Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 02:44, дипломная работа
Цель исследования: изучение возможности осуществления фронтальной, индивидуальной и групповой форм работы на уроках математики в начальных классах и выявление их влияния на развитие личности ребёнка, на усвоение им математических знаний и умений, на классный коллектив в целом.
Введение…………………………………………………………………………4
Глава I. Теоретические основы использования различных форм
организации обучения …………………………………………………..….7
1.1. Сущность и виды организационных форм обучения…………….....7
1.2. Фронтальная форма организации обучения…………………..…….10
1.3. Индивидуальная форма организации обучения………………..…...14
1.4. Групповая форма организации обучения..….…………………...….20
1.5. Сочетание форм организации обучения………………………….....25
Глава II. Использование различных организационных форм при
обучении математике в 3 классе…………………………………………..29
2.1. Констатирующий эксперимент…………………………….……......29
2.1.1. Характеристика экспериментального класса …………...…….29
2.1.2. Выявление уровня математических знаний учащихся...….….33
2.2. Обучающий эксперимент……………….………………..……….….40
2.3. Результаты экспериментального исследования…………………….56
Заключение……………………………………………………………………...59
Список использованной литературы…………………………………………..61
Каждому «классу» дана инструкция следующего содержания:
Ученики работают по группам самостоятельно по инструкциям, по той же инструкции учитель проверяет, как «классы» поняли и решили задачу, может ли каждый ученик объяснить, провести рассуждение по разбору задачи.
Работа в группах заняла 20 минут. К концу урока многие смогли объяснить решение задачи. Учитель принимал активное участие в работе групп. В основном вопросов не возникало.
Работа
в группах проходила слаженно,
быстро, без шума. Дети пытались распределить
роли: кто читает инструкцию, кто
на какие вопросы отвечает. Они
старались выслушать каждого, а
для сокращения времени – проверяли
задачу друг у друга.
Проведение самостоятельной работы с использованием групповой формы организации обучения
(фрагмент
урока)
В
двух классах: экспериментальном и
контрольном, была проведена самостоятельная
работа аналогичного содержания. Чтобы
дети выполняли её в привычной для них
обстановке, в обоих классах её проводили
учителя.
Тема: Арифметические операции над четырёхзначными числами (закрепление и повторение полученных знаний).
Цель: закрепление полученных знаний, умений и навыков по данной теме при применении групповой формы работы; формирование и развитие навыков самоконтроля; воспитание самостоятельности.
Ход
урока.
У: Ребята, сегодня мы с вами проверим и закрепим знания, которые мы получили, изучая четырёхзначные числа. За некоторое время до конца урока мы проведём небольшую самостоятельную работу.
ІІІ. Закрепление пройденного материала.
На этом этапе ребята решают примеры, подобные на примеры в самостоятельной работе. Повторяют понятие четырёхзначного числа, операции, которые можно осуществлять над ними.
Самостоятельная работа.
Перед самостоятельной работой мы напоминаем в экспериментальном классе о том, что будем работать по «классам», придерживаясь тех же правил, что и на предыдущих уроках.
Содержание самостоятельной работы представлено на таблице 11.
По
результатам выполнения этой работы в
контрольном и экспериментальном классах
можно составить сводную таблицу (таблица
12).
Таблица 11
I
и III
группы |
II
и IV
группы |
1.Реши
примеры:
3600+240= 1200:4= 2500*2= 4780–1780= 2.Реши задачу: Знаете ли вы, что на земле растёт такое дерево как баобаб и срок его жизни – 4000 лет, а ещё есть такое дерево, как лиственница и растёт оно 400 лет, а рябина на 2880 лет меньше чем баобаб. Сколько лет живёт рябина и во сколько раз лиственница живёт меньше чем баобаб? 3.Сравни числа: 2897 2987 5900 5009 1560 3560 3355 3535 |
1.
