Перспективы развития травматологии в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 10:57, реферат

Краткое описание

Стоит отметить, что общепринятое в нашей стране понятие травматологии как специальности, посвященной лечению собственно травм рук и ног в мире практически не применяется. Во всем мире такие специалисты называются ортопедами, оперативными ортопедами или хирургами ортопедами. Травматологами же во всем мире называют специалистов, занимающихся лечением пациентов с политравмой, включающей в себя повреждения органов живота, таза, груди, головного мозга. Для того чтобы понять причины такого расхождения понятий нужно обратиться к вопросам истории.

Содержание

Введение
1. Развитие травматологии в XIX в. Основные достижения и школы
2. Травматология в России в ХХ в. Открытия и приоритеты
3. Перспективы развития травматологии в России
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Традиции отечественных школ травматологии.docx

— 99.91 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

 

Введение

1. Развитие травматологии в XIX в. Основные достижения и школы

2. Травматология в России в ХХ в. Открытия и приоритеты

3. Перспективы развития  травматологии в России

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Травматоло́гия (от греч. trаuma - рана, повреждение и logos - слово, учение) - раздел медицины, изучающий воздействие  на организм человека различных травмирующих воздействий, последствия травм, методы их лечения1.

Стоит отметить, что общепринятое в нашей стране понятие травматологии  как специальности, посвященной  лечению собственно травм рук  и ног в мире практически не применяется. Во всем мире такие специалисты  называются ортопедами, оперативными ортопедами или хирургами ортопедами. Травматологами же во всем мире называют специалистов, занимающихся лечением пациентов с политравмой, включающей в себя повреждения органов живота, таза, груди, головного мозга. Для  того чтобы понять причины такого расхождения понятий нужно обратиться к вопросам истории.

Известно, что в течение многих лет травматология и ортопедия были одними из основных ветвей хирургии. Свидетельства зачатков хирургии можно найти в глубине веков, но сведения об этом весьма скудны и в основном сохранились в виде отдельных рисунков, археологических находок, напоминающих хирургические инструменты, а также многочисленных наскальных надписей, относящихся к двум тысячелетиям до новой эры.

В VI в. до н. э. в различных городах  Греции соперничали между собой  две медицинские школы - Косская  и Книдская. Первая из них рассматривала  «целение» как особый вид искусства, вторая считала, что врачебная деятельность должна основываться на систематизации приобретенных знаний. Эти две  точки зрения на медицину, в частности  хирургию, становились нередко темой  дискуссий и в современной  медицине.  История травматологии связана с появлением в Греции отца медицины гениального Гиппократа (последователь косской школы, около 460-370 гг. до н. э.). Среди, безусловно, достоверных сочинений Гиппократа, посвященных различным отраслям медицины, имеются сочинения и на травматологические темы - «О переломах костей», «О суставах». В этих сочинениях приводятся подробные сведения, часть из которых не потеряла своего значения до настоящего времени. Например, хорошо известно и современным врачам вправление вывиха по способу Гиппократа.

Большой вклад в историю травматологии  внёс греческий врач Цельс Авл Корнелий (I в. до н. э.) Развитию медицины во второй половине средних веков способствовала Салернская школа (Южная Италия). Основой этой школы было наследие врачебного искусства Рима и Греции. Выдающимся хирургом - представителем этой школы был Роджер Фругарди, преподававший анатомию и хирургию. Рисунки из его руководства дают представление о применявшихся им приемах лечения переломов и вывихов.

Таким образом, травматология  развивалась с древнейших времен, но «золотым веком»  хирургии, а значит и травматологии, в России считают  именно XX век2, так как в 1924 г. по инициативе А.Л.Поленова путем слияния Физико-хирургического и Ортопедического институтов на базе последнего образован Государственный травматологический институт Наркомздрава СССР. С его именем связано выделение из хирургии травматологии как самостоятельной специальности3. Хотя были и противники выделения травматологии в отдельную область хирургии. Так, выдающийся русский хирург С.С.Юдин чрезвычайно жестко отстаивал единство хирургии и травматологии, нередко прибегая к персональному аргументу: «Кто Пирогов был – травматолог или хирург? Да кто же такие специалисты- травматологи? Может быть, выдающийся Л. Бохлер из Вены? Он действительно выдающийся знаток и организатор лечения переломов конечностей. Но ему никогда не приходило мысли принципы ортопедии использовать в лечении полостных травм»4. Тем не менее, именно в ХХ веке травматология  предоставила нам  огромное количество открытий и достижений. Современные познания в травматологии - это итог громадного труда многих поколений людей. Знакомство с историей развития медицины, разных концепций, направлений и теорий (в том числе и неверных) позволяет найти правильный путь в изучаемой области науки. Известно, что на определенных этапах ее развития формируется человек, обладающий особым складом ума и знаниями, которые позволяют ему на основании отдельных наблюдений или фактов создать новое направление или даже открыть новый путь в науке. Н. Н. Бурденко писал, что для освещения и понимания настоящего полезно перевернуть несколько забытых страниц истории медицины, а может быть, не столько забытых, сколько для многих неизвестных. Вот почему изучение истории развития направления своей деятельности так актуально для каждого ученого, специалиста, в том числе для травматолога-ортопеда.

