Гигиена как наука и область практической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 15:09, лекция

Краткое описание

1. Предмет, цель и основные задачи гигиены и гигиенической практики; некоторые аспекты терминологии в области гигиены.
2. Значение гигиенических знаний в практике врача лечебного профиля (педиатра, стома-толога, провизора, менеджера здравоохранения; вопрос не освещается на медико-профилактическом факультете и при проведении всех видов последипломной подготовки).
3. Общая характеристика основных групп факторов, воздействующих на человека в про-цессе жизнедеятельности; их ранжирование.
4. Виды профилактики; роль отдельных видов профилактики в повышении уровня здоро-вья населения.
5. Законы (постулаты) гигиены; их роль в разработке профилактических мероприятий.
6. Дифференциация гигиены и гигиенической практики на современном этапе их разви-тия.
7. Связь гигиены с другими науками; роль смежных научных дисциплин в обосновании и разработке профилактических мероприятий.
8. Общая методология и методы гигиены.
9. Деонтологические принципы в деятельности врача-гигиениста (для медико-профилактического факультета и для всех видов последипломной подготовки).

Вложенные файлы: 1 файл

Гигиена как наука.doc

— 313.00 Кб (Скачать файл)

3

Гигиена как наука и область практической деятельности

План лекции (основные вопросы)

  1. Предмет, цель и основные задачи гигиены и гигиенической практики; некоторые аспекты терминологии в области гигиены.
  2. Значение гигиенических знаний в практике врача лечебного профиля (педиатра, стоматолога, провизора, менеджера здравоохранения; вопрос не освещается на медико-профилактическом факультете и при проведении всех видов последипломной подготовки).
  3. Общая характеристика основных групп факторов, воздействующих на человека в процессе жизнедеятельности; их ранжирование.
  4. Виды профилактики; роль отдельных видов профилактики в повышении уровня здоровья населения.
  5. Законы (постулаты) гигиены; их роль в разработке профилактических мероприятий.
  6. Дифференциация гигиены и гигиенической практики на современном этапе их развития.
  7. Связь гигиены с другими науками; роль смежных научных дисциплин в обосновании и разработке профилактических мероприятий.
  1. Общая методология и методы гигиены.

  1. Деонтологические принципы в деятельности врача-гигиениста (для медико-профилактического факультета и для всех видов последипломной подготовки).

Заключение.

Учебная цель

Освоение обучаемым контингентом сущности гигиенической науки и практики, ее особенностей, цели и основных задач.

Продолжительность лекции – 6 учебных часов (270 минут, включая время для решения организационных вопросов – 20 минут).

Контингенты обучаемых

  • Студенты лечебного, педиатрического медико-профилактического, стоматологического, фармацевтического факультетов, факультета высшего сестринского образования.
  • Клинические интерны по специальности «Гигиена».
  • Клинические ординаторы по специальности «Общая гигиена».
  • Слушатели сертификационных циклов по специальности «Общая гигиена».
  • Слушатели циклов тематического усовершенствования по различным разделам общей гигиены.

Профилизация лекционного материала

Профилизация лекционного материала (кроме медико-профилактического факультета), главным образом, осуществляется в рамках второго вопроса, где дифференцированно освещаются основные аспекты значения гигиенических знаний для врача – лечебника, педиатра, стоматолога, провизора, медсестры с высшим образованием. Кроме того, при освещении других вопросов подчеркивается роль указанных специалистов в развитии профилактического направления медицины.

На медико-профилактическом факультета профилизация осуществляется, главным образом, в рамках 9-го вопроса, который не освещается на других факультетах.

На циклах последипломной подготовки необходимость в профилизации лекционного материала отсутствует.

 

4

Техническое обеспечение лекции

Оверхед.

Экран.

Таблица 1

Демонстрационные (наглядные) материалы (коды и наименования слайдов по каталогу слайдов кафедры)

Код слайда

Наименование слайда

  1. Общие вопросы гигиены

и государственного санитарно-эпидемиологического надзора

1.1

Законы (постулаты) гигиены.

1.2

Дифференциация гигиены.

1.3

Связь гигиены с другими науками.

1.4

Методы исследований, применяемые в гигиене для оценки состояния среды обитания и здоровья населения.

