Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 12:46, дипломная работа
Целью работы является рассмотрение процесса вступления РФ в ВТО, последствия и анализ правовых проблем такого вступления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть историю создания, а также дать общую характеристику Всемирной Торговой Организации; обозначить проблемы вступления РФ в ВТО, а также последствия вступления, рассмотреть правовые проблемы реализации обязательств на примере сфер государственных закупок и сельского хозяйства.
Объектом исследования являются отношения, возникающие в процессе вступления России во Всемирную торговую организацию.
Предметом исследования является механизм вступления России во Всемирную торговую организацию.
Ещё одна причина неготовности России сразу присоединиться к Соглашению по правительственным закупкам ВТО, возможно, кроется в нежелании повышать прозрачность государственных закупок. В России, как известно, сектор государственных закупок – один из самых коррупционногенных. По заявлению президента России Дмитрия Медведева, сделанному осенью 2010 года, объём воровства при осуществлении государственных закупок может достигать одного триллиона рублей.
Таким образом, Россия дала понять, что собирается присоединиться к Соглашению ВТО по правительственным закупкам, но пока взяла паузу в принятии конкретных обязательств. Окончательное решение об участии страны в Соглашении будут определять, в частности, такие факторы, как: уровень конкурентоспособности отечественных компаний; значимость использования механизма госзакупок как инструмента поддержки отечественной промышленности и сектора услуг; стремление повышать качество государственных услуг и эффективность государственных расходов; уровень коррупционногенности сектора государственных закупок России.
Россия взяла на себя обязательство в течение четырех лет после присоединения рассмотреть возможность участия в Соглашении ВТО по правительственным закупкам, которое требует от государственных закупочных организаций предоставления справедливых и равных возможностей продажи своей продукции национальным и иностранным поставщикам. Иными словами, в сфере закупок для государственных нужд ставится под вопрос действующий режим, предусматривающий значительные преференции для отечественных поставщиков и поставщиков из некоторых стран СНГ, и становится вероятным их проведение в будущем при соблюдении режима наибольшего благоприятствования и национального режима.
Ежегодный объем госзаказа оценивается в настоящее время суммой 6 трлн рублей, с учетом закупок госкомпаний и госмонополий эта сумма достигает 13 трлн рублей (около 430 млрд долл. по официальному курсу на конец января 2012 г.). Реальный объем рынка госзакупок в 1,3 раза больше объема всего российского импорта51. Это обусловливает повышенный интерес иностранного бизнеса к деятельности на нем, а также опасения отечественных производителей потерять в выполнении заказов правительства доминирующую роль. Очевидно поэтому, что решение вопроса об участии России в упомянутом соглашении ВТО во многом будет определяться политической волей.
Как и любая другая страна-член ВТО, Российская Федерация приняла на себя обязательство обеспечивать транспарентность и придерживаться гласности при проведении своей торговой политики: все нормативные акты, касающиеся регулирования торговли товарами и услугами, прав интеллектуальной собственности она будет публиковать в официальных источниках, и только после публикации они будут вступать в силу; проекты таких актов будут доступны всем заинтересованным странам-членам, предприятиям и частным лицам с тем, чтобы они имели возможность дать по ним свои комментарии в течение разумного периода времени.
Итоги переговоров позволяют с полным основанием констатировать, что Россия приняла на себя взвешенные обязательства, которые оставляют ей достаточную свободу маневра в регулировании внешней торговли товарами и услугами и возможности обеспечивать надлежащий уровень защиты своей экономики.
Исследуя процедуру реализации государственного заказа в российских реалиях и их возможность модернизации в рамках присоединения к ВТО, необходимо выделить ряд концептуальных различий между подходами к организации сферы государственных закупок в российских нормативных правовых актах и Соглашении о государственных закупках в рамках ВТО.
Связаны они, прежде всего с отличием способов проведения государственных закупок, сроков проведения отдельных процедур, обеспечения мер информационной открытости и пр.
Исходя из вышесказанного, можно предложить собственные меры по модернизации механизма государственных закупок в РФ (таблица 1)52.
