Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 15:09, лекция
1. Предмет, цель и основные задачи гигиены и гигиенической практики; некоторые аспекты терминологии в области гигиены.
2. Значение гигиенических знаний в практике врача лечебного профиля (педиатра, стома-толога, провизора, менеджера здравоохранения; вопрос не освещается на медико-профилактическом факультете и при проведении всех видов последипломной подготовки).
3. Общая характеристика основных групп факторов, воздействующих на человека в про-цессе жизнедеятельности; их ранжирование.
4. Виды профилактики; роль отдельных видов профилактики в повышении уровня здоро-вья населения.
5. Законы (постулаты) гигиены; их роль в разработке профилактических мероприятий.
6. Дифференциация гигиены и гигиенической практики на современном этапе их разви-тия.
7. Связь гигиены с другими науками; роль смежных научных дисциплин в обосновании и разработке профилактических мероприятий.
8. Общая методология и методы гигиены.
9. Деонтологические принципы в деятельности врача-гигиениста (для медико-профилактического факультета и для всех видов последипломной подготовки).
32
таким лексиконом осуществлять необходимые в профессиональной деятельности коммуникации ?
Высокая общая эрудиция.
Как указывалось выше, для решения профессиональных задач в области профилактической медицины необходим определенный уровень знаний во многих областях, который и определяется общей эрудицией специалиста, на фоне которой более эффективно можно решать чисто профессиональные задачи. Высокий уровень общей эрудиции, кроме того, непременное условие авторитета специалиста, без которого эффективное решение задач в области профилактической медицины практически невозможно.
Высокий психический (психологический) статус.
В процессе своей профессиональной деятельности специалист в области профилактической медицины, к тому же имеющий активную жизненную позицию, зачастую подвергается мощным стрессовым воздействиям (неизбежные конфликтные ситуации, невыполнении гигиенических требований и рекомендаций, непонимание властных структур и административных органов, общение при осуществлении санитарно-эпидемиологического надзора с контингентом, не обладающим достаточным общекультурным уровнем и т. д.). То есть, к осуществлению своей деятельности у гигиенистов должна иметь определенная психическая (психологическая) предрасположенность к ее условиям. Гигиениста в данном плане должна отличать способность противостоять стрессовым воздействиям. Больно было видеть автору лекции на одном из заседаний администрации г. Владивостока плачущего санитарного врача, обидевшегося на не совсем справедливые, в недостаточно корректной форме высказанные замечания к нему со стороны главы администрации.
Оптимальный путь решения проблем психической (психологической) адаптации к нашей профессии – осуществление психологического профессионального отбора абитуриентов. В реальных условиях данный путь – безусловно утопия из-за малого числа абитуриентов медико-профилактического факультета. Тем более необходимы в будущей деятельности понимание, осознание важности обсуждаемого общего деонтологического принципа, постоянная работа над собой в данном направлении.
Высокий физический статус (уровень здоровья).
Один из принципов медицинской деонтологии гласит: «Врачу – исцелися сам». Моральное право осуществлять и лечебные, и профилактические мероприятие имеет только тот специалист, который может быть не отличается отменным здоровьем (весьма редкие случаи в нашей социально-экономической ситуации), однако делает все от него зависящее, чтобы сохранить его, в полной мере соблюдает принципы здорового образа жизни, гигиенические требования. Нарушение данного общего деонтологического принципа проявляется постоянно и повсеместно. Об этом свидетельствует факт, приводимый выше: врачи – наиболее болезненная профессиональная группа. Хотя и представленная в форме гротеска, но не лишена смысла миниатюра, представленная Владимиром Винокуром, в которой врач представлен с теми медицинскими дефектами, которые он должен лечить у пациента.
