Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 03:48, курсовая работа
Упаковка - несомненный символ сегодняшнего рынка. С точки зрения воздействия на покупателя она вне конкуренции среди прочих средств продвижения товара. Она позволяет продавать товар значительно дороже, ничего в нем не меняя. На сегодняшний день ситуация на рынке такова, что основным фактором успеха компании становится не столько наращивание объемов производства, сколько эффективность технологий продвижения товара.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КАК СОЗДАВАЛАСЬ УПАКОВКА 5
1.1 История создания упаковки 5
ГЛАВА 2. РАЗНОВИДНОСТИ, ФУНКЦИИ УПАКОВКИ 10
2.1 Роль упаковки в маркетинге 10
2.2 Сущность и функции упаковки 11
2.3 Разновидности упаковки 15
2.4 «Честность» упаковки 17
2.5 Индивидуальность упаковки 18
2.6 Информация на упаковке товара 20
ГЛАВА 3. “МОЛОЧНЫЙ КОМБИНАТ УТРО РОДИНЫ” 22
3.1Анализ упаковки “Молочного комбината Утро родины” 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 25
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ
_________________
Морунова Светлана Константиновна
УПАКОВКА КАК ИНСТРУМЕНТ МАРКЕТИНГА
Курсовая работа
Специальность
080200.62 – “менеджмент”(“
Южно-Сахалинск – 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КАК СОЗДАВАЛАСЬ УПАКОВКА 5
1.1 История создания упаковки 5
ГЛАВА 2. РАЗНОВИДНОСТИ, ФУНКЦИИ УПАКОВКИ 10
2.1 Роль упаковки в маркетинге 10
2.2 Сущность и функции упаковки 11
2.3 Разновидности упаковки 15
2.4 «Честность» упаковки 17
2.5 Индивидуальность упаковки 18
2.6 Информация на упаковке товара 20
ГЛАВА 3. “МОЛОЧНЫЙ КОМБИНАТ УТРО РОДИНЫ” 22
3.1Анализ упаковки “Молочного комбината Утро родины” 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 25
Упаковка - несомненный символ сегодняшнего рынка. С точки зрения воздействия на покупателя она вне конкуренции среди прочих средств продвижения товара. Она позволяет продавать товар значительно дороже, ничего в нем не меняя. На сегодняшний день ситуация на рынке такова, что основным фактором успеха компании становится не столько наращивание объемов производства, сколько эффективность технологий продвижения товара. Когда рынок перенасыщен, одной из составляющих успеха становится грамотный выбор упаковки. Красивая яркая упаковка подсознательно связывается с получением положительных эмоций, ожиданием лучшего качества продукта. Здесь срабатывает простая психология, что если производитель потратился на упаковку, то у него есть средства и возможности выпуска более качественной продукции.
Что касается одной из составляющих товара – упаковки, то это одно из действенных орудий маркетинга, продвижению которой способствует следующие факторы:
При этом функцией упаковки остаются задачи:
С каждым годом в борьбе за покупателя, технологический процесс изготовления упаковки, только усложняется, предлагая всё больше новых решений для стимулирования спроса покупателей. Расширяются и маркетинговые задачи. Предлагаются как старые, так и новые методы дополнительного привлечения. Это и лотереи, викторины, оригинальный дизайн для класса товаров. Не человек выбирает товар, а товар уже определяет наш выбор. Целью работы является рассмотрение упаковки как одного из важнейших элемента маркетинга. Для достижения данной цели, необходимо рассмотреть историю создания и развития, функции и разнообразие видов упаковки; а также пример изготовления упаковки, на примере фирмы “Утро Родины”. В наше время, упаковку стали использовать, как образец прикладного искусства, как предмет для коллекционирования; как предметные свидетельства истории развития общества. Использованную упаковку можно применять для детского творчества, использовать в качестве вторичного сырья.
