Приёмы сравнения и классификации при изучении нумерации чисел на уроках математики в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 01:22, курсовая работа

Краткое описание

Так, к логическим универсальным действиям относятся:
— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
— выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
— подведение под понятие, выведение следствий;
— установление причинно-следственных связей;
— построение логической цепи рассуждений;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
&1 Проблема изучения нумерации чисел на уроках математики в начальных классах……………………………………………………………...6
&1.1 Понятие натурального числа……………………………………………7
&2 Различные методические подходы изучения нумерации чисел на уроках математики в начальных классах…………………………………..12
&2.2 Методика изучения нумерации чисел в концентре…………………15
&2.3 Развивающие приемы обучения на уроках математики…………...23
&3 Приёмы сравнения и классификации при изучении нумерации чисел на уроках математики в начальных классах……………………………...28
&4 Комплекс учебных заданий……………………………………………...33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 39
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 68.81 Кб (Скачать файл)

Наташа прочитала  12 книг, Денис - 24. На сколько больше книг прочитал Денис,  чем Наташа?

Наташа прочитала  12 книг, Денис - 24. Во сколько раз больше книг прочитал Денис, чем Наташа?

Фрагмент урока  № 4

Цель: формирование начального приема логического мышления, такого как сравнение у учеников 2 класса.

У: Часто мы на уроке математики сравниваем примеры, но как правило  предварительно решаем их. Я вам  предлагаю выполнить задание, в  котором необходимо сравнить выражения, не вычисляя, и вставь знаки «<», «>», «=»

8+11....9+11               21+5...3+22

17+6...7+17                30+1...32+9

У: какие знаки вы поставили при выполнении задания. Выслушиваются ответы учеников, которые, затрудняются в решении примеров

У: А сейчас выполним другое задание: На доске я записала числа 10 и 16. Вам необходимо записать сходства и отличия чисел. Приступаем к выполнению задания.

У: А сейчас проверим, какие общие сходства и отличия чисел. Назовите их.

У: Мы с вамиотметили общие сходства и отличия чисел. А сейчас мы сравним выражения, которые я записала на доске. 13+2, 13+7, 13+5.

У: какие сходства вы отметили, чем отличаются данные выражения.

У: Молодцы, все верно отметили сходства и отличия выражений.

У: а сейчас обратите внимание на карточки, где записаны числа:12,42,52,82,92,22. Вам необходимо записать сходства чисел. Какие сходства чисел вы отметили?

У: молодцы основанием для  сходств является то, что то всех названных числах в единицах мы можем  наблюдать число 2. В этом и заключается  сходства записанных чисел.[33] 

 

Фрагмент урока  № 5

Цель: формирование начального приема логического мышления, такого как классификация у учеников 2 класса.

Оборудование: таблицы с числами

У: у каждого на карточках  написаны числа.  Разбейте данные числа на две группы, чтобы в каждой оказались похожие числа: 20,24,26,17,19,20,13,15,16,17 (самостоятельно выбирает основание для классификации).

У: на доске написаны выражения. Разбейте данные выражения на группы по какому-то признаку: 6+4, 4-1, 5+4, 6-4, 7+4, 8 - 4.

У: Поиграем в игру, на доске  написаны числа. Распредели числа на группы. По какому признаку можно их распределить?

10,20,30,40,50,....

11,14,17,19,12,14,16

У: На карточке написаны числа. Числа распределены на группы. Верно  ли их распределили? Почему ты так считаешь, объясни.

11,13,15,17,19

12,14,16,18,20

У: на доске написаны выражения. Выражения распределены на группы. Верно ли их распределили? Почему ты так считаешь, объясни.

1 группа: 8-4    9-5     10-6   13-5  17-3

2 группа: 8+4   9+5   10+6  13+5  17+3 [33]

Фрагмент урока  № 6

Цель: формирование начального приема логического мышления, такого как классификация у учеников 2 класса.

Оборудование: таблицы с числами

У: Я сейчас вам продиктую  числа, которые необходимо разбить  разные числа на 2 группы (классификация  осуществляется по заданному основанию)

33,25,37,23,39,31,26.

У: что является основанием для классификации – число 3 и 2.

У: Молодцы верно отметили.

У:   Я на доске записала числа, вам необходимо разбить разные числа на  2 группы:33,84,75,22,13,11,44,53

У: Разделив числа на 2 группы, на какой признак вы опирались?

