Анализ и совершенствование системы обучения персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 14:15, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в выявлении путей совершенствования работы по обучению персонала в организации.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
- изучить научные источники по проблеме исследования;
- проанализировать количественно-качественный состав персонала организации, и уровень профессиональной подготовки сотрудников;
- разработать рекомендации по совершенствованию системы обучения персонала в организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ …….…………………………………………………………….7
1.1. Основные направления и виды обучения персонала в организации .........7
1.2.Принципы, формы, методы обучения в организации………………………..21
Выводы по первой главе…………………………………………………………...32
2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕРСОНАЛА ЗАО «КОНДИТЕР»……………………………………………..33
2.1. Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Кондитер»………33
2.2. Анализ количественного и качественного состава персонала организации ЗАО «Кондитер »………………………….……………………..………………...43
2.3. Изучение профессиональной подготовки персонала ЗАО «Кондитер»….49
Выводы по второй главе…………………………………………………………...59
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ……………………………………………………………….…60
3.1. Разработка модели обучения персонала в организации……………………60
3.2. Использование дистанционных методов обучения персонала организации ……………………………………………………………………………………...68
Выводы по третьей главе…………………………………………………………..83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………… 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….........................................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 585.50 Кб (Скачать файл)

  3) Советы и регулярные указания начальника.

  4) Практика привлечения персонала на роль заместителя. Смысл этого метода заключается в приобщении сотрудника к принятию решений, т.е. идет планомерная подготовка сотрудника к занятию соответствующей руководящей должности.

   5) Поручение выполнения особых специальных задач. Этот метод направлен на совершенствование особых навыков сотрудников через поручение выполнять специальные одноразовые задания, которые необходимо тщательно отработать. Смысл метода заключается в подготовке к выполнению сотрудником более широких и сложных задач.

   6) Наставничество. Суть метода можно охарактеризовать 7 ступенями:

- введение в курс  дела и ознакомление (рабочая  обстановка, сотрудники);

- показ  (подробности, связанные с рабочим местом);

- демонстрация (рабочий  процесс с объяснениями);

- указание, подсказка;

- разъяснение;

- тренировка (предоставление  возможности потренироваться со  все уменьшающимся контролем);

- дополнительное обучение (расширение полученных знаний).

Этот метод позволяет  передавать другим людям навыки и  знания.

   7) Коучинг – наставление, тренировка; занятия с репетитором, инструктором т.д. Он служит для раскрытия потенциала личности в целях максимизации производительности и эффективности собственной деятельности.

  8) Метод усложняющихся заданий. Суть заключается в предоставлении сотруднику возможности выполнения сначала достаточно легких, а затем все более и более сложных заданий и производственных операций (самостоятельно).

9) Ротация персонала. При процессе ротации характер работы может коренным образом изменяться и в таких случаях формируется работник с квалификацией широкого профиля. Обычно ротация производится на срок от нескольких дней до нескольких месяцев.

10) Копирование – прикрепление к умелому сотруднику молодого работника.

11) Делегирование. Использование практики передачи сотруднику четко очерченного круга задач, причем с соответствующими полномочиями для принятия решений (под контролем руководства).

12) Использование специальных инструкций. Сотруднику до начала работы предоставляется возможность изучить специальную методику, инструкцию, положение и т.п.35

-  Вне рабочего места.

Данная форма обучения более эффективна, но связана с  дополнительными финансовыми затратами и отвлечением работника от его служебных обязанностей. Обучение вне организации, как правило, касается  руководителей и высококвалифицированных специалистов. Такое обучение может совершаться многими способами: это обучение в специальных центрах и институтах по повышению квалификации или через прослушивание специализированных систематических курсов. Во многих случаях очень эффективным является направление специалистов на конференции, конгрессы, где обсуждаются проблемы, затрагивающие деятельность организации.

Различные формы совершенствования  сотрудников не следует противопоставлять  друг другу, а всегда необходимо искать оптимальный баланс между ними.

Методы обучения

1) Лекционный метод. Лекция – это изложение информации в виде публичного выступления с последующими ответами на вопросы слушателей (брифинг), один из наиболее важных словесных методов обучения. Лекция – один из основных видов учебных занятий, используемых в системе дополнительного образования. Обычно этот вид занятий занимает до 40% в общем объеме учебной нагрузки.

2) Метод дискуссии, семинары. Дискуссия – это обсуждение какого-либо спорного вопроса, исследование проблемы, в котором каждая сторона, оппонируя мнение собеседника, аргументирует свою позицию и претендует на достижение цели. Семинар планируется, как правило, как итоговое занятие, завершающее какой-то раздел учебного плана или самостоятельную тему. Его цель – закрепить знания по данному вопросу.

