Российско-иорданские отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 07:10, дипломная работа

Краткое описание

К власти пришли круги, которые стали подталкивать Россию к проведению внешней политики, отличной от политики Советского Союза, что, соответственно, отразилось на положительных отношениях между Россией и арабскими странами. Таким образом, арабский мир полностью выпал из поля зрения России в последующие годы, в то время, как западные страны и, не считавшиеся союзниками СССР, выдвинулись на первый план в российской внешней политике. Они внимательно следили за тем, что происходит в России, и даже сами порой становились инициаторами тех изменений, свидетелями которых стала Россия.

Содержание

Введение………………………………………………….…3
Глава 1: Советско-Иорданские отношения…………........5
Глава 2: Отношения Иорданского Хашимитского Королевства и Российской Федерации после 1991 г. ….14
Выводы по Главе…………………………………………..32
Глава 3: Экономическое сотрудничество России и
Иордании…………………………………………………..34
Выводы по Главе…………………………………………..46
Глава 4: Военно-техническое сотрудничество России и Иордании…………………………………………………..49
Выводы по Главе…………………………………………..62
Глава 5: Российско-иорданские культурные связи
§1. Северокавказские диаспоры………………………….63
Черкесская диаспора…………………………...66
Чеченская диаспора…………………………….75
Выводы……………………………………………………..86
§2. Русский язык в Иордании…………………………….88
Заключение………………………………………………...91

Вложенные файлы: 1 файл

РОССИЙСКО-ИОРДАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ.doc

— 570.00 Кб (Скачать файл)

        До 1990 года советский импорт из  Иордании практически отсутствовал. В соответствии с Протоколом  от 5 февраля 1990 года была достигнута  договоренность о поставках в СССР товаров на сумму в 28 млн. руб. в счет погашения иорданской задолженности. Однако, фактически в 1990 году импорт из Иордании составил 9,3 млн. руб. В основном он состоял из товаров народного потребления (холодильники, газовые плиты, одноразовые шприцы, очковые оправы, парфюмерия, стиральный порошок, одежда). Иорданские организации мотивировали невыполнение своих обязательств в полном объеме экономическими и финансовыми трудностями в связи с обострением обстановки на Ближнем Востоке, вызванным иракской агрессией против Кувейта9.

          При участии Советского Союза  было осуществлено шесть этапов  электрификации населенных пунктов  (построены линии электропередачи  напряжением 33 и 0,4 кВ общей  протяженностью около 2,4 тыс. км  для __________________

9 Внешняя торговля СССР. Статистический сборник. М., Финансы и статистика, 1984, с.26

электрификации 160 поселков), созданы учебные центры в Ирбиде, Ал-

Машаре и  Салте. Для оплаты различных видов  работ и поставок оборудования и  материалов СССР предоставлял льготные кредиты, которые после распада Советского Союза превратились в задолженность Российской Федерации.

          В целом, объем советско-иорданского  торгово-экономического сотрудничества  был незначительным, а удельный  вес Иордании во внешнеторговом  обороте СССР измерялся сотыми долями процента.

         Постепенное свертывание торгово-экономических  отношений предопределялось рядом  причин. С одной стороны, снижение  интереса к Иордании объяснялось  тем, что это страна никогда  не была приоритетной для СССР  вследствие особенностей иорданского политического режима, традиционной ориентацией его на консервативные арабские государства. С другой, королевство, не располагая крупным хозяйственным потенциалом, производило ограниченную номенклатуру продукции в незначительных объемах и поэтому не имело возможностей предложить СССР существенный выбор товаров.

        Военно-технические связи между  Иорданией и Советским Союзом  стали устанавливаться в начале 80-х гг. прошлого столетия. Тогда  королевство закупило в нашей  стране различные средства ПВО для сухопутных войск и партию БМП-210. До этого монопольное положение на местном рынке вооружений занимали страны Запада, прежде всего США и Великобритания.

