Императивные нормы общего международного права «jus соgеns» и международные обязательства «еrgа оmnеs» в международном гуманитарном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 08:52, дипломная работа

Краткое описание

Развитие международного сотрудничества в области закрепления и защиты прав и свобод человека характеризовалось разработкой и принятием общих и специальных правовых актов в области закрепления прав человека, а также сотрудничеством государств в области создания реального механизма защиты прав человека и контроля за их соблюдением.

Содержание

Введение
Глава I ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ИМПЕРАТИВНЫХ НОРМ ОБЩЕГО МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА (JUS СОGЕNS) В МЕЖДУНАРОДНОМ ГУМАНИТАРНОМ ПРАВЕ.
1.1Понятие и процесс формирования императивных норм (jus соgеns) в международном гуманитарном праве.
1.2 Источники императивных норм (jus соgеns) в международном гуманитарном праве.
Глава II ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ «ЕRGА ОMNЕS» В МЕЖДУНАРОДНОМ ГУМАНИТАРНОМ ПРАВЕ.
2.1 Понятие и содержание норм «еrgа оmnеs» в международном гуманитарном праве.
2.2 Международно правовой характер норм «еrgа оmnеs» в международном гуманитарном праве.
Глава III МЕЖДУНАРОДНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ НОРМ «JUS СОGЕNS» И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ «ЕRGА ОMNЕS».
3.1 Основания влекущие ответственность за несоблюдение императивных норм общего международного права в международном гуманитарном праве.
3.2 Международно-правовая ответственность за нарушение обязательств «еrgа оmnеs» в международном гуманитарном праве.
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 542.59 Кб (Скачать файл)

В любом случае, не вызывает сомнений, что любая попытка укрепить международное гуманитарное право должна строиться на том, что уже есть. Существующее законодательство по-прежнему подходит для регулирования действий сторон, участвующих в вооруженном конфликте, включая немеждународные вооруженные конфликты. В большинстве случаев, чтобы улучшить положение жертв вооруженного конфликта, надо лишь обеспечить более полное соблюдение имеющихся правовых норм, а не принимать новые. Если бы международное гуманитарное право тщательно соблюдалось, большинство гуманитарных проблем попросту не возникло бы. Однако сейчас международное гуманитарное право не всегда способно предложить удовлетворительный правовой ответ на потребности пострадавших. Особенно это характерно для немеждународных вооруженных конфликтов. нужно разработать новые варианты действий, основанные на положениях международного гуманитарного права. Они должны более эффективно защищать лиц, лишенных свободы, в ситуации немеждународных вооруженных конфликтов, вынужденных переселенцев, а также окружающую среду. Также они должны помогать активнее соблюдать международное гуманитарное право и компенсировать потери тех, кто пострадал от его нарушения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава  III МЕЖДУНАРОДНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ НОРМ «JUS СОGЕNS» И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ «ЕRGА ОMNЕS».

3.1 Основания влекущие ответственность за несоблюдение императивных норм общего международного права в международном гуманитарном праве.

 

 

Всем известно, что использование оружия приводит не только к поражению вооруженных сил противника, но от него страдает и гражданское население. Сейчас неотъемлемой частью любых вооруженных конфликтов,  происходящих во многих регионах земного шара, являются грабежи, изнасилования,  депортация населения, взятие и расстрел заложников, и многие другие жестокие, страшные действия.

 В ходе научно-технического прогресса, когда человечество смогло создать атомное, водородное и другое оружие массового уничтожения, которое может погубить человечество, появилась важность правового регулирования вооруженных конфликтов.

XX век мы можем назвать определяющим в международном праве, он же и явился переломным. До начала XX века международное право делилось на два направления - право войны и право мира. Международное право в современное время запрещает не только агрессивные войны, но и применение силы и угрозу силой в международных отношениях, обязывая государства разрешать свои споры исключительно мирными средствами.

Понятие «основание ответственности» является общеправовой и включает в себя два основания ответственности: нормативное (правовое) и юридико-фактическое.

 Нормативное основание ответственности - это закон, либо другой источник права, в силу или на основании которого лицо может нести юридическую ответственность. Без предписания определенного действия (или воздержания от него) нормой права юридическая ответственность недопустима.

Международно-правовые акты, устанавливающие международные обязательства, нарушение которых может быть квалифицировано как международное правонарушение, являются нормативным основанием международной ответственности. Исследователь В. А. Василенко ко всему вышесказанному добавляет также международный договор и международный обычай, решения международных судов, решения международных (межправительственных) организаций, являющихся, согласно уставам этих организаций, обязательными для государств - членов, а также односторонние международно-правовые акты государств [34].

 Следует разделять нормативные основания международной ответственности и нормы, на фоне которых поведение государства может быть квалифицировано как международное правонарушение.

