- изменения условий работы - развитие инфраструктуры - изменения показателей |
- создание модели зависимости
эффективности инвестиций в |
10 |
- условия и объёмы гос гарантий, льгот и т.п |
- изменение нормативной базы
работы предприятий мясной |
- экспертные оценки |
Приведённая таблица не претендует на абсолютную полноту используемых в анализе рынка мяса и мясной продукции показателей, доступных исследователю. Но и не приведённые здесь показатели и характеристики, тем не менее, подпадают под эту систематизацию, что позволяет максимально комплексно и прагматично для практиков провести анализ рынка продукции мясной промышленности. [17, c.50]
По итогам проведенного во второй главе курсовой работы исследования можно сделать следующие выводы.
Маркетинговое исследование начинается с анализа имеющейся вторичной маркетинговой информации, т. е. данных, полученных на основе кабинетных исследований, а сбор данных первичной информации осуществляется на основе полевых исследований.
Мясо и мясная продукция составляет существенную часть диеты человека. 20 лет назад мировое потребление мяса составляло немногим более 170 млн. тонн. Сегодня ежегодный спрос на мясо достигает 285 млн. тонн. Однако Беларусь по уровню потребления мяса вообще и говядины (48–50 кг) в частности отстает от высокоразвитых стран, где его потребление на душу населения превышает 100 кг.
Указанные статистические нормы и показатели делают важным комплексность, системность анализа рынка мяса и мясопродуктов. Такой анализ предполагает: учёт места мясной промышленности в национальной экономике и в структуре АПК страны со всем многообразием взаимосвязей, в том числе балансов производства и потребления мясного сырья и продовольствия; выявление внешних воздействий; состояние и развитие материально-технической базы отрасли, инновационных и инвестиционных факторов; детальную характеристику потребительского рынка вообще и продовольственного – в частности. С другой стороны, рынок мяса и мясопродуктов должен быть максимально детально, дифференцированно изучен во всех аспектах своей внутренней структуры: продуктовой, сырьевой, участников рынка.
Комплексный анализ рынка мяса и мясопродуктов должен состоять из следующих разделов: потребители (население, уровень жизни населения, расходы на мясо и мясопродукты, рекомендуемые нормы потребления, тенденции потребления продовольствия), потребление мяса и мясопродуктов (объем и темпы роста потребления мяса и мясопродуктов, структура потребления и т.д.), сырьевая база мясной промышленности и другие.
3. Методы сбора
первичной информации и
Первичная информация представляет собой информационные материалы, полученные в результате специально проведенных маркетинговых исследований для решения конкретной маркетинговой проблемы. Их сбор осуществляется путем наблюдений, опросов, экспериментальных исследований. [3, c.38]
Информация о работе Тенденция развития мясной отрасли в Республике Беларусь