         Советское вооружение и военная  техника хорошо зарекомендовала  себя в ходе длительной эксплуатации в сложных природно-климатических условиях страны, а зенитные ракетные средства советского производства до

______________________

10 Правда 24.12.1987

 настоящего  времени составляют основу противовоздушной  обороны сухопутных войск Иордании.

         Успешно развивались связи в  области науки и культуры. Для укрепления связей и сотрудничества в социальной и культурной области между Иорданией и СССР в Аммане в 1968 году было основано общество иордано-советской дружбы, а в Москве в 1978 году основано общество советско-иорданской дружбы11. В апреле 1984 был подписан очередной план культурного и научного сотрудничества между СССР и Иорданией на 1984-1985 гг. К концу 80-х гг. в СССР училось более 100 иорданских студентов, а всего было подготовлено около 1,5 тысяч иорданских специалистов с высшим и средним специальным образованием12. Весьма характерно, что сотрудничество в этой области не «замыкалось» только на Москву, а распространялось также на другие города и республики. Так, было подписано соглашение о научном сотрудничестве между Ташкентским государственным университетом и Амманским университетом, а также между Ленинградским университетом и университетом Ярмук. Поддерживались также связи между Академией наук СССР и Королевским научным обществом, основанном в 1970 г13.

 

 

 

 

 

 

_____________________

11 Гаврилин В.Г., Корешков В.В. Иордания: пути развития. М., Знание, 1985, с.23

12 Там же, с. 46

13 Программа научно-культурного сотрудничества между СССР и Иорданией. М., 1989, с.4

ОТНОШЕНИЯ ИОРДАНСКОГО ХАШИМИТСКОГО КОРОЛЕВСТВА И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСЛЕ 1991 г.

 

          28 декабря 1991 года правительство Иордании признало государственный суверенитет и независимость Российской Федерации и других государств СНГ.

Иордано-российские отношения в целом можно разделить на три части. Первая, самая главная часть — развитие отношений между руководителями обеих стран, что выражается в постоянных контактах между Его Величеством Королем Иордании Абдуллой II и Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в ходе личных встреч, телефонных разговоров, обмена посланиями, где происходит обмен мнениями вокруг проблем и событий в мире.

Вторая часть - контакты между  министрами иностранных дел в  ходе личных встреч в Аммане и в  Москве, а также на международных  мероприятиях и в ООН. Сюда же можно отнести развитие правовой основы отношений путем подписания соглашений о взаимном поощрении инвестиций и избежании двойного налогообложения.

Третья часть - подписание нескольких протоколов о взаимопонимании  и соглашений между мэриями Москвы и Аммана, создание российского парка в парках Короля Абдуллы II в Аммане, обмен опытом между обеими столицами, подписание соглашения о побратимстве между особой экономической зоной Акабы и мэрией Санкт-Петербурга. В культурной сфере — проведение семинаров и конференций.

В начале XXI века заметно возрос уровень политического взаимодействия России с Иорданией. В августе 2001 г. состоялся официальный, а в ноябре 2001 г., июле и ноябре 2002 г. - рабочие визиты Короля Иорданского Хашимитского Королевства Абдаллы II Бен Аль-Хусейна в Россию. 19 ноября 2003 года Президент России вновь встретился с Абдаллой II в Москве. Этот визит иорданского монарха продолжил практику обмена мнениями между руководством двух стран по различным вопросам внутренней и внешней политики с учетом общности подходов к основным проблемам современных международных отношений и взаимного уважения национальных интересов.

В 2003 г. Министр иностранных  дел Российской Федерации И.С.Иванов дважды (в июне и июле) побывал  в  Иордании. Во время пребывания в Аммане он был принят королем Абдаллой II, а также провел переговоры с Министром иностранных дел М.Муашшером.

