Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 02:26, курс лекций
Работа содержит курс лекций, посвященных истории международных отношений XX века.
Заметную роль в формировании
общественного мнения играли специализированные
международные
Значительное внимание руководство КИ уделяло сотрудничеству с Рабочим Социалистическим Интернационалом, организуя совместные координированные выступления коммунистических и социал-демократических партий в поддержку испанских республиканцев (включая выступления парламентских и муниципальных фракций), а также пытаясь создать постоянный контактный комитет, координирующий антифашистскую деятельность этих организаций.
В целом, говоря об итогах
деятельности Коммунистического
* * *
Подводя итоги всего, сказанного в части третьей данного пособия, можно отметить, что система международных отношений, созданная после окончания Первой мировой войны и призванная исключить возможность возникновения широкомасштабных военных конфликтов в Европе, оказалась не эффективной. Несмотря на то, что практически все государственные и политические деятели, стоявшие у истоков Версальской системы, заявляли о своей готовности способствовать установлению справедливого мирового порядка, традиционные межгосударственные противоречия, характерные для международных отношений в Европе в конце XIX – начале XX вв., сохранили свою значимость и во многом предопределили основные тенденции развития международных отношений в период между двумя мировыми войнами. Данные противоречия способствовали тому, что Версальская система носила, по сути, компромиссный характер, обеспечивая шаткое равновесие между европейскими государствами, приблизительно равными по силе, но стремившимися к доминированию в европейской и колониальной политике.
Очевидно, что в сложившейся ситуации создание эффективных механизмов обесечения стабильности на международной арене было крайне затруднено, а договоры, призванные обеспечить международную безопасность, практически неизбежно носили формальный характер. Деятельность Лиги Наций также заведомо не могла быть эффективной в виду отсутствия у этой организации реальных инструментов воздействия на международную обстановку и несовершенности процедуры принятия решений по вопросам, касающимся международной безопасности. Отметим также, что в достаточно большой степени Версальскую систему ослабляла проблема территориальных границ государств-неофитов, образованных в результате распада Австрийской и Российской империй: государственные границы во многих случаях не совпадали с этническими, следствием чего стали взаимные территориальные претензии, неоднократно становившиеся причиной усиления напряженности в отношениях между государствами Центральной и Восточной Европы.
Еще одним фактором, способствовавшим дестабилизации международной обстановки в Европе была неспособность гарантов Версальской системы разработать оптимальный вариант решения вопроса о германских репарационных платежах.
Перечисленные факторы способствовали тому, что Германия, - «главный возмутитель спокойствия» в Европе, - сумела в течение короткого срока восстановить свой экономический и военный потенциал и, более того, объединить вокруг себя целый ряд государств, руководство которых видело в Версальской системе преграду для осуществления своих амбициозных планов на мировой арене (Италия, Япония). В создавшейся ситуации ведущие страны мира не смогли эффективно противодействовать развитию агрессивного внешнеполитичского курса данных стран, результатом чего стал кризис Версальского миропорядка и развертывание нового мирового конфликта, началом которого принято считать нападение Германии на Польшу 1 сентября 1939 г.
Глава 9.
Международные отношения в годы второй мировой войны.
1 сентября 1939 г. мир
вступил во вторую мировую
войну, которая кардинально
9.1.Начало второй мировой войны
Вторжение армии вермахта на территорию Польши 1 сентября 1939 г. принято считать началом Второй мировой войны (1939-1945 гг.), ибо вслед за этим последовало официальное объявление войны Германии со стороны Англии и Франции (3 сентября). Очень быстро «германо-польский конфликт» перерос в мировую войну с участием всех ведущих государств. Правовой основой решения Парижа и Лондона о вступлении в войну были обязательства, которыми они были связаны с Польшей: совместные гарантии ее независимости от 31 марта 1939 г., франко-польская конвенция от 19 мая 1939 г. и польско-британский договор о взаимопомощи от 25 августа 1939 г. 5 сентября Вашингтон объявил о распространении на германо-польский конфликт закона о нейтралитете 1937 г., запрещавшего поставки военного снаряжения воюющим странам. Нейтральную позицию в отношении событий стремились занять и малые страны Европы. Таким образом, польские вооруженные силы остались один на один с превосходящей армией Германского рейха. Активное участие Англии и Франции в боевых действиях началось лишь весной 1940 г.