Объект исследования – травматология  в России.

Предмет исследования – традиции отечественных школ травматологии, их научные достижения и приоритеты.

Цель исследования – изучение традиций травматологии отечественных школ, их научных достижений и приоритетов.

Для достижения цели поставлены и  решены следующие задачи:

- изучить развитие травматологии  в XIX в.;

- рассмотреть травматологию в России в ХХ в.;

- определить  перспективы развития травматологии в России.

Практическая значимость исследования заключается в повышении профессионального уровня травматолога-ортопеда.

 

 

 

1. Развитие травматологии в XIX в. Основные достижения и школы

 

Развитие травматологии следует разделить на исторические этапы, во время которых личности, политика и экономика формировали конкретную философию этой отрасли медицины.

Любая область знаний начинается со школы.

В 1654 г. в России была организована первая лекарская школа с 6-летним обучением, в которой особое внимание уделяли подготовке врачей по хирургии. В XVII в. при некоторых монастырях: Троицко-Сергиевском, Боршово-Воронеж-ском, Черниево-Тамбовском и др., преимущественно  при монастырях-крепостях, возникали  приемные покои для лечения раненых  и больных из прилегающих селений.

Особое место в формировании военной медицины и хирургии занимает первое постоянное лечебное учреждение, созданное в Москве по указу Петра I в 1706 г. Здание этого госпиталя сохранилось  до настоящего времени в Лефортове. В нем размещена часть Главного клинического военного госпиталя им. Н. Н. Бурденко. В этом госпитале удаляли  инородные тела огнестрельного происхождения  и костные секвестры при остеомиелите, вскрывали гнойники и «раны отворяли». Лечили переломы костей «сложением»  костных обломков и наложением иммобилизационных  повязок. При госпитале была организована медицинская школа, которая выпускала  хорошо подготовленных врачей.

Врачей готовили также  на медицинском факультете Московского  государственного университета.

В 1707 г. было открыто первое Российское профессиональное медицинское заведение – Московская медико-хирургическая школа, задолго до университетской подготовки обеспечивавшее пополнение лекарского института.

Голландец Н. Бидлоо, приглашенный Петром I для организации этой школы, написал «Наставление по хирургии», на многие годы ставшим основным учебно-практическим пособием в хирургии. Удивительно просто и логично Н. Бидлоо формулировал постулаты хирургии5.

Нельзя не привести его  определение хирургии и основных ее понятий: «Хирургия это предмет, созданный опытом, на основе познания и изучения хорошо сложенного человеческого  тела, для восстановления и сохранения неестественно измененного случайными болезнями тела и красоты его, что достигается приложением  рук извне, применением внутрь лекарств, а также инструментов. К хирургии относятся анатомия, химия, ботаника и операция. Последнее есть хирургическое  вмешательство, сознательно и научно применяемое на больных частях человеческого  тела, осуществляемое для сохранения, восстановления и красоты его»6.

После Александровской реформы 1802-04 гг. в России были утверждены уставы Московского, Казанского, Харьковского, Дерптского и Виленского университетов. К этому времени в Европе существовали немецкая и французская школы подготовки врачей, различающиеся в методах обучения студентов. Берлинский университет пропагандировал этапное «внедрение» обучающихся в клинику, отдавая предпочтение постоянной работе у постели больного. Профессора обязаны были формировать клиническое мышление и, по образному выражению И.Франка, научить студентов думать у постели больного, тем самым, постигая великое искусство врачебного сомнения7.

Французская школа, преследовавшая подготовку большего числа врачей, в основу преподавания положила лекционные циклы и клинические разборы  больных в аудитории, а также  самостоятельную работу в клинике  и в библиотеке.

Российские университеты слишком долго и мучительно внедряли зарубежные принципы подготовки врачей, остановившись в конечном итоге  на организации преподавания в соответствии с опытом немецкой школы. В 1809 г. с приходом М. Я. Мудрова в Московский университет утвердилась школа поэтапного клинико-теоретического образования.

Вслед за открытием медицинского факультета Московского университета (1766) потребность в большем количестве образованных врачей была реализована  открытием Петербургской медико-хирургической  академии (1798). В России, как и в других странах, травмы и заболевания опорно-двигательного аппарата всегда занимали большое место в хирургии. Характерно, что все основоположники травматологии и ортопедии в начале своей деятельности прошли хирургическую школу.

