Формы индивидуальной учебной деятельности на уроке математики в базовой школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 16:12, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - изучение индивидуальных форм работы на уроках математики и выявление их влияния на развитие личности ребёнка, на усвоение им математических знаний и умений, на классный коллектив в целом.
В соответствии с целью исследования были определены следующие основные задачи: На основе анализа литературы по данной проблеме раскрыть сущность индивидуальной формы организации работы на уроках математики в базовой школе, указать достоинства и недостатки. Определить значение индивидуальной формы работы, остановиться на особенностях, подчеркнув отрицательные и положительные моменты. Разработать учебные материалы и провести экспериментальное исследование на уроках различных типов и на определённых его этапах.

Содержание

введение 4
Глава 1. Теоретические основы организации индивидуаль-ной формы учебной деятельности при обучении математике в базовой школе 7
1.1 Основные формы организации индивидуальной учебной деятельности при обучении математике в базовой школе 7
1.2 Индивидуальная форма организации учебного процесса 10
1.3 Групповая форма организации обучения 16
Глава 2. Использование индивидуальных форм обучения при обучении математике в базовой школе 23
2.1 Констатирующий эксперимент 23
2.1.1. Характеристика экспериментального класса 23
2.1.2. Выявление уровня математических знаний 28
учащихся 28
2.2. Обучающий эксперимент 40
2.3. Результаты экспериментального исследования 53
2.4 Разработка фрагментов уроков математики с использованием индивидуальной учебной деятельности для учащихся 7 – 11 классов 54
2.5 Анализ опытного преподавания 58
Заключение 64
Список использованной литературы 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 69

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная Дичковская оконч..docx

— 347.48 Кб (Скачать файл)

a)   если материал затруднений не вызывает, то он выполняет работу самостоятельно;

б)   если есть сомнения в своих силах, то он может подключиться к работе группы I уровня.

Проведенная после изучения темы самостоятельная  работа показала, что все ученики  освоили материал на уровне обязательного  стандарта, то есть они умеют применять  теоретический материал при решении  опорных задач, проводить стандартные  рассуждения, построения, вычисления.

Учащимся понравилась такая  форма работы, так как каждый получил  задание соответствующее его  способностям. Участники II и III групп  смогли продвинуться дальше, причем, так  как некоторые ученики могли  переходить из II группы в I, все чувствовали  себя уверенно в своих силах. К  тому же работа в одноуровневых группах  позволяет школьникам делится друг с другом своими знаниями, опытом, что имеет свое воспитательное значение.

При такой организации учебного процесса я смогла контролировать процесс  обучения группы I уровня, так как  все задачи разбирались на доске я могла быть уверена, что ученики усвоили материал.

Таким образом, в условиях дифференцированного  обучения комфортно чувствуют себя сильные и слабые ученики.

Проведенная работа показывает, что  применение уровневой дифференциации при обучении математике, как одного из путей учета индивидуальных особенностей учащихся, необходимо и возможно. Возможность  применения уровневой дифференциации а также ее эффективность подтверждается опытом многих учителей: публикациями в журнале “Математика в школе”, “Директор школы”, “Педагогика” и т.п.

Развитию индивидуальных способностей способствует уровневая дифференциация, она также способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию самостоятельного творческого мышления. Наблюдения и опытное преподавание показало, что данная форма обучения имеет большее преимущество в сравнении с традиционной методикой обучения, но возникает проблема деления класса на группы. От того, как учитель сможет решить эту проблему, будет зависеть весь дальнейший ход обучения.

Решение этой проблемы я представляю следующим образом:

1.  Объединять учащихся в одноуровневые группы. Тогда учитель имеет возможность организовывать работу слабых учеников по усвоению материала.

2.   В разнородных группах создаются более благоприятные условия для взаимодействия и сотрудничества.

