Казахско-турецкие взаимоотношений в 60-90-е гг. XX столетия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 10:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной диссертационной работы является комплексное и всестороннее изучение казахстанско-турецких взаимоотношений в 60-90-е гг. XX столетия. В этой связи нами были выдвинуты следующие задачи:
выявить основные факторы, оказавшие влияние на становление и развитие казахстанско-турецких взаимоотношений;
- определить характерные черты и динамику процессов взаимодействия и взаимовлияния социально-политических и культурно-духовных идей двух народов;
- дать характеристику и определить роль и место казахской и турецкой диаспор в развитии казахстанско-турецких отношений в современный период;
- определить роль и место Турецкой Республики в системе внешнеполитических координат Казахстана;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ КАЗАХСТАНСКО-ТУРЕЦКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ 13

1.1 Казахстан и Турция: причины стратегического партнерства 13
1.2 Исторические истоки казахстанско-турецких
отношений 23
Казахская и турецкая диаспоры, как важный фактор развития
отношений между Казахстаном и Турцией 36

2 ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ КАЗАХСТАНА И ТУРЦИИ 49

2.1 Становление и развитие казахстанско-турецких
политических отношений 49
2.2 Основные направления развития торгово-экономических отношений Казахстана и Турции 60
2.3 Сотрудничество Казахстана и Турции в инвестиционной сфере 69

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ КАЗАХСТАНА И ТУРЦИИ В ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ 87 3.1 Динамика развития казахстанско-турецких культурных
связей 87
Углубление двустороннего гуманитарного сотрудничества
в рамках международных организаций и проектов 105

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 116

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 123

Вложенные файлы: 1 файл

Каз-турец отн..doc

— 799.00 Кб (Скачать файл)

Как отмечалось в предыдущем параграфе, на нормальный уровень гуманитарное сотрудничество между Казахстаном и Турцией перешло только в начале 90-х гг. При этом,  обе страны   отмечают   его особую ценность для восстановления и укрепления исторических, духовных связей между двумя братскими народами.

Поистине огромные возможности для развития многообразных гуманитарных связей между дружественными государствами открывает Соглашение о сотрудничестве в сфере образования, науки, культуры и спорта. В соответствии с этим соглашением турецкая сторона уже на 1993 учебный год   предполагала   выделить две тысячи стипендий для обучения казахстанских юношей и девушек в системе технического, среднего и высшего образования. Также предполагалось осуществление контактов между государственными университетами двух стран. В соглашении намечен широкий обмен в области научных связей, культуры, искусства и кинематографии, туризма и спорта, информационной деятельности через телевидение, радио и информационные агентства. Если в целом говорить о культурно-гуманитарных аспектах, то двустороннее казахстанско-турецкое    сотрудничество    основывается    на    ряде межправительственных и межведомственных соглашениях. На наш взгляд, сотрудничество в области образования является наиболее продуктивным. В настоящее время граждане РК обучаются в Турции по 4 основным программам. Из них 912 человек согласно Протокола о сотрудничестве между Министерствами образования двух государств /148/. Программа сотрудничества Казахстана и Турции в области образования ведется по нескольким направлениям.

В 1994 учебном году состоялся первый выпуск казахстанских студентов из турецких вузов в количестве 120 человек. По результатам вступительных экзаменов в виде тестирования осенью того же года в Турцию прибыли еще 175 человек для обучения турецкому языку с последующим зачислением на 1-й курс. В 1998 году состоялся уже второй выпуск казахстанских студентов в количестве 168 человек /149/. На начало 1999 года в Турции обучалось 1018 человек из Казахстана, в том числе 84 - в магистратуре, 17-в докторантуре. С 1996 года введена новая программа обучения для турков-месхетинцев, которая курируется МИД Турции. По этой линии обучается 153 человек.

Третья программа касается 93 курсантов, обучающихся в соответствии с Межправительственным соглашением о сотрудничестве в области военного образования. Кроме того, 19  казахстанцев  обучаются в полицейской Академии в Анкаре /150/.

Помимо вышесказанного, вне перечисленных программ, насчитывается около 200 человек, направленных на учебу различными общественными и религиозными фондами.

В контексте   углубления образовательных связей, на наш взгляд, нужно сказать о    важном значении деятельности Казахско-Турецкого международного университета имени Ходжи Ахмеда Яссауи в городе Туркестане, готовящего кадры для всех тюркоязычных государств.

