Анализ и оценка существующей системы управления персоналом на примере магазина «Очень нужные товары»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 19:47, курсовая работа

Краткое описание

К основным задачам системы управления персоналом можно отнести: обеспечение организации квалифицированными кадрами; создание необходимых условий для эффективного использования знаний опыта работников; совершенствование системы оплаты труда и мотивации; управление внутренними перемещениями и карьерой сотрудников; предоставление работникам возможностей для повышения квалификации.
Главной целью курсовой работы является исследование системы управления персоналом, анализ и оценка ее эффективности. Ставятся следующие задачи: рассмотреть систему управления персоналом, изучить внешнюю и внутреннюю среду предприятия, проанализировать существующую систему управления персоналом, дать оценку ее эффективности, разработать рекомендации по усовершенствованию системы управления персоналом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
I. Теоретические аспекты системы управления персоналом…………………….4
1.1 Персонал как объект управления………………………………………....4
1.2 Методы управления персоналом…………………………………………8
1.3 Система управления персоналом предприятия………………………….9
II. Эффективность управления персоналом, оценка и стимулирование………12
2.1 Оценка эффективности управления персоналом……………………...12
2.2 Процесс стимулирования труда ………………………………………..13
III. Анализ и оценка существующей системы управления персоналом на примере магазина «Очень нужные товары»…………………………………...22
3.1 Организационно-правовая характеристика магазина «Очень нужные товары»…………………………………………………………………………...22
3.2 Анализ существующей кадровой политика магазина «Очень нужные товары»…………………………………………………………………………...26
3.3 Выявление проблемы в системе управления персоналом в магазине «Очень нужные товары»………………………………………………………...30
3.4 Предложения по усовершенствованию управления персоналом…….32
Заключение………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

система упр персоналом.doc

— 234.50 Кб (Скачать файл)

Работников, нарушивших перечисленные  нормы, ждало суровое наказание  от своих коллег.

В мотивационном комплексе персонала  возможны сбои, обусловленные различными причинами, наиболее распространенными из которых являются следующие.

Подстановка личного  мотива — нежелание в силу действия мотивов энергосбережения менять устоявшиеся трудовые навыки на более эффективные.

Конфликт мотивов  состоит в столкновении различных групп, линии трудового поведения которых противоположны по своему смыслу, но одинаково выгодны (или невыгодны) для персонала.

Градиент цели связан с тем, что при приближении к цели деятельности усиливается действие мотива, толкающего на ее достижение.

Другими словами, при равной силе мотивов  побеждает тот, который быстрее реализуется.

Определив мотивационный комплекс каждого работника и персонала в целом, администрация фирмы и каждый менеджер могут с помощью специальных тестов измерить силу действия каждой группы мотивов и воздействовать на ту или иную группу мотивов или одновременно на весь мотивационный комплекс, побуждая тем самым персонал к активизации трудовой деятельности. Критерием эффективности управления при определенных условиях может быть максимум выпуска продукции или максимум оказания услуг.

С точки зрения функционирования субъекта управления, т.е. самой управляющей  системы, критериями экономической  эффективности могут быть:

  • быстрый   сбор   необходимой   информации   для   принятия 
    управленческих решений;
  • способность принимать оптимальное решение в кратчайший срок;
  • оперативность доведения решений до исполнителей;
  • обеспечение четкого выполнения решений;
  • комплексный контроль за выполнением решений.

Все эти критерии должны быть отражены в определенной системе показателей экономической эффективности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Анализ и оценка существующей системы управления персоналом на примере магазина «Очень нужные товары»

 

3.1 Организационно-правовая характеристика магазина «Очень

нужные товары»

 

Магазин  «Очень нужные товары»  является предприятием розничной торговой сети города Красноярска расположенный  на улице Шумяцкого, 5. Находясь в  Северном микрорайоне города,  магазин является единственной крупной торговой точкой в этом квартале и единственным в котором представлен широкий ассортимент хозяйственных товаров и бытовой химии.

Магазин принадлежит частному предпринимателю, Кулаковой Алевтине Викторовне, по договору аренды.