           9 сентября в Аммане состоялись консультации заместителя Министра иностранных дел России Ю.В.Федотова с руководством МИД королевства. Конструктивный обмен мнениями подтвердил совпадение или близость позиций сторон по приоритетным направлениям деятельности ООН на основе общей заинтересованности в укреплении центральной роли Организации в мировых делах.

Первоочередное  внимание в двустороннем диалоге уделяется обсуждению путей преодоления палестино-израильского кризиса. Россия и Иордания исходят из безальтернативности реализации плана «дорожная карта». В американской культуре термин «Дорожная карта» (Road map) в одном из переносных смыслов значит «план, как двигаться дальше», планы на будущее, на перспективу; наглядное представление сценария развития. Цель плана «Дорожная карта» — урегулирование палестино-израильского конфликта к 2005 году, это было заявлено в выступлении Джорджа Буша-мл. 24 июня 2003 года и в заявлениях ООН, ЕС, России на министерском уровне встреч 16,17 сентября 2003 года.

Этап I – Окончание  террора и насилия, нормализация условий жизни палестинцев, формирование палестинских институтов Палестина  и Израиль без всяких условий  прекращают насилие и возобновляют взаимодействие в сфере безопасности на основе рабочего плана Дж. Тенета. Израиль помогает нормализации жизни палестинцев. Израиль выводит войска с оккупированных палестинских территорий после 28 сентября 2000 года.

Этап II – На 2 этапе все усилия концентрируются  на создании независимого палестинского  государства во временных границах и суверенитете на основе конституции. В случае успешного реформирования гражданских институтов и структур безопасности палестинцы получат поддержку со стороны «Квартета»14

Этап III – окончание палестино-израильского конфликта.  Переход к 3 этапу на основе консенсусного решения «четверки» и результатов действия обеих сторон. Цель — продолжение реформ, укрепление институтов, выполнение обязательств в сфере безопасности). Они убеждены, что только встречные и консолидированные усилия заинтересованных сторон при эффективном содействии "четверки" международных посредников на базе этого программного документа в состоянии обеспечить стабилизацию обстановки и возобновление переговорного процесса.

           Рассмотрим подробнее ситуацию ближневосточного урегулирования, а также причины заинтересованности иорданской стороны в этом конфликте.

 

 

_______________________

14 Объединение Евросоюза, России, США и ООН для консолидации усилий по мирному урегулированию Арабо-израильского конфликта. Группа была создана в 2002 году в Мадриде, премьер-министром Испании Хосе Мария Аснаром, из-за эскалации конфликта ни Ближнем Востоке

 

             Арабо-израильский конфликт возник в связи с образованием в 1948 г. Государства Израиль и отказом арабских стран его признать. В результате последовавшей за этим серии арабо-израильских войн 1948-49, 1967 и 1973 гг. арабское государство, которое в соответствии с резолюцией 181 ГА ООН должно было быть создано наряду с Израилем, на карте мира так и не появилось, а часть арабских территорий оказалась под израильской оккупацией. Мирные договоры с Израилем подписаны только Египтом (1979 г.) и Иорданией (1994 г.), а с Организацией освобождения Палестины (ООП) заключены соглашения Осло (1993-1994 гг.), которые носят переходный характер и выполнены лишь частично. На основе этих и других договоренностей ООП с Израилем на палестинских территориях действует Палестинская национальная администрация (ПНА).

           Суть ближневосточного мирного процесса – поиск путей прекращения израильской оккупации арабских территорий, захваченных в 1967 г., и создание на общепризнанной международно-правовой основе независимого палестинского государства, соседствующего с Израилем в мире и безопасности.

              Международно-правовая база урегулирования – резолюции СБ ООН 242 и 338 (предусматривают освобождение оккупированных Израилем в 1967 г. арабских территорий), 1397 (подтверждает видение региона как района, где два государства – Израиль и Палестина – живут бок о бок в пределах безопасных и признанных границ), Мадридский принцип «земля в обмен на мир», «дорожная карта», а также арабская мирная инициатива, принятая на саммите ЛАГ в Бейруте в 2002 г. и подтвержденная всеми последующими межарабскими совещаниями в верхах (предусматривает полную нормализацию отношений арабов с Израилем в обмен на его уход со всех оккупированных в 1967 г. арабских территорий).