Таблица 1. Рекомендации по модернизации организации государственного заказа
Проблема |
Действующая процедура государственного заказа |
Рекомендации |
Проблема оценки качества документации в ходе торгов |
В случае покупки высокотехнологических товаров, необходим эксперт. В штате госзаказчика он не всегда присутствует. Т.о. необходимы дополнительные средства для оплаты труда экспертов. |
Внести в процедуру государственного заказа этап экспертной оценки, предоставляемой поставщиком документации и включить государственное финансирование оплаты труда экспертов. |
Отсутствие единой институциональной среды, в которую была бы встроена вся процедура государственных закупок |
Вопрос о создании ФКС находится в обсуждении органов законодательной власти |
Одобрение Государственной Думой федерального закона о Федеральной контрактной системе, как главного регулятора закупочной деятельности |
Проблема непрозрачности делового поведения поставщиков при выполнении ими предыдущих государственных заказов |
Отсутствие единой базы об обслуживании поставщиками предыдущих государственных заказов. |
Создание базы данных с информацией об обслуживании поставщиками предыдущих государственных заказов. |
Таким образом, система нормативного правового регулирования и практика государственных закупок Российской Федерации не во всех своих аспектах соответствует требованиям Соглашения о государственных закупках ВТО, однако эти различия в большинстве случаев не носят принципиального характера.
В настоящее время одной из основных задач сельскохозяйственных предприятий является формирование соответствующей современным условиям системы внутреннего контроля. Данная задача обусловлена целым рядом событий, главными из которых стали мировой финансово-экономический кризис и вступление России в ВТО. Финансово-экономический кризис, разразившийся во второй половине первого десятилетия XXI в., привел к таким негативным последствиям, как нарушение управляемости и дисгармония сбыта производимой продукции, а также к потере платежеспособности как промышленных, так и сельскохозяйственных предприятий. Организации АПК являются базовым народно-хозяйственным ресурсным потенциалом поддержания продовольственной безопасности государства, на развитие которого оказывает влияние и вступление России в ВТО.
Процессы, связанные с либерализацией аграрной торговли, отличаются особой сложностью. Считается, что сельскохозяйственная торговля является основным нерешенным вопросом ВТО, и в переговорном процессе, по оценкам экспертов, до 60% времени уходит именно на выработку соглашений по этой сфере.
Попытки снизить сельскохозяйственный протекционизм в мировой торговле в рамках ГАТТ начались в конце 1960-х гг., и только в 1994 г. в Марракеше было принято Соглашение по сельскому хозяйству Уругвайского раунда ГАТТ, которое является главным документом, который регулирует регулирующим мировую агропродовольственную торговлю. Соглашение своей целью имеет ограничение мер, которые стимулируют производство и искажают торговлю, и, тем самым позволяют постепенно глобальному агропродовольственному рынку функционировать в соответствии с сигналами рынка, а не по правилам конкуренции субсидий.
Соглашение по сельскому хозяйству характеризуется тремя основными принципами, обязательствами стран - участниц ВТО в отношении доступа на рынок, экспортных субсидий и внутренней поддержки АПК. Обязательства по доступу на рынки предполагают снижение импортных тарифов и других ограничений доступа на внутренний рынок основных агропродовольственных товаров.
По экспортным субсидиям страны-участники и страны - претенденты на вступление в ВТО берут на себя обязательство либо не использовать экспортные субсидии с момента присоединения, либо оценить имеющиеся экспортные субсидии в денежном выражении и принять обязательства по ежегодному сокращению. Соглашение по сельскому хозяйству классифицирует меры государственной поддержки сельского хозяйства в соответствии с одной из четырех категорий, получивших в терминах ВТО название «корзина».
Совокупная мера поддержки – «желтая корзина». Мероприятия аграрной политики этой корзины считаются стимулирующими производство и, следовательно, искажающими торговлю. К таким мерам относят поддержку рыночных цен, прямые платежи и субсидии, льготы на транспортировку и списание долгов, приобретение ГСМ со скидками и т.п. Меры «желтой корзины» подразделены на две категории: поддержка, направленная на развитие производства, и поддержка, отделенная от производства. В Соглашении нет точного определения того, какие меры государственной поддержки следует отнести к «желтой корзине», и считается, что к ним относятся все меры, не подпадающие под другие три категории. При этом меры «желтой корзины» оцениваются количественно и ограничиваются с помощью показателя совокупной меры поддержки AMS. AMS определяет уровень поддержки за год в денежном выражении и представляет собой сумму поддержки производства конкретных сельскохозяйственных продуктов и поддержки, не ориентированной на конкретные продукты, которая предоставляется АПК в целом.