 

Заключение

 

Основной формой индивидуальной работы является правильный подбор дифференцированных заданий, систематический контроль учителя за их выполнением, оказание своеобразной помощи в разрешении возникающих у учащихся затруднений.

Самостоятельность учащихся является показателем активности личности. Это качество, которое необходимо воспитывать у учащихся. Для этого  на уроках математики я предлагаю  систему индивидуальных заданий:

    1. работа с книгой;
    2. решение задач;
    3. решение примеров, уравнений;
    4. составление задач по рисунку и др.

Выполнение этих заданий  предполагает работу учащихся без помощи товарищей, учителя, такую деятельность, в которой каждый из них проявляет  самостоятельность во всех отношениях: мышление, учении, перенос знаний, учебной  работоспособности, неподверженности посторонним влиянием, т.е. при индивидуальной организации обучения.

Однако индивидуальная форма учебной работы не всегда создаёт  условия для полной самостоятельности  деятельности учеников. Она является хорошим средством организации  деятельности учеников, которые с  удовольствием выполняют задания  без помощи учителя, мобилизуя для  этого все свои умственные силы.

Индивидуальная форма  работы таит в себе и существенные недостатки. Она разъединяет школьников, создаёт условия для развития эгоизма. Ученик может замыкаться в  себе, у него не формируется потребность  в общении передачи знаний.

Придавая большое внимание индивидуальной работе на уроке, мы не рассматриваем её как универсальную форму учебного процесса. Необходимо чёткое сочетание фронтальных, индивидуальных и групповых заданий в системе уроков по определённой теме.

В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все  осваивается практически. Не стоит  переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Недостатками групповой работы в первую очередь является то, что эту форму нельзя применять при неподготовленном классе, для этого, как уже было сказано выше, необходима предварительная работа. Учитель должен знать досконально свой класс, чтобы применять групповую работу. Эту форму нельзя применять спонтанно.

Следовательно, можно сделать  вывод о том, что применение индивидуальной формы организации в процессе обучения, как в отдельности, так  и в сочетании повышает интерес  к предмету математики, развивает  способности, умения, навыки учеников, логическое мышление, памяти, умения самоконтроля, чувства самостоятельности, взаимопомощи, коллективизма.

Развитию индивидуальных способностей способствует уровневая дифференциация, она также способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию самостоятельного творческого мышления. Наблюдения и опытное преподавание показало, что данная форма обучения имеет большее преимущество в сравнении с традиционной методикой обучения, но возникает проблема деления класса на группы. От того, как учитель сможет решить эту проблему, будет зависеть весь дальнейший ход обучения.

Решение этой проблемы я представляю следующим образом:

1.  Объединять учащихся в одноуровневые группы. Тогда учитель имеет возможность организовывать работу слабых учеников по усвоению материала.

2.   В разнородных группах создаются более благоприятные условия для взаимодействия и сотрудничества. 

Список  использованной литературы

 

