Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 20:18, дипломная работа
Современный руководитель не может эффективно управлять коллективом и решать поставленные перед компанией задачи, не используя активно опыт, квалификацию, способности и желание работать у сотрудников. Существующие ныне концепции человеческих ресурсов рассматривают наемных работников как ключевой ресурс производства, отказываясь от представлений о рабочей силе как даровом богатстве, освоение которого не требует денежных средств и организационных усилий со стороны нанимателя.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретико-методологические основы мотивации и стимулирования персонала организации……………………………………………………..…10
1.1. Понятия мотивации и стимулирования персонала..……………………...10
1.2. Современные теории мотивации………………………………………..…21
1.3 Формы и методы мотивации и стимулирования труда персонала………34
2. Практика мотивации и стимулирования труда персонала в ООО «Альфафарм»……...............................................................................................45
2.1. Общая характеристика предприятия……………………………………...45
2.2. Исследование системы мотивации и стимулирования персонала в организации…………………...…..58
3. Совершенствование системы мотивации и стимулирования персонала на предприятии……..……….73
3.1. Рекомендации по совершенствованию мотивации и материального стимулирования труда персонала……………………………………………...73
3.2. Рекомендации по совершенствованию мотивации и нематериального стимулированию труда персонала………………….…………………………..78
Заключение……………………………………………………………………...97
Список использованных источников и литературы………………….……....101
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ
Бектабанова Мира Мусаевна
АНАЛИЗ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ
И СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ
(НА ПРИМЕРЕ ООО «АЛЬФАФАРМ»)
Дипломная работа студентки 5 курса заочной формы обучения
специальность «Менеджмент организации»
Допущено к защите в ГАК
зав. кафедрой управления Научный руководитель
доктор экономических наук, профессор
«____»_______________2011_ г. «_____»________________
Москва 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Теоретико-методологические
основы мотивации и
1.1. Понятия мотивации и стимулирования персонала..……………………...10
1.2. Современные теории мотивации………………………………………..…21
1.3 Формы и методы мотивации и стимулирования труда персонала………34
2. Практика мотивации и стимулирования
труда персонала в ООО «Альфафарм»…….................
2.1. Общая характеристика предприятия……………………………………...
2.2. Исследование системы мотивации и стимулирования персонала
в организации…………………………………………………
3. Совершенствование системы
мотивации и стимулирования персонала
на предприятии……..………………..……………….
3.1. Рекомендации по
совершенствованию мотивации и
материального стимулирования труда
персонала……………………………………………...
3.2. Рекомендации по
совершенствованию мотивации и
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников и литературы………………….……....101
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Современный руководитель не может эффективно управлять коллективом и решать поставленные перед компанией задачи, не используя активно опыт, квалификацию, способности и желание работать у сотрудников. Существующие ныне концепции человеческих ресурсов рассматривают наемных работников как ключевой ресурс производства, отказываясь от представлений о рабочей силе как даровом богатстве, освоение которого не требует денежных средств и организационных усилий со стороны нанимателя. Это существенно меняет кадровую работу в направлении активизации поиска на рынке труда высококвалифицированных кадров, перехода к планированию человеческих ресурсов, определения их «ценности» и разработки новых подходов к закреплению наиболее ценных специалистов на фирме. Поэтому каждый из двух участников процесса производства (компания и сотрудник) заинтересованы в сближении своих ожиданий и наилучшем удовлетворении своих потребностей.
В связи с этим весьма актуальной во всех отраслях, включая фармацевтическую отрасль, является проблема эффективной мотивации персонала.
Одна из главных задач для предприятий различных форм собственности — поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизацию человеческого фактора. Путь к эффективному управлению производством лежит через понимание мотивации трудовой деятельности работника. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к работе, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления трудовыми процессами. Для этого необходимо знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей.
Роль мотивации в выполнении сотрудниками фирмы своих функциональных обязанностей состоит в том, что она определяет усилия человека, влияет на его старания, настойчивость, ответственность и добросовестность. Высокая мотивация персонала организации выступает одним из важнейших условий эффективности её деятельности, ибо она создает у сотрудников настрой на работу с высокой отдачей, повышает у них заинтересованность в положительных конечных результатах совместной деятельности.