1.5

Основные факторы формирования уровня здоровья населения.

1.6

Ранжирование факторов риска нарушения общественного здоровья (данные ВОЗ).

1.7

Степень подвижности и смертность (на 10000 населения).

1.8

Зависимость между степенью избытка массы тела с приростом общей смертности.

1.9

Классификация биоритмов.

1.10

Схема динамики переходных состояний организма.

1.11

Основные задачи гигиены.

1.12

Основные задачи гигиенической практики.

1.13

Деонтологические принципы в деятельности специалистов государственной санитарно-эпидемиологической службы.

1.14

Методология гигиены. Методы гигиены.

1.15

Определения понятия здоровья.

1.16

Определение понятия «население».

1.17

Критерии социального благополучия отдельных стран (ВОЗ).

1.18

Виды профилактики и их цели.

1.19

Первый закон гигиены

1.20

Второй закон гигиены

1.21

Третий закон гигиены

1.22

Четвертый закон гигиены

1.23

Пятый закон гигиены

1.24

Шестой закон гигиены

1.25

Гигиена (определение).

1.26

Санитария (определение).

1.27

Валеология, санология, медицинская экология (определение понятий).

1.28

Методология гигиены.

1.29

Методы гигиены.

1.30

Методики гигиены.

1.31

Цель гигиены

1.32

Петтенкофер (цитата).

1.33

Эрисман (цитата).

1.34

Давыдовский (цитата 1).


 

5

Окончание таблицы 1

Код слайда

Наименование слайда

1.35

Давыдовский (цитата 2).

1.36

Захарьин (цитата 1).

1.37

Захарьин (цитата 1).

1.38

Пирогов (цитата).

1.39

Гален (цитата).

1.40

Сеченов (цитата).

1.41

Фромм (цитата).

1.42

Назаретян (цитата).

1.43

Методология (определение).

1.44

Метод (определение).

1.45

Методика (определение)

1.46

Основные аспекты значения гигиенических знаний в практике врача лечебного профиля.


Основное содержание лекционного материала

1. Предмет, цель и основные  задачи гигиены и гигиенической  практики; некоторые аспекты терминологии в области гигиены

Термин (понятие) «гигиена» происходит от греческого hygieinos – «приносящий здоровье». Есть и другая версия происхождения данного термина, связанная с древнегреческой легендой о боге врачевания Асклепии (Эскулапе) – сыне бога Солнца Аполлона. В деле врачевания ему помогали две дочери: Гигиея и Панакея (Панацея). Вследствие того, что Гигиея, будучи по преданиям богиней здоровья, стремилась прежде всего предупреждать возникновение заболеваний, профилактическое направление в медицине стало ассоциироваться с наукой, названной гигиеной. По-видимому, если принять данную легенду, в честь Панакеи (Панацеи) следовало бы соответствующим образом наименовать лечебную медицину.

Определение гигиены как науки представлено в многочисленных учебно-методических материалах и, казалось бы, в рамках лекционного курса, который не должен дублировать эти материалы, необходимость в определении гигиены отсутствует. Однако следует указать, что знакомство с учебниками, энциклопедическими источниками свидетельствует, что невозможно найти в них даже двух одинаковых определений гигиены. Каждый автор трактует гигиену исходя из своих представлений. Ниже дается наиболее простое, но при этом отражающее сущность понятия определение гигиены.

Гигиена - наука, изучающая влияние факторов среды обитания и условий жизнедеятельности на здоровье людей, и разрабатывающая на этой основе соответствующие профилактические мероприятия.

К данному определению гигиены необходимо дать ряд пояснений.

  1. Гигиена – это именно наука, а не область практической деятельности, о наименовании которой речь пойдет ниже.
  2. Распространена ошибка, когда определяя гигиену как науку, представляют лишь первую часть, забывая при этом, что без второй части гигиена является бесплодной. Это обусловлено тем, что гигиена – наука прикладная, должна на основе научных доказательств разрабатывать соответствующие профилактические мероприятия.

