Государственное и международное регулирование миграции рабочей силы: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 18:29, курсовая работа

Краткое описание

Проблема миграции очень актуальна сейчас, потому что у многих есть возможность беспрепятственного въезда на территорию иностранных государств. Интенсификация процессов миграции выражается как в количественных показателях, так и в качественных: изменяются формы и направления передвижения трудовых потоков. Международный рынок рабочей силы характеризуется постоянным ростом спроса и предложения иностранной рабочей силы. Основой его формирования послужили процессы международной трудовой миграции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...5
Раздел 1. Теоретические основы международного рынка труда………………8
1.1. Международная миграция рабочей силы………………………………...8
1.2. Государственное регулирование миграции трудовых ресурсов………13
1.3. Проблемы занятости в мировой экономике…………………………..16
1.4. Международно-правовые основы межстрановой трудовой миграции…………………………………………………………………18
Раздел 2. Анализ миграционных процессов в странах сети МИРПАЛ…………………………………………………………………………23
Раздел 3. Движение рабочей силы в Украине………………………………….32
3.1. Законодательная база………………………………………………….…...32
3.2. Международное движение рабочей силы на современном этапе: практика, реализация, проблемы и перспективы……………………………………………………………………...36
Выводы…………………………………………………………………………...50
Список использованных источников…………………………………………...55

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая мэо.docx

— 257.87 Кб (Скачать файл)

 

Продолжение таблицы 3.4.

Молдовы

114

316

207

180

216

264

286

437

580

513

387

Франции

41

45

50

47

80

115

170

247

354

392

342

США

152

159

168

162

175

189

225

276

329

305

275

Македонии

11

9

8

179

265

220

290

365

456

175

236

Италии

61

72

78

91

101

123

148

163

239

258

223

Великобритании

134

124

147

148

158

148

175

177

231

228

202

Грузии

77

84

89

114

100

145

190

329

332

269

187

Индии

135

158

164

142

129

147

187

209

256

228

182

Литвы

39

59

83

95

103

137

143

157

213

182

160

Болгарии

158

100

121

129

135

123

114

102

135

134

150

Словакии

18

13

25

89

44

183

197

155

180

189

103

Армении

224

227

207

196

199

207

184

177

201

135

89

Другие

995

987

1 118

1 193

1 246

1446

1 742

2 197

3 446

2 936

2 285


 

Из таблицы  видно, что в 2010г. численность иностранцев, которые временно работали в Украине  составила 13728 тыс. чел. , где наибольшую долю заняли граждане Турции и России , что обусловлено географическим расположением этих стран с Украиной и др. факторами.

Табл. 3.5. Численность граждан, которые временно работали за границей в 2000-2010 гг. , человек [26]


 

2000г.

2001 г.

2002 г.

2003г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Всего

33735

36 329

40 683

38 161

45 727

56 549

61369

73 184

80 374

74 510

80 401

в том числе в:

                     

Кипре

4343

4 979

6 258

5 796

11206

15 377

17 334

20 746

23 049

20 908

19 963

Либерии

436

337

3 717

1642

2 792

5 910

6411

6 744

8 580

8 822

8 999

Греции

11362

12 442

14 151

13 559

10 367

11 697

11678

12 560

10 686

9473

8 971

Великобритании

2720

3 514

2 290

2 767

5 ПО

5 352

6 693

6818

5 353

4 131

4 925

США

337

708

1 104

446

718

241

345

1 876

3 457

2 770

4 063

Германии

1363

1241

1380

1 561

873

949

1906

2319

2 308

3 673

3 968

Латвии

102

65

364

890

1 771

1960

2 158

3 028

3 536

2 696

3 347

Продолжение таблицы 3.5.

