Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 01:22, курсовая работа
Так, к логическим универсальным действиям относятся:
— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
— выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
— подведение под понятие, выведение следствий;
— установление причинно-следственных связей;
— построение логической цепи рассуждений;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
&1 Проблема изучения нумерации чисел на уроках математики в начальных классах……………………………………………………………...6
&1.1 Понятие натурального числа……………………………………………7
&2 Различные методические подходы изучения нумерации чисел на уроках математики в начальных классах…………………………………..12
&2.2 Методика изучения нумерации чисел в концентре…………………15
&2.3 Развивающие приемы обучения на уроках математики…………...23
&3 Приёмы сравнения и классификации при изучении нумерации чисел на уроках математики в начальных классах……………………………...28
&4 Комплекс учебных заданий……………………………………………...33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 39
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
&1 Проблема изучения
нумерации чисел на уроках математики
в начальных классах……………………………………………………………
&1.1 Понятие натурального числа……………………………………………7
&2 Различные методические подходы изучения нумерации чисел на уроках математики в начальных классах…………………………………..12
&2.2 Методика изучения нумерации чисел в концентре…………………15
&2.3 Развивающие приемы обучения на уроках математики…………...23
&3 Приёмы сравнения и классификации при изучении нумерации чисел на уроках математики в начальных классах……………………………...28
&4 Комплекс учебных заданий……………………………………………...33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Математика является королевой среди всех наук, благодаря своему уникальному свойству: формированию, развитию и совершенствованию логического мышления. Приемы и операции производимые в процессе счета и решения задач позволяют развивать все структурные компоненты логического мышления.
Приемы
сравнения и классификации
Так, к логическим универсальным действиям относятся:
— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
— выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
— подведение под понятие, выведение следствий;
— установление причинно-следственных связей;
— построение логической цепи рассуждений;
— доказательство;
— выдвижение гипотез и их обоснование.[1],[2],[3]
Из вышесказанного следует, что уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие всех качеств и видов мышления.
Проблема исследования: Приемы сравнения и классификации при изучении нумерации чисел недостаточно регулярно применяются на уроках математики, в школах, где используют традиционные методы обучения, что влияет на глубину усвоения знаний детьми. Нам нужно выяснить какие условия использования приёмов сравнения и классификации способствует более успешному изучению математики в начальных классах. Ведь никакие другие педагогические приемы не активизируют мыслительные операции детей так, как это делают приемы сравнения и классификации, которые универсальны в своем применении и на уроках изучения нового материала, и на уроках повторения и обобщения, а так же закрепления.
Исходя из выдвинутой проблемы мы сформулировали тему курсовой работы: «Условия использования приёмов сравнения и классификации при изучении нумерации чисел на уроках математики в начальных классах».
Цель исследования - выявить условия использования приемов сравнения и классификации при изучении нумерации чисел на уроках математики
Объектом исследования является: изучение нумерации чисел на уроках математики в начальных классах.
Предмет исследования - условия использования приемов сравнения и классификации при изучении нумерации чисел на уроках математики начальных классов.
Задачи исследования.
1) Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по данной теме.
2) Определить условия и особенности изучения приемов сравнения и классификации при изучении нумерации чисел в отечественной педагогике
3) Изучить и проанализировать условия использования различных методических приемов при изучении нумерации чисел на уроках математики в трудах отечественных педагогов
4)Проанализировать условия использования приемов сравнения и классификации при изучении темы «нумерация чисел»
5)Разработать примерные задания с использованием приемов сравнения и классификации для изучения темы «нумерация чисел» на уроках математики .
&1 Проблема изучения нумерации чисел на уроках математики
Именно на уроках математики может происходить целенаправленное, систематическое формирование логических понятий и действий, т. к. именно в ней, в силу ее специфических особенностей, содержатся большие потенциальные возможности для развития логического мышления младших школьников. Никольская И.Л. [31, 32], Ивин А.А. [11]
На уроках
математики, закладывается фундамент
всех мыслительных операций, и
одним из главных тем в курсе
математики начального
Так, в начальной
школе дети должны овладеть
элементами логических действий
(сравнения, классификации,
Проблема
формирования у младших
& 1.1 Понятие натурального числа при изучении нумерации чисел
Считается, что термин
«натуральное число» впервые
применил римский
Понятием «натуральное
число» в современном его
Первоначальные представления
о числе появились в эпоху
каменного века, при переходе
от простого собирания пищи
к ее активному производству,
примерно 100 веков до н. э. Числовые
термины тяжело зарождались и
медленно входили в
Росло производство
пищи, добавлялись объекты, которые
требовалось учитывать в
О непонятном говорили, что эта книжка «за семью печатями», знахарки в сказках давали больному «семь узелков с лекарственными травами, которые надо было настоять на семи водах в течение семи дней и принимать каждодневно по семь ложек».
Познаваемый мир усложнялся, требовались новые числа. Так дошли до нового предела. Им стало число 40. Запредельные количества моделировались громадным по тем временам числом «сорок сороков», равным 1600.
Позднее, когда число
«сорок» уже перестало быть
граничным, оно стало играть
большую роль в русской
Большой интерес вызывает
история числа «шестьдесят», которое
часто фигурирует в
Следующим пределом
у славянского народа было
число «тьма», (у древних греков
– мириада), равное 10 000, а запределом
– «тьма тьмущая», равное 100 миллионам.
У славян применяли также и
иную систему исчисления (так
называемое «большое число»
В Античном мире
дальше всех продвинулись
Натуральные числа имеют две основные функции:
В соответствии с этими функциями возникли понятия порядкового числа (первый, второй и т.д.) и количественного числа (один, два и т.д.).
Долго и трудно
человечество добиралось до 1-го
уровня обобщения чисел. Сто
веков понадобилось, чтобы выстроить
ряд самых коротких
Рассмотрим методику ознакомления с основными математическими понятиями, изучаемыми в данной теме.
Понятие натурального
числа дается на эмпирическом
уровне. Число обозначается в
порядке установления взаимно
однозначного соответствия
В начальной
школе: 1). Число - это количественная
характеристика класса
У учащихся
необходимо сформировать
1. Выделить число из других понятий.
2. Правильно назвать число.
3. Знать способы образования числа (в результате счета; в результате измерения; в результате выполнения арифметических действий).
4. Знать способы обозначения чисел с помощью цифр (Цифра - это знак для обозначения числа).
5.Знать различные функции
числа. (Количественная функция,
функция порядка,
Правила образования названий и чтения чисел.
1.Названия чисел от 10 до 20 образуются с использованием названий, принятых для первых десяти чисел, но имеет свою особенность - при чтении сначала называется нижний разряд, затем остальные (один - на - дцать; две - на - дцать).
2. Остальные названия чисел образуются по принципу поразрядности; чтение чисел начинается с единиц высшего разряда.
В учебниках М1И и М2И выделяются не концентры, а темы: «Однозначные числа», …, «Пятизначные и шестизначные числа», что способствует пониманию детьми различий между числом и цифрой. На первом этапе у учащихся формируются представления о количественном и порядковом числе. Запись числа 10 вводится в теме «Двузначные числа», когда детям предлагается считать десятками и сообразить о целесообразности данного счёта. Затем предлагается считать десятками и единицами сразу, что наводит на осознание того, что двузначные числа состоят их десятков и единиц (в качестве модели десятка предлагается треугольник, на котором 10 кружков). [12], [13], [14]