Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 12:46, дипломная работа
Целью работы является рассмотрение процесса вступления РФ в ВТО, последствия и анализ правовых проблем такого вступления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть историю создания, а также дать общую характеристику Всемирной Торговой Организации; обозначить проблемы вступления РФ в ВТО, а также последствия вступления, рассмотреть правовые проблемы реализации обязательств на примере сфер государственных закупок и сельского хозяйства.
Объектом исследования являются отношения, возникающие в процессе вступления России во Всемирную торговую организацию.
Предметом исследования является механизм вступления России во Всемирную торговую организацию.
Присоединение к ВТО позволит России сделать серьезный шаг вперед в направлении модернизации экономики и занять более выгодную позицию в системе международного разделения труда, отойти от сырьевой специализации во внешней торговле.
Позитивные эффекты от присоединения большей частью носят системный характер. Ожидается общее улучшение делового климата и обеспечение прироста инвестиций за счет выполнения требований по обеспечению «прозрачности» законодательства и мер регулирования торговли, снижения административной нагрузки на бизнес за счет повышения эффективности системы защиты прав предпринимателей и защиты интеллектуальной собственности, применения международных стандартов в различных областях, улучшения условий доступа на рынки товаров и услуг. В ряде секторов российские экспортеры товаров и услуг получат ощутимые преимущества достаточно быстро за счет отмены существующих торговых барьеров, применяемых в отношении России членами ВТО и не соответствующих ее нормам. Это касается, например, автоперевозчиков, экспортеров металлопродукции, удобрений и ряда других товаров и услуг.
Будучи членом ВТО, мы сможем в качестве полноправного партнера принять участие в формировании международной торговой системы. Для России имеет большое значение исход переговоров по антидемпингу, поскольку российские экспортеры несут значительные потери в результате злоупотребления этими мерами защиты рынка со стороны некоторых наших торговых партнеров. В области субсидирования после присоединения Россия получает возможность отстаивать в ходе Дохараунда отмену экспортных сельскохозяйственных субсидий, предоставляемых развитыми странами, и сокращение таможенных тарифов на сельхозпродукцию, в частности в ЕС, что может улучшить условия доступа российских товаров на эти рынки.
Мы также теперь имеем равные с остальными членами ВТО возможности для отстаивания своих прав в отношении доступа на внешние рынки. Все члены этой международной организации будут предоставлять национальный режим российским товарам при доступе на свой рынок. Если же против России будут продолжать применяться меры дискриминационного характера, то справедливость их применения может быть оспорена в Органе по разрешению споров ВТО. Речь идет, в первую очередь, об антидемпинговых мерах, применяемых ЕС, США и КНР в отношении российской металлургической и химической продукции. Важно, что с даты присоединения России к ВТО прекратил свое действие устанавливающее ограничения на российские поставки Соглашение между Россией и ЕС о торговле некоторыми изделиями из стали. Также, именно по этой причине в США была отменена поправка Джексона-Вэника.
Для внутреннего рынка присоединение к ВТО будет означать усиление его привлекательности для иностранных инвесторов, предсказуемость и стабильность условий осуществления предпринимательской деятельности, повышение эффективности защиты прав интеллектуальной собственности, снижение цен для потребителей за счет усиления конкуренции и снижения таможенных барьеров. Для производителей это будет означать снижение издержек на импортное сырье и оборудование33.
Что касается рисков для отдельных отраслей, то в промышленности существенно снижается тарифная защита в сельскохозяйственном машиностроении. Правительством прорабатывается стратегия развития этой отрасли, которая направлена на создание конкурентоспособной отечественной техники, возможно, с привлечением иностранных инвесторов, примерно так, как это сделано в автомобильной промышленности. Кроме того, в случае роста импорта, наносящего ущерб российской отрасли промышленности, в соответствии с правилами ВТО мы можем применять защитные меры.
В отношении автомобильной промышленности следует отметить, что условия контрактов по «промышленной сборке» в связи с присоединением России к ВТО изменяться не будут. Сохранение в неизменном виде данного инвестиционного режима было одним из самых сложных вопросов в ходе переговоров о присоединении. Однако снижение импортных ставок на подержанные автомобили представляет определенные риски. Ведется проработка способов защиты с учетом опыта других членов ВТО. В связи с этим следует отметить, что преференции при доступе к государственным закупкам могут быть значительным стимулом как для автомобилестроения, так и для других отраслей отечественной промышленности, которые могут столкнуться с сильным обострением конкуренции.
В отношении сельского хозяйства удалось договориться о беспрецедентных для ВТО условиях.
