Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 16:12, дипломная работа
Цель исследования - изучение индивидуальных форм работы на уроках математики и выявление их влияния на развитие личности ребёнка, на усвоение им математических знаний и умений, на классный коллектив в целом.
В соответствии с целью исследования были определены следующие основные задачи: На основе анализа литературы по данной проблеме раскрыть сущность индивидуальной формы организации работы на уроках математики в базовой школе, указать достоинства и недостатки. Определить значение индивидуальной формы работы, остановиться на особенностях, подчеркнув отрицательные и положительные моменты. Разработать учебные материалы и провести экспериментальное исследование на уроках различных типов и на определённых его этапах.
введение 4
Глава 1. Теоретические основы организации индивидуаль-ной формы учебной деятельности при обучении математике в базовой школе 7
1.1 Основные формы организации индивидуальной учебной деятельности при обучении математике в базовой школе 7
1.2 Индивидуальная форма организации учебного процесса 10
1.3 Групповая форма организации обучения 16
Глава 2. Использование индивидуальных форм обучения при обучении математике в базовой школе 23
2.1 Констатирующий эксперимент 23
2.1.1. Характеристика экспериментального класса 23
2.1.2. Выявление уровня математических знаний 28
учащихся 28
2.2. Обучающий эксперимент 40
2.3. Результаты экспериментального исследования 53
2.4 Разработка фрагментов уроков математики с использованием индивидуальной учебной деятельности для учащихся 7 – 11 классов 54
2.5 Анализ опытного преподавания 58
Заключение 64
Список использованной литературы 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 69
a) если материал затруднений не вызывает, то он выполняет работу самостоятельно;
б) если есть сомнения в своих силах, то он может подключиться к работе группы I уровня.
Проведенная после изучения темы самостоятельная работа показала, что все ученики освоили материал на уровне обязательного стандарта, то есть они умеют применять теоретический материал при решении опорных задач, проводить стандартные рассуждения, построения, вычисления.
Учащимся понравилась такая форма работы, так как каждый получил задание соответствующее его способностям. Участники II и III групп смогли продвинуться дальше, причем, так как некоторые ученики могли переходить из II группы в I, все чувствовали себя уверенно в своих силах. К тому же работа в одноуровневых группах позволяет школьникам делится друг с другом своими знаниями, опытом, что имеет свое воспитательное значение.
При такой организации учебного процесса я смогла контролировать процесс обучения группы I уровня, так как все задачи разбирались на доске я могла быть уверена, что ученики усвоили материал.
Таким образом, в условиях дифференцированного обучения комфортно чувствуют себя сильные и слабые ученики.
Проведенная работа показывает, что применение уровневой дифференциации при обучении математике, как одного из путей учета индивидуальных особенностей учащихся, необходимо и возможно. Возможность применения уровневой дифференциации а также ее эффективность подтверждается опытом многих учителей: публикациями в журнале “Математика в школе”, “Директор школы”, “Педагогика” и т.п.
Развитию индивидуальных способностей способствует уровневая дифференциация, она также способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию самостоятельного творческого мышления. Наблюдения и опытное преподавание показало, что данная форма обучения имеет большее преимущество в сравнении с традиционной методикой обучения, но возникает проблема деления класса на группы. От того, как учитель сможет решить эту проблему, будет зависеть весь дальнейший ход обучения.
Решение этой проблемы я представляю следующим образом:
1. Объединять учащихся в одноуровневые группы. Тогда учитель имеет возможность организовывать работу слабых учеников по усвоению материала.
2. В разнородных группах создаются более благоприятные условия для взаимодействия и сотрудничества.
Основной формой индивидуальной работы является правильный подбор дифференцированных заданий, систематический контроль учителя за их выполнением, оказание своеобразной помощи в разрешении возникающих у учащихся затруднений.
Самостоятельность учащихся является показателем активности личности. Это качество, которое необходимо воспитывать у учащихся. Для этого на уроках математики я предлагаю систему индивидуальных заданий:
Выполнение этих заданий предполагает работу учащихся без помощи товарищей, учителя, такую деятельность, в которой каждый из них проявляет самостоятельность во всех отношениях: мышление, учении, перенос знаний, учебной работоспособности, неподверженности посторонним влиянием, т.е. при индивидуальной организации обучения.