Мальте

539

638

694

592

598

1 122

1341

1 161

1 103

1 569

2 156

России

1474

1328

1219

1 598

2 150

1975

1 887

2 519

2 522

1 814

2 026

Нидерландах

335

242

290

325

296

567

498

666

1248

1226

1 831

Панаме

955

1253

642

610

838

1 154

1318

1340

1 095

1450

1 508

Швейцарии

353

482

391

575

804

691

610

1 168

708

505

629

Италии

63

234

335

437

442

439

525

628

661

650

616

Турции

462

480

325

196

243

463

533

565

842

733

576

Испании

148

992

943

908

745

946

599

626

1 125

595

570

ОАЭ

734

1 136

1 184

954

1041

903

1 028

1 029

817

544

560

Намибии

449

412

553

358

350

333

332

296

271

363

387

Израиле

514

364

205

202

206

270

13

34

77

100

316

Индии

27

69

94

39

12

326

400

169

195

151

200

Багамах

1095

1 086

234

327

308

116

24

5

2

4

88

Ливии

368

135

412

173

71

165

81

28

48

49

53

Японии

153

322

491

786

588

479

184

93

51

67

52

Чехии

3501

1275

464

289

375

299

454

735

802

190

29

Грузии

3

24

49

140

458

504

403

333

256

11

14

Китае

97

282

439

421

334

449

391

534

699

628

0

Румынии

7

4

1

0

547

619

502

505

209

20

0

Словакии

479

291

234

207

239

335

329

540

326

3

0

Другие

1316

1 994

2 220

2 363

2 245

2 908

3 392

6 119

10 348

11 365

14 554


Исходя  из данных таблицы 3.5. можно сделать  вывод о том, что временно работают украинцы больше в сфере туризма  в других странах ( Мальта – 19963 чел., Греция – 8971 чел.). Всего наблюдается тенденция роста временных мигрантов, например, в 2000г. – 33735 чел., а в 2010г. – 8040 чел., что свидетельствует о росте миграционных процессов более в 2 раза.

Одна  из проблем украинской эмиграции  – «утечка умов», которая осуществляется через два канала. Первый канал  – непосредственно через миграцию интеллектуалов в другие страны. Главной  причиной «утечки мозгов», особенно с академической фундаментальной  науки, является ежегодное уменьшение бюджетных расходов на науку. Падение  ассигнований с бюджета на развитие науки  привело к сворачиванию научно-исследовательских программ, падение престижности научной работы, быстрого сокращения численности научных кадров, снижение уровня материального стимулирования ученых. Второй канал «утечки мозгов» - использование нашего научного потенциала зарубежными институтами и корпорациями в Украине. В последние годы в связи со снижением спроса отечественной производственной сферы на научно-техническую продукцию наблюдается постепенное увеличение удельного веса, выполненных на заказ зарубежных фирм. Таким образом, НИОКР Украины становятся фактором инновационного прогресса в других странах [27].

Согласно  данным Международной организации  по миграции (МОМ) и Всемирного банка, в 2010 году в мире насчитывалось около 215 миллионов мигрантов, что составляет 3% населения Земли. По оценкам ООН, Украина занимает четвертое место  в мире по количеству мигрантов –  после США, Германии и России.

Как свидетельствуют  результаты представленного исследования «Состояние и перспективы миграционной политики в Украине», в Украине  насчитывается от 5,1 млн до 6,8 млн мигрантов, имеющих различный статус пребывания в Украине. При этом оценочно бюджет Украины ежегодно недополучает около $2 млрд от неучтенного труда нелегальных мигрантов. А всего из экономики Украины мигрантами ежегодно пересылается и вывозится 40-45 млрд грн.

По данным Института демографии и социальных исследований НАН Украины, население  Украины постепенно сокращается: нация  стареет и вымирает. Происходит отток из Украины экономически активного населения – по разным оценкам, нынче от 2 млн до 6 млн наших соотечественников пребывают на заработках за границей. При этом в Украине, несмотря на кризис, в целом наблюдается некоторый экономический рост. По данным Госслужбы статистики, за первый квартал 2011 года ВВП Украины вырос по сравнению с аналогичным прошлогодним показателем на 5,2%. И рост этот, по оптимистическим прогнозам экономистов, может продлиться еще 5-10 лет, что спровоцирует увеличение потребностей в трудовых ресурсах. По оценкам рабочей группы, Украина вряд ли сможет внедрить эффективные инструменты реинтеграции «заробитчан» и возврата их на украинский рынок труда. Демографическая ситуация будет ухудшаться, а коренное население – сокращаться. Впрочем, многие эксперты уверены, что Украина должна сделать все возможное, чтобы повернуть миграционные процессы в положительное русло. «Украина должна сделать все возможное, чтобы миграция – как нелегальная, так и легальная – была стране исключительно на пользу. Создать иностранцам такие условия, чтобы они могли работать в вашей стране легально – одна из основных задач в формировании миграционной политики», - отметил в рамках круглого стола региональный представитель Управления верховного комиссара по делам беженцев ООН в Украине, Молдове и Беларуси Олдрих Андрисек. В свою очередь народный депутат Украины Василий Грицак отметил: «Можно уверенно заявить: в последние 20 лет в Украине отсутствовала миграционная политика как таковая. Сегодня ситуация улучается – создана Государственная миграционная служба, президент издал ряд необходимых указов».

