Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 17:04, курс лекций
Таким образом, образование в области управления оказывает огромное влияние на эффективность работы менеджера, что и является одной из причин необходимости данного курса. Задача изучения науки и искусства управления персоналом - это подготовка эффективного руководителя.
Трудовая деятельность человека стала объектом систематических научных исследований сравнительно недавно – только со второй половины XIX в. Как и в любой области знания, в науках о труде и персонале осуществляется процесс выделения отдельных направлений в самостоятельные науки. Однако границы этих наук еще не получили достаточной определенности, поэтому следует рассмотреть основные разделы системы современных научных представлений о персонале.
В настоящее время в данной области знания сформировались следующие основные направления.
Лекция 1……………… …………………………………………………..5
Тема 1. История становления и развития управления персоналом.
1. «Управление персоналом» как элемент системы наук о труде и персонале.
2. Роль управления персоналом в системе менеджмента.
3. История развития управления персоналом.
4. Управление персоналом и управление человеческими ресурсами.
Лекция 2………………………….……………………………………….16
Тема 2. Трудовой коллектив как объект управления.
1. Адаптация, ее цели, функции, аспекты.
2. Организация процесса адаптации.
3. Мотивы, стимулы, потребности.
4. Теории мотивации.
5. Мотивация труда и факторы мотивации труда.
Лекция 3. ………………………………………………………………...30
Тема 3. Формы и методы привлечения и набора кандидатов на замещение вакантной должности.
1. Контракты и формы найма на работу.
2. Процесс отбора и его этапы.
3. Различные подходы к набору и отбору кандидатов и их эффективность.
4. Критерии выбора метода отбора кандидата.
5. Критерии отбора работников.
Лекция 4.………………………………………………………………….43
Тема 4. Стратегическое управление персоналом.
1. Политика и стратегия управления персоналом.
2. Стратегическое планирование в управлении персоналом.
3. Планирование и прогнозирование в управлении персоналом.
4. Трудовые ресурсы и персонал предприятия.
5. Формирование персонала организации.
6. Рынки труда как регуляторы занятости и безработицы.
7. Особенности рынка труда в России.
8. Занятость с позиции менеджера по персоналу, политика предприятия в сфере занятости.
Лекция 5. ..………………………………………………………………..60
Тема 5. Развитие человеческих ресурсов.
1. Сущность процесса обучения в организации.
2. Методы обучения и контроль.
3. Системы обучения за рубежом.
4. Организация обучения менеджеров.
5. Особенности и специфики деятельности менеджеров.
6. Управление деловой карьерой в организации.
7. Работа с кадровым резервом организации.
Лекция 6…………………………………….. …………………………...77
Тема 6. Оценка результатов деятельности персонала.
1. Оценка персонала и ее критерии.
2. Аттестация, ее сущность и организация.
3. Обзор деятельности и аттестация.
4. Аттестационное собеседование.
Лекция 7. ..…………………………………………………………….….87
Тема 7. Управление поведением персонала.
1. Теория личности в управлении персоналом.
2. Личность и ее поведение. Психологические особенности индивида.
3. Сущность и основные элементы конфликта.
4. Управление конфликтами в организации.
5. Лидерство, власть, авторитет в управлении персоналом.
Лекция 8……………………………….………………………………102
6. Система коммуникации и ее элементы.
7. Коммуникационные мотивы и виды коммуникации.
8. Проблемы повышения эффективности процесса коммуникации.
9. Коммуникации в процессе управления.
Лекция 9….……………………………………………………………110
Тема 8. Культура и ее элементы.
1. Организационная культура.
2. Типология организационной культуры и факторы, влияющие на ее формирование.
3. Стресс и его роль в управлении персоналом.
4. Административные методы управления персоналом.
5. Дисциплина и дисциплинарные процедуры.
6. Контроль.
Лекция 10. ……………………………………………………….......…121
Тема 9. Формы и системы оплаты труда.
1. Заработная плата и организация оплаты труда.
2. Тарифная система оплаты труда.
3. Выплаты, компенсации и льготы.
4. Оплата труда различных категорий работников.
5. Совершенствование системы оплаты труда.
6. Роль менеджера по персоналу в организации оплаты труда.
Лекция 11.……………………………………………………….…….134
Тема 10. Социальная политика организации и аудит управления персоналом.
1. Управленческое консультирование.
2. Службы управления персоналом.
3. Требования к специалистам службы управления персоналом.
4. Функции менеджера по персоналу.
5. Оценка деятельности подразделений по управлению персоналом.
6. Оценка эффективности работы персонала.
7. Критерии эффективности работы предприятия.
Список рекомендуемой литературы……………………………….…...151
Серьезный вклад в разработку типологии личности внесли отечественные ученые: Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын, К. М. Гуревич. Достаточно широкую популярность и практическое применение приобрела классификация, предложенная Д. Кейрси.
Процесс развития личности всегда глубоко индивидуален и неповторим. Известный психолог А. Ф. Лазурский писал: “Индивидуальность человека определяется не только своеобразием его внутренних психических функций, вроде особенностей его памяти, воображения и т.д. но в не меньшей мере и его отношением к окружающим его явлениям - тем, как каждый человек реагирует на те или иные объекты, действия, что он любит и ненавидит, чем интересуется и к чему равнодушен”.
