Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 20:12, дипломная работа
Цель: обосновать необходимость сочетания принципов научности, историзма и занимательности для развития интереса к предмету.
Задачи:
1) Изучить педагогическую литературу .
2) Проанализировать отдельные принципы, как средства развития интереса к предмету, а так же выявить методические возможности каждого из принципов.
3) Разработать и апробировать применение принципов историзма, научности и занимательности.
4) Экспериментально проверить эффективность принципов научности, историзма и занимательности на практике.
Введение……………………………………………….…………………...2
Глава 1 Развитие познавательного интереса при обучении математики.
1.1 Актуальность проблемы развития познавательного интереса………..6
1.2 Понятие о познавательном интересе……………………………………8
1.3.Пути формирования познавательного интереса……………………...12
Глава 2 Психолого-педагогические особенности принципов научности, занимательности и историзма.
2.1 Использование принципа научности при обучении математики……18
2.2 Использование принципа историзма при обучении математики……21
2.3 Использование принципа занимательности при обучении…………..28
математики.
Глава 3 Экспериментальное исследование.
3.1 Содержание и ход эксперимента………………………………………29
3.2 Анализ полученных результатов………………………………………40
Заключение……………………………………………………….42
Список литературы………………………………………………44
Адаптированный тест «Карта интересов»
1.Класс ........
2.Ф.И……
3.Назови из всех предметов в школе твои самые
А) любимые
Б) нелюбимые
4. Отношение родителей к математике ( нужное подчеркнуть )
- имеют математическое образование;
- применяют математику в своей работе;
- увлечены математикой;
- не любят математику;
- не интересуются математикой.
5. Есть ли в домашней
библиотеке математические
6. Кто больше всего помогает тебе готовить уроки по математике?
7. Сколько времени занимает подготовка к уроку математики?
8. Почему ты учишь математику?
9. Хочешь ли ты знать больше, чем дается на уроке математике?
10. Твое отношение к математике ( нужное подчеркнуть );
- люблю;
-учу, чтобы получить хорошую оценку;
-чтобы не ругали дома;
-скучно на уроках;
-не хочу её учить.
11. Как даётся тебе математика ( нужно подчеркнуть);
- легко;
- много надо учить;
-трудно.
12. Какими знаниями ты владел до прихода в школу?
- счёт до 10 и обратно;
-сложение в пределах десятка;
-решение простых задач.
13. Какого вида задания по математике тебе нравится больше?
-задачи;
-примеры;
-задачи и примеры.
14. Мечтаешь ли ты связать свою жизнь с математикой?
-хочу стать математиком;
-хочу поступить в ВУЗ, куда нужно сдавать математику;
-хочу знать как можно больше о математике.
15.Подчеркни причины, характеризующие твоё отношение к математике.
Люблю предмет, потому что: |
Не люблю предмет, потому что: |
15.Просто интересно |
1.Данный предмет не интересен. 2. Не нравится предмет. 3. Предмет не заставляет думать. 4.Предмет трудно усваивается. 5. Не требует наблюдательности и сообразительности. 6. Предмет не требует терпения. 7. Предмет не занимательный. 8. Интересны только отдельные факты. 9. Плохие отношения с учителем. 10. Учитель редко хвалит. 11. Учитель не интересно объясняет. 12.Товарищи не интересуются этим предметом.
|
Ключ к тесту:
От 1 до 5 баллов - низкий уровень познавательного интереса.
От 6 до 10 баллов – средний уровень познавательного интереса.
От 11 до 15 баллов – высокий уровень познавательного интереса.
Результаты теста показали:
Ф.И. испытуемого |
Оценка |
1. Александров Сергей |
8 |
2. Алешин Олег |
3 |
3. Быков Александр |
4 |
4. Голощапов Данил |
14 |
5. Заплетин Михаил |
15 |
6. Кумаров Руслан |
6 |
7. Лобасенко Елена |
7 |
8. Мерманова Рада |
8 |
9. Надточаев Дмитрий |
7 |
10. Срымова Алия |
9 |
11 Иргалиева Юлия |
2 |
12 Фирсов Денис |
8 |
13 Федорченко Дмитрий |
6 |
14 Хусаинова Гузель |
7 |
15 Хлебникова Виктория |
8 |
16 Челяпина Анна |
3 |
17 Челяпин Александр |
2 |
Результаты теста показали, что в классе из 17 человек высокий уровень был у 2 человек, что составляет 12%. Основная масса была со средним уровнем 10 человек – 59 %, 5 человек с низким уровнем - 29%.
Результаты констатирующего этапа эксперимента отражены в диаграмме на рисунке 1.
Формирующий этап: на данном этапе, в течении двух недель проводилась работа в данном классе:
Задача . Кот Матроскин и пес Шарик каждое утро бегают на речку умываться. Они выскакивают из дома одновременно и бегут по одной и той же тропинке. Скорость каждого из них постоянна, но Матроскин бежит в 3 раза быстрее Шарика, зато моется в 2 раза дольше, чем Шарик. Однажды Шарик, прибежав к речке, обнаружил, что не взял с собой полотенце. Он тут же побежал домой, схватил полотенце и прибежал к речке как раз в тот момент, когда Матроскин закончил умываться (бежал Шарик по той же тропинке и с той же скоростью, что и каждое утро). Кто обычно
прибегает домой раньше – Шарик или Матроскин или они прибегают домой одновременно?
Решение
Разделим дорогу от дома к речке на три участка одинаковой длины и эту длину примем за 1.
Введем новую единицу измерения – «шарик»; по определению, 1 «шарик» – это время, нужное Шарику, чтобы утром по дороге на речку пробежать участок длины 1.