В Казахстане с 1993 года функционирует Международный казахско-турецкий  университет  имени  Х.А.Яссауи  (МКТУ)   со   статусом самостоятельного юридического лица, который в настоящее время располагает солидной учебно-экспериментальной базой, университетским городком. Ежегодный план приема по университету, включая его филиалы, составляет около двух тысяч человек, в том числе из Турции и тюркоязычных республик. Согласно межправительственному соглашению, университет финансируется на паритетных началах из госбюджета двух стран. Большой объем работы по расширению   учебно-методической   базы   университета,   проведению стажировок студентов и преподавателей, обмену преподавательскими кадрами, поиску спонсоров осуществляется Фондом содействия МКТУ в Анкаре и председателем Попечительского совета, экс-госминистром Н.К.Зейбеком. Международный Казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Яссауи является  одним из крупнейших проектов сотрудничества в области образования. Турецким правительством в 1996 г. на развитие университета было выделено из госбюджета 12 млн. долларов, в 1999 г.-10 миллионов долларов. Всего с 1993 на развитие Казахско-турецкого университета Турция выделила порядка 60 миллионов долларов. В университете обучалось в 1999 г.  свыше полутора тысяч студентов, в том числе 350 из Турции. Решением попечительского совета, высшего органа управления университета, за особые успехи в учебе студентам дневного обучения установлены пять именных стипендий. В 1995 г. 50 студентов и 15 преподавателей университета находились на стажировке в Турции. Во время визита Президента С.Демиреля в Казахстан в июне 1995 г. был заложен фундамент нового университетского городка. Было положено начало созданию уникального международного университета нового типа, основной целью которого является подготовка высококвалифицированных специалистов и научных кадров, отвечающих потребностям будущего столетия. Можно предположить, что, благодаря совместным усилиям, университет из периферийного учебного заведения перейдет в разряд университетов, который обеспечит обучение граждан не только Казахстана и Турции, но и соседних стран.

В настоящее время в университете работают свыше 500 преподавателей, В том числе 62 турецких. Среди профессорско-преподавательского состава 88 докторов и 210 кандидатов наук. 62 турецких преподавателя. около 50 аспирантов и 100 магистрантов занимаются научной деятельностью. По количеству докторов наук университет занимает третье место среди вузов республики /151/.

Всего в мире менее 35 живых тюркских языков, на которых говорят около 150 млн. человек. Геополитические изменения в Центральной и Передней Азии, которые стимулируют экономические, культурные, лингвистические сближения тюркских народов, делают  проблему тюркских языков актуальной. Этому вопросу была посвящена международная конференция, организованная преподавателями университета. На ней было принято решение, что лингвистический банк данных будет заложен в память ЭВМ, а затем из машинного фонда до 2000 года будет создан компьютерный фонд тюркских языков.

В 1997 году в Университете прошел Международный симпозиум по археологии Центральной Азии, участниками которого стали ведущие ученые Турции, России и азиатских государств. Кроме того, университет своими силами провел еще два международных симпозиума.

В техническом оснащении кафедр университета помогает турецкая сторона. Все лаборатории и кафедры университета оснащены современным оборудованием   и   компьютерами   типа   пентиум,   функционирует международная сеть Интернета, существует спутниковая видеосвязь, которая позволяет проводить видеоконференции и лекции ведущих ученых мира для аспирантов и студентов. В 1998 году учеными университета опубликовано около 300 статей и 30 монографий, получено 10 авторских свидетельств и патентов. Университет публикует научный журнал «Вестник университета» - «Университет хабаршысы» и газета «Яуссауи университет» /152/.

Учебные программы отвечают современным требованиям рынка и соответствуют международным стандартам ведущих западноевропейских университетов. Большое внимание уделяется в университете  изучению компьютерной техники, ЭВМ. В среднем в 2-3 раза больше, чем в других вузах. Английский язык изучается 8 часов в неделю. В основу положен принцип: если иностранный язык надо изучать - то так, чтобы им практически овладеть.

На территории университета начато строительство уникального студенческого городка, который будет введен в эксплуатацию в 2003-2005 годах. На территории в триста гектаров возвысятся около 20 учебных и других зданий, где будет обучаться свыше 20 тысяч студентов. В перспективе, это будет самый крупный университет в Центральной Азии. Пока построены 3 общежития на 1300 мест, гостиница на 175, студенческая столовая на 400 мест, Дворец культуры. Для профессорско-преподавательского состава возведены около 50 коттеджей. На очереди строительство комплекса медицинского факультета - уникальный учебный корпус со своей клиникой, оснащенной современнейшим медицинским оборудованием. В городке будет все необходимое для автономной жизни. 100 гектаров земли выделено под ботанический сад, который украсят 16 тысяч фруктовых и 5 тысяч декоративных деревьев.

Итак, Международный университет им. Яссауи задуман и развивается, как учебное заведение, соответствующее лучшим мировым образцам. Еще не все выполнено, но, тем не менее, обе страны считают, что перспективы у него огромные.

В сфере образования Республики Казахстан заметное место занимают 28 казахско-турецких лицеев, созданных на добровольные пожертвования турецких бизнесменов, а также открытый в 1996 году частный университет «Фатих» имени С.Демиреля. Министерство образования и науки Казахстана уделяет большое внимание учебно-методическому обеспечению этих учебных заведений. Так, в 1998 году разработаны и внедрены в практику деятельности учебные планы для казахско-турецких лицеев /153/.