Недоверие вызовет тот представитель и профилактической медицины, который осуществляя охрану здоровья здоровых, профилактические мероприятия, сам не отличается здоровьем и не ведет тот образ жизни, который должен это здоровье обеспечить. Сложно воспринимать серьезно выступления специалиста в области профилактики в различных аудиториях, когда весь его внешний вид говорит о преследуемых его недугах (изнуренный вид, болезненное лицо, явно свидетельствующие о проблемах со здоровьем).
Специальные принципы.
«Гигиеническое» мышление.
Мышление как категория диалектики едино. В связи с этим определение «гигиеническое» дано в кавычках. Под гигиеническим мышлением условно понимается способность специалиста профилактической медицины видеть, устанавливать причинно-следственные
33
связи в тех случаях, когда этого не могут сделать другие специалисты, в том числе и представители лечебной медицины. А между тем, глубокое проникновение в причинно-следственные связи при решении проблем профилактики является одним из обязательных условий эффективной деятельности специалиста. Так называемое гигиеническое мышление может быть приобретено только одним путем – как можно большим углублением в теоретические и практические аспекты профилактической медицины.
Следует отметить, что в некоторых случаях недостаточно развитое гигиеническое мышление приводит к нарушению основного деонтологического принципа «Не навреди», так как в этом случае могут остаться вне внимания специалиста причины распространения тех или иных заболеваний и как следствие – рост заболеваемости.
Высокая профессиональная эрудиция, умение и стремление получать и обновлять знания.
Соответствие данным качествам является надежным залогом отсутствия в деятельности специалиста профилактической медицины ошибок, последствия которых, как указывалось выше, могут быть весьма значительны и находятся в полном противоречии с деонтологическим принципом «Не навреди». Особенно в данном плане беспокоит тот факт, что многие специалисты не повышают постоянно свой профессиональный уровень, отстают от уровня развития гигиенической науки и практики. В этой связи следует указать, что основным видом повышения квалификации является постоянное самообразование, только закрепляемых на различных видах последипломной подготовки. В отдельных случаях специалисты практической службы в области профилактики проявляют даже незнание основных хрестоматийных материалов учебников. Так, например, выпускник нашего факультета, обратился на кафедру за консультацией по поводу методики изучения заболеваемости с временной трудоспособности. Пришлось представить ему практическое руководство, по которому он обучался в вузе, где интересующаяся методика представлена достаточно полно и не требовала дополнительных пояснений. Оказалось, что специалист не знаком и с монографией Догле, посвященной этой методике, хотя в гигиенической литературе методика получила имя указанного автора.
Несоответствие санитарных врачей требованиям данного деонтологическому принципу и на студенческой скамье, и в своей профессиональной деятельности является основой такого распространенного явления, обозначаемое понятием «фельдшеризм» (выполнение своих функциональных задач не на истинно врачебном уровне).
Особенно опасное явление – излишняя самоуверенность отдельных специалистов, не подкрепленное соответствующей теоретической и практической профессиональной подготовкой. Эти «воинствующие специалисты», решая с плеча сложные вопросы государственного санитарного надзора, как правило, совершают зачастую грубейшие ошибки, приводящие не только к нарушению здоровья людей, но и к трагическим последствиям.
В свою очередь, с высказанным выше нельзя смешивать решительность, принципиальность в отстаивании своих профессиональных позиций, интересов здоровья населения, если они подкреплены соответствующей профессиональной аргументацией.
Навыки научного поиска, анализа, обобщения материалов.
Целый ряд задач гигиенической практики требует для решения определенной подготовки в указанных аспектах деятельности. Научно-аналитического подхода требует обоснование важных направлений профилактики и невостребованность данных профессиональных качеств не позволяет в полной мере и эффективно влиять на общий уровень здоровья населения. В этой связи нельзя не назвать социально-гигиенический мониторинг, о котором речь пойдет на одной из последующих лекций, требующий проявления у специалистов обсуждаемых качеств, зависящих от уровня профессиональной подготовки. Вместе с тем, если мы говорим о необходимости работать врачебно, отходить от весьма опасного явления «фельдшеризма», то эти качества должны быть присущи специалисту профилактической медицины любого профиля.