В древности глина была основным материалом для изготовления тары у всех оседлых народов. Сначала глиной обмазывали плетеные корзины, чтобы в них можно было хранить жидкости. Непосредственно глиняная тара появилась на Древнем Востоке в 4-3 тысячелетии до нашей эры, когда были изобретены гончарный круг, а также горн для обжига керамических изделий.
Самой древней глиняной «упаковкой», из дошедших до нас, считается керамический сосуд, найденный в 1922 году при раскопках поселения шумеров в горах Западного Ирана. Возраст находки составляет не менее 5 тысяч лет. Анализ осадка на дне сосуда показал, что в нем когда-то хранилось пиво. Археологи предполагают, что эта «упаковка» использовалась шумерами не только для хранения пива, но и для его потребления. Распитие янтарного напитка 5000 лет назад, как и сегодня производилось в кругу друзей – люди рассаживались вокруг большого кувшина и, не торопясь, потягивали пиво через соломинки.
Подобные кувшины шумеры использовали
и для хранения вина. Только винные
кувшины в отличие от пивных, устанавливавшихся
вертикально, лежали «на боку». Чтобы
вино не скисло, кувшины закупоривались
куском необожженной глины, которая
разбухала как пробка и не пропускала
воздух внутрь сосуда. На внешней поверхности
кувшинов могли располагаться
Спустя почти полторы тысячи лет в Древней Греции появился еще один вариант «глиняной» упаковки – амфора. Обычная амфора делалась объемом 30 литров, с небольшими ручками наверху. Амфоры были идеальны с точки зрения древней логистики. Они легко укладывались в несколько слоев в трюмах кораблей и на складах, а связанные бок о бок существенно упрощали погрузочно-разгрузочные работы. В амфорах перевозили и хранили разнообразные продукты, но чаще всего жидкости: вино, масло, воду.
Амфоры, покрытые глазурью, были пригодны для многоразового применения, а неглазированные были одноразовыми и после использования уничтожались. Стеклянная тара – один из древнейших видов упаковки. Считается, что рукотворное стекло было открыто случайно. По одной из версий стекло было побочным продуктом гончарного ремесла. Дело в том, что в древности обжиг глиняных изделий происходил в обычных ямах, вырытых в песке, а топливом служила солома или тростник. Образующаяся при сгорании зола - то есть щелочь - при высокотемпературном контакте с песком давала стекловидную массу. По другой версии стекло стало побочным продуктом выплавки меди. А древнеримский историк Плиний - старший приписывает «открытие» стекла финикийским морским купцам.
Стеклянная тара – один из древнейших видов упаковки. Считается, что рукотворное стекло было открыто случайно. По одной из версий стекло было побочным продуктом гончарного ремесла. Дело в том, что в древности обжиг глиняных изделий происходил в обычных ямах, вырытых в песке, а топливом служила солома или тростник. Образующаяся при сгорании зола - то есть щелочь - при высокотемпературном контакте с песком давала стекловидную массу. Прочные толстостенные бутылки и бутылки из темного стекла появились благодаря внедрению запатентованной в 1611 году в Англии печи для обжига стекла, работающей на каменном угле. Прежде стекло обжигалось на «древесном огне» - получавшиеся изделия были красивыми, но не прочными. Новая технология обжига стекла сделала его производство более дешевым и оперативным. В результате бутылки и флаконы из предмета роскоши превратились в удобные сосуды, пригодные для торговли разнообразными продуктами. Так в XVII веке в Лондоне в стеклянной таре с этикеткой стали продаваться «патентованные» лекарственные средства – эликсиры, бальзамы и пилюли. Именно упаковку «патентованных» лекарств принято считать началом современной упаковки.