  1. . Акимова, М.К., Козлова, В.Т. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход / М.К. Акимова,  В.Т. Козлова.// Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»– М.: Знание, 1992. – №3. – 80с.
  2. Алгебра: Учебник для 7 класса средней школы /Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др. Москва: Просвещение, 1995. – 223 с.
  3. Алгебра: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений /Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова /Под ред. С.А. Теляковского. 6-е изд. – Москва: Просвещение, 1998. – 240 с.
  4. Алгебра: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений /Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова /Под ред. С.А. Теляковского. 6-е изд. – Москва: Просвещение, 1998. – 239 с.
  5. Алгебра: Учебник для 8 класса средней школы /Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др. Москва: Просвещение, 1991. – 239 с.
  6. Алгебра: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений /Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова /Под ред. С.А. Теляковского. 6-е изд. – Москва: Просвещение, 1998. – 272 с.
  7. Анисина, В. Ф. Дидактические игры на уроках математики // Информационный материал [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://festival.1september.ru/articles. – Дата доступа: 15.03.2013
  8. Анохина, Т. В. Решаем домашние задания. Математика. 8-9 классы / пособие под ред. Л. А. Латотина, Б. Д. Чеботаревского.// ООО «ЮниПрессМаркет». – 2010 – 576 с.
  9. Белошистая, А.В. Обучение математике с учетом индивидуальных особенностей ребенка // Вопросы психологии. 2001. №5.
  10. Богданова, Н.Л Индивидуальные учебные задания как средство развития сознательной активности// Информационный материал [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://festival.1september.ru/articles/599918/. – Дата доступа: 15.03.2013
  11. Вертинская, Н.Н Индивидуальная работа с учащимися./ Н.Н  Вертинская,– Мн.: Народная асвета, 1983. – 233 с.
  12. Газета «Математика», 45/98 (еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября»). // Информационный материал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://istina.imec.msu.ru/journals/1866989/. – Дата доступа: 14.01.2013
  13. Границкая, А. С. Научить думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе: книга для учителя / А. С. Границкая – М. : Просвещение, 1991. – 174 с..
  14. Груденов, Я.И.. Совершенствование методики работы учителя математики, / Я.И. Груденов – Москва: Просвещение, 1990. – 215с.
  15. Делинrep, В.А. Методика реализации внутрипредметных связей при обучении математике: Кн. для учителя / В.А Далинrep. – Москва: Просвещение, 1991.— 80 с
  16. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. – Москва: Просвещение, 1982. – 270 с.
  17. Коваленко, В. Г. Дидактические игры на уроках математики / В. Г. Коваленко. – Москва: Просвещение. – 1991. – 96с.
  18. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников / Под ред. И.Б. Первина. – М.,1985. – 144 с.
  19. Кухарев, Н. В.. На пути к профессиональному совершенству/ Н. В. Кухарев. – Москва: Просвещение, 1990. – 159 с.
  20. Лернер, И.Я. Дидактическая система методов обучения./ И.Я. Лернер– М.: Наука, 1976. – 250 с.
  21. Манвелов, С.Г. Конструирование современного урока математики [Текст] / С. Г. Манвелов.– Москва: Просвещение, 2005. – 175 с.
  22. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А.Я. Блох, Е.С. Канин, Н.Г. Килина и др.; Сост. Р.С. Черкасов, А.А. Столяр. – Москва: Просвещение, 1985.
  23. Осмоловская, И. Процесс, адаптированный к особенностям школьника / И. Осмоловская // Директор школы. 2001. №10. – С.62.
  24. Саранцев, Г.И. Общая методика преподавания математики: учебное пособие для студентов математических специальностей педагогических вузов и университетов / Г.И. Саранцев. – Саранск: Тип. “Красный Октябрь”, 1999.
  25. Смирнова, Г.А. Индивидуальный образовательный проект учащегося на уроке математики / Г.А. Смирнова. – Методическое пособие для учителя. – Кострома, 2008. – 243 с.
  26. Современная дидактика: теория – практике. Под ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. – М., 1995.
  27. Суворова, Г.Ф. Индивидуальный подход к учащимся на уроке/ Г.Ф. Суворова // Начальная школа. – 1987. – №4. – с. 54-59.
  28. Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении / Г.А. Цукерман – Томск, 1993. – 255 с.
  29. Я иду на урок в начальную школу: Математика. Книга 2: книга для учителя / Под ред. М.С. Соловейчика. – Москва: Издательство «Первое сентября», 2000. –  256 с.
  30. Ярмошевич, О. В. Решаем домашние задания. Сборник заданий по математике за курс базовой школы / авт Т. А. Адамович, К. О. Ананченко, О. Б. Борисевич и др.// Нар. асвета, 2009. – 480 с

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Маршрутные  листы для учащихся.

Маршрут № 1

Какие задачи ставятся? В чём индивидуализация, разница в маршрутах?

Тема урока:  «Теорема Пифагора»

Задачи  урока:

1. Изучить  историю появления теоремы. 