Главная цель деятельности  магазина – полное и качественное удовлетворение потребностей покупателей в соответствии с торговым профилем магазина и , как следствие, получение максимальной прибыли. В соответствии с целью магазин директор осуществляет торгово-закупочную деятельность и реализацию товаров в розничной торговой сети.

Прием на работу сотрудников, увольнение, кадровые перемещения штатное расписание, а также формы, размеры и оплата труда оформляются приказами  директора.

Коллектив магазина «Очень нужные товары» обязан соблюдать правила торговли, обеспечивать сохранность продукции, обеспечивать соблюдение правил и норм охраны труда и техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной безопасности.

Магазин имеет ряд конкурентов, расположенных в непосредственной близости, таких как магазин «СИА»,  магазин «Дружба», павильон «Даяна», павильон «Бытовая химия». Среди всех своих конкурентов магазин «Очень нужные товары» имеет наибольший ассортимент продукции, предоставляет гарантии качества при относительно высоких ценах на отдельные группы товара.

  Для достижения положительных  результатов работы необходимо  правильно сформулировать цели деятельности. Без четкого представления того к чему стремишься, невозможно успешно заниматься работой. Любая организация не сможет достичь наибольшего успеха, если она не имеет четко определенных ориентиров. Организации для нормальной жизнедеятельности необходимы миссия, направления развития, комплекс задач для их реализации. Миссия это причина существования организации в обществе, выражающая направленность деятельности. Миссия, цели и стратегия деятельности являются отправным моментом для определения объема управленческой деятельности. 

Основой любой организации являются кадры, за счет которых она живет и функционирует, которые создают ее продукт, формируют культуру организации, ее внутренний климат, от которых зависит чем является организация. Организация это группа людей, действие которых направлено на достижение общих целей. Цель-это конкретное конечное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых для нее является необходимым и на достижение которых направлена вся ее деятельность. Правильная постановка целей является основой для эффективной  работы предприятия. Выбор цели носит ситуационный характер, но при этом организация в выборе ориентируется на доходы организации, работу с клиентами, потребность и благосостояние сотрудников, социальную ответственность.

Рассмотрим миссию, цели и задачи, поставленные перед магазином «Очень нужные товары» (рис.4).

 


 

 


 

 

 


 

· Изучение спроса и закупка товара;

· Планирование основных экономических показателей;

· Подбор и расстановка кадров;

· Развитие материально-технической базы;

· Управление товарными запасами и ассортиментом;

· Планирование и учет труда и заработной платы;

· Воспитание кадров и социальное развитие коллектива;

· Обеспечение технического обслуживания;

· Управление организацией продаж и рекламой;

· Финансовое обслуживание;

· Обеспечение организации управленческого процесса.

  • Противопожарная безопасность.

· Увеличение объема продаж.

· Учет результатов хозяйственной деятельности;

   
 

· Повышение эффективности управления организацией.

   


 

 

  • Увеличение объема продаж;
  • Оперативное регулирование деятельности всех отделов;
  • Стимулирование работников;
  • Оснащенность каждого отдела магазина;
  • Работа с поставщиками;
  • Устранение сбоев в работе;
  • Обучение кадров;
 

                 Рис.4 «Целевой подход к управлению магазином «Очень нужные товары».

 

Для реализации стратегии по обеспечению  выполнения миссии, целей и задач в организации как социально-экономической системе выделяется подсистема в виде структуры управления, которая имеет свои специфические связи. Таким образом, структурирование организации это распределение полномочий, прав принимать решения и функций. В основе построения структуры организации находятся функции разделения управленческой деятельности.

Рассмотрев миссию, цели и задачи в достижении намеченных ориентиров развития магазина «Очень нужные товары», рассмотрим его существующую организационную структуру. В менеджменте выделяют несколько типов организационных структур:

  • Линейная;
  • Функциональная;
  • Матричная;
  • Штабная.

Существующая организационная  структура анализируемого магазина, строящаяся по принципу подчинения нижестоящего органа вышестоящему, представлена далее (рис. 5).






 


 

 

            Рис.5 «Организационная структура магазина «Очень нужные товары».