В 1939-1941 гг. происходит окончательное оформление двух противоборствующих блоков. Малые и большие страны примыкали к одной из воюющих сторон либо объявляли о своем нейтралитете. Германо-японский «антикоминтерновский пакт», созданный в 1936 г. (Италия 1937, Венгрия, Маньчжоу-го, Испания 1939 г.) обеспечивал некоторую политическую поддержку Берлину. Однако Германия не всегда была довольна позицией своих союзников. Италия вступила в войны лишь в апреле 1940 г., Венгрия направила свои вооруженные силы лишь в июне 1941г. Япония оставалась в стороне от активных боевых действий вплоть до декабря 1941 г. Правительство генерала Франко в Испании вообще официально объявило о своем нейтралитете в европейском конфликте. В скором времени Германию поддержали Болгария, Румыния, Финляндия, Словакия и Хорватия. Исследователи справедливо отмечают специфику такой «коалиции», в рамках которой Германии не удалось получить реальной помощи, и приходилось довольствоваться лишь лояльностью союзников. Именно неуверенность Германии в своей международной позиции (несмотря на наличие одной из самых могущественных и опытных армий) заставляло Берлин в ходе второй мировой войны искать сепаратные соглашения с реальными «игроками». В июне-августе велись тайные переговоры между Англией и Германией в Лондоне, в 1939 г. заключается договор о ненападении с СССР, в 1941 г. осуществляется довольно странная «миссия» Гесса в Англию, в 1945 г. – секретные переговоры с США. Уже тогда чисто военное превосходство не могло гарантировать успеха на международной арене. Осознание этого заставило Берлин искать понимания с Москвой.
9.2.Советско-германские переговоры
Москва не сразу пошла на переговоры с Гитлером, стремясь первоначально прояснить позицию правительств Англии и Франции. Весной-летом 1939 г. Лондон и Париж предприняли несколько дипломатических шагов, свидетельствовавших об их антигерманском настрое. В марте 1939 г. правительства Великобритании и Франции выступили с совместным заявлением о том, что в случае нападения Германии на Голландию, Бельгию и Швейцарию они окажут последним помощь. Более того, кабинет премьер-министра Чемберлена вынужден был пойти на уступки оппозиции внутри страны, которая требовала более тесного сотрудничества с Москвой. Однако, как выяснилось в ходе летних переговоров, позиции Москвы, Парижа и Лондона были слишком разными. Летом 1939 г. представители трех держав встретились в Москве.
В отечественной историографии господствует мнение о сознательном нежелании Лондона и Парижа обсуждать на этих переговорах реальное военное сотрудничество в борьбе с фашистской агрессией. Надо сказать, что результаты изучения доступных сегодня материалов говорит в пользу подобной трактовки тех событий. Правительства Англии и Франции готовы были воспользоваться помощью Москвы в случае начала боевых действий на Западе (однако и здесь возникали труднопреодолимые препятствия, связанные с пропуском через территорию третьих стран советской армии), однако не горели желанием предоставить такую же поддержку в случае нападения Германии на прибалтийские республики или другие районы на востоке Европы. В июне-августе 1939 г. переговоры зашли в тупик. 12 августа они были прекращены, поскольку прибывшие в Москву делегации не имели полномочий подписывать какие-либо соглашения. Фактически на переговорах сложилась ситуация, когда никто никому не доверял.