Указанные выше факторы будут способствовать росту миграции, прежде всего нелегальной  из государств СНГ и Азии. Без  совершенствования нормативно-правовой и технической баз учета мигрантов  Украина столкнется с рядом экономических  и социальных проблем, которые сейчас переживают европейские государства. «Нелегалы создают массу экономических и социальных проблем. Во-первых, рынок труда перенасыщается неквалифицированной рабочей силой, что ведет к снижению заработной платы и как следствие растет безработица среди коренного населения. А работодатели, используя дешевую нелегальную рабочую силу, теряют мотивацию к модернизации производства», - считает парламентарий Валерий Коновалюк.

Cегодня  миграционные процессы в Украине  регулируются более чем 20 международными  и национальными нормативно-правовыми  актами, принятыми в различные  годы. Что порождает нестыковки  в нормативной базе и затрудняет  полноценный учет миграционных  потоков. В Украине нет единой  и эффективной системы учета  мигрантов. Один из участников  круглого стола, народный депутат  Василий Грицак, уверен, что построить  такую систему поможет биометрическая  идентификация мигрантов. «Украина готова выдавать биометрический паспорт, то есть – исполнить одно из требований ЕС. Действующее законодательство позволяет принять постановление Кабмина или указ президента и начать такую реформу. Но мы пока еще не демонстрируем Европе и миру, что готовы выполнить это требование», - рассказал участникам круглого стола Василий Грицак. Также он добавил, что реформы документов регламентирует законопроект № 8507, в котором уделено внимание таким документам (кроме биометрического загранпаспорта), как карта мигранта, удостоверение беженца и так далее.

О необходимости  создания системы идентификации  говорил и заместитель главы Государственной миграционной службы Виктор Шейбут. По его словам, отсутствие единой глобальной и надежной системы идентификации приводит к тому, что Украина не способна точно подсчитать потоки мигрантов, спрогнозировать свои действия и выработать эффективную миграционную политику. Миграция стала неотъемлемой частью жизни мирового сообщества, констатируют эксперты. Поэтому Украина должна задуматься не над тем, как бороться с мигрантами, а над тем, как эффективно управлять миграционными процессами с пользой для экономики государства, и научиться извлекать выгоду из общемировых миграционных процессов. Для этого необходимо внедрить современные системы идентификации мигрантов, в т.ч. с использованием биометрических технологий, и усовершенствовать законодательную базу. Как отметил в ходе работы круглого стола народный депутат Валерий Коновалюк, 14 июня 2011 г. в повестку дня предстоящей пленарной недели Верховного Рады включен законопроект «О документах, удостоверяющих личность и подтверждающих гражданство Украины». По словам Валерия Коновалюка, данный законопроект реально улучшит документооборот, поспособствует получению гражданства и не потребует дополнительных расходов. «Украина в итоге обеспечит выполнение своих международных обязательств в вопросах борьбы с терроризмом, незаконной миграцией и организованной международной преступностью», – подчеркнул парламентарий [18].

В 3 разделе  можно сделать вывод, что изменения в численности и структуре миграционных потоков сопровождаются улучшением миграции ситуации в Украине. Страна находится в позиции нового сальдо миграции. Потенциальные мигранты сделать выбор страны для реализации различных интересов в зависимости от их предпочтений, доступность информации и развитие миграционных сетей.  Динамика, структура и интенсивность потоков трудовой миграции из Украины и  перспективы его развития в условиях мирового финансового и экономического кризиса является наиболее развитой в настоящее время.

 

Выводы

Современная международная  миграция населения представляет собой  многогранное явление, влияющее на все  стороны развития общества, будь то экономика или политика, демографические  процессы или национальные отношения, идеология или религия. Выступая в прошлом главным образом  в формах кочевничества, военных  и колонизационных переселений, международная миграция населения  с развитием капиталистической  системы хозяйствования приобрела  новые черты. Возникла необходимость  в огромных перемещениях людей, лишенных средств производства. Современный  мировой миграционный процесс по своему содержанию и массовости существенно  отличается от аналогичных процессов  не только прошлого века, но и первой половины прошлого столетия. Главные  его особенности следующие.

1. Миграция охватила все  континенты, весь мир и обрела  поистине глобальный характер. На  начало последнего десятилетия  XX в. в мире уже насчитывалось  более 45 млн трудящихся-мигрантов.  Небывалая масштабность мировой  миграции трудовых ресурсов представляет  собой важнейшую особенность  современности.