 

3.2 Анализ существующей кадровой политики магазина «Очень

нужные товары»

Таблица 3

Оценка эффективности управления магазина «Очень нужные товары».

Система направлений  оценки эффективности

Основные критерии оценки эффективности

Оценка в баллах   (0 – 1)

Достижение цели

  1. Степень достижения цели;
  2. Сохранение организации как целостности;
  3. Получение прибыли.

0.9

0.7

1.0

Качество функционирования

  1. Соотношение централизации и децентрализации;
  2. Соподчиненность дерева целей и уровней иерархии;
  3. Эффективность текущей обработанной информации;
  4. Скорость и точность выделения информации по специальным запросам;
  5. Надежность информации;
  6. Своевременность информации;
  7. Наличие необходимой информации;

0.6

 

0.8

0.9

1.0

1.0

1.0

1.0

Экономичность

  1. Затраты на подготовку управляющих;
  2. Затраты на консультирование управляющих;
  3. Эффективность управленческих решений;
  4. Точность управленческих решений;
  5. Надежность управленческих решений;
  6. Быстрота подготовки управленческих решений;
  7. Последовательность принятия управленческих решений.

0.1

0.1

0.8

1.0

0.9

1.0

1.0

Качество рабочей силы

  1. Гибкость в системе продвижения по службе;
  2. Полномочия работников и их ответственность;
  3. Степень удовлетворения выполняемой работы.

0.5

0.9

0.9

Внешние и внутренние социально - экономические условия

  1. Способность СТЭП факторного анализа;
  2. Наличие обоснованных целей;

0.8

1.0

 

Норма баллов: 22

 
 

ИТОГО:

17.9


 

Анализируя полученные по представленным показателям  данные необходимо отметить, что, по мнению руководства, эффективность довольно низкая (17.9 баллов). Делая вывод, руководству необходимо в дальнейшем  совершенствовать  и внедрять новые наиболее эффективные действия, реализация которых повысит степень эффективности управления до оптимального уровня.

В магазине «Очень нужные товары»  главным лицом в оценке персонала является непосредственно директор. Он отвечает за полноту и объективность информационной базы, необходимой для текущей оценки. Оценка персонала в магазине проводится следующим образом.

 



 



 


 


 


 

 

        Рис. 6  Схема оценки персонала директором  магазина «Очень нужные товары».

 

С помощью проведения оценки персонала  в магазине решаются определенные задачи (Рис. 7).


 




 

 

Рис. 7 Задачи, решаемые с  помощью оценки персонала в магазине «Очень нужные товары».

 

Кроме того, оценка может помочь в  решении некоторых дополнительных задач:

  • установление обратной связи с работником по профессиональным и организационным вопросам;
  • удовлетворение потребности работника в оценке собственного труда и качественных характеристик.

Основным методом воздействия  на систему управления персоналом для обеспечения ее эффективности является обучение кадров (переподготовка и повышение квалификации). Система переподготовки и повышения квалификации кадров быстро реагирует на изменения потребностей в рабочей силе и предоставляет работникам возможность для обучения в соответствии с их интересом.

 На практике в магазине  «Очень нужные товары» не применяются такие методы. Здесь осуществляется только подготовка кадров непосредственно перед принятием должностных полномочий.

На основе принципов и функций  сформированы методы управления персоналом в магазине, т.е. те способы, с помощью которых руководство воздействует на персонал (Таблица 4). 

Таблица 4

Методы управления персоналом, используемые руководством магазина «Очень нужные товары».

Методы

Меры воздействия

Административные

Распорядительные

  • распоряжение руководства;
  • координация работ;
  • контроль исполнения.

Материальная ответственность

  • депремирование;
  • штраф.

Дисциплинарная ответственность

  • выговор;
  • увольнение.

Экономические

Оплата труда

  • премия;
  • вознаграждение

Социально - психологические

Психологические

  • убеждение;
  • просьба;
  • похвала;
  • запрещение.

Социальные

  • наблюдение;
  • собеседование.

Информация о работе Анализ и оценка существующей системы управления персоналом на примере магазина «Очень нужные товары»