Дети: выслушиваются ответы детей

У: мы сейчас с вами выполнили  задание, основанием для классификация  каждый выбрал свой признак, кто-то выбрав первое число, другие разделили числа  на четные и нечетные, но у всех вас  выполнено правильно задание, поскольку  я не назвала признак или основание

У: у каждого на карточке записаны  числа в столбике, вам необходимо определить, по которому выполнялась классификация:

1,2,3,4,5,6,7,8,9

20,21,22,23,24,25,26,27,28,29

121,122,123,124


Что  послужило основанием  для  такой классификации?

Выбери  правильный  ответ:

а) числа распределены  на  четные и нечетные.

б) числа распределены  на  однозначные, двухзначные и  трехзначные.

У: почему вы выбрали второй ответ, он верный

У: на доске записаны выражения: 3+2,6+3,7+2,5+3,1+2,9+3, вам необходимо разбить  выражения на две группы, записав  их в разные столбики

У: как вы думаете, что  является основной для классификация  без заданного основания..[33]

Фрагмент урока  № 7 

 Цель: формирование начального приема логического мышления, такого как обобщение у учеников 2 класса.

У: посмотрите у каждого  на парте есть карточка. На ней записаны в таблице цифры. Найди сумму. Сравни ее с каждым слагаемым. Сделай соответствующий вывод.

Слагаемое

11

12

13

14

15

16

Слагаемое

35

35

35

35

35

35

Сумма

           

У: на доске записаны выражения. Сравни выражения и скажи, по какому признаку их ответы можно  обобщить

14+4   15+5  13+3  12+2

14-4        15-5  13-3  12-2

У: Найди разность. Сравни ее с уменьшаемым. Сделай соответствующий вывод.

уменьшаемоеие

28

29

20

21

22

23

вычитаемоеие

5

5

5

5

5

5

разность

           

У: послушайте внимательно  какие числа я назову. Назови  одним  словом  следующие числа: 2,4,6,8,10,12,14,16,18,20

У: правильно, одном словом данные числа можно назвать –  четные.

У: на доске записаны примеры. Что общего у следующих примеров?

12-4, 16-7, 20-9

У: молодцы, все верно отметили общий признак примеров, что все  выделенные примеры на нахождение разности чисел [33]

 

Фрагмент урока  № 8 

 Цель: формирование начального приема логического мышления, такого как обобщение у учеников 2 класса.

У:послушайте  внимательно, я сейчас назови группу чисел, я вы назовете ее одним  словом?

22,24,26,28 – это……………….

У: правильно эти числа  четные

У: А сейчас я вновь  буду называть числа 11,15,19 это………………

У: правильно эти числа  нечетные

У: у вас на карточках  записаны примеры, необходимо определить, какой пример является лишним? Зачеркни и объясни письменно.

7+5=12         8+9=17         12-5=7

У: почему вы сделали именно это выбор, объясните свой ответ.

У: предлагаю вам найди  сумму и запиши ее в таблицу. Сравнить сумму с похожим слагаемым, сделать  соответствующие выводы. Записать вывод  под таблицей

слаг

11

12

13

14

15

16

17

слаг

4

4

4

4

4

4

4

сумма

             

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Изучив и проанализировав отечественную педагогику и труды отечественных исследователей в области математики по теме «нумерация чисел», хочется отметить, что необходимость  применения приемов сравнения и классификации на уроках математики независимо от типа урока, является явной.

     Так,  на сегодняшний день, общество требует личности, которые не только разносторонне уведомлены об окружающем нас мире, но и в состоянии объективно и даже уникально оценивать и решать возникающие задачи. Но вернувшись к теме нашей курсовой работы «использование приемов сравнения и классификации», как ни примитивно, но «море состоит из капель»,  всему есть начало и это начало в курсе математики строится при изучении «нумерации чисел», а приемы сравнения и классификации являются начальными в формировании, базовых мыслительных процессов, которые при своевременной, целенаправленной педагогической работе в конечном результате подарят обществу свои «плоды».

     Цель работы  достигнута, а задачи решены, остается  в следующей исследовательской  работе провести проверку разработанных  заданий - выдвинуть и подтвердить  гипотезу  о том, что развивающие  приемы (сравнение, классификация)  в процессе изучения «нумерации  чисел» на уроках математики, при частом и разностороннем  применении повышают уровень  усвоения материала и более  эффективно закладываются в ЗУН-ах детей.

