Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 19:27, курсовая работа
Конкурентоспособность в широком смысле слова - это оценочная категория, которая характеризует возможность оцениваемого объекта успешно конкурировать. Т.е. высказывания о конкурентоспособности государства, компании, продукта или цены на этот продукт, могут быть одинаково корректны. Все зависит от конкретной ситуации и задач, для которых используется понятие "конкурентоспособность".
Введение 3
1. Теоретические понятия ценовой и неценовой конкуренции
1.1. Влияние на конкурентоспособность внешних и внутренних факторов 4
1.2. Понятие о конкурентных преимуществах 13
1.3. Конкурентные преимущества предприятия 17
1.4. Особенности конкурентных преимуществ 22
1.5. Повышение конкурентоспособности предприятия 24
1.6. Методы конкурентной борьбы. Ценовая и неценовая конкуренция 29
Оценка конкурентности предприятия ЗАО «Кыштымское Машиностроительное Объединение» 37
Заключение 45
Список используемой литературы 46
- полезность;
- надежность;
- технологичность;
- эстетичность.
К обобщающим показателям качества
продукции относятся:
- удельный вес нового товара
(услуги) в выпуске;
- удельный вес товара высшего качества;
- средневзвешенный балл продукции;
- коэффициент сортности;
- удельный вес продукции, прошедшей сертификацию;
- удельный вес продукции,
оцененной в соответствии с
мировыми стандартами качества;
- удельный вес экспорта (в том
числе в страны, с высокими показателями
развития промышленности и экономики);
- удельный вес продукции,
прошедшей аттестацию (и отдельно
– не прошедшей аттестацию). Кр
1.6. Методы конкурентной борьбы .Ценовая и неценовая конкуренция
На конкурентном рынке соперники используют разные методы борьбы: ценовые, неценовые, нечестные.
Исторически конкуренция в рыночной экономике начиналась с применения преимущественно методов ценового соперничества.
Ценовые методы конкуренции — это конкуренция, в которой главным средством борьбы является цена.При ценовой конкуренции побеждает тот, кто добивается более низкой цены продукции, чём конкуренты. Это, в сущности, борьба за сокращение издержек производства благодаря использованию достижений научно-технического прогресса, научной организации труда, повышения его производительности и т. п.Ценовая конкуренция восходит к временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам. Снижение цены было той основой, с помощью которой промышленник(торговец) выделял свой товар, привлекал к себе внимание и в конечном счете завоевывал себе желаемую долю рынка.В современном мире ценовая конкуренция утратила такое значение в пользу неценовых методов конкурентной борьбы. Это не означает, конечно, что на современном рынке не используется "война цен", она существует, но не всегда в явной форме. Дело в том, что "война цен в открытой форме возможна только до того момента, пока фирма не исчерпает резервы снижения себестоимости товара. В целом, конкуренция в открытой форме приводит к снижению нормы прибыли, ухудшению финансового состояния фирм и, как следствие, к разорениям. Поэтому фирмы избегают вести ценовую конкуренцию в открытой форме. Применяется она в настоящее время обычно в следующих случаях:
-фирмами-аутсайдерами в их
-для проникновения на рынки с новыми товарами;
-для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта.
Для успешного продвижения товаров на рынке используется 6 видов цен:
1) «снятие сливок» на
рынке — установление с самого
начала высокой цены в расчете
на соответствующих
2) установление более низкой, чем имеющейся на аналоги, цены — цена за внедрение на рынок;
3) «психологическая» цена, которая
устанавливается чуть ниже какой-нибудь
круглой суммы, создающая у потребителя
чисто психологическое впечатление более
низкой цены: 97 коп., 197 руб. — 99 коп., 199 руб.;
4) цена, определяемая лидером
на рынке или в отрасли;
5) цена с возмещением издержек
производства;
6) престижная цена —
на изделия очень высокого
качества.
Выбор цены зависит от:
1) доли рынка сбыта;
2) скорости внедрения на рынок;
3) окупаемости капитальных вложений;
4) жесткости конкуренции.