Первый президент академии Я. Виллие будучи лейб-хирургом и искусным оператором проявил себя талантливым организатором во время Аустерлицкого сражения, прусской кампании 1807 г. Этот период по праву можно назвать торжеством русской военно-полевой хирургии. «Пруссия в отношении исправления своих врачебных заведений многим обязана образцу, поданному ей в сем отношении Россиею»8.

Действия полевых хирургов в период Отечественной войны 1812 г. были высокопрофессиональными и можно с уверенностью сказать о том, что этот период является периодом становления российской военно-полевой хирургии и травматологии опорно-двигательного аппарата одновременно.

В Московском университете кафедрой анатомии и физиологии руководил  хирург Ефим Осипович Мухин (1766-1850). Среди  его многочисленных научных работ  по хирургии выделяется труд «Первые  начала костоправной науки», который  принято считать первым шагом  на пути отделения ортопедии и  травматологии от хирургии. Е. О. Мухин, будучи в дружеских отношениях с  отцом Н. И. Пирогова, посоветовал  ему послать его 14-летнего сына, в котором разглядел незаурядные  способности, учиться медицине. В  дальнейшем Б. О. Мухин способствовал  выдвижению Н. И. Пирогова для специальной подготовки к профессорской деятельности. Трудно переоценить значение Николая Ивановича Пирогова (1810-1881) для медицинской науки. Гениальный ученый, мыслитель и провидец. С его именем связана целая эпоха в развитии медицины. Поражает широта его интересов и взглядов. Н. И. Пирогов - творец основ топографической анатомии. Он применил оригинальный метод замораживания трупов, что позволило изучить на препаратах расположение сосудов в организме человека и особенно в его конечностях, а также показать взаимоотношение суставных поверхностей при различных физиологических положениях конечности.

В период с 1851 по 1858 г. Н. И. Пирогов  опубликовал два фундаментальных  труда: «Полный курс прикладной анатомии человеческого тела» и «Анатомия  описательно-физиологическая и хирургическая». Рисунки Н. И. Пирогова, схемы препаратов и их описание широко используют в современной топографической анатомии. Эпохальное значение имеет открытие Н. И. Пирогова в области остеопластики. Работа была опубликована в 1854 г. в «Летописи госпитальной хирургической клиники» и «Военно-медицинском журнале» под названием «Костнопластическое удлинение костей голени при вылущении стопы». Ученый понимал огромное значение этой работы и, высоко оценивая свой труд, писал: «Моей операции нечего бояться соперничества. Важен принцип, доказанный ею, что кусок одной кости, находясь в соединении с мягкими частями, прирастает к другой и служит к удлинению и отправлению члена9 . Эта операция нашла признание во всем мире и известна как «операция Пирогова».

В дальнейшем на основе принципов этой операции была разработана «ампутация Гритти». Значение открытия Н. И. Пирогова определяется тем, что он установил принципы и предопределил возможности пересадки кости и мягких тканей на сосудистой ножке. Н. И. Пирогов принимал участие в трех войнах: Кавказской (1847), Крымской (1854-1856) и русско-турецкой (1877-1878). В классическом труде «Начала военно-полевой хирургии» и других сочинениях отображены его идеи и опыт. Н. И. Пирогов назвал войну «травматической эпидемией».

С его именем также связано  учение о травме и травматической болезни как общей реакции  организма на механическую травму. Особое внимание Н. И. Пирогов уделил изучению и лечению раневой инфекции, септического состояния и пиемии. Он впервые указал на раневое истощение и применил термин «травматическая чахотка». Н. И. Пирогов разработал имеющую большое значение на войне систему сортировки раненых. Им создан метод сберегательного лечения огнестрельных (открытых) переломов, направленный на сохранение конечности при развившейся инфекции. Важным элементом этого лечения является предложенная Н. И. Пироговым гипсовая повязка. Позднее было предложено применять гипсовую повязку в сочетании с различными мазями при лечении открытых и огнестрельных переломов и гнойных процессов в костях конечностей. Ее применяли при огнестрельных переломах в республиканской армии во время гражданской войны в Испании под названием «испанский метод» (К. Труэт). Метод глухой бесподстилочной повязки Пирогова широко использовали на всех фронтах во время Великой Отечественной войны.

Н. И. Пирогов первый применил эфирный наркоз в военно-полевых  условиях в 1847 г. на Кавказе. Он разработал также методику ректального наркоза. Н. И. Пирогов по праву считается основоположником военно-полевой хирургии. Результатом острой наблюдательности хирурга-клинициста было мастерское описание клинической картины травматического шока. Н. И. Пирогов считал, что боль является важным фактором, углубляющим шок, и для уменьшения боли при огнестрельных переломах рекомендовал добиваться хорошей иммобилизации конечности.

Информация о работе Перспективы развития травматологии в России