В целях обеспечения эффективного управления поведением работника необходимо учитывать социально-психологическую структуру личности. Из анализа структуры личности становится очевидным, что ее поведение определяется потребностями.
Стремление к удовлетворению своих потребностей ведет личность к вхождению в различные сферы деятельности. Осознанные потребности являются интересами. О значении интересов очень много писал , утверждая, что интерес - это то, благодаря чему разум становится практическим.
К основным
элементам социально-
2. Личность и ее поведение. Психологические особенности индивида
С давних пор философы пытались выявить закономерности тех или иных форм поведения личности.
К основным факторам, характеризующим личность и ее поведение, относятся:
· природные свойства индивида, его индивидуально-психологические особенности;
· система потребностей, мотивов, интересов;
· система управления личностью, в том числе “я-образ”.
Природные свойства индивида - это то, что заложено в нем от рождения и, как правило, характеризуется той или иной степенью выраженности таких динамических характеристик, как активность и эмоциональность. Крайним выражением активности является, с одной стороны, большая энергия, стремительность движения, с другой - вялость, пассивность.
В начале XX века швейцарский психиатр предложил описывать психологические особенности индивида через понятия “экстраверсия” и “интроверсия”.
Экстравертам свойственны импульсивность поведения, активность в жестах, общительность, проявления инициативы, социальная адаптированность, открытость внутреннего мира. Для интровертов характерны необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, достаточно сложная социальная адаптация.
Сочетание интроверсии-экстраверсии с эмоциональными характеристиками определяет темперамент личности.
Понятие “темперамент” происходит от латинского слова. Наиболее известные типы темпераментов - сангвиник, меланхолик, флегматик, холерик. Они введены еще в V веке до нашей эры.
Темперамент - совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности, а также поведение и проявляющихся:
· у холериков - бурными реакциями, открытостью, резкими сменами настроения;
· у флегматиков - медлительностью, устойчивостью, замкнутостью;
· у меланхоликов - неустойчивостью, легкой ранимостью, необщительностью;
· у сангвиников - подвижностью, склонностью к смене впечатлений, отзывчивостью, общительностью.
Другой важной характеристикой личности является ее характер. Выделяют раздел психологии, изучающий закономерности поведения людей, обусловленные их принадлежностью к разным социальным группам – социальную психологию. Чтобы определить психологическую совместимость работников, психологи составляют психограмму.
Результаты деятельности предприятия в значительной мере зависят от характера отношений между сотрудниками. Эти отношения могут быть двух основных типов: конструктивными, способствующими успешной деятельности предприятия; неконструктивными, мешающими нормальной работе.
Конструктивными могут быть отношения либо сотрудничества, взаимной помощи, либо конкуренции, организованной так, чтобы способствовать достижению положительных результатов. Неконструктивные взаимоотношения возникают тогда, когда общая направленность интересов сотрудников и социальных групп не соответствует целям предприятия.
Различие интересов сотрудников предприятия объективно обусловлено тем, что они отличаются по ряду признаков: психофизиологические параметры (пол, возраст, здоровье, темперамент, уровень способностей и т.д.); национальность; семейное положение; отношение к религии; социальное положение; политическая ориентация; уровень доходов; профессия; место в иерархии предприятия.
Само по себе различие сотрудников предприятия по названным и другим признакам не обязательно ведет к неконструктивным взаимоотношениям. Известно множество примеров эффективного сотрудничества самых разных людей.
Основным условием такого сотрудничества является наличие объединяющей ситуации или идеи, перед которыми индивидуальные и групповые различия становятся несущественными.
Конструктивное взаимодействие сотрудников предприятия может быть основано на авторитете руководителя, системе пожизненного найма, высоком уровне доходов, рациональном стиле управления, психологической атмосфере в коллективе, отсутствии психологических барьеров.
Эффективная система управления персоналом не может игнорировать различие характеристик и интересов сотрудников. В частности, важно учитывать особенности организации работы женщин, людей предпенсионного возраста, инвалидов, молодежи. Должны уважаться религиозные и национальные чувства человека.
К числу наиболее важных социальных взаимоотношений относятся отношения между руководителем и подчиненными. В России экономика десятилетиями функционировала на основе административных методов, а точнее, просто на страхе подчиненных перед начальством. Опыт других стран показывает, что отношения партнерства более эффективны, чем отношения, основанные на административном принуждении.
3. Сущность и основные элементы конфликта
Конфликты возникают в процессе взаимодействия, общения индивидов между собой, поэтому они существуют столько, сколько существует человек. Однако общепринятой теории конфликтов, объясняющей их природу, влияние на развитие коллективов, общества, нет, хотя имеются многочисленные исследования по вопросам возникновения, функционирования конфликтов, управления ими.
В некоторых исследованиях “духовным” отцом теории конфликтов считается , встречаются ссылки на , . Достаточно часты обращения к , к его учению о единстве и борьбе противоположностей.