Сегодня каждый руководитель понимает, что именно мотивация персонала это тот важный рычаг, от которого зависит продуктивность работы, выполняемой его сотрудниками. Персонал ожидает от организации удовлетворения своих потребностей в соответствии с результатами труда, квалификацией, усердием и способностями. Интересы компании, как правило, включают: привлечение и закрепление на рабочих местах наиболее ценных, компетентных, высокопрофессиональных работников, глубоко продуманную и планомерно организованную мотивацию персонала с целью повышения производительности его труда, роста экономической эффективности вложений в «человеческий капитал», успешное заключение и выполнение коллективных договоров в соответствии с трудовым законодательством и интересами данной компании. Со стороны персонала компания ожидает понимание этих интересов и всемерное сотрудничество с целью их осуществления.
Мотивированный персонал – это залог успешной работы и поступательного движения компании для реализации ее стратегии и упрочения положения на рынке. Поэтому мотивация персонала является универсальной темой, актуальность которой не уменьшается, несмотря на постоянное внимание к ней теоретиков и практиков менеджмента.
Существует множество подходов, теорий, направлений, способов
решения данной задачи. Но все руководители, перед которыми стоит задача
разработки и модернизации существующей системы мотивации персонала находятся перед выбором – с чего начать проект, как его повести, как минимизировать риски. Поскольку эта тема крайне деликатная, она острее всего воспринимается сотрудниками.
Определяя степень изученности данной темы в научной литературе, следует отметить, что ряд ее аспектов уже разработан достаточно подробно: изучена структура потребностей, влияние различных факторов на трудовые отношения, системный подход к стратегии мотивации персонала, методика внутрихозяйственного анализа заработной платы.
Так, например, в учебнике заведующего кафедрой управления персоналом Государственного университета управления, заслуженного деятеля науки РФ, доктора экономических наук, профессора Ардальона Яковлевича Кибанова «Основы управления персоналом» рассмотрены основы управления персоналом: теория, философия, концепции, закономерности, принципы и методы управления персоналом. В книге затронуты также вопросы формирования стратегии и системы управления персоналом, трудового потенциала, кадровой политики и кадрового планирования; мотивации и стимулирования трудового поведения персонала, показаны особенности разработки проектов повышения эффективности управления персоналом с использованием функционально-стоимостного анализа, оценки затрат на персонал, оценки экономической и социальной эффективности совершенствования системы и технологии управления персоналом 1.
В книге Александра Петровича Егоршина
«Мотивация трудовой деятельности»
рассмотрена трудовая мотивация
как важнейший элемент
Книга Натальи Васильевны
Самоукиной «Эффективная мотивация
персонала при минимальных
Проблемам мотивации
персонала в целях повышения
эффективности производства посвящены
многочисленные научные труды отечественных
и зарубежных экономистов, социальных
психологов и других специалистов в
сфере человеческой деятельности. Труды
таких авторов как Т.Ю. Базарова и Б.Л.
Ерёмина, Б.М. Генкина, А.П. Егоршина, А.Я.
Кибанова внесли большой вклад в теорию
исследования различных систем побуждения
работников к деятельности4.
В словаре-справочнике
менеджера понятие мотивации
трактуется как состояние
В основе поведения человека значительное место занимают ценностные ориентации личности, под которыми понимают устойчивые установки на те или иные социальные ценности. В краткой экономической энциклопедии Г.С. Вечканова, Г.Р. Вечканова, В.Т. Пуляева дается следующее определение данного феномена.
«Мотивация – это побуждение к активности и деятельности субъекта (личности, социальной группы, общности людей), связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности.»6
Вместе с тем, отдельные вопросы данной проблематики требуют своего дальнейшего изучения, прежде всего, анализ конкретного опыта мотивации
и стимулирования труда персонала в деятельности реальных организаций.
Учитывая актуальность
и пока еще недостаточную степень
изученности рассматриваемой
Цель дипломного исследования – разработать конкретные практические рекомендации по совершенствованию системы мотивации и стимулирования труда персонала в ООО «Альфафарм».
Для достижения вышеуказанной цели в дипломной работе предполагается решить следующие основные задачи:
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что создание эффективной системы мотивации работников с целью формирования стабильного коллектива и ориентацию их на долговременную работу.
Объектом дипломного исследования является фармацевтическая фирма – ООО «Альфафарм».
Предмет дипломного исследования – система мотивации и стимулирования труда персонала на предприятии.
Теоретико-методологической
основой дипломной работы послужили
системный и поведенческий