Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 10:57, реферат
Стоит отметить, что общепринятое в нашей стране понятие травматологии как специальности, посвященной лечению собственно травм рук и ног в мире практически не применяется. Во всем мире такие специалисты называются ортопедами, оперативными ортопедами или хирургами ортопедами. Травматологами же во всем мире называют специалистов, занимающихся лечением пациентов с политравмой, включающей в себя повреждения органов живота, таза, груди, головного мозга. Для того чтобы понять причины такого расхождения понятий нужно обратиться к вопросам истории.
Введение
1. Развитие травматологии в XIX в. Основные достижения и школы
2. Травматология в России в ХХ в. Открытия и приоритеты
3. Перспективы развития травматологии в России
Заключение
Список использованных источников
План
Введение
1. Развитие травматологии в XIX в. Основные достижения и школы
2. Травматология в России в ХХ в. Открытия и приоритеты
3. Перспективы развития травматологии в России
Заключение
Список использованных источников
Введение
Травматоло́гия (от греч. trаuma - рана, повреждение и logos - слово, учение) - раздел медицины, изучающий воздействие на организм человека различных травмирующих воздействий, последствия травм, методы их лечения1.
Стоит отметить, что общепринятое
в нашей стране понятие травматологии
как специальности, посвященной
лечению собственно травм рук
и ног в мире практически не
применяется. Во всем мире такие специалисты
называются ортопедами, оперативными
ортопедами или хирургами ортопедами.
Травматологами же во всем мире называют
специалистов, занимающихся лечением
пациентов с политравмой, включающей
в себя повреждения органов живота,
таза, груди, головного мозга. Для
того чтобы понять причины такого
расхождения понятий нужно
Известно, что в течение многих лет травматология и ортопедия были одними из основных ветвей хирургии. Свидетельства зачатков хирургии можно найти в глубине веков, но сведения об этом весьма скудны и в основном сохранились в виде отдельных рисунков, археологических находок, напоминающих хирургические инструменты, а также многочисленных наскальных надписей, относящихся к двум тысячелетиям до новой эры.
В VI в. до н. э. в различных городах Греции соперничали между собой две медицинские школы - Косская и Книдская. Первая из них рассматривала «целение» как особый вид искусства, вторая считала, что врачебная деятельность должна основываться на систематизации приобретенных знаний. Эти две точки зрения на медицину, в частности хирургию, становились нередко темой дискуссий и в современной медицине. История травматологии связана с появлением в Греции отца медицины гениального Гиппократа (последователь косской школы, около 460-370 гг. до н. э.). Среди, безусловно, достоверных сочинений Гиппократа, посвященных различным отраслям медицины, имеются сочинения и на травматологические темы - «О переломах костей», «О суставах». В этих сочинениях приводятся подробные сведения, часть из которых не потеряла своего значения до настоящего времени. Например, хорошо известно и современным врачам вправление вывиха по способу Гиппократа.
Большой вклад в историю травматологии внёс греческий врач Цельс Авл Корнелий (I в. до н. э.) Развитию медицины во второй половине средних веков способствовала Салернская школа (Южная Италия). Основой этой школы было наследие врачебного искусства Рима и Греции. Выдающимся хирургом - представителем этой школы был Роджер Фругарди, преподававший анатомию и хирургию. Рисунки из его руководства дают представление о применявшихся им приемах лечения переломов и вывихов.