2. Если в 50—70-е гг. миграция  шла в основном из развивающихся  стран в индустриально развитые, то с 80-х гг. наблюдается и  встречный миграционный процесс:  перемещение иностранной рабочей  силы из более развитых в  менее развитые страны.

3. Доминирующим мотивом  трудовой миграции остается экономический.

4. Миграции трудовых ресурсов  способствуют и современные технологии  производства, основанные на принципах  международного разделения труда.  Это связано прежде всего с  деятельностью транснациональных  компаний, организующих производство  в системе мирового хозяйства.

5. На современном этапе  развития значительно увеличилась  нелегальная миграция рабочей  силы, которая стала мировой проблемой.  В начале 90-х гг. в Европе находилось  примерно 2 млн нелегалов. В США  их 6 млн, а по некоторым источникам  —13 млн. Это в основном мексиканцы, работающие в сельскохозяйственном  секторе. В Японии таковых менее  300 тыс., в Малайзии около 500 тыс., в России от 500 тыс. до 1 млн.

6. В международной миграции  происходят качественные изменения,  обусловленные НТР, суть которых  состоит в значительном увеличении  среди мигрирующих доли квалифицированных  специалистов. Сегодня этому процессу  присущи некоторые новые черты.

Первое. На смену “утечке мозгов” пришла их циркуляция: произошла диверсификация направлений миграции. США продолжают оставаться общепризнанным центром притяжения для профессионалов. Но одновременно представители профессиональной элиты из промышленно развитых стран, как уже отмечалось, едут на временную работу в развивающиеся страны.

Второе. Принципиально новым явлением стало движение профессионалов не только “к капиталу”, но и “одновременно с капиталом или вслед за ним”. Прежде всего это связано с деятельностью ТНК и большими возможностями карьерного продвижения для профессионалов.

Третье. Современному уровню миграции профессионалов присущ принципиально иной организационный уровень, выразившийся в возникновении своеобразной международной корпорации “охотников за головами”.

Четвертое. Имеет место интеграция системы высшего образования. Она предполагает продолжение обучения студентов из многих стран мира, например, в США или Японии (для китайских студентов). Безусловна результативность подобного способа подготовки специалистов для посылающих стран. Однако многие из них не возвращаются на родину.

7. Страны, имевшие в прошлом  статус метрополии, ориентируются  на импорт рабочей силы из  своих бывших колоний и зависимых  стран.

8. Если в страны традиционной  миграции (США, Канада, Австралия,  ЮАР) в XIX в. и первой половине XX в. въезжали исключительно европейцы,  то в 80—90-х гг. они составляют  незначительную часть мигрантов.  В иммиграционных потоках в  эти страны преобладают выходцы  из Азии, Латинской Америки, Африки  и Карибского бассейна.

9. Одной из характерных  особенностей современного этапа  международной миграции рабочей  силы стало все более активное  вмешательство государства в  этот процесс. Оно регулирует  сделки на мировом рынке рабочей  силы, дает разрешение на въезд  и следит за сроками выезда  иммигрантов. Оно занимается вербовкой  и созданием благоприятных условий  для найма иностранных рабочих.

Украина является одной из крупнейших стран-доноров  рабочей силы в Европе, внешняя  трудовая миграция стала объективной  реальностью. Формирование потоков "заробитчанства" состоялось в условиях низкой заработной платы в зарегистрированном секторе  экономики, повышенного уровня безработицы  и вынужденной неполной занятости, распространения бедности и высокого уровня имущественного расслоения населения, значительного разрыва в уровнях  оплаты труда в Украине и зарубежных странах (особенно в перерасчете  на иностранную валюту по официальному курсу). Начало ХХІ в. ознаменовалось определенным улучшением ситуации на рынке труда и повышением уровня жизни населения Украины. Заметно  снизились уровни безработицы и  вынужденной неполной занятости, резко  уменьшилась задолженность по выплате  заработной платы, повысился уровень  обеспечения населения товарами длительного пользования. Однако большинство  показателей социально-экономического развития и накануне мирового финансового  кризиса все еще оставались далекими от европейских стандартов. В условиях социально-экономического кризиса  роль трудовых миграций как источника  снижения напряжения на местных рынках труда, существенно возрастает. Вместе с тем миграционная политика государства до сих пор остается не разработанной.

Информация о работе Государственное и международное регулирование миграции рабочей силы: проблемы и перспективы