Однако индивидуальная
форма учебной работы не всегда создаёт
условия для полной самостоятельности
деятельности учеников. Она является
хорошим средством организации
деятельности учеников, которые с
удовольствием выполняют
Индивидуальная форма работы таит в себе и существенные недостатки. Она разъединяет школьников, создаёт условия для развития эгоизма. Ученик может замыкаться в себе, у него не формируется потребность в общении передачи знаний.
Придавая большое внимание индивидуальной работе на уроке, мы не рассматриваем её как универсальную форму учебного процесса. Необходимо чёткое сочетание фронтальных, индивидуальных и групповых заданий в системе уроков по определённой теме.
В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Недостатками групповой работы в первую очередь является то, что эту форму нельзя применять при неподготовленном классе, для этого, как уже было сказано выше, необходима предварительная работа. Учитель должен знать досконально свой класс, чтобы применять групповую работу. Эту форму нельзя применять спонтанно.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что применение индивидуальной формы организации в процессе обучения, как в отдельности, так и в сочетании повышает интерес к предмету математики, развивает способности, умения, навыки учеников, логическое мышление, памяти, умения самоконтроля, чувства самостоятельности, взаимопомощи, коллективизма.
Развитию индивидуальных способностей способствует уровневая дифференциация, она также способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию самостоятельного творческого мышления. Наблюдения и опытное преподавание показало, что данная форма обучения имеет большее преимущество в сравнении с традиционной методикой обучения, но возникает проблема деления класса на группы. От того, как учитель сможет решить эту проблему, будет зависеть весь дальнейший ход обучения.
Решение этой проблемы я представляю следующим образом:
1. Объединять учащихся в одноуровневые группы. Тогда учитель имеет возможность организовывать работу слабых учеников по усвоению материала.
2. В разнородных группах создаются
более благоприятные условия для взаимодействия
и сотрудничества.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Маршрутные листы для учащихся.
Маршрут № 1
Какие задачи ставятся? В чём индивидуализация, разница в маршрутах?
Тема урока: «Теорема Пифагора»
Задачи урока:
1. Изучить историю появления теоремы.
2. Сформулировать теорему Пифагора.
3. Доказать теорему Пифагора.
4. Рассмотреть ее применение при решении прикладных задач.
Историческая справка.
Теорема Пифагора имеет богатую историю. Оказывается, она задолго до Пифагора была известна египтянам, вавилонянам, китайцам и индейцам. За восемь веков до нашей эры эта теорема была хорошо известна индейцам, под названием «Правило веревки» и использовалось ими для построения зданий, алтарей, разделов земельных участков, которые по священному предписанию должны иметь строгую геометрическую фигуру, ориентированную относительно четырех сторон горизонта. Землемеры Древнего Египта для построения прямого угла пользовались бечевкой, разделенной на двенадцать равных частей. В первом узле, в четвертом узле и в восьмом узле стояли колышки. Они вбивались в землю так, что веревка была натянута до прямой линии. При этом образовывался прямоугольный треугольник состоронам 3, 4 и 5 делений. Угол треугольника противолежащий стороне с пятью делениями, был прямой. Треугольник со сторонами 3, 4 и 5 единиц иногда называют Египетским, который вероятно, использовался для определения прямых углов при построении зданий.
На протяжении веков были даны многочисленные доказательства этого факта (более 150) . В наше время мы его знаем как теорему Пифагора.
Задания по маршруту:
Продукт: план доказательства теоремы.
Ваше домашнее задание: выучить доказательство теоремы Пифагора и решить задачи №487, 484.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Маршрутные листы для учащихся.
Маршрут № 2
Тема урока: «Теорема Пифагора»
Задачи урока:
1. Изучить историю появления теоремы.
2. Сформулировать теорему Пифагора.
3. Доказать теорему Пифагора.
4. Рассмотреть ее применение при решении прикладных задач.
Практическая работа с элементами исследования.
(Выдать треугольники, вырезанные из картона)
6
13
100
5
4
5
3
12
8
Задания по маршруту:
а, см |
b, см |
с, см |
а2, см2 |
b2 , см2 |
с2, см2 |
|
П |
И |
Ф |
А |
Г |
О |
Р |
Стоит треугольник, как ментор,
И угол прямой в нем есть.
И всем его элементам
Повсюду покой и честь.
Прелестная гипотенуза
Внеслась так смело ввысь!
И с нею в вечном союзе
Два катета тоже взвились
И всё на торжищах света,
Информация о работе Формы индивидуальной учебной деятельности на уроке математики в базовой школе