2. Сформулировать  теорему Пифагора.

3. Доказать  теорему Пифагора.

4. Рассмотреть   ее применение при решении  прикладных задач.

Историческая  справка.

Теорема Пифагора имеет богатую историю. Оказывается, она задолго до Пифагора была известна египтянам, вавилонянам, китайцам и индейцам. За восемь веков  до нашей эры эта теорема была хорошо известна индейцам, под названием  «Правило веревки» и использовалось ими для построения зданий, алтарей, разделов земельных участков, которые  по священному предписанию должны иметь  строгую геометрическую фигуру, ориентированную  относительно четырех сторон горизонта. Землемеры Древнего Египта для построения прямого угла пользовались бечевкой, разделенной на двенадцать равных частей. В первом узле, в четвертом узле и в восьмом узле стояли колышки. Они вбивались в землю так, что веревка была натянута до прямой линии. При этом образовывался прямоугольный треугольник состоронам 3, 4 и 5 делений. Угол треугольника противолежащий стороне с пятью делениями, был прямой. Треугольник со сторонами 3, 4 и 5 единиц иногда называют Египетским, который вероятно, использовался для определения прямых углов при построении зданий.

На  протяжении веков были даны многочисленные доказательства этого факта (более 150) . В наше время мы его знаем  как теорему Пифагора.

Задания по маршруту:

  1. Прочитайте историческую справку.
  2. Выделите алгоритм построения прямоугольного треугольника.
  3. Сделайте чертеж к этому алгоритму.
  4. Поставить между числами «3», «4» и «5» знаки «+», «=» и возведение в квадрат так, чтобы получилось верное равенство.
  5. Сформулируйте данное равенство в виде теоремы (подсказка: замените в равенстве числа названиями сторон).
  6. Сравните получившуюся формулировку с текстом учебника.
  7. Прочитайте доказательство в учебнике, составьте план доказательства.

Продукт: план доказательства теоремы.

Ваше  домашнее задание: выучить доказательство теоремы Пифагора и решить задачи №487, 484.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Маршрутные  листы для учащихся.

Маршрут № 2

Тема урока:  «Теорема Пифагора»

Задачи  урока:

1. Изучить  историю появления теоремы. 

2. Сформулировать  теорему Пифагора.

3. Доказать  теорему Пифагора.

4. Рассмотреть   ее применение при решении  прикладных задач.

Практическая работа с элементами исследования.

(Выдать треугольники, вырезанные из картона)

6


13


100


5


4


5



 

3


12


8



 

Задания по маршруту:

  1. Измерьте стороны данных треугольников и заполните таблицу:

 

а, см

b, см

с, см

а2, см2

b2 , см2

с2, см2

 

 

 

 

         

 

  1. Выполните анализ данных таблицы.
  2. Выскажите гипотезу.
  3. Убедитесь в своей правоте или опровергните гипотенузу, построив в тетради прямоугольный треугольник и выполнив все необходимые измерения и вычисления.
  4. Запишите ваше предположение в виде формулы.
  5. Сформулируйте её словесно, используя слова «квадрат», «гипотенуза», «катет», «сумма», «прямоугольный треугольник».
  6. Сравните ваше предложение с формулировкой теоремы автора учебника (стр.126).
  7. Прочитайте доказательство теоремы.
  8. Запишите в тетрадь  доказательство теоремы Пифагора.
  9. Составьте горизонтальный кроссворд (на отдельном листе).

П

И

Ф

А

Г

О

Р





Стоит треугольник, как ментор,

И угол прямой в нем есть.

И всем его элементам 

Повсюду покой и честь.

 

Прелестная  гипотенуза

Внеслась  так смело ввысь!

И с нею в вечном союзе

Два катета тоже взвились

 

И всё на торжищах света,

Информация о работе Формы индивидуальной учебной деятельности на уроке математики в базовой школе