Меры «голубой корзины» связаны с прямыми выплатами в рамках программ сокращения производства. По Соглашению эти выплаты не должны подвергаться обязательному сокращению, если они основываются на фиксированных площадях и урожаях, а в животноводстве - если они осуществляются на фиксированном поголовье скота53.
В соответствии с правилами ВТО существует так называемый критерий минимума, который распространяется на ориентированную или не ориентированную на конкретный продукт внутреннюю поддержку в случае, если такая поддержка не превышает или превышает определенный уровень.
С момента вступления в ВТО и до 2012 г. наша страна обещает зафиксировать объем государственной поддержки сельского хозяйства на уровне 9 млрд долл. За период с 2013 до 2017 г. эти показатели должны снизиться до 4,4 млрд долл.54
С другой стороны, способы поддержки агропромышленного комплекса включают и меры «зеленой корзины», которая предполагает косвенные дотации сельхозпроизводителям. При вступлении в ВТО Россия должна сократить меры именно «желтой» поддержки. Центросоюз заинтересован в повсеместном субсидировании аграриев, например в государственных дотациях на закупку семенного картофеля, которые практикуются сейчас в отдельных регионах и позволяют подсобным хозяйствам увеличить объемы производимой продукции. Однако предпочтительны и «зеленые» меры, например инвестиционные кредиты на модернизацию производственных мощностей.
Во многих государствах уровень государственной поддержки на килограмм сельхозпродукции существенно выше, чем в России, однако она осуществляется в другом формате: вместо прямого квотирования применяются субсидии на обработку земли, покупку семян, строительство новых объектов, установку энергоэффективного оборудования, развиваются инфраструктура и логистика. Это стимулирует сельхозпроизводителей повышать эффективность своего производства и работать на долгосрочную перспективу, в то время как прямые дотации просто поддерживают хозяйства на плаву и применяются как экстренные меры.
Вступление в ВТО изменит структуру господдержки российского агропромышленного комплекса. Но и косвенная поддержка востребована аграриями, в частности, в реализации программы утилизации и замены техники, ведь парк в АПК изношен по большинству позиций до 70%. Не менее актуальна проблема квалифицированных кадров: если привезти новейшую технику, но не найти профессиональных механизаторов, все усилия будут равны нулю. Селу и сельхозпроизводителю срочно нужно развивать инфраструктуру. Подобные затраты вписываются в «зеленую», неограниченную корзину.
С вступлением России в ВТО сельхозпроизводителям станет намного сложнее реализовывать свою продукцию. Российский рынок окажется более открытым для импорта, а государство не сможет в полной мере осуществлять политику протекционизма. На прилавках появятся новые товары производителей из стран ВТО, где сельское хозяйство более развито, чем в нашей стране.
Однако, являясь членом ВТО, Россия получит возможность вести полноправные переговоры о поставках нашей продукции на рынки стран Всемирной торговой организации. Сегодня Россия - крупный экспортер зерна, потенциальный экспортер мяса птицы и свинины, а в дальнейшем, возможно, и молочных продуктов. Поэтому сельхозпроизводители крайне заинтересованы в расширении зарубежных рынков сбыта.
С вступлением России в ВТО необходимо стабильное получение конкурентоспособной, высокорентабельной продукции, так как повысится конкуренция на рынке продовольствия. Поэтому необходимо принять основные технические регламенты на продукты питания. Эта работа сейчас очень активно ведется Минпромторгом и Минэкономразвития при участии союзов и ассоциаций, входящих в АССАГРОС. Депутатами Госдумы внесены в комиссию Таможенного союза и Правительство ряд предложений по проектам технического регламента в части безопасности пищевой, алкогольной продукции, на очереди технический регламент по маркировке.
Отсутствие таких регламентов позволит получить зарубежным аграриям двойное преимущество. Во-первых, уровень поддержки сельского хозяйства в странах ЕС и в США превышает аналогичные показатели России в несколько раз. Во-вторых, в зарубежных странах практически по всем товарам необходимые стандарты давно действуют, а по условиям ВТО, если страна не обладает подробным Кодексом Алиментариусом (свод пищевых международных стандартов, принятых Международной комиссией ФАО/ВОЗ по внедрению кодекса стандартов и правил по пищевым продуктам. Стандарты Кодекса охватывают основные продукты питания — как обработанные и полуфабрикаты, так и необработанные)55, в нее можно ввозить любой товар на условиях импортеров.
Информация о работе Правовые проблемы реализации обязательств России в качестве члена ВТО