Первый подход к ценообразованию используют ведущие фирмы при выходе на рынок с новыми изделиями, при формировании нового рынка, если спрос не зависит от динамики цен, при гарантии отсутствия заметной конкуренции на рынке (когда продукт защищен патентами, сырье для его производства ограничено — это монопольные цены). Примером являются товары электронной промышленности 70-80х годов. Второй подход продиктован стремлением фирмы увеличить свою долю на рынке. Примером является внедрение японских производителей печатающих устройств для ЭВМ на рынок США в начале 80х годов. Третий подход используется для повышения престижа предприятия в глазах потребителей. Четвертый подход не предполагает строгого соответствия цен ценам лидера на рынке, следует только учитывать политику цен лидера в отрасли. Этот подход используют небольшие производители. Такой подход распространен при создании нового оружия по государственным заказам, в строительстве, при выпуске технически сложных изделий. Престижные цены устанавливаются на предметы роскоши, изделия известных фирм, обладающих особыми качествами (французские вина, парфюмерия, аспирин фирмы «вауег»).
В зависимости от форм и целей конкуренции формируются следующие виды цен: монопольно высокие, монопольно низкие, демпинговые, дискриминационные.
Монопольно высокая цена — это разновидность рыночной цены товара или услуги, которая устанавливается монополиями значительно выше стоимости товара и обеспечивает им сверхприбыль. Эта цена устанавливается вследствие выпуска монополиями подавляющего количества экономических благ определенного вида, ограничения ими конкуренции и достижения господствующего положения на рынке.Практика установления монопольно высоких цен приводит к уменьшению платежеспособного спроса населения, сокращению их реальных доходов. На первый взгляд, продавцы должны быть заинтересованы в высоких ценах на свою продукцию для получения больших прибылей (что, в принципе, соответствует действительности). Но в условиях современной конкуренции этот принцип несколько модифицируется. Наличие на рынке конкурентов сдерживает продавцов от продолжительного установления сверхвысоких цен на свою продукцию. Общее правило можно сформулировать так: чем больше на рынке конкурирующих между собой продавцов — тем ниже на нем цены (при прочих равных условиях), и наоборот, чем слабее на рынке конкуренция между продавцами определенной продукции — тем выше будет на нее цена.
Монопольно низкие цены устанавливаются на товары и услуги, которые закупают крупные компании на комплектующие детали у мелких и средних фирм через контрактную систему: на сырье, закупаемое в развивающихся странах; на товары, изготовленные в государственном секторе экономики, и т. д.
Демпинговые цены — это чрезвычайно заниженные цены на товары при продаже их на внутренних и внешних рынках с целью разорения и устранение конкурентов с уже освоенных рынков. А затем конкурент-победитель компенсирует свои потери значительным повышением цен на товары.
Дискриминационные цены — это разные цены на один и тот же товар для различных покупателей. Устанавливая разные подходы к обслуживанию покупателей, фирма осуществляет ценовую дискриминацию. Различают три вида ценовой дискриминации.
Ценовая дискриминация первой степени, или абсолютно ценовая дискриминация, существует, когда каждому потребителю устанавливают индивидуальную цену на уровне его готовности заплатить за благо, т. е. наивысшую из цен, по которой потребитель соглашается купить определенную единицу товара или услуги.
Ценовая дискриминация второй степени состоит в установлении уровня цены в зависимости от объемов продаж. Этот способ дискриминации, как и в предыдущем случае, использует нисходящую кривую рыночного спроса, которая отражает уменьшение готовности покупателя платить при увеличении объема закупок.
Ценовая дискриминация третьей степени (на сегментированных рынках) вводится монополистом, когда можно выделить несколько отдельных групп потребителей с разной эластичностью спроса, т. е. определить так называемые сегменты рынка. После этого тем покупателям, спрос которых является значительно неэластичным, будет предложена высокая цена, а тем, чей спрос эластичный, — низкая.
Это наиболее распространенный вариант ценовой дискриминации. Конечно, и в данном случае монополист получает возможность увеличить собственные прибыли.
Элементы так называемой скрытой ценовой дискриминации имеют место при продаже товаров с дополнительной "нагрузкой", с "подарком", с "низкой ценой" для постоянных покупателей, при сезонных распродажах и т. п.
В условиях современной конкуренции преобладают неценовые методы конкуренции.
Неценовая конкуренция — это стратегия конкурентной борьбы, направленная не на изменения цен" а на создание предпосылок, которые улучшают реализацию продукции.
Это значит, что, разрабатывая стратегию и тактику поведения на рынке, фирма прежде всего заботится о том, чтобы созданная продукция по своим потребительским качествам отвечала запросам потребителей. Поэтому непременным условием экономической политики фирмы является учет динамики ожиданий потребителей. И в рамках этих параметров она определяет пути уменьшения издержек и снижение цены.
Неценовые методы конкуренции делятся на два вида: конкуренцию по продукту и конкуренцию по условиям продажи.
Конкуренция по продуктам предусматривает усиление таких неценовых характеристик товаров, как улучшение их качества при сохранении цены, повышение надежности при эксплуатации, обновление ассортимента, соответствие товаров международным стандартам и т. п.
Конкуренция по условиям продажи предусматривает распространение и усовершенствование услуг, которые сопровождают реализацию товаров. К ним относятся:
— продажа товаров в кредит;
— продление срока гарантийного обслуживания;
— бесплатная доставка товара на дом и его установка;
— безвозмездные консультации относительно использования купленного товара;
— продажа товара с предоставлением к нему запасных частей;
— интенсивное использование рекламы, которая показывает преимущества продукции продавца;
— открытие ремонтных мастерских и сервисных центров, которые осуществляют гарантийный ремонт и текущее обслуживание проданного товара.
Передовые фирмы предоставляют и ряд других допродажных и послепродажных услуг покупателям своих товаров.
При скрытой ценовой конкуренции фирмы вводят новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало.
Для неценовой конкуренции характерно создание стратегических барьеров, препятствующих проникновению новых предприятий в данную отрасль. К ним относятся:
1) сберегающие инновации;
2) долгосрочные контракты с поставщиками ресурсов;
3) получение лицензий и патентов на данный вид деятельности;
4) сохранение незагруженных мощностей;
5) все способы повышения минимально эффективного объема выпуска в отрасли.
К незаконным методам
-промышленный шпионаж;
-переманивание специалистов, владеющих производственными секретами;
-выпуск поддельных товаров, внешне
ничем не отличающихся от
-закупка образцов с целью их копирования.
Нечестная конкуренция — это нецивилизованные формы конкурентной борьбы, которые проявляются в нарушении субъектами рыночных отношений действующего законодательства, профессиональных, этических, моральных норм и правил поведения для достижения неправомерных преимуществ в конкуренции.
Наиболее распространенными методами нечестной конкуренции являются следующие.
Неправомерное использование обозначений товара другого производителя. Это осуществляется путем копирования внешнего вида товара, наименования, фирменного знака, упаковки и других обозначений, которые могут привести к смешению его с товаром конкурента. Тем самым покупатели низкокачественной подделанной продукции подвергаются обману. А к фирмам, чья продукция подделана, падает доверие потребителей, у них сужается рынок сбыта, снижаются прибыли.
Дезинформация потребителей о собственном товаре проявляется в неправдивых сведениях о свойствах своего товара — о качестве, сорте, безопасности использования, сроках хранения, в сокрытии дефектов и т. п.
Компрометация товаров конкурентов осуществляется путем распространения в любой форме, в том числе и посредством сравнительной рекламы, неправдивых, неточных или неполных сведений о свойствах товаров своих конкурентов. Конечно, такая информация наносит вред деловой репутации конкурентов и отрицательно отражается на результатах их коммерческой деятельности.
Давление на поставщиков ресурсов и банки, чтобы они не заключали или разрывали договора по снабжению конкурентов сырьем, материалами, предоставлению кредитов.
Неправомерное получение, разглашение и использование коммерческой тайны о деятельности соперника-конкурента. К этому можно также добавить и экономический шпионаж.
Переманивание ведущих специалистов фирм-конкурентов путем подкупа, установления более высоких окладов и предоставления разных льгот.Иногда некоторые нечестные методы конкурентной борьбы перерастают в уголовные преступления: шантаж, подлоги, взрывы, убийства.
Все это вызывает необходимость вмешательства государства в регулирование и устранение недопустимых форм конкурентной борьбы.
2. Оценка конкурентности предприятия ЗАО «Кыштымское Машиностроительное Объединение»
ЗАО «Кыштымское Машиностроительное Объединение» единственный завод в России, производящий полную линейку специализированного горного оборудования и инструментов, необходимых отечественным и зарубежным недропользователям. Закрытое акционерное общество «Кыштымское Машиностроительное Объединение» было основано в 1757 году. В состав «Кыштымского Машиностроительного Объединения» входят – машиностроительный завод , расположенный в городе Кыштыме; ЗАО «Торговое представительство Кыштымского машиностроительного объединения», а также ООО Инженерный центр «Кыштымское Машиностроительное Объединение», расположенные в городе Екатеринбург.