 

6

  1. Ни в какой другой науке так органично не отражается один из основополагающих принципов существования биологического мира – единства организма и окружающей среды. Замечательный физиолог Иван Михайлович Сеченов писал: «Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него. Так как без последней существование организма невозможно, то споры о том, что в жизни важнее – среда или самое тело – не имеет ни малейшего смысла».
  2. Необходимо помнить также, что Homo sapiens существо сколько биологическое, настолько и социальное, а социальные, социально-экономические условия в значительной степени, зачастую в большей мере чем природные, определяют его здоровье, а значит и демографические показатели - продолжительность жизни, смертность и т.д.

Относительно времени формирования гигиены как одной из важнейших медицинских научных дисциплин традиционно допускается ошибка. Нередко можно слышать: «Гигиена как наука возникла и сформировалась в глубокой древности. Еще Гиппократ в своих трудах указывал…» и т. д. и т. п. Однако любая наука только тогда становится именно наукой, когда она имеет возможность объективных (экспериментальных) доказательств своих каких-либо положений. С учетом приведенного возникает вопрос: «Была ли у древних возможность объективного, экспериментального обоснования положений гигиены ?». Ответ вполне определенный – «нет». Вместе с тем, понятие «гигиена», действительно, было в употреблении еще в глубокой древности, но в это понятие входили какие-либо рекомендации, правила, положения по профилактике заболеваний, основанием которых служило не научное доказательство, а опыт, так называемые эмпирические наблюдения. То есть, речь в данном случае идет никак не о науке.

Гигиена могла стать именно наукой лишь тогда, когда она получила возможность объективного, экспериментального обоснования своих положений, соответствующей методологии. Данная возможность стала реальностью в середине XIX века, в период, обозначаемый историками как «научно-техническая революция». Именно в данный период были сделаны величайшие (фундаментальные) открытия в области естественных наук: биологии, химии, физики. И именно в данный период, используя великие достижения перечисленных наук, гигиенисты получили в свои руки методический инструмент, позволивший им объективно, экспериментально, а значит научно обосновывать свои положения. Таким образом, гигиена – наука сравнительно молодая. Основоположником экспериментальной (научной) гигиены заслуженно называют немецкого гигиениста Макса Петтенкофера.

В названии темы лекции обозначено, что гигиена представляет собой и практическую область деятельности, которая получила наименования «Санитария» (от латинского sanitas – здоровье»). Итак, санитария – это область практической деятельности, направленная на реализацию научно обоснованных гигиенической наукой профилактических мероприятий с целью повышения уровня здоровья населения. Один из виднейших отечественных гигиенистов Г.В. Хлопин дал такое определение санитарии: «Если гигиена является наукой о сохранении и укреплении здоровья, то санитария – практическая деятельность, при помощи которой этого можно достичь».

Следует указать, что разделение гигиены на научную и практическую ветви весьма условно, так как гигиеническая наука разрабатывает практические профилактические мероприятия и активно способствует их внедрению. Санитарные врачи – представители санитарии решают свои практические задачи с помощью научных исследований, которые они должны осуществлять согласно своим функциональным обязанностям в обязательном порядке.

 

7

В средствах массовой информации, а иногда и из под пера специалистов появляется недопустимое словосочетание «санитарная гигиена», которое не имеет никакого логического смысла. Можно говорить «гигиена и санитария», именно так называется основной федеральный журнал. В данном словосочетании подразумевается, что в этом журнале освещаются и проблемы гигиенической науки, и гигиенической практики – санитарии.

Цель гигиены - сохранение и укрепление здоровья как отдельного человека (индивидуального здоровья), так и людей, объединенных в коллективы, популяции, общество в целом, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (определение некоторых других понятий для контингента обучаемых на последипломных этапах обучения представлено в приложении).

Следует отметить, что первая часть определения цели гигиены (профилактического направления медицины) идентична цели лечебной медицины. Различие сущности этих двух направлений состоит в методологии подходов к сохранению и укреплению здоровья населения. Первое – предполагает санацию заболевших людей, второе – профилактику заболеваний, что отражено во второй части формулировки цели гигиены.

Говоря о цели гигиены, можно привести яркую ее интерпретацию, данную основателем экспериментальной (научной) гигиены Максом Петтенкофером: «Гигиена должна сделать развитие человека более совершенным, упадок менее быстрым, жизнь более сильной, смерть более отдаленной».

Информация о работе Гигиена как наука и область практической деятельности