 

 
БИБЛИОГРАФИЯ

 

  1. Бабкина Н.В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя.- 2- е изд., - М.: АРКТИ, 2002.- 78с.
  2. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов- н/Д: Феникс, 2000. – 416с. 
  3. Волошкина М.И. Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроке математики [Текст]. Начальная школа. – 1999. - № 9/10. – С. 15-18.
  4. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М.: 1976. – 120с.
  5. Гонин Е.Г. Теоретическая арифметика [Текст]. – М.: Учпедгиз, 1999. – 171 с.
  6. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте [Текст]  / под ред. А.В. Петровского. – М.: Педагогика, 2001. – 167с.
  7. Депман. И.Я. История Арифметики. - М. Просвещение - 1959.
  8. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. Пер. с англ. Н.М.   Никольской. - М.: Совершенство, 1997. - 208 с.
  9. Зайцев В.В. Математика для младших школьников. Методическое пособие для учителей и родителей. - М.: Владос, 1999
  10. Зимняя И.А. Основы педагогической психологии. - М, 1980.
  11. Ивин А.А. Логика. – М.: Просвещение,1996. – 206 с.
  12. Истомина Н.Б. Математика, учебник 1 класс. М.: Линка – Пресс, 2011
  13. Истомина Н.Б. Математика, учебник 2 класс. М.: ФГОС, 2012
  14. Истомина Н.Б. Математика, учебник 3 класс. М.: ФГОС, 2012
  15. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах., учеб. пособие. - М., 1999.
  16. Каплан Б.С. Методы обучения математике. - М., 1981.
  17. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. – Москва: Просвещение, 2010 - с 28, 30, 91
  18. Колмогоров А.Н. Избранные труды. В 6-и т. Т 4 в 2 кн.: Математика и математики. Издательство: Наука – М., 2007, 382с.
  19. Косма Т.В. Мышление младшего школьника.-Киев,1971.-48 с.
  20. Кулагин И.Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека.  – М.: ТЦ Сфера, при участии “Юрайт”, 2003. – 404с.
  21. Курбатов В.И. Как развивать  логическое мышление.-  Ростов на Дону: 1997. С.3
  22. Леонтьев А.И. К вопросу о развитии арифметического мышления ребенка. - М.: Баласс, 2000.
  23. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность - М.: Политиздат, 1975.
  24. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника.– М.: 1993. С.182 – 203.
  25. Моршнева Л.Г. Дидактический материал по математике. - М.: Просвешение, 1999.
  26. Моро М.И. Учебник для 1 класса четырехлетней начальной школы. М.: Просвещение - 1999.
  27. Моро М.И. Учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы. М.: Просвещение - 2000.
  28. Моро М.И. Учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы. М.: Просвещение - 2002.
  29. Моро М.И. Учебник для 4 класса четырехлетней начальной школы. М.: Просвещение - 2001.
  30. Немов Р.С. Психология. Книга 1. / Р.С.Немов. - Москва: 1995. С.30 –  310.
  31. Никольская И.Л. О единой линии воспитания логической грамотности   при обучении математике // Преемственность в обучении математике. Пособие для учителей: Сб. статей. / Сост. A.M. Пышкало.- М.: Просвещение, 1974.
  32. Никольская И.Л., Тигранова Л.И. Гимнастика для ума: книга для учащихся начальных классов.- 2- е изд., исправленное.- М.: Издательство « Экзамен», 2007.- 239.
  33. Перельман Я.И. Занимательная арифметика. -  Изд. 1-е. Ленинград, "Время", 1926 — 192 c.
  34. Пиаже Ж. Логика и психология. Избранные психологические труды. —   М., 1969.
  35. Развивающие задания: 2,3 класс/ сост.Е.В.Языканова.- М.: «Экзамен», 2009.- 125с.
  36. Развитие логического мышления в процессе обучения математике в начальной школе: Сб. статей. - 2-е изд. - М.: Учпедгиз, 1959.
  37. Развитие логического мышления в процессе обучения в начальной школе: Методическое письмо/ Н.С. Рождественский, В.К. Ягодовская, Р.А. Менчинская, А.С. Пчёлко. – М., 1959.
  38. Рубинштейн С.А. Основы общей психологии: В 2т. – М.: Педагогика, 1989.– Т.2– 328с.
  39. Рубинштейн С.Л. Педагогика. М. - 1999.
  40. Свечников А.А. Путешествие в историю математики. – М.: Педагогика-Пресс, 1995 г.;
  41. Столяренко Л.Д. Педагогика. - Ростов н/Д, 2000
  42. Столяр А.А. Педагогика математики. – Минск, Высшая школа,1986.
  43. Стойлова Л.П. Математика. - М.: Академия, 2002.
  44. Тихомиров О.К. Психология мышления. - Москва: 1984. – 89с.
  45. Ушинский К.Д. Педагогика. М. - 2000.
  46. Харламов И.Ф. Педагогика. - Минск, 2002.
  47. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. - М., 1995.
  48. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах.- М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.

 

 


Информация о работе Приёмы сравнения и классификации при изучении нумерации чисел на уроках математики в начальных классах