Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 08:41, курсовая работа
Международная торговля услугами на сегодняшний день является неотъемлемой и весьма важной частью мировой экономики, без которой немыслимо дальнейшее развитие международных отношений.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в условиях НТР из двух сфер – реального производства и предоставления услуг – все большее и большее значение приобретает сфера услуг
Целью данной работы является изучение современных тенденций развития международной торговли услугами.
Задачами данной работы являются:
- рассмотреть структуру и динамику международной торговли услугами;
- рассмотреть регулирование международных торговых услуг на международном уровне;
- охарактеризовать международную торговлю услугами как отрасль;
- рассмотреть проблемы определения услуг для международной торговли;
- проанализировать современные тенденции развития международной торговли услугами;
- особенности развития сферы услуг России;
- сделать выводы о проделанной работе.
- «овеществленная
услуга» — низкая степень
- «чистая услуга» — высокая степень контакта (инжиниринг, управленческое консультирование, правовые услуги);
- «овеществленная услуга» — высокая степень контакта (обучение на территории клиента, консультирование по применению сложного оборудования, гостиничное дело).
В первом из перечисленных случаев постоянное присутствие персонала экспортера в принимающей стране не является необходимым. Фирмы, развивающие данное направление экспорта, могут обойтись созданием местного представительства и периодическими командировками своих специалистов.
Во втором случае экспорт также возможен на основе создания представительства, а степень вовлеченности экспортера будет более высокой.
В третьем случае речь идет о стандартизованных продуктах, которые предлагаются крупным компаниям. Чаще всего интернационализация сервисной фирмы здесь связана с обслуживанием постоянного клиента и является вынужденной.
В четвертом случае по причине сложности продукта требуется обеспечить постоянное взаимодействие с потребителем, для чего требуется активно действующее постоянное представительство или филиал за рубежом.
Предложенные классификации услуг являются полезным методологическим инструментом для анализа стратегий интернационализации и способов выхода на внешние рынки.3
В последние два десятилетия на мировой рынке услуг четко проявились следующие тенденции в развитии его отдельных сегментов:
- снизилась
доля фрахта и других
- увеличилась
доля туризма в экспорте услуг,
что обусловлено ростом
- по темпам
абсолютного роста и по
- произошло сокращение доли официальных и правительственных услуг.
Объем мирового экспорта услуг оценивался в 2004 г. в 1387 млрд. долл., что составляло 19,9% всей международной торговли товарами и услугами (364 млрд. и 15,8% в 1980 г.).
Таблица 3.
Динамика мирового экспорта товаров и услуг (млрд. долл.)
|
1980 г. |
2004 г. |
Экспорт товаров |
1900,8 |
5397,3 |
Экспорт услуг |
363,5 |
1387,7 |
Экспорт услуг по отношению к экспорту товаров и услуг (в %) |
15,8 |
19,5 |
Наименьший показатель удельного веса экспорта услуг в общем объеме экспорта товаров и услуг был зафиксирован для стран с низким уровнем доходов - в среднем 13,3% в 1998 г., тогда как в странах со средним уровнем доходов он составлял 18,0% и достигал 20,5% в государствах с высокими доходами и развитой национальной сферой услуг.4
Надо сказать, что наиболее существенное влияние на динамику экономического развития экспорт услуг оказывал в странах со средним уровнем доходов, обеспечивая в 2003 г. 5,5% их суммарного ВВП и 9% всей добавленной стоимости, созданной в сфере услуг (в странах с высокими доходами - 5% и 7,8% соответственно). Несмотря на слаборазвитый и в целом малоэффективный сектор услуг в странах с низким уровнем доходов показатели экспортной ориентации последнего находились на среднемировом уровне - 8%, отражая широкие возможности коммерческой деятельности на рынке услуг, прежде всего в сфере международного туризма.5
Факторами, обусловившими интенсивное развитие международной торговли услугами в послевоенный период, явились:
- НТП, способствовавший росту производства услуг, появлению их новых видов и расширению сфер их применения;
- длительный
экономический подъем в
- увеличение доли услуг в структуре ВВП во многих странах мира;
- развитие
международной торговли
Географическая направленность торговли услугами отличается еще большей ассиметричностью в пользу развитых государств, чем международная торговля товарами. Доля промышленно развитых стран в мировом экспорте услуг составляет около 90% и превышает их долю в экспорте товаров. Промышленно развитые страны являются основные экспортерами и импортерами услуг. В 2003 году доля стран Западной Европы в мировом экспорте услуг составляла 46,2%, США – 19,5%, Японии – 4,4%1.
Таким образом, в мировой торговле услугами лидирующие позиции занимают страны с высоким уровнем доходов, чей удельный вес в экспорте и импорте достиг в 2003 г. 80,6% (в 1980 г. - 81,9%) и 80,8% (70,6%) соответственно2. Еще 8-10% приходится на быстрорастущие рынки Восточной Азии и Тихоокеанского бассейна.
Таблица 4.