Таким образом, травматология развивалась с древнейших времен, но «золотым веком» хирургии, а значит и травматологии, в России считают именно XX век2, так как в 1924 г. по инициативе А.Л.Поленова путем слияния Физико-хирургического и Ортопедического институтов на базе последнего образован Государственный травматологический институт Наркомздрава СССР. С его именем связано выделение из хирургии травматологии как самостоятельной специальности3. Хотя были и противники выделения травматологии в отдельную область хирургии. Так, выдающийся русский хирург С.С.Юдин чрезвычайно жестко отстаивал единство хирургии и травматологии, нередко прибегая к персональному аргументу: «Кто Пирогов был – травматолог или хирург? Да кто же такие специалисты- травматологи? Может быть, выдающийся Л. Бохлер из Вены? Он действительно выдающийся знаток и организатор лечения переломов конечностей. Но ему никогда не приходило мысли принципы ортопедии использовать в лечении полостных травм»4. Тем не менее, именно в ХХ веке травматология предоставила нам огромное количество открытий и достижений. Современные познания в травматологии - это итог громадного труда многих поколений людей. Знакомство с историей развития медицины, разных концепций, направлений и теорий (в том числе и неверных) позволяет найти правильный путь в изучаемой области науки. Известно, что на определенных этапах ее развития формируется человек, обладающий особым складом ума и знаниями, которые позволяют ему на основании отдельных наблюдений или фактов создать новое направление или даже открыть новый путь в науке. Н. Н. Бурденко писал, что для освещения и понимания настоящего полезно перевернуть несколько забытых страниц истории медицины, а может быть, не столько забытых, сколько для многих неизвестных. Вот почему изучение истории развития направления своей деятельности так актуально для каждого ученого, специалиста, в том числе для травматолога-ортопеда.
Объект исследования – травматология в России.
Предмет исследования – традиции отечественных школ травматологии, их научные достижения и приоритеты.
Цель исследования – изучение традиций
травматологии отечественных
Для достижения цели поставлены и решены следующие задачи:
- изучить развитие
- рассмотреть травматологию в России в ХХ в.;
- определить перспективы развития травматологии в России.
Практическая значимость исследования заключается в повышении профессионального уровня травматолога-ортопеда.
1. Развитие травматологии в XIX в. Основные достижения и школы
Развитие травматологии следует разделить на исторические этапы, во время которых личности, политика и экономика формировали конкретную философию этой отрасли медицины.
Любая область знаний начинается со школы.
В 1654 г. в России была организована первая лекарская школа с 6-летним обучением, в которой особое внимание уделяли подготовке врачей по хирургии. В XVII в. при некоторых монастырях: Троицко-Сергиевском, Боршово-Воронеж-ском, Черниево-Тамбовском и др., преимущественно при монастырях-крепостях, возникали приемные покои для лечения раненых и больных из прилегающих селений.
Особое место в формировании
военной медицины и хирургии занимает
первое постоянное лечебное учреждение,
созданное в Москве по указу Петра
I в 1706 г. Здание этого госпиталя сохранилось
до настоящего времени в Лефортове.
В нем размещена часть Главного
клинического военного госпиталя им.
Н. Н. Бурденко. В этом госпитале удаляли
инородные тела огнестрельного происхождения
и костные секвестры при
Врачей готовили также на медицинском факультете Московского государственного университета.
В 1707 г. было открыто первое Российское профессиональное медицинское заведение – Московская медико-хирургическая школа, задолго до университетской подготовки обеспечивавшее пополнение лекарского института.
Голландец Н. Бидлоо, приглашенный Петром I для организации этой школы, написал «Наставление по хирургии», на многие годы ставшим основным учебно-практическим пособием в хирургии. Удивительно просто и логично Н. Бидлоо формулировал постулаты хирургии5.
Нельзя не привести его
определение хирургии и основных
ее понятий: «Хирургия это предмет,
созданный опытом, на основе познания
и изучения хорошо сложенного человеческого
тела, для восстановления и сохранения
неестественно измененного
После Александровской реформы 1802-04 гг. в России были утверждены уставы Московского, Казанского, Харьковского, Дерптского и Виленского университетов. К этому времени в Европе существовали немецкая и французская школы подготовки врачей, различающиеся в методах обучения студентов. Берлинский университет пропагандировал этапное «внедрение» обучающихся в клинику, отдавая предпочтение постоянной работе у постели больного. Профессора обязаны были формировать клиническое мышление и, по образному выражению И.Франка, научить студентов думать у постели больного, тем самым, постигая великое искусство врачебного сомнения7.