По условию, когда Матроскин добегает до D (начинает умываться), Шарик как раз находится в точке B (ведь он бежит в 3 раза медленнее Матроскина). Следовательно, на дорогу от дома до речки (так же, как и на обратную дорогу) Матроскин затрачивает столько же времени, сколько нужно Шарику, чтобы пробежать отрезок длины 1, т. е. 1 «шарик».
Матроскин умывается 8 «шариков» (действительно, в тот день, когда Шарик забыл полотенце, он, как всегда, добежал до точки B, а Матроскин в этот момент начал умываться, затем Шарик пробежал 8 раз отрезок длины 1: от B к D (два участка длины 1), от D к A(три участка длины 1) и, наконец, от A к D уже с полотенцем (три участка длины 1), - и как раз Матроскин в этот момент умываться закончил). Далее, так как по условию Матроскин моется в два раза дольше Шарика, то Шарик моется 4 «шарика».
Остается подсчитать время, затраченное каждым из наших героев на дорогу от дома к речке, умывание и дорогу обратно, от речки к дому. Шарик: 3 + 4 + 3 = 10 «шариков»; Матроскин: 1+8+1=10 «шариков». Следовательно, Матроскин и Шарик прибегают домой после умывания одновременно.
(остальные задачи смотри в Приложении 1)
2) Во время практики изучались темы: « Чтение и запись десятичных дробей», «Умножение десятичных дробей на 10,100,1000», «Сравнение десятичных дробей», «Сложение и вычитание десятичных дробей», «умножение десятичных дробей» и для того что бы заинтересовать детей данными темами, на каждом уроке мы выделяли время (около 5 минут), для исторической справки.
3) Так как, время прохождения практики, совпало с неделей математики в школе, была выпущена стенгазета «Мир чисел», в которой рассказывалось об интересных фактах из истории математики.
4)Так же в связи с
небольшим сроком
Эстафета №1 “Очень длинный пример”
На доске написаны примеры. Каждый ученик из команды подбегает к доске по очереди, решает один пример и передаёт эстафету следующему. Кто быстрее и правильнее решит весь пример?
Эстафета №2 “Собери робота”
Участники команд берут из корзин геометрические фигуры (круги, треугольники, квадраты и т.п.) и крепят их на доске так, чтобы получилась фигура, напоминающая робота. У кого робот получится лучше?
Эстафета №3 “Каждому по примеру”
Количество примеров на доске соответствует числу участников команды. Участники команд по очереди подбегают к доске и решают по одному примеру (на выбор). Побеждает команда, которая быстро и без ошибок решит все примеры.
Контрольный этап: на данном этапе эксперимента учащимся был предложен аналогичный тест «Карта интересов».
1.Класс ........
2.Ф.И……
3.Назови из всех предметов в школе твои самые
А) любимые
Б) нелюбимые
4. Отношение родителей к математике ( нужное подчеркнуть )
- имеют математическое образование;
- применяют математику в своей работе;
- увлечены математикой;
- не любят математику;
- не интересуются математикой.
5. Есть ли в домашней
библиотеке математические
6. Кто больше всего помогает тебе готовить уроки по математике?
7. Сколько времени занимает подготовка к уроку математики?
8. Почему ты учишь математику?
9. Хочешь ли ты знать больше, чем дается на уроке математике?
10. Твое отношение к математике ( нужное подчеркнуть );
- люблю;
-учу, чтобы получить хорошую оценку;
-чтобы не ругали дома;
-скучно на уроках;
-не хочу её учить.
11. Как даётся тебе математика ( нужно подчеркнуть);
- легко;
- много надо учить;
-трудно.
12. Какими знаниями ты владел до прихода в школу?
- счёт до 10 и обратно;
-сложение в пределах десятка;
-решение простых задач.
13. Какого вида задания по математике тебе нравится больше?
-задачи;
-примеры;
-задачи и примеры.
14. Мечтаешь ли ты связать свою жизнь с математикой?
-хочу стать математиком;
-хочу поступить в ВУЗ, куда нужно сдавать математику;
-хочу знать как можно больше о математике.
15.Подчеркни причины, характеризующие твоё отношение к математике.
Люблю предмет, потому что: |
Не люблю предмет, потому что: |
15.Просто интересно |
1.Данный предмет не интересен. 2. Не нравится предмет. 3. Предмет не заставляет думать. 4.Предмет трудно усваивается. 5. Не требует наблюдательности и сообразительности. 6. Предмет не требует терпения. 7. Предмет не занимательный. 8. Интересны только отдельные факты. 9. Плохие отношения с учителем. 10. Учитель редко хвалит. 11. Учитель не интересно объясняет. 12.Товарищи не интересуются этим предметом.
|
Результаты теста показали:
Ф.И. испытуемого |
Оценка |
1. Александров Сергей |
12 |
2. Алешин Олег |
4 |
3. Быков Александр |
8 |
4. Голощапов Данил |
15 |
5. Заплетин Михаил |
15 |
6. Кумаров Руслан |
4 |
7. Лобасенко Елена |
7 |
8. Мерманова Рада |
8 |
9. Надточаев Дмитрий |
8 |
10. Срымова Алия |
12 |
11 Иргалиева Юлия |
5 |
12 Фирсов Денис |
8 |
13 Федорченко Дмитрий |
9 |
14 Хусаинова Гузель |
6 |
15 Хлебникова Виктория |
7 |
16 Челяпина Анна |
6 |
17 Челяпин Александр |
5 |
Информация о работе Сочетание принципов историзма, занимательности и воспитания на уроках математики