Россия получила право не только не снижать, но и увеличивать объем поддержки, а также сокращать квоты на импорт мяса при сохранении, по сути, существующего уровня импортных пошлин. В целом следует отметить, что за долгие годы переговоров мы, по существу, уже приспособились к условиям ВТО и работаем в соответствии с правилами этой организации. В связи с этим само присоединение не может стать шоком для российской экономики. Возможны точечные проблемы для отдельных производителей, которые могут быть компенсированы различными путями. Поэтому негативных последствий для занятости не ожидается ни в краткосрочной, ни в долгосрочной перспективе. Наоборот, развитие торговли и инвестиций может привести к росту занятости на российском рынке труда.
Переговоры по доступу на рынок услуг – это отдельное направление работы по присоединению к ВТО, целью которой было согласование условий доступа иностранных услуг и поставщиков услуг на российский рынок.
Ни для кого не секрет, что на протяжении всего переговорного процесса по услугам сектор финансовых услуг был наиболее чувствительным сектором для России и доступ на который представлял особый коммерческий интерес для ведущих стран – членов ВТО. Наибольший интерес к данному сектору проявляли такие страны, как США, ЕС (в ВТО выступает как одна страна), Канада, Япония, Швейцария.
В отношении финансового сектора в целом необходимо отметить, что для защиты российских поставщиков финансовых услуг российскими обязательствами предусматривается только частичное открытие финансового рынка. Условно, за российскими поставщиками зарезервирована примерно половина рынка, а на второй половине российские поставщики могут конкурировать с иностранными. Далее более подробно остановимся на переговорах и результатах переговорного процесса по каждому отдельному направлению в сфере финансовых услуг.
В ходе переговоров ключевыми вопросами являлись возможность деятельности «прямых» филиалов иностранных банков в России (Российской Федерации предлагали принять обязательства, гарантирующие, что по истечении переходного периода запрет для деятельности «прямых» филиалов будет снят), а также существующее ограничение общего участия иностранного капитала в банковской системе России (к Российской Федерации выдвигались разные требования – от автоматической отмены квоты иностранного участия до согласования переходного периода по ее поэтапной отмене).
Необходимо отметить, что под так называемым «прямым» филиалом подразумевается открытие филиала на территории Российской Федерации без непосредственного учреждения российского юридического лица, т. е. деятельность иностранного банка напрямую осуществлялась бы через деятельность такого «прямого» филиала. Однако в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации филиал не является юридическим лицом, а представляет собой лишь обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть.
В ходе переговорного процесса позиция российской стороны заключалась в том, что возможность учреждения «прямых» филиалов на территории Российской Федерации поставит иностранных поставщиков услуг в более благоприятные условия по сравнению с отечественными банками (например, возможность вывода капитала из страны, отсутствие налогового контроля за такими «прямыми» филиалами на территории России), поэтому согласиться на это условие Россия не могла.
По результатам переговоров были согласованы следующие обязательства: запрет на деятельность в России иностранных банков в форме «прямых» филиалов, а также установление общей доли иностранного участия в банковском секторе, максимальный размер которой не должен превышать 50%. Такая квота была сохранена в целях повышения конкурентоспособности российской банковской системы. Таким образом, с даты присоединения России к ВТО в банковской сфере иностранное участие разрешается только в форме создания в России банков с иностранными инвестициями или приобретения существующих российских банков. Следует отметить, что так же, как и в настоящее время, с даты присоединения России к ВТО будет допускаться 100-процентное иностранное участие в капитале каждого отдельного банка34. Деятельность в России «прямых» филиалов иностранных банков не допускается. Более того, обязательствами Российской Федерации не предусмотрены никакие переходные периоды, по истечении которых доступ на российский банковский сектор «прямых» филиалов будет открыт.
Как уже отмечалось, с даты присоединения к ВТО будет сохраняться общая доля иностранного участия в банковском секторе, не превышающая 50%. Вместе с тем при расчете этой доли не будут учитываться иностранные инвестиции, вложенные в российскую банковскую систему до 1 января 2007 г., и иностранные инвестиции в капитал банков, которые будут приватизированы после даты присоединения России к ВТО.
В ходе переговоров по страховым услугам, так же, как и на переговорах по банковским услугам, одним из ключевых вопросов являлся доступ «прямых» филиалов страховых компаний на российский страховой рынок. Партнеры по переговорам предлагали принять обязательства, гарантирующие снятие запрета на деятельность «прямых» филиалов иностранных страховых компаний после переходного периода. Еще одним обсуждаемым вопросом в рамках переговоров был вопрос сохранения ограничения общего участия иностранного капитала в страховом секторе России. Российской Федерации предлагали принять обязательства по поэтапной отмене общей квоты иностранного участия в данном секторе.