Предтечей пакета были кожаные, джутовые и хлопковые мешки, предназначавшиеся для хранения и транспортировки сыпучих продуктов. Появлению бумажного пакета в начале XVIII века поспособствовало развитие бумажной промышленности в Европе. Бумажный пакет был легче и дешевле своих кожаных и матерчатых предшественников, а надписи и рисунки на его поверхность наносились типографским способом. В России, как и в Европе, бумажные пакеты использовались для упаковывания табака, пудры, муки, зерна и разнообразной бакалеи. Сегодня такое ценное качество полиэтилена как сопротивляемость распаду стало причиной экологических проблем. В результате многие страны ввели ограничения на производство и потребление полиэтиленовой тары, а ученые всерьез занялись поисками рентабельных альтернатив полиэтилену. Так в январе 2004 года появилась первая зона свободная от использования полиэтиленовых пакетов – остров Kangaro в Австралии, а осенью того же года в Великобритании были запущены в производство первые в мире пакеты из биоразлагаемого материала.
Производство коробок из дерева и картона в Европе и США стало отдельным ремеслом еще в конце XVIII – начале XIX века. Картонные заготовки вырезались и складывались вручную. Готовые коробки, как правило, имели круглую или овальную форму, потому что этот гибкий материал легче было изогнуть, чем сложить и придать ему квадратную форму. Заказывали такие коробки – ювелиры, аптекари и производители конфет. Однако, коробки поставляемые заказчику в собранном виде, занимали на складах место, предназначенное для готовой продукции. Проблему со складированием готовой упаковки отчасти удалось решить, когда в 1850 году появилась первая складная коробка. Проект был не слишком удачен, так как продавцу приходилось самому делать коробку из заготовки, непосредственно в присутствии покупателя, сгибая картон вокруг деревянной формы. Существенно улучшить качество «картинки» на картонной упаковке позволило изобретение и внедрение в производство белого древесного картона. Произошло это в 1865 году во Франции. Высококачественная полиграфия сделала картонную коробку настоящей фавориткой упаковочной индустрии.
Первые «жестянки» - табакерки, сделанные из листовой латуни и меди, подарил миру XVI век. Эти изделия стали прототипом жестяных банок и коробок, ставших популярными в XVIII–XIX веках. Массовое производство упаковки из жести стартовало в середине XIX века в старой доброй Англии. Сначала это были серийные коробки для бисквита. Затем в «жестянках» стали продавать чай, печенье, леденцы и другие продукты питания. Жестяные коробки и банки так искусно декорировали, что они с успехом выполняли сразу две функции – упаковки и предмета кухонного интерьера. Постепенно украшение внутреннего пространства кухни нарядными «жестянками» стало традицией для многих стран, которая отчасти сохранилась и поныне.
В 1907 году немецкий ученый Фредерик Киппинг открыл силикон, а его бельгийский коллега Лео Хендрик Бэкленд изобрел фенолоформальдегидную смолу - эти открытия, перевернули мир, положив начало эре пластмасс. Долгое время пластмассу использовали в качестве заменителя натуральных материалов при производстве разнообразных бытовых приборов и утвари. Пластмассы хорошо подходили для создания обтекаемых, изящных форм, которых требовал стиль модерн. Однако в упаковочном производстве возможности пластмассы до второй мировой войны не нашли должного применения, если не считать декоративных крышек, бесплатных приложений и окошек в складных картонных коробках.
На войне пластмассовые
Эксперты утверждают, что упаковка и товар должны рассматриваться как единое целое и что решение проблем сбыта, требует скрупулезного и одновременного внимания к планированию как упаковки, так и продукта. Действительно, использование того или иного вида упаковки бывает особенно успешным, когда оно рассматривается в начале создания нового продукта или когда совершенствование упаковки происходит одновременно с совершенствованием продукта. Опыт подтверждает, что действенная связь между этими вопросами эффективно содействует успеху всего проекта. Более того, считается, что развитые страны имеют более устойчивые экономики и более высокий уровень жизни именно потому, что упаковка делает это возможным. И наоборот — в некоторых случаях только очень богатые страны могут пренебрежительно относиться к некоторым аспектам упаковки, ибо они считают, что могут позволить себе разбрасываться ресурсами.
При всем своем многообразии современная упаковка классифицируется обычно на четыре основные группы, определяемые как своим назначением, так и характером товара: