Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 13:48, шпаргалка
Работа содержит ответы на 61 вопрос по дисциплине "Маркетинг".
23.Социальная стратификация потребителей.
Соц стратификация – деления общества на социальные слои, которые наз-ся классами или стратами и имеют свою иерархию.Основные хар-ки соц классов:1.Лица одного класса склонны вести себя схожим образом.2.В зависимости от принадлежности к соц классам, индивид может легко занят свое положение в обществе.3.Принадлежность к классу определяется комплексом признаков.4.Индивид мож переходить из одного класса в другой.Принадлежность к соц классу определяет и соц связи индивида, которые обычно ограничены тем же классом.В зарубеж практике выдел след основные соц классы:- высший высший (менше 1% населения) – не выставляет богатство напоказ, владеет значительным имуществом, заним благотворительностью и служит преферент группой для остальных.- высший средний (=12% населения) – представители бизнеса, свободн профессий, но они еще не достигли степени олигарха.- низший высший (=2%) – представители свобод профессий или бизнеса, получ высокие доходы, обычно активны в общественн делах.- низший средний (30%) – служащие, мелкие ИП, высококвалифицир рабочие, они озабочены созданием ареала, респентабельности и соблюдения осн культурных норм.- высший низший (30%) – мелкие служащие, квалифицир рабочие- низший низший (20%) – квалифицир рабочие, люди, живущие на пособия.В постсоветск странах используют классификацию:1.Верхушка высшего класса(менше 0,1%)2.Высший,крупн.бизнесмены (2-3%)3.Средний,ср.и малый бизнес, служащие, квалиф.рабочие (27-30%)4.Низший,рабочие мелкие крестьяне(70%).
25.Учёт соц. стратификации в МК.
В МК необх учитывать, что соц классы имеют различия во всех этапах ПП:Различие в поиске инфор закл в следующем:- низшые классы более чувствительны к личному опыту или мнению людей.- средние – пологаются на мнения специалистив.- высшие – чувствительны к символам.Различия в совершении покупки основана на усведомленности чел-ка в своей покупной способности, поэтому высшие классы более склонны к эксперименту, а низшие предпочитают знакомые торгов точки.В то же время низшие и средние классы чаще рассматривают шопинг как досуг и развлечение.Работа с соц положеним потребителя в МК:1.Определить переменные статуса, котор относ к потребителю.2.Определить целевую соц страту и сбор инфор и жизненном стиле ее представителей.3.Позиционир прод на целевом рынке (при этом позиция прд основана на реальном или желаемом жизн стиле).
24.Методы измерения социального положения.
Разделяют след группы:1.Объективные
методы (основаны на точном количественном
измерении ряда параметров).2.Субъективные
методы – основаны на самооценке индивида.3.Интерпретационные
– основаны на контент-анализе.4.Экспертные
м-ды-когда эксперты относят каких-либо
лиц к опред.классу.Оценка принадлеж-ти
к какому-либо классу м.б. однокритериальной
(на основе простых показателей) или многокритериальной
(несколько показателей). Наиболее эф-ной
из однокритериальных закл в использовании
профессий как показателя статуса. При
использовании данного метода считается
целесообразно выделить 6-10 профессий.
Схожие показатели образуются на основе
нескольких простых критериев. Оценка
принадлежности к соц классу образ-мся
как сумма взвешенных оценок каждого из
показателей.Недостатки: этот подход закл
в субъективности при присвоении баллов
каким-л покупателям.Одном из многокритериальных
методов – это показатель соц позиции Холлингшеда:П= БЗ*7+БО*4.БЗ-
балл занятия.БО – балл образования.П
– показатель:высший 11-17, высший средний
18-31, средний 32-47, низший средний 48-63, низший
64-77.Баллы занятия:1
балл –высшие управленческие концерны,
собственники крупного бизнеса.2 – менеджеры
бизнеса, собственники среднего бизнеса,
специал меншего уровня.3- администр персонал,
собственники малого бизнеса.4- клерки,
продавцы, техники.5- квалифицир рабочие.6
– полуквалифицир рабочие и операторы
машин.7 – неквалифицир занятые.Шкала образования:1.Чел-к
с ученой степенью или менеджер.2. Специалист
с высшим образов.3. Среднеспец образ-е
(школа, колледж).4.Выпускник 12-летней школы.5.10-11
лет школы.6.7-9 лет школы.7.7– начальное
образование.Определение переменных соц
статуса, предложенные учеными Джилбертом
и Кэлом:1.Экономич переменные- занятие,
доход, имущуство.2.Политические перемен
– власть, классов соревнования, мобильность.3.Переменные
взаимод-ия: персонал престиж, социализация.Персональный
престиж – оценивается относительным
успехом индивида в своей соц группе. Ассоциация
– хар-ка, связанная с повседневным отношением
индивида с людьми, с котор он чувствует
себя наиболее комфортно.Власть –
потенциальн возможность индивида или
группы распростр свою волю над др.Классовое соревнование
- степень осведомленности индивидом о
собствен классе и его отлич от др классов.Мобильность
– харак-ка, которая описыв переход индивидов
в более высркие классы по сравнению с
классом своих родителей.Социализ.-проц.
26.Референтные группы и их классифик-я.
Референтная группа – группа людей, которую индивид использует для сравнительной оценки своего положения и поведения. Особенно индивид склонен согласовать свое поведение с поведением референтных(Р) групп в присутствии представителей этих Р групп.Индивид может быть представителем Р группы, которая называется членской группой или группой взаимодействий.Членская группа, т.е. социальное окружение индивида, может и не быть Р группой для него. Связь индивида с Р группами является не устойчивой и подвижной. В разных сферах жизнедеятельности или на разных этапах жизни индивид испытывает влияние различных Р групп.Социальные группы в целом можно классифицировать следующим образом:1.Первичные – малые группы, представители которой постоянно осущетвляют личное взаимодействие (семья).Вторичные – группы различных размеров, в которых периодически осуществляется взаимодействие индивидов (друзья, коллектив).2.Формальные – группы с четкой и документально утвержденной структурой (орг–ции, БГТУ). Влияние данной группы наиболее сильно в середине жизни.Неформальные – не имеют четкой структуры, основаны на общих интересах или родственных связях. Наиболее сильное влияние в начале и в конце жизни.Классификация Р групп может быть построена на следующих принципах:1.А) притягивающие (позитивные) – Р группы, с которыми потребитель стремится себя ассоциировать и перенимает соотв–щие нормы и ценности.Б) отталкивающие (негативные) – с которыми человек не хочет иметь связь или отрицает ее. 2.А) реальные – семья, группа студентов.Б) воображаемые – объединяет людей по какому–то общему статистическому признаку (ученые, богема). В современном обществе возрастает влияние воображаемых Р групп.
29.Лидеры мнений среди потребителей.
Лидер мнений (ЛМ)-это чел., кот оказывает влияние на поведение др. людей в силу своего соц. или персонального статуса.Осн-ные хар-ки ЛМ: 1.Наиб-я вовлеч-ть в проц. исп-ия товара; 2.Инновационность и позитивная настроенность по отнош-ю к новым продуктам;3.Высркая соц. активность, общит-ть и независимость;4.Относит. высокая экспонированность, т.е. доступность к источн-ам инф. об инновациях в опр-й сфере;5.Сходство жизн-х хар-к, т.е. демограф., соц. источника инф-ции и получателя инф-ции.ЛМ выдвигаются остальным больш-вом и преим-но стихийно. Персон. влияние на потребителя со стороны ЛМ наиб. вероятно при наличии след. усл-й: 1.потр-ль недостаточно информ-н, чтобы сделать правильный выбор; 2.продукт сложно оценить априорно на основе только объективных парам-в; 3.др. источники инф-ции воспроизв-ся как незаслуживающая доверия; 4.влиятельный чел > достижим, чем др. ист-ки инф-ции; 5. м/д информатором и получателем инф-ции сущ. сильные соц. связи; 6. потребитель имеет сильную потр-ть в одобрении.
Влияние ЛМ м.б. мономорфным, т.е. в отнош. одного аспекта жизни или продукта, и полиморфного, т.е. в отн. разл. продуктов, тов-в, сторон жизни. ЛМ играют особ. роль в процессе диффузий инноваций,т.е. в распр-ии нов. прод. на рынке. Часть ЛМ непоср-но связ. с произв-вом новых Т. Это изобретатели, модельеры, раб-ки п/п, продавцы, конс-ты и т.д. Часть потребителей-новаторов м. выступать ЛМ, т.к. они первыми пробуют новый продукт в силу своего хар-ра и стиля жизни и время явл-ся ед-ми ист-ми инф. о товаре. Др. часть ЛМ – это «ранние-освоители», т.е. те, кто активно интер-ся данными видами тов-в и м. одобрить или неодобрить новинку в общении с б-вом
27.Формы влияния референтных групп.
Р. Группы проявляют
свое влияние в виде следующих
форм власти:1. власть вознаграждения,
т.е. способность оказать влияние на поведение
индивида путем обещаемого или предпологаемого
вознаграждения за соблюдение каких–то
требований.2. власть принуждения
– это способность оказать влияние на
поведение индивида путем лишения вознаграждения
или применением наказания (замечаний,
выговоров).3. легитимная власть
– способность оказать влияние на поведение
индивида путем установления законных
прав требовать от индивида определенного
поведения (контракт).4. власть самоидентификации
– это управление поведением индивида
путем использования его стремление быть
членом данной группы.Влияние Р групп
в целом с использованием этих форм власти
может принимать след–ие формы:1.Нормативное
влияние – в виде требований подчиняться
групповым нормам ради группового одобрения.