Учитывая все это, Сталин решается принять предложение Гитлера, и дает согласие на прилет в Москву министра иностранных дел Германии фон Риббентропа. 23 августа 1939 г. Молотов и Риббентроп подписали договор о ненападении. Через месяц, 28 сентября был подписан договор о дружбе и сотрудничестве между СССР и Германией, который в современной историографии чаще оценивается негативно. Наибольшую критику вызывают так называемые секретные протоколы, где речь идет о разграничении сфер влияния между Россией и Германией с указанием конкретных границ и территорий. В протоколах предусматривалось, что Советский Союз возвращал себе земли Западной Украины и Белоруссии, которые перешли к Польше после советско-польской войны 1920 г. Достигнутые соглашения касались также расширения торгово-экономических связей между Москвой и Берлином, которые в последние предвоенные годы были очень активными.
Во второй половине 1939
г., придерживаясь советско-
Однако эти соглашения, по мнению Сталина, не решали вопроса безопасности западных границ СССР. В середине июня 1940 г. началась пропагандистская кампания в связи со случаями нападения литовского населения на советских военнослужащих в Литве. Далее последовали требования о размещении на территории Литвы, Латвии и Эстонии дополнительных контингентов советских войск. Эти требования были приняты, что привело к фактическому свержению действовавших правительств и приходу к власти коммунистов. Многие жители стали нелегально покидать свои страны, пытаясь выехать на запад через литовско-германскую границу. После проведения выборов и формирования новых прокоммунистических представительных органов власти во всех трех прибалтийских государств Верховный Совет СССР принимает решение о принятии Литвы, Латвии и Эстонии в состав СССР. США и Великобритания не признали законности этих действий, Берлин проявил вполне предсказуемую лояльность.
В это же время решался вопрос о возвращении Бессарабии и передаче Северной Буковины Советскому Союзу. 30 июня правительство Румынии уступило требованию Москвы, в результате чего была сформирована Молдавская ССР, а к Украине отошли южные прибрежные территории исторической Бессарабии.
В целом, задачи и средства, использовавшиеся советской дипломатией накануне второй мировой войны, соответствовали господствовавшим в то время принципам и нормам международной жизни. Советское правительство стремилось к вполне понятной цели – обеспечению безопасности территорий и укреплению границ, что привело, с одной стороны к усилению позиции СССР как мировой державы, с другой, потребовало дополнительных усилий и ресурсов на обустройство «новых территорий». Все это происходило на фоне расширения военных действий в Западной Европе.
В апреле 1940 г. Германия оккупировала Данию и Норвегию. 10 мая германские войска вторглись в Голландию, Бельгию и Люксембург. Совершив этот маневр, вермахт обошел стороной знаменитую линию обороны Мажино и пересек границу Франции. 22 июня руководитель французского правительства маршал Петэн подписал акт о капитуляции, в результате чего страна была поделена на две зоны: северная Франция с Парижем была оккупирована немецкой армией, а южная часть, оставаясь свободной от оккупации, находилась под юрисдикцией петэновского правительства, работавшего в городе Виши.
15 августа был нанесен
первый из серии мощных
Летом 1940 активные боевые действия начала вести Италия. Муссолини направил свою армию в Восточную Африку и Грецию. 27 сентября в Берлине Германия, Италия и Япония подписали тройственный пакт, по условиям которого Европа входила в сферу влияния Италии и Германии, а Восточная Азия – Японии.
В ноябре 1940 г. в Берлине состоялись переговоры между В.М. Молотовым и руководителями Германии на предмет присоединения СССР к Тройственному пакту. В ходе тяжелейших переговоров выяснилось, что согласия сторонам достигнуть не удастся. 25 ноября 1940 г. Москва официально сообщила Берлину об условиях своего присоединения к Тройственному пакту, однако они не были приняты руководством Германии. 18 декабря 1940 г. Гитлер утвердил секретную директиву №21, содержавшую план нападения на СССР.
9.3.Советско-финская война
По условиям достигнутых
с Германией договоренностей, Финляндия
входила в сферу влияния СССР.
В 1939 г. Советское правительство
выступило с инициативой об обмене
территориями с Финляндией, стараясь
отвести советско-финскую
Информация о работе Курс лекций по предмету "История международных отношений"