         Для того чтобы проследить весь долгий и трудный путь к миру между Израилем и Хашимитским королевством Иордания с самого начала, нужно вернуться к моменту возникновения самого королевства. В апреле 1921 Великобритания предложила Абдалле ибн Хусейну (правил с 1946 по 1951 гг.), стать правителем подмандатного эмирата Трансиордания. В сентябре из мандатного соглашения были исключены пункты, разрешавшие евреям селиться на территории княжества. 25 мая 1923 Трансиордания фактически получила широкую автономию, но при этом в руках Великобритании оставались вопросы финансов, обороны и иностранных дел. 25 мая 1946 года была провозглашена независимость королевства Трансиордания. 15 мая 1948 Трансиордания вступила в войну с Израилем на стороне Египта, Сирии, Ливана и Ирака. В секретных переговорах с Израилем король Абдалла I признавал, что его главная цель — присоединение земель, отведенных ООН для создания палестинского арабского государства. После подписания перемирия с Израилем под контролем Трансиордании остались Восточный Иерусалим и Западный берег реки Иордан, а через год Трансиордания объявила об аннексии этой территории. После аннексии Западного берега Трансиордания была переименована в Иорданию.

            Во время Шестидневной Войны 1967 года иорданская армия, участвовавшая в нападении на Израиль, была разгромлена в течение двух дней и Иордания потеряла территорию Иерусалима и Западного берега реки Иордан.

            В 1987 году израильский министр иностранных дел Шимон Перес и король Хусейн пытались тайно содействовать мирному соглашению, в котором Израиль уступит контроль над Западным берегом реки Иордан в Иорданию. Оба подписали соглашение определить рамки для ближневосточной мирной конференции, однако это предложение не было окончено в связи с возражениями премьер-министр Ицхака Шамира. В следующем году Иордания отказалась от своих претензий на Западном берегу, в пользу ООП.

           До начала 90-х годов отношения между Израилем и Иорданией официально были напряженными. Изменения в политической ситуации начались после оккупации Ираком Кувейта и войны в персидском заливе. После победы над Ираком США приступили в активном миротворческой деятельности на Ближнем Востоке. На Мадридской конференции Израиль впервые вступил в переговоры с арабскими странами.

          Премьер-министр Израиля Ицхак Рабин и министр иностранных дел Шимон Перес сообщили королю Хусейну, что после соглашений Осло с ООП, Иордания может «остаться вне игры». Хусейн провел консультации с президентом Египта Хосни Мубараком и президентом Сирии Хафизом Асадом. Мубарак поддержал его, а Асад посоветовал ему только «поговорить» с Израилем, а не подписывать какие-либо соглашения. США в лице президента Билла Клинтона начало давить на Хусейна, чтобы тот начал мирные переговоры и подписал мирный договор с Израилем, и обещали ему, что иорданские долги будут прощены. Совместные усилия увенчались успехом и Иордания приняла решение подписать соглашение с Израилем. 25 июля 1994 года Рабин, Хусейн и Клинтон подписал «Вашингтонскую декларацию» в Вашингтоне, округ Колумбия. В ней говорилось, что Израиль и Иордания объявляют о конце официального состояния вражды, и начале переговоров с целью достижения «конца кровопролития и скорби», а также справедливого и прочного мира15. Преемником Хусейна стал его сын от второго брака Абдалла. Принц Абдалла получил, как и сам Хусейн, образование в Англии. Вступая на престол, Абдалла объявил, что будет продолжать политическую линию отца и будет выполнять все подписанные им договоры.

Информация о работе Российско-иорданские отношения