Начало современным теориям конфликта положили исследования ряда немецких, австрийских и американских социологов, выполненных в начале XX века: Зиммеля, Гумпловича, Смолли, Самнера. Наиболее известным из них является , который рассматривал конфликты как неизбежное явление в общественной жизни, вытекающее из свойств человеческой природы и присущего личности инстинкта агрессивности.
Различие людей во взглядах, несовпадение восприятия, оценок тех или иных событий достаточно часто приводят к спорной ситуации. Если к тому же создавшаяся ситуация представляет собой угрозу хотя бы одному участнику взаимодействия, то возникает конфликтная ситуация.
Частота и сложность конфликтной ситуации во многом зависит от эффективности материального стимулирования, уровня организации труда, воспитательной работы, социально-психологического климата в коллективе, авторитета и стиля управления руководства.
Для перерастания возникшего противоречия в конфликтную ситуацию необходимы:
· значимость ситуации для участников конфликтного взаимодействия;
· наличие препятствия, которое воздвигает один из оппонентов на пути к достижению целей другими участниками (даже если это субъективное препятствие, а не реальность);
· превышение личной или групповой терпимости к возникшему препятствию, хотя бы у одной стороны.
В конфликтной ситуации появляются возможные участники конфликта - субъекты или оппоненты, а также предмет спора или объект конфликта. Оппоненты должны выступать от своего лица, а не от третьего лица, не быть средством в реализации чьих-то интересов. В этом случае речь будет идти о посредниках, а не об участниках конфликта. Объектом конфликта становится то, на что претендует каждая сторона, что вызывает их противодействие. Предмет спора – получение чего одним из участников полностью или частично лишает другую сторону возможности добиться своих целей. Конфликтная ситуация - состояние достаточно подвижное, неустойчивое, легко может трансформироваться при изменении любого из составляющих элементов: взглядов оппонентов, отношений объект - оппонент, при подмене объекта конфликта, появлении условий, затрудняющих или исключающих взаимодействие оппонентов.
При взаимодействии субъектов на поведение каждого из них оказывает влияние формальный, а иногда и неформальный статус, их ранг, т.е. уровень власти, которым они реально наделены и располагают. При столкновении “начальник - подчиненный” ранг начальника выше, но впоследствии ситуация может измениться.
Конфликтная ситуация - это условие возникновения конфликта. Для перерастания такой ситуации в конфликт, в динамическое состояние необходимо внешнее воздействие, толчок, инцидент.
Классическое определение конфликта, данное в 50-х годах американским специалистом по социальным конфликтам Л.Козером: “Конфликт - борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы, в которой целями являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника”. Определение, которое предложили отечественные ученые Ф.М. Бородкин и Н.М. Коряк в конце 80-х годов: “Конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух или более людей”.
Признаки конфликта:
· наличие ситуации, воспринимаемой участниками как конфликтной;
· неделимость объекта конфликта, т.е. предмет конфликта не может быть справедливо поделен между участниками;
· желание участников продолжать конфликтное взаимодействие для достижения своих целей.
Конфликты классифицируются по способам разрешения, природе возникновения, направленности воздействия, степени выраженности, количеству участников: антагонистические, компромиссные, социальные, организационные, эмоциональные, вертикальные, горизонтальные, открытые, скрытые, внутриличностные.
Иногда может оказаться, что менеджеры расходятся между собой во мнениях по определенным вопросам. Например - при сокращении - между интересами организациями и подчиненными. Менеджеры могут оказаться в конфликте с кем-то равным по положению из-за конкуренции, а также с подчиненными, которые раздражают, мешают. Конфликт может возникнуть между подразделениями одной группы, например, из-за ресурсов. Он возникает и потому, что у групп часто бывают разные цели, они не понимают роли друг друга или конкурируют из-за ресурсов или средств. Межведомственный конфликт возникает между двумя организациями. В экономике западных стран считается, что этот тип конфликта даже желателен, если он происходит между конкурирующими компаниями. Но конфликты могут возникнуть между организацией и акционерами.
Менеджеры больше всего подвержены опасности быть вовлеченными в конфликт, так как они имеют обязательства перед всеми и, удовлетворяя требования одних, они могут оказаться в конфликте с другими.
С. Хэнди установил три уровня конфликтов:
· спор, в процессе которого идет обсуждение, сознание потенциально подготавливается к открытию новых возможностей в ситуации;
· конкуренция, в процессе которой две стороны соперничают, чтобы достичь цели первыми или с лучшими результатами, что стимулирует развитие творчества и мастерства;
· конфликт, который потенциально вреден, потому что одна сторона пытается помешать другой в достижении цели.
Классическая точка зрения на конфликт в организации заключается в том, что он не должен происходить. Ф. Тейлор заявлял, что если бы результаты его учения применялись, то конфликты исчезли бы. Э. Мэйо признавал существование конфликтов в организациях, но считал, что они разрушительны в социальном плане; если бы менеджеры развивали у себя соответствующие социальные навыки, они были бы способны устранять конфликты, а гармония и сотрудничество преобладали бы в работе.
Информация о работе Управление персоналом как элемент системы наук о труде и персонале