 Нормативным основанием международной ответственности могут быть только международно-правовые акты. В ст. 4 проекта статей об ответственности сказано: «Деяние государства может быть квалифицировано международно-противоправным лишь на основании международного права. На такую квалификацию не может влиять квалификация этого же деяния согласно внутригосударственному праву как правомерного».

 Нормативное основание подразумевает возможность наступления ответственности, но его недостаточно для появления определенных отношений юридической ответственности. Для осуществления ответственности требуется наличие специальных юридико-фактических обстоятельств или так называемых юридических фактов, порождающих правоохранительные отношения [35, с. 4].

 Причиной возникновения международно-правовой ответственности является совершение государством международного правонарушения, т.е. международно-противоправного деяния. Международным правонарушением является действие или бездействие субъекта международного права, которое нарушает нормы международного права, а также наносит другому субъекту или всему международному сообществу материальный  или нематериальный вред (к примеру, агрессия, нарушение договорных обязательств посягательство на территориальную целостность и политическую независимость).

 Подобные нормы существуют издавна. Например, еще по римскому праву пираты считались врагами человеческого рода.

 Нарушение международно-правовых норм влечет за собой ответственность. В международном гуманитарном праве ответственность делится на два вида:  ответственность государства (например, в форме репарации за причиненный ущерб) и ответственность индивидов  (конкретных правонарушителей). К сожалению, решения о совершении международных преступлений утверждаются военно-политическим руководством государства, а тяготы ответственности возлагаются на государство в целом, его население. Следовательно, очень важно установить ответственность руководителей и должностных лиц государства за совершение преступлений против мира и безопасности человечества. С такой целью были учреждены Нюрнбергский и Токийский международные военные трибуналы, международные уголовные трибуналы для Югославии и Руанды. В 1998 г. на международной конференции в Риме был принят Статут (устав) постоянного международного уголовного суда, к компетенции которого отнесено преследование и наказание лиц, совершивших военные преступления.

 В настоящее время международному праву известны два вида санкций против государства: политические и экономические [35].

 Политическая ответственность может появится в виде санкций либо сатисфакций.  Санкции  - это своеобразные принудительные действия в отношении государств-нарушителей, применяемые Советом Безопасности ООН в соответствии со ст. 39, 41, 42 Устава ООН. Принудительные действия включают меры военного (блокада, демонстрации) и невоенного характера (полный или частичный разрыв экономических отношений (ст. 41 Устава ООН); исключение из состава ООН (ст. 6 Устава ООН); приостановление прав и привилегий, принадлежащих государству как члену ООН (ст. 5 Устава ООН).

Ярким пример политических санкций можно считать санкции, которые были применены против фашистской Германии. В них входила оккупация территории Германии, сдерживание ее суверенитета и взятие союзниками на себя верховной власти, отделение части ее территории. Юридическим основанием таких действий союзников служила ответственность Германии за развязывание и преступное ведение агрессивной войны.

 Сатисфакции представляют собой выражение сожаления, удовлетворения, сострадания, взятии обязательства привлечь виновных к ответственности. Они используются в случае нематериального ущерба, причиненного достоинству и чести государства [36, с. 6].

 Материальная ответственность может наступать в форме репараций либо реституций.  Репарации  представляют собой возмещение материального ущерба в денежном выражении, в виде товаров, услуг. Они применяются, как правило, на основе международных договоров, причем сумма, подлежащая возмещению, обычно значительно меньше объема ущерба, причиненного вооруженным конфликтом. Реституции  представляют собой возвращение в натуре неправомерно изъятых у государства, его организаций и граждан материальных ценностей (либо их замена предметами того же рода и примерно равноценными).

 Утверждение политической и материальной ответственности за нарушение норм международного гуманитарного права считается одной из гарантий упрочения международного правопорядка, важной превентивной мерой, направленной на избежание и предотвращение вооруженных конфликтов.

 В ходе конфликта потерпевшая сторона имеет право обратиться с просьбой к ООН, а также через нее ко всему сообществу государств, Евросоюзу, Международному Комитету Красного креста, чтобы они сподвигли противную сторону соблюдать нормы гуманитарного права. Она может обратиться также в Международный суд в Гааге, но только тогда, когда обвиняемая сторона признает компетенцию этого суда [36, с. 13].

Выделяют несколько видов ответственности за преступления, связанные с нарушением норм международного гуманитарного права.

