Сочетание принципов историзма, занимательности и воспитания на уроках математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 20:12, дипломная работа

Краткое описание

Цель: обосновать необходимость сочетания принципов научности, историзма и занимательности для развития интереса к предмету.
Задачи:
1) Изучить педагогическую литературу .
2) Проанализировать отдельные принципы, как средства развития интереса к предмету, а так же выявить методические возможности каждого из принципов.
3) Разработать и апробировать применение принципов историзма, научности и занимательности.
4) Экспериментально проверить эффективность принципов научности, историзма и занимательности на практике.

Содержание

Введение……………………………………………….…………………...2
Глава 1 Развитие познавательного интереса при обучении математики.
1.1 Актуальность проблемы развития познавательного интереса………..6
1.2 Понятие о познавательном интересе……………………………………8
1.3.Пути формирования познавательного интереса……………………...12
Глава 2 Психолого-педагогические особенности принципов научности, занимательности и историзма.
2.1 Использование принципа научности при обучении математики……18
2.2 Использование принципа историзма при обучении математики……21
2.3 Использование принципа занимательности при обучении…………..28
математики.
Глава 3 Экспериментальное исследование.
3.1 Содержание и ход эксперимента………………………………………29
3.2 Анализ полученных результатов………………………………………40
Заключение……………………………………………………….42
Список литературы………………………………………………44

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная работа.doc

— 104.02 Кб (Скачать файл)

 Адаптированный тест «Карта интересов»

1.Класс ........

2.Ф.И……

3.Назови из всех предметов в школе твои самые

А) любимые

Б) нелюбимые

4. Отношение  родителей  к математике ( нужное подчеркнуть )

- имеют математическое  образование;

- применяют математику  в своей работе;

- увлечены  математикой;

- не любят математику;

- не интересуются математикой.

5. Есть ли в домашней  библиотеке математические книги  ( не учебники ) ?

6. Кто  больше всего помогает тебе готовить уроки по математике?

7. Сколько времени занимает  подготовка к уроку математики?

8. Почему ты учишь математику?

9. Хочешь ли ты знать  больше, чем дается на уроке  математике?

10. Твое отношение к  математике ( нужное подчеркнуть );

- люблю;

-учу, чтобы получить хорошую  оценку;

-чтобы не ругали дома;

-скучно на уроках;

-не хочу её учить.

11. Как даётся тебе математика  ( нужно подчеркнуть);

- легко;

- много надо учить;

-трудно.

12. Какими знаниями ты  владел до прихода в школу?

- счёт до 10 и обратно;

-сложение в пределах  десятка;

-решение простых задач.

13. Какого вида задания  по математике тебе нравится  больше?

 -задачи;

 -примеры;

-задачи и примеры.

14. Мечтаешь ли ты связать  свою жизнь с математикой?

 -хочу стать математиком;

 -хочу поступить в ВУЗ, куда нужно сдавать математику;

 -хочу знать как можно больше о математике.

15.Подчеркни причины, характеризующие твоё отношение к математике.

 

Люблю предмет, потому что:

Не люблю предмет, потому что:

  1. Данный предмет интересный.
  2. Нравится как преподаёт учитель.
  3. Предмет нужно знать всем.
  4. Предмет легко усваивается.
  5. Предмет заставляет думать.
  6. Требует наблюдательности, сообразительности.
  7. Предмет требует терпения.
  8. Предмет занимательный.
  9. Хорошие отношения с учителем.
  10. Учитель часто хвалит.
  11. Учитель интересно объясняет.
  12. Получаю удовольствие при его изучении.
  13. Предмет помогает развить общую культуру.
  14. Предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире.

15.Просто интересно

1.Данный предмет не  интересен.

2. Не нравится предмет.

3. Предмет не заставляет  думать.

4.Предмет трудно  усваивается.

5. Не требует наблюдательности  и сообразительности.

6. Предмет не требует  терпения.

7. Предмет не занимательный.

8. Интересны только отдельные  факты.

9. Плохие отношения с  учителем.

10. Учитель редко хвалит.

11. Учитель не интересно  объясняет.

12.Товарищи не интересуются  этим предметом.

 


 

Ключ к тесту:

От 1 до 5 баллов - низкий уровень познавательного интереса.

От 6 до 10 баллов – средний уровень познавательного интереса.