 Стороны не останавливаются  на достигнутом, двустороннее сотрудничество  в области образования постоянно развивается и расширяется. Так, в соответствии с соглашением между Казахстаном и Турцией на обучение в турецких учебных заведениях направлено 1749 человек (в высших учебных заведениях Казахстана обучаются свыше 150 граждан Турции) /154/. Характеризуя сотрудничество в области образования как перспективное направление двусторонних связей, необходимо отметить определенный прогресс в качественной стороне подготовке кадров. Во время визита министра образования РК в Турцию в июле 1995 г. была достигнута договоренность об открытии в Казахстане двух казахско-турецких лицеев и трех центров по изучению турецкого языка. В 1998 году в вузах Казахстана обучалось уже более 500 студентов из Турции /155/. В соглашении между министерствами образования двух стран изложено намерение поощрять прямые контакты между высшими учебными заведениями, открыть кафедры турецкого языка и литературы в университетах Казахстана, а в вузах Турции - кафедры казахского языка и литературы. Учителя турецкого языка и студенты из Казахстана получат возможность побывать на курсах центра усовершенствования учителей "Томер".

В октябре 2000 года во время визита Президента Турции в Казахстан его супруга Семра Сезер посетила школу "Мирас" Фонда образования Нурсултана Назарбаева, детскую деревню "Астана", основанную под эгидой Международного фонда "S Киндердорф Интернационал". Г-жа Сезер является по профессии педагогом и её визит носил профессиональный интерес. По ее мнению,  школа «Мирас» одна самых лучших из известных ей школ. Г-жа Сезер проявила большой интерес к тому,  как в Казахстане подходят к вопросам образования и каким образом построен учебный процесс.

Турецкая сторона предложила при помощи спутниковой связи распространять в Казахстане программы турецкого радио и телевидения и использовать их в обучении. Параллельно велись консультации по вопросу создания гуманитарного университета в Туркестане, открытия при одном из университетов в Алма-Ате турецкого отделения и в одном из вузов Турции -казахского.

Достаточно активно и многогранно развивается сотрудничество Казахстана и Турции в сфере науки. В первую очередь, наиболее успешно развивается оно в области общественно-гуманитарных наук. В настоящее время казахстанские ученые участвуют в подготовке многотомной истории тюркской литературы, 10-томной сравнительной грамматики и 20-томного сравнительного словаря тюркских языков, финансируемых турецкой стороной. Завершено написание учебников по общей истории и литературе тюркских народов для средних школ, в котором приняли участие представители Казахстана.

С 1991 года начинаются регулярные контакты между Академией наук Республики Казахстан и научными учреждениями других стран, в том числе и Турции. Так, в 1991  году Академией наук   Казахстана было заключено 24 договора и соглашения о научно-техническом сотрудничестве, подписано 9 протоколов о намерениях по научному техническому сотрудничеству с академическими учреждениями Англии, Германии, Китая и Турции /156/. В том же году АН РК заключила 13 соглашений об обмене изданиями, установила тесные связи с Библиотекой Технического университета в городе Анкаре. Как уже говорилось, наиболее активно развивались научные связи двух стран в области гуманитарных наук и культурного наследия. В Казахстане утверждена Государственная программа "Возрождение исторических центров Шелкового пути, сохранение и преемственное развитие культурного наследия тюркоязычных государств, создание инфраструктуры туризма" /145/. Ее разработка   была   предусмотрена   Ташкентской   декларацией   глав тюркоязычных стран. В программе предусмотрена организация региональных центров в Алматы, Шымкенте, Таразе, Туркестане. Институт археологии Академии наук Казахстана в рамках программы ЮНЕСКО «Десятилетие развития культуры - Комплексное изучение Шелкового пути - Пути диалога» организовал международную экспедицию «Шелковый путь». В этой экспедиции приняли активное участие турецкие исследователи. По результатам экспедиции была проведена международная конференция «Взаимодействие кочевых и оседлых цивилизаций на трассе Шелкового пути». В ее работе участвовали представители многих стран, среди них были и ученые из Турции, проявившие большой интерес к проблеме /157/.

В 1992-96 годах в Казахстане состоялись несколько международных конференций и симпозиумов, в работе которых принимали участие ученые и специалисты из Турции. Среди них можно назвать - 36-ю сессию постоянной Международной алтаистической конференции; симпозиум тюркских стран по химии и технологии полимеров; Международную научно-теоретическую конференцию «Духовное наследие Абая в канун XXI века»; Международную юбилейную сессию по линии ЮНЕСКО общего собрания НАН РК, посвященную 150-летию Абая; конференцию «Научные основы и разработка новых технологий переработки минерального и техногенного сырья цветной металлургии» /158/.

В 1997 году в Кызылорде состоялась международная конференция "Коркут и тюркский мир", посвященная 1300-летию «Книги моего деда Коркута».  Профессором  А.Конратбаевым  совместно  с  известным коркутоведом М.Байдилдаевым осуществлен перевод на казахский язык сборника, в котором собраны 314 научных исследований об этой книге, изданных в Азербайджане, Турции, странах Европы /159/. В конференции также приняли участие представители Турции. С турецкими учеными на конференции была достигнута договоренность о реализации совместных проектов по изучению наследия Коркута и организации связанных с этим археологических раскопок.

Информация о работе Казахско-турецкие взаимоотношений в 60-90-е гг. XX столетия