 К таким нарушениям относятся действия, которые направлены против лиц и объектов, находящихся под защитой международного гуманитарного права:

- преднамеренное убийство, биологические эксперименты, пытки и бесчеловечное обращение, включая медицинские, умышленное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья, нанесение вреда здоровью;

- умышленное нападение на лицо, когда известно, что оно прекратило принимать участие в боевых действиях, если такое нападение повлекло его смерть, или серьезное телесное повреждение, или ущерб здоровью;

- взятие заложников;

- умышленное превращение гражданского населения или отдельных гражданских лиц, не принимающих непосредственного участия в боевых действиях, в объект нападения, если оно является причиной смерти, или серьезных телесных повреждений, или ущерба здоровью;

- умышленное вероломное использование международных и национальных отличительных эмблем, знаков, флагов и сигналов, если оно является причиной смерти, или серьезных телесных повреждений, или ущерба здоровью;

- незаконный арест;

- принуждение военнопленных и других лиц противной стороны служить в своих вооруженных силах и (или) к участию в боевых действиях, направленных против их собственной страны;

- незаконная депортация или перемещение гражданского населения оккупированной территории за ее пределы;

- незаконное произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемое военной необходимостью;

- умышленное совершение нападения неизбирательного характера, затрагивающего гражданское население или гражданские объекты, когда известно, что такое нападение явится причиной чрезмерных по отношению к предполагаемому конкретному и прямому военному преимуществу потерь среди гражданских лиц или ущерба гражданским объектам;

- умышленное совершение нападения на особо опасные объекты, когда известно, что такое нападение явится причиной чрезмерных потерь жизни, ранений среди гражданских лиц или ущерба гражданским объектам по отношению к прямому военному преимуществу, которое предполагается получить;

- умышленное превращение необороняемых местностей и демилитаризованных зон в объект поражения, если оно является причиной смерти, или серьезных телесных повреждений, или ущерба здоровью;

- умышленное превращение ясно опознаваемых исторических памятников, произведений искусства или мест отправления культа, которые являются культурным или духовным наследием народов и которым специальным соглашением, заключенным в рамках компетентной организации, предоставляется особая защита, в объект нападения, в результате чего им наносятся большие разрушения, когда не имеется свидетельства об использовании таких объектов противной стороной для поддержки военных усилий и когда такие исторические памятники, произведения искусства и места отправления культа не находятся в непосредственной близости от военных объектов;

- умышленное лишение права лиц, находящихся под защитой международного гуманитарного права, на беспристрастное и нормальное судопроизводство [37].

Применение запрещенных средств ведения боевых действий также относится к преступлениям.

Человек, являющийся нарушителем нормы права, всегда несет ответственность. Личная уголовная ответственность в международном гуманитарном праве предусматривается за особо серьезные правонарушения, которые совершились во время международного вооруженного конфликта и называются военными преступлениями. Из большого количества можно выделить несколько: преднамеренное убийство, пытки и бесчеловечное обращение, нанесение подрыва здоровью лиц, пользующихся защитой международного гуманитарного права (например, больных, раненых, потерпевших кораблекрушение, военнопленных, гражданского населения), принуждение их служить в вооруженных силах противника, взятие заложников, незаконное перемещение гражданских лиц, вероломное использование эмблемы красного креста и красного полумесяца (когда это явилось причиной смерти, серьезного телесного повреждения или ущерба здоровью).

Совершивший военное преступление может быть судим непосредственно на основе международного права. К примеру, после Второй мировой войны Нюрнбергский трибунал для суда и наказания главных военных преступников приговорил 12 главных обвиняемых к смертной казни, а остальных к различным срокам заключения. В 90-х годах были учреждены два международных уголовных трибунала по бывшей Югославии и Руанде. Они уполномочены  изучать и рассматривать дела о военных преступлениях, совершенных в рамках этих двух конкретных конфликтов. В 1998 г. на Дипломатической конференции в Риме был принят Статут Постоянного международного уголовного суда, в полномочия которого в том числе будет входить преследование и наказание лиц, совершивших военные преступления [38].

В подавляющем большинстве случаев привлечение к ответственности лиц, совершивших военные преступления, осуществляют сами государства. Согласно четырем Женевским конвенциям 1949 г. и Дополнительным протоколам к ним 1977г. государства-участники этих договоров взяли на себя обязательство ввести в действие законодательство, необходимое для обеспечения эффективных уголовных наказаний для лиц, совершивших или приказавших совершить военные преступления.

Следование принципам и нормам международного гуманитарного права требует от каждого человека в первую очередь большой работы над собой. Каждый из нас должен выгонять из себя чувство мести, увидеть в самых сложных ситуациях ценность человеческой жизни, помнить, что в условиях вооруженного конфликта безоружному человеку выделяется определенный минимум гуманитарных прав. Осознание того, что выполнение и соблюдение норм международного гуманитарного права, само их существование, является важной необходимостью, приходит тогда, когда человек осознает, что любой может оказаться во власти противника. В этой ситуации каждый предпочтет правовую защиту беззаконию и произволу [38].

Информация о работе Императивные нормы общего международного права «jus соgеns» и международные обязательства «еrgа оmnеs» в международном гуманитарном праве