В рамках переговоров было принято решение разрешить деятельность «прямых» филиалов иностранных страховых компаний, но только по истечении девятилетнего переходного периода с даты присоединения России к ВТО. Данный девятилетний переходный период будет использован в целях укрепления конкурентоспособности отечественных страховых компаний. Такой переходный период позволит отечественным компаниям адаптироваться к новым условиям деятельности иностранных страховых компаний, и, соответственно, российский страховой рынок будет готов к возможному росту конкуренции со стороны иностранных страховых компаний. По итогам переговоров квота общего иностранного участия в страховом секторе также сохраняется, и ее размер не будет превышать 50%.
Таким образом, обязательства Российской Федерации в области страхования предусматривают деятельность «прямых» филиалов иностранных страховых компаний через 9 лет с даты присоединения России к ВТО. Однако такие филиалы не смогут работать в сфере обязательного страхования (за исключением ОСАГО) и страхования государственных закупок. Открытие и деятельность таких филиалов в России должно быть обусловлено выполнением лицензионных требований, требований финансовой устойчивости, требований внесения гарантийного депозита. Кроме того, российскими обязательствами предусмотрена возможность применения требований к материнской компании, которая намерена открыть филиал на территории России, в частности требования к опыту работы такой материнской компании (например, в случае оказания услуг в области страхования жизни такой опыт работы по тем же видам страхования в стране происхождения не должен быть менее 8 лет, в случае страхования иного вида, чем страхование жизни, – не менее 5 лет), требования к размеру активов (материнская компания должна иметь общие активы более 5 млрд. дол. на конец календарного года, предшествующего подаче заявки), требования иметь юридический и реальный адрес в одной стране. Также обязательства допускают возможность установления требований к капитализации филиалов иностранных страховых компаний.
Предполагается, что капитализация филиалов иностранных компаний будет учитываться при расчете доли иностранного участия в российской страховой системе, и в том случае, если эта доля достигнет 50%, открытие в России новых филиалов будет запрещено.
Также обязательствами сохраняется предусмотренная действующим российским законодательством возможность введения квоты иностранного участия в страховой системе (ее максимальный размер не должен превышать 50%). Правда, в ней не будут учитываться иностранные инвестиции, вложенные в российскую страховую систему до 1 января 2007 г., и иностранные инвестиции, которые будут вложены в капитал страховых компаний, которые будут приватизированы после даты присоединения России к Всемирной торговой организации.
Обязательствами также предусмотрено, что в течение 5 лет после даты присоединения России к ВТО доля иностранного участия в уставном капитале компаний, осуществляющих страхование жизни, обязательное страхование пассажиров и обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автомобилей, не может превышать 51%. По истечении указанного пятилетнего срока будет разрешено 100-процентное иностранное участие в уставном капитале компаний, работающих в перечисленных сферах.
Однако 49-процентное ограничение иностранного участия в уставном капитале компаний, осуществляющих страхование государственных закупок, после присоединения России к ВТО сохраняется. При этом данное ограничение может применяться постоянно.
Ключевыми вопросами в рамках переговоров были квоты иностранного участия как в отдельных сегментах финансового рынка (дилерская деятельность, депозитарная деятельность), так и в капитале отдельных профучастников (регистраторы, специализированные депозитарии, клиринговые компании и пр.). Российское законодательство не предусматривало количественные ограничения иностранного участия на рынке ценных бумаг. Вместе с тем российская переговорная позиция исходила прежде всего из того, что на практике наибольший интерес иностранные инвесторы проявляли, в частности, к таким видам деятельности, как брокерская, дилерская и депозитарная. В этой связи возможность введения ограничения совокупной доли голосов иностранных лиц в капитале некоторых видов профессиональных участников рынка ценных бумаг создаст благоприятные условия для деятельности российских посредников на рынке ценных бумаг в случае увеличения конкуренции со стороны иностранных посредников на данных сегментах финансового рынка.
Результатом переговоров в отношении деятельности на рынке ценных бумаг стали обязательства Российской Федерации, отражающие возможность введения ограничений иностранного участия на уровне 25% уставного капитала для некоторых видов профессиональных участников рынка ценных бумаг – компаний, осуществляющих ведение реестра ценных бумаг, компаний, осуществляющих клиринг по сделкам, совершенным через организатора торговли, специализированных депозитариев. Также было отражено требование российского законодательства: учреждение компаний только в форме юридического лица Российской Федерации для оказания услуг на рынке ценных бумаг.
Информация о работе Правовые проблемы реализации обязательств России в качестве члена ВТО