Реши примеры:
310+4690= 6351–6001= 155*3= 3600:4= 2.Реши задачу: На суше очень
разнообразный растительный и животный
мир. Знаете ли вы, что сосна может прожить
600 лет, ель вдвое дольше сосны, а дуб –
на 800 лет дольше ели. Сколько лет живёт
дуб? 3. Сравни числа: 7234 7324 1867 1768 4901 4109 8454 8455 |
Таблица 12
Форма
обучения и кол-во уч. |
Кол-во учащихся получивших оценки | ||||||||
9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1- 0 | |
Экспериментальный класс (групповая форма), 20 | 5
25% |
4
20% |
4
20% |
3
15% |
3
15% |
1
5% |
1
5% |
0
0% |
0
0% |
Контрольный класс (фронтальная форма), 20 | 2
10% |
2
10% |
4
20% |
2
10% |
3
15% |
2
10% |
3
15% |
2
10% |
0
0% |
Из результатов данной таблицы можно сделать вывод, что при групповой форме обучения практически в два раза выше процент отличных и хороших оценок, только одна удовлетворительная. Причём хочется заметить различное содержание ошибок: в экспериментальном классе большинство ошибок касалось оформления, в то время как в контрольном классе преобладали смысловые ошибки. Таким образом, при групповой форме обучения дети, самостоятельно разбираясь с материалом, глубоко проникают в смысловые связи. Главное для них не только решение, но и умение объяснить данное решение. Из чего следует эффективность применения групповой формы работы на уроках математики в начальных классах, когда в группу входят различные по уровню успеваемости ученики.
После проведения нескольких уроков с
применением групповой формы работы в
сочетании с фронтальной можно сделать
некоторые выводы: на уроках ярко проявляется
взаимопомощь, поддержка друг друга, ответственность
за всех членов группы. Однако следует
заметить, что данные качества не в одинаковой
мере относятся к различным группам. Наблюдалось
изменение речи у многих детей. Она
стала более осмысленной, чёткой, обоснованной.
Применение групповой формы работы повлияло
на атмосферу в классе. Однако надо сделать
оговорку о том, что не следует применять
данную форму работы в качестве универсальной.
Лучший вариант это сочетание индивидуальной,
фронтальной и групповой форм работы на
уроках.
2.3.
Результаты экспериментального
исследования
На
заключительном этапе практической
части мы предложили классам (экспериментальному
и контрольному) анкеты, содержание которых
аналогично анкетам предложенных в констатирующем
эксперименте.(см. стр. …). Цель, которую
мы поставили перед собой: выявить, произошло
ли изменение в отношении учеников к предмету
математики, и если да, то в какую сторону.
Какой предмет ты бы поставил на первое место, на второе, третье и т.д.
Русский
язык, белорусский язык, математика,
русское чтение, человек и мир.
По результатам анкеты, мы получили следующие результаты: в экспериментальном классе математику поставили на первое место 69%, иной предмет на первом месте у 31%; в контрольном классе математика на первом месте – 53%, иной предмет – 47%.
Покажем
полученные результаты на диаграмме.
Диаграмма
5
Экспериментальный
класс
Как видно из предложенных диаграмм отношение к предмету математики изменилось как в контрольном, так и в экспериментальном классах. Однако в контрольном классе это изменение составляет лишь 1%, что можно считать совершенно незначительным изменением. Что же касается экспериментального класса, изменение произошло в пользу математики значительно: увеличилось на 18%. Это очень хороший результат.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что применение различных форм организации в процессе обучения, как в отдельности, так и в сочетании повышает интерес к предмету математики, развивает способности, умения, навыки учеников, логическое мышление, памяти, умения самоконтроля, чувства самостоятельности, взаимопомощи, коллективизма.
После проведения эксперимента по применению индивидуальной, фронтальной и групповой формы работы можно сделать следующие выводы:
- при использовании на уроках фронтальной формы обучения, мы видим, что учащиеся работают в одном темпе, ученики идут за учителем. Такая форма работы наиболее привычна детям, т.к. её чаще всего используют на уроках.
-
при использовании
- при групповой форме обучения в классе создаются комфортные условия для общения, строятся субъектные отношения между детьми, а также между учителем и учеником, активизируется обратная связь. Повышает самооценку ребёнка.
Применять ту или иную форму в чистом виде, по моему мнению, не целесообразно. Лучший вариант – это их сочетание.
Заключение
Анализ психолого-педагогической литературы показали, что в последние годы усилился интерес к поиску новых форм организации учебного процесса, происходит теоретическое осмысление вновь возникающих форм работы на уроках. В педагогической литературе в настоящее время нет единого, признаваемого всеми, взгляда на классификацию и содержание форм обучения.
Много вопросов возникает у исследователей при рассмотрении сущности и определении способов организации групповой, индивидуальной и фронтальной работы. Успех и эффективность данных форм работы во многом зависят от учителя, от его умения правильно организовать работу, продумать все нюансы.