34
Осознание врачебного долга.
Как и специалист лечебной медицины, и даже в большей степени, специалист профилактической должен в полной осознавать свой врачебный долг. То есть, осуществляя свои профессиональные обязанности, он должен глубоко проникнуться теми последствиями, которые возможны в случае ошибочных действий, всегда помнить, что нарушение деонтологического принципа «Не навреди», как указывалось выше, в области профилактики может иметь крупномасштабные, а то и трагические последствия.
Осознание интересов общества, населения.
Осуществляя свою деятельность, реализуя права предоставленные ему государством, специалист профилактической медицины всегда должен соизмерять свои действия с интересами общества, населения, если, конечно эти интересы не находятся в прямом противоречии с проблемами охраны общественного здоровья, населения.
В качестве негативного примера можно привести факт 80-х годов прошлого века: приостановление деятельности хлебозавода главным санитарным врачом в одном из районов Урала без объективных причин. Это установлено было последующей проверкой правомерности вынесения постановления, которая показала, что выявленные на хлебозаводе нарушения санитарного законодательства не представляли угрозу нарушения здоровья населения, работников предприятия. Закрыть предприятие для наведения санитарного порядка конечно достаточно радикальное решение, но в данном случае были проигнорированы интересы населения трех районов, которое снабжало хлебом закрытое предприятие. Навряд ли вызвало возражение постановление главного государственного врача, если бы предварительно были с помощью административных и хозяйственных органов вопросы снабжения населением хлебом на время остановки функционирования хлебозавода.
Глубокое понимание и знание организационно-правовых основ профессиональной деятельности.
Специалист профилактической медицины, осуществляя свою деятельность, должен опираться на правовые ее основы: уметь в полной мере реализовать предоставленные ему законодательством права, а также требовать в полном объеме соблюдение санитарного законодательства юридическими лицами, частными предпринимателями, гражданами. Причем недопустимо выходить за рамки требований законодательства.
Знание организационно-правовых основ деятельности и умение практически их использовать помогают специалисту более эффективно решать задачи профилактической медицины. И наоборот, недооценка правовых аспектов деятельности, как правило, приводит к серьезным ошибкам, могущим обусловить нарушение принципа «Не навреди». Между тем некоторые специалисты далеко не полностью реализуют широкие права, предоставленные им государством, не в полной мере тем самым инициируют проведение необходимых профилактических мероприятий.
Соблюдение этических норм.
Данный специальный деонтологический принцип тесно связан с одним из общих принципов, то есть с высоким уровнем морали (нравственности). Об этом свидетельствует определение этики.
Этика (от греческого éthiká, от éthos – обычай, нрав, характер), философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность. Как обозначение особой области исследования термин впервые употребляется Аристотелем.
Однако в рамках специальных принципов необходимо уточнить некоторые этические аспекты деятельности именно специалиста профилактической медицины.
35
В понятие этических норм специалиста профилактической медицины/, в частности, входят:
Следует особо отметить, что именно соблюдение этических норм в большой степени способствует высокому авторитету специалиста, являющемуся одним из важнейших условий эффективности профилактических мероприятий.
Приведены лишь основные требования этических норм специалиста профилактической медицины. Частные аспекты этики в приложении к специфике профессиональной деятельности будут приведены на лекции, посвященной методологии Государственного санитарно-эпидемиологического надзора, с примерами из гигиенической практики.
В заключение данного вопроса следует еще раз указать, что в современной ситуации деонтологические принципы, изложенные выше, в значительной степени не востребованы специалистами профилактической медицины, что снижает эффективность их деятельности, авторитет всей службы профилактики, в конечном итоге негативно отражается на состоянии здоровья населения.
Заключение
Резюмируя содержание представленного лекционного материала, можно отметить следующие основные его положения и вытекающие из них выводы.
Информация о работе Гигиена как наука и область практической деятельности