Французская школа, преследовавшая подготовку большего числа врачей, в основу преподавания положила лекционные циклы и клинические разборы больных в аудитории, а также самостоятельную работу в клинике и в библиотеке.
Российские университеты слишком долго и мучительно внедряли зарубежные принципы подготовки врачей, остановившись в конечном итоге на организации преподавания в соответствии с опытом немецкой школы. В 1809 г. с приходом М. Я. Мудрова в Московский университет утвердилась школа поэтапного клинико-теоретического образования.
Вслед за открытием медицинского
факультета Московского университета
(1766) потребность в большем
Первый президент академии Я. Виллие будучи лейб-хирургом и искусным оператором проявил себя талантливым организатором во время Аустерлицкого сражения, прусской кампании 1807 г. Этот период по праву можно назвать торжеством русской военно-полевой хирургии. «Пруссия в отношении исправления своих врачебных заведений многим обязана образцу, поданному ей в сем отношении Россиею»8.
Действия полевых хирургов в период Отечественной войны 1812 г. были высокопрофессиональными и можно с уверенностью сказать о том, что этот период является периодом становления российской военно-полевой хирургии и травматологии опорно-двигательного аппарата одновременно.
В Московском университете
кафедрой анатомии и физиологии руководил
хирург Ефим Осипович Мухин (1766-1850). Среди
его многочисленных научных работ
по хирургии выделяется труд «Первые
начала костоправной науки», который
принято считать первым шагом
на пути отделения ортопедии и
травматологии от хирургии. Е. О. Мухин,
будучи в дружеских отношениях с
отцом Н. И. Пирогова, посоветовал
ему послать его 14-летнего сына,
в котором разглядел
В период с 1851 по 1858 г. Н. И. Пирогов
опубликовал два
В дальнейшем на основе принципов этой операции была разработана «ампутация Гритти». Значение открытия Н. И. Пирогова определяется тем, что он установил принципы и предопределил возможности пересадки кости и мягких тканей на сосудистой ножке. Н. И. Пирогов принимал участие в трех войнах: Кавказской (1847), Крымской (1854-1856) и русско-турецкой (1877-1878). В классическом труде «Начала военно-полевой хирургии» и других сочинениях отображены его идеи и опыт. Н. И. Пирогов назвал войну «травматической эпидемией».
С его именем также связано учение о травме и травматической болезни как общей реакции организма на механическую травму. Особое внимание Н. И. Пирогов уделил изучению и лечению раневой инфекции, септического состояния и пиемии. Он впервые указал на раневое истощение и применил термин «травматическая чахотка». Н. И. Пирогов разработал имеющую большое значение на войне систему сортировки раненых. Им создан метод сберегательного лечения огнестрельных (открытых) переломов, направленный на сохранение конечности при развившейся инфекции. Важным элементом этого лечения является предложенная Н. И. Пироговым гипсовая повязка. Позднее было предложено применять гипсовую повязку в сочетании с различными мазями при лечении открытых и огнестрельных переломов и гнойных процессов в костях конечностей. Ее применяли при огнестрельных переломах в республиканской армии во время гражданской войны в Испании под названием «испанский метод» (К. Труэт). Метод глухой бесподстилочной повязки Пирогова широко использовали на всех фронтах во время Великой Отечественной войны.
Н. И. Пирогов первый применил эфирный наркоз в военно-полевых условиях в 1847 г. на Кавказе. Он разработал также методику ректального наркоза. Н. И. Пирогов по праву считается основоположником военно-полевой хирургии. Результатом острой наблюдательности хирурга-клинициста было мастерское описание клинической картины травматического шока. Н. И. Пирогов считал, что боль является важным фактором, углубляющим шок, и для уменьшения боли при огнестрельных переломах рекомендовал добиваться хорошей иммобилизации конечности.
Информация о работе Перспективы развития травматологии в России