От 11 до 15 баллов – высокий уровень познавательного интереса.

 

Результаты теста показали:

 

Ф.И. испытуемого

Оценка

1. Александров Сергей

8

2. Алешин Олег

3

3. Быков Александр

4

4. Голощапов Данил

14

5. Заплетин Михаил

15

6. Кумаров Руслан

6

7. Лобасенко Елена

7

8. Мерманова Рада

8

9. Надточаев Дмитрий

7

10. Срымова Алия

9

11 Иргалиева Юлия

2

12 Фирсов Денис

8

13 Федорченко Дмитрий 

6

14 Хусаинова Гузель

7

15 Хлебникова Виктория

8

16 Челяпина Анна

3

17 Челяпин Александр

2


 

Результаты теста показали, что в классе из 17 человек высокий уровень был у 2 человек, что составляет 12%. Основная масса была со средним уровнем 10  человек – 59 %, 5 человек  с низким  уровнем -   29%.

Результаты констатирующего  этапа эксперимента отражены в диаграмме на рисунке 1.

 

                                                                                                Рис. 1

 

Формирующий этап: на данном этапе, в течении двух недель проводилась  работа в данном классе:

  1. На каждом уроке использовался занимательный материал, для развития познавательного интереса. На первом уроке повторяли с детьми понятие обыкновенной дроби , действий над ними. Решали занимательные задачи.

Задача . Кот Матроскин и пес Шарик каждое утро бегают на речку умываться. Они выскакивают из дома одновременно и бегут по одной и той же тропинке. Скорость каждого из них постоянна, но Матроскин бежит в 3 раза быстрее Шарика, зато моется в 2 раза дольше, чем Шарик. Однажды Шарик, прибежав к речке, обнаружил, что не взял с собой полотенце. Он тут же побежал домой, схватил полотенце и прибежал к речке как раз в тот момент, когда Матроскин закончил умываться (бежал Шарик по той же тропинке и с той же скоростью, что и каждое утро). Кто обычно

прибегает домой раньше – Шарик или Матроскин или они прибегают домой одновременно?

Решение

          Разделим дорогу от дома к речке на три участка одинаковой длины и эту длину примем за 1.

 Введем новую единицу  измерения – «шарик»; по определению, 1 «шарик» – это время, нужное  Шарику, чтобы утром по дороге  на речку пробежать участок  длины 1.

  По условию, когда  Матроскин добегает до D (начинает умываться), Шарик как раз находится в точке B (ведь он бежит в 3 раза медленнее Матроскина). Следовательно, на дорогу от дома до речки (так же, как и на обратную дорогу) Матроскин затрачивает столько же времени, сколько нужно Шарику, чтобы пробежать отрезок длины 1, т. е. 1 «шарик».

 Матроскин умывается 8 «шариков»  (действительно, в тот день, когда Шарик забыл полотенце,  он,  как всегда,  добежал до точки B,  а Матроскин в этот момент начал умываться,  затем Шарик пробежал 8 раз отрезок длины 1: от B к D  (два участка длины 1),  от D к A(три участка длины 1) и,  наконец,  от A к D уже с полотенцем (три участка длины 1),  - и как раз Матроскин в этот момент умываться закончил). Далее, так как по условию Матроскин моется в два раза дольше Шарика, то Шарик моется 4 «шарика».

Остается подсчитать время, затраченное каждым из наших героев на дорогу от дома к речке, умывание и дорогу обратно, от речки к дому. Шарик: 3 + 4 + 3 = 10 «шариков»; Матроскин: 1+8+1=10 «шариков». Следовательно, Матроскин и Шарик прибегают домой после умывания одновременно.

(остальные задачи смотри  в Приложении 1)

  2) Во время практики  изучались темы: « Чтение и запись десятичных дробей», «Умножение десятичных дробей на 10,100,1000», «Сравнение десятичных дробей», «Сложение и вычитание десятичных дробей», «умножение десятичных дробей» и для того что бы  заинтересовать детей  данными темами, на каждом уроке мы выделяли время (около 5 минут), для исторической  справки.

  3)  Так как,  время  прохождения практики, совпало с  неделей математики в школе, была выпущена стенгазета «Мир чисел», в которой рассказывалось об интересных фактах из истории математики.

4)Так же в связи с  небольшим сроком педагогической  практики был использован игровой  материал на уроках.

        Эстафета №1 “Очень длинный пример”

          На доске  написаны примеры. Каждый ученик из команды подбегает к доске по очереди, решает один пример и передаёт эстафету следующему. Кто быстрее и правильнее решит весь пример?

Эстафета №2 “Собери робота”

Участники команд берут из корзин геометрические фигуры (круги, треугольники, квадраты и т.п.) и крепят их на доске так, чтобы получилась фигура, напоминающая робота. У кого робот получится лучше?

Эстафета №3 “Каждому по примеру”

Количество примеров на доске соответствует числу участников команды. Участники команд по очереди подбегают к доске и решают по одному примеру (на выбор). Побеждает команда, которая быстро и без ошибок решит все примеры.

 

 

   Контрольный этап: на данном этапе эксперимента учащимся был предложен аналогичный тест «Карта интересов».

1.Класс ........

2.Ф.И……

3.Назови из всех предметов  в школе твои самые

А) любимые

Б) нелюбимые

4. Отношение  родителей  к математике ( нужное подчеркнуть )

- имеют математическое  образование;

- применяют математику  в своей работе;

- увлечены  математикой;

- не любят математику;

- не интересуются математикой.

5. Есть ли в домашней  библиотеке математические книги  ( не учебники ) ?

6. Кто  больше всего  помогает тебе готовить уроки  по математике?

7. Сколько времени занимает  подготовка к уроку математики?

8. Почему ты учишь математику?

9. Хочешь ли ты знать  больше, чем дается на уроке  математике?

10. Твое отношение к  математике ( нужное подчеркнуть );

- люблю;

-учу, чтобы получить хорошую  оценку;

-чтобы не ругали дома;

-скучно на уроках;

-не хочу её учить.

11. Как даётся тебе математика  ( нужно подчеркнуть);

- легко;

- много надо учить;

-трудно.

12. Какими знаниями ты  владел до прихода в школу?

- счёт до 10 и обратно;

-сложение в пределах  десятка;

-решение простых задач.

13. Какого вида задания  по математике тебе нравится  больше?

 -задачи;

 -примеры;

-задачи и примеры.

14. Мечтаешь ли ты связать  свою жизнь с математикой?

 -хочу стать математиком;

 -хочу поступить в ВУЗ, куда нужно сдавать математику;

 -хочу знать как можно больше о математике.

15.Подчеркни причины, характеризующие  твоё отношение к математике.

 

Люблю предмет, потому что:

Не люблю предмет, потому что:

  1. Данный предмет интересный.
  2. Нравится как преподаёт учитель.
  3. Предмет нужно знать всем.
  4. Предмет легко усваивается.
  5. Предмет заставляет думать.
  6. Требует наблюдательности, сообразительности.
  7. Предмет требует терпения.
  8. Предмет занимательный.
  9. Хорошее отношение с учителем.
  10. Учитель часто хвалит.
  11. Учитель интересно объясняет.
  12. Получаю удовольствие при его изучении.
  13. Предмет помогает развить общую культуру.
  14. Предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире.

15.Просто интересно

1.Данный предмет не  интересен.

2. Не нравится предмет.

3. Предмет не заставляет  думать.

4.Предмет трудно  усваивается.

5. Не требует наблюдательности  и сообразительности.

6. Предмет не требует  терпения.

7. Предмет не занимательный.

8. Интересны только отдельные  факты.

9. Плохие отношения с  учителем.

10. Учитель редко хвалит.

11. Учитель не интересно  объясняет.

12.Товарищи не интересуются  этим предметом.

 


 

Результаты теста показали:

Ф.И. испытуемого

Оценка

1. Александров Сергей

12

2. Алешин Олег

4

3. Быков Александр

8

4. Голощапов Данил

15

5. Заплетин Михаил

15

6. Кумаров Руслан

4

7. Лобасенко Елена

7

8. Мерманова Рада

8

9. Надточаев Дмитрий

8

10. Срымова Алия

12

11 Иргалиева Юлия

5

12 Фирсов Денис

8

13 Федорченко Дмитрий 

9

14 Хусаинова Гузель

6

15 Хлебникова Виктория

7

16 Челяпина Анна

6

17 Челяпин Александр

5

Информация о работе Сочетание принципов историзма, занимательности и воспитания на уроках математики