Показатели отдельных стран в мировом экспорте товаров и услуг, (в %)
Страны |
Экспорт товаров |
Экспорт услуг | ||
1980 г. |
2004 г. |
1980 г. |
2004 г. | |
Всего (мир в целом) |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
США |
11,8 |
12,5 |
10,5 |
18,2 |
Канада |
3,6 |
4,0 |
2,0 |
2,3 |
Япония |
6,7 |
6,9 |
5,2 |
4,7 |
Германия |
10,1 |
10,1 |
7,1 |
6,5 |
Франция |
5,8 |
5,6 |
11,6 |
6,4 |
Великобритания |
5,8 |
5,8 |
9,4 |
7,4 |
Италия |
4,1 |
4,5 |
5,2 |
5,1 |
Нидерланды |
3,9 |
3,2 |
4,6 |
3,9 |
Китай |
... |
3,4 |
... |
1,8 |
Респ. Корея |
0,9 |
2,4 |
0,7 |
1,8 |
Мексика |
0,9 |
2,2 |
1,2 |
0,9 |
Индия |
0,4 |
0,6 |
0,8 |
0,8 |
Малайзия |
0,7 |
1,3 |
0,3 |
0,8 |
Таиланд |
0,3 |
1,0 |
0,4 |
1,0 |
Россия |
... |
1,4 |
... |
1,0 |
Для развивающихся стран характерно наличие отрицательного сальдо во внешней торговле услугами. Вместе с тем, это не исключает того факта, что некоторые из них являются крупными экспортерами услуг. Так, например, Республика Корея специализируется на инженерно-консультационных и строительных услугах, Мексика - на туристических, Сингапур является крупным финансовым центром.
Таблица 5.
Динамика сальдо торговли услугами отдельных зарубежных стран, (млрд. долл. США)6
1990 |
1995 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 | |
Нетто-экспортеры |
||||||
США |
29,1 |
76,2 |
86,9 |
91,9 |
82,6 |
79,64 |
Франция |
14,9 |
17,9 |
16,3 |
17,6 |
18,7 |
20,3 |
Великобритания |
7,1 |
14,1 |
14,0 |
20,3 |
20,1 |
18,0 |
Испания |
11,8 |
17,8 |
19,8 |
19,3 |
21,2 |
22,73 |
Швейцария |
9,4 |
12,9 |
12,4 |
13,1 |
13,1 |
14,2 |
Нетто-импортеры |
||||||
Япония |
-42,7 |
-57,3 |
-62,3 |
-54,1 |
-49,5 |
-54,6 |
Германия |
-18,6 |
-47,0 |
-45,4 |
-43,2 |
-47,5 |
-52,4 |
Канада |
-9,1 |
-7,4 |
-6,4 |
-6,5 |
-4,7 |
-4,5 |
Ирландия |
-0,1 |
-3,5 |
-4,5 |
-5,8 |
-10,1 |
-12,0 |
Возросла доля развивающихся стран в международной торговле услугами за счет южно-азиатских экспортеров услуг: Южной Кореи, специализирующейся на инженерно-консультационных и строительных услугах, Сянгана и Сингапура, ориентированных на финансовые услуги и др. Вместе с тем эти страны продолжают оставаться преимущественно импортерами услуг. В десятку крупнейших экспортеров не входит ни одна развивающаяся страна.
Промышленно развитые страны специализируются на предоставлении деловых услуг, развивающиеся страны – на предоставлении туристических услуг (примерно 17% всех валютных поступлений).
Доля стран с переходной экономикой по-прежнему невысока – 3,5% и 2,9% в мировом экспорте и импорте услуг соответственно. В регионе Центральной и Восточной Европы, Балтии и СНГ наибольший удельный вес в предоставлении услуг принадлежит России, наиболее конкурентоспособны на мировом рынке услуг Чехия, Польша и Венгрия1.
Степень монополизации мировой торговли услугами гораздо выше, чем международной торговли товарами. Зарубежная доля в балансовом итоге у французского банка «Креди Лионе», занимающего 9-е место в мировом ранговом списке, составляет 46,4%. На рынке вторичного страхования 32 крупнейшие страховые компании сосредоточили в своих руках более 70% его объема. Каждая из 6 крупнейших аудиторских компаний мира («Артур Андерсен», «КПМГ», «Эрнст и Янг», «Куперс и Лайбренд», «ДТТ», «Прайс Вотерхаус») имеет свои представительства более, чем в 110 странах мира, а их общая доля в доходах отрасли оценивается в 30%. 60% процентов мирового рынка консалтинговых услуг сосредоточено в руках 40 компаний.
Международная статистика свидетельствует о том, что мировая торговля услугами является одним из наиболее быстро растущих секторов мирового хозяйства. По данным Мирового Банка, экспорт услуг за 1980-2003 гг. вырос в 4,6 раза, увеличиваясь в среднем на 8% в год. Увеличение торговли товарами за тот же период было менее значительным - в 3,8 раза (6%)1. При сопоставлении этих показателей необходимо иметь в ввиду, что уровень протекционистских ограничений во внешней торговле услугами значительно выше, чем соответственно в торговле товарами, где уже на протяжении более чем полувека идет процесс либерализации.
Географическая структура международной торговли услугами является в целом более концентрированной, чем торговля товарами, где доля стран с высоким уровнем доходов находилась на уровне 75% во второй половине 90-х годов. Вместе с тем, различия в географическом распределении экспорта товаров и услуг постепенно уменьшаются, поскольку многие развивающиеся страны со сформировавшейся товарной специализацией успешно осваивают имеющиеся ниши на мировом рынке услуг, что в конечном итоге ведет к выравниванию их относительных позиций в международной торговле товарами и услугами.
Информация о работе Тенденции развития международной торговли услугами