На нормативное влияние сильнее всего
реагируют люди с высокой степенью самоконтроля.
Данное влияние наиболее часто присуще
группам самоидентификации и утилитарным
группам.Группа самоидентификации
– к которой индивид принадлежит и поэтому
поэтому обязан подчинятся ее нормам.Утилитарная
группа – которая располагает набором
позитивных и негативных санкций. И нормативное
влияние обычно проявляется при наличии
след–их условий:– потребление обычно
является видимым или ведет к видимым
результатам (одежда).– индивид осведомлен
о возможных санкциях по отношению к нему.–индивид
мотивирован бороться за получение позитивных
санкций и избежание негативных.2.Ценностно–
28.Учёт референтного влияния на ПП в МК.
При совершении различных покупок индивид испытывает различные по силе влияния Р групп и можно сгруппировать товары из характера влияния Р групп на их покупку.Сила влияния групп в зависимости от вида товара.
Предметы первой необходимости |
Предметы роскоши | |
Публичное потребление |
Влияние групп: 1)на тип продукта – слабое; 2)на торговую марку – сильное. Часы, костюмы. |
Влияние групп: 1)на тип продукта – сильное; 2)на торговую марку – сильное. Авто высокого класса, курорты. |
Приватное потребление |
Влияние групп: 1)на тип – слабое; 2)на марку – слабое. Матрасы |
Влияние групп: 1)на тип– сильное; 2)на марку – слабое. Домашний кинотеатр. |
Т.о. в отношении товаров
публичного потребления влияние
Р групп используется в брендинге, т.к.
бренд можно представить как торговую
марку, рекомендуемую Р группой. А в отношении
предметов роскоши влияние Р групп необходимо
учитывать при выведении на рынках новых
товаров.В МК существует понятие ”диффузии
инноваций”. Это процесс принятия рынком
инновационных товаров. Протекание процесса
диффузии инноваций зависимости от 3–х
групп факторов:1.Связанные с
товаром:– качественные характеристики
товаров.– удовлетворенные
потребности.– сложность
товаров.– возможность
пробного пользования.– интенсивность
МК усилий по продвижению на рынке и т.д.2.Связанные с
потребителем:– его отношение к новым
товарам.– насущность
удовлетворенной потребности.– наличие
ресурсов и т.д.3.Связанные с
влиянием Р групп:– вид группы, влияющей
на потребление данных товаров.– социальные
связи индивида с представителями данных
групп.– демографический
тип групп и т.д.Если инновационный товар
быстро и на непродолжит.вр.стан-ся весьма
популярным и удовлетворяют не только
утилитарные потребности, но и гетонестические
потребности, то имеет место явление моды.
Распространение моды относится в основном
к ценностно–ориентированному влиянию
Р групп. В структуре
моды выделяют 2 компонента:1.Модные
объекты (одежда, пища, алкоголь, живопись)
2.Модные стандарты поведения (хобби, модные
нормы, стремление, виды спорта).Существуют
следующие особенности моды:1.Современность2.
Выделяют следующие фазы распространения моды:1.Производство моды, в т.ч. идеальное и материальное.2.Распространение компонентов моды среди целевой аудитории.3.Потребление модных вещей, демонстрация.
.
30.Распространение информации среди потребителей.
Выд-ют след. модели межличностного
инф-го влияния:1. влияние «сверху
вниз»:данная модель основ-ся на том положении,
что представители низших соц. классов
в своем поведении склонны руководствоваться
инф-й о поведении высших классов, кроме
того предст-ли 1-го соц. слоя склонны рук-ся
инф-й исходящей от представителя того
же слоя с более высоким персональным
статусом.2.Двухэтапное
влияние: эта модель вкл. 2 этапа: а) распр-е
инф-ии м/д ЛМ по средствам СМИ; б) дальнейшая
передача инф-ции от лидеров к большенству.3.Многоэтапное
распространение инф-ции: эта модель-это
усовершенствованная предыдущая путем
дополнительного учета индивидов, кот.
не явл-ся ЛМ, но целенаправленно ищут
инф-ю и явл-ся посредниками м/д остальными.Сруди мотивов передачи
инф-ии м. выделить след.: 1)заинтерес-ть;2)
31.Учёт межличностного влияния в МК.
Осн-ные подходы к выявлению
лидеров мнений: 1)социометрический–проведение
опросов,в которых люди указывают
у кого они получают инфо для принятия
решения.Данный метод применяется в малых
группах;2)экспертный–