3) Метод конкретных практических ситуаций. Данный метод достаточно распространен в современном учебном процессе. Смысл его заключается в приближении обучающихся к реальному миру, к обучению оценивать и принимать в нем верные решения.

4) Деловые игры. Деловые игры являются имитационными методами ролевого обучения. Они максимально приближены к реальной деятельности руководителей и специалистов. В деловых играх, а это обязательно коллективные игры, обучающиеся получают различные роли и общаются друг с другом, выступая от имени действующего лица, которое они изображают.

5) Учеба в вузах, колледжах. Один из самых популярных методов обучения вне рабочего места – это учеба в вузах, колледжах, других учебных заведениях. Формы такого обучения могут быть различны. Это и дневная форма обучения с отрывом от производства, и вечерняя без отрыва от производства, и, наконец, заочная, когда слушатель 2-3 раза в год прибывает в учебное заведение для участия в установочных лекциях и защиты курсовых работ, сдачи зачетов и экзаменов.36

6) Дистанционное образование. Дистанционные образовательные технологии – образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.37 Это определение охватывает большой ряд форм обучения – от основанных на печатных материалах, когда общение осуществляется по почте, телеграфу, телефону, до двусторонних видеокурсов, когда обучаемый и обучающий «встречаются» на телевизионных экранах, или видеоконференций, когда встреча происходит на компьютерном экране с помощью сети Интернет. Это обучение скорее напоминает заочную форму обучения: чем выше объем самостоятельности в учебной работе, тем выше относительное число высоко подготовленных выпускников при окончании обучения.38

7) Учебные материалы. Во-первых, это метод иллюстраций, который предполагает показ слушателям различных иллюстративных пособий: диаграмм, плакатов, натуральных предметов и т.п., во-вторых, это метод демонстраций, который обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, показом кинофильмов, аудиозаписей, слайдов и т.п.

8) Самостоятельное обучение.  Обучающийся может самостоятельно определять темп обучения, продолжительность занятий, нагрузку, т.е. изменять и контролировать важные параметры процесса обучения, которые обычно жестко регламентированы при других методах. Недостаток метода – отсутствие обратной связи.

9) Программированное инструктирование. В этом методе не существует учителя, а его роль отводится либо компьютерной программе, либо книжной инструкции. Это разновидность самостоятельного обучения, однако особенность этого метода состоит в наличии обратной связи, в немедленном подтверждении ответа.

10) Метод «мозговой атаки». Цель метода – выработать оптимальное решение неожиданно возникающей проблемы.

Таким образом, один из главных  путей обновления общества сегодня  состоит в сохранении и развитии творческого и научного потенциала страны средствами качественного образования, использующего современные технологии. Наряду со стремлением к самоорганизации, гибкому менеджменту, ориентации на потребителя, работодатель начинает создавать комплекс мероприятий по информированию, обучению и переподготовке сотрудников. 39

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по первой главе.

Профессиональная подготовка работников осуществляется исходя из текущих и перспективных задач  организации и с учетом количественного  и качественного состава рабочих  мест.

Повышение профессионального  мастерства рассматривается российским трудовым законодательством в качестве прямой служебной обязанности всех руководящих работников и специалистов. Для них оно предусматривает следующие виды обучения:

- систематическое самостоятельное обучение по индивидуальному плану (самообразование);

- участие (не реже 1 раза в месяц) в семинарах как по месту работы, так и в других организациях;

- стажировка в ведущих  научно-исследовательских организациях, в высших учебных заведениях, в том числе и за рубежом;

- обучение в аспирантуре (докторантуре).

- краткосрочное (но не менее 72 ч.) обучение по месту работы или в учебных заведениях системы повышения квалификации и переподготовки кадров (по мере необходимости, но не реже одного раза в год);

- проблемно-теоретический семинар (72-100 ч.) по тематике отрасли (региона, предприятия);

          - длительное (свыше 100 ч.) обучение, предусматривающее углубленное изучение актуальных проблем по профилю профессиональной деятельности работников (не реже одного раза в 5 лет).40

В современных условиях быстрого устаревания профессиональных навыков, способность организации постоянно повышать квалификацию своих сотрудников является одним из важнейших факторов успеха.

 

 

 

 

2. ИССЛЕДОВАНИЕ  УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ  ПЕРСОНАЛА ЗАО «ПИЩЕКОМБИНАТ-ЦЕНТР».

2.1. Организационная  характеристика ЗАО «Кондитер»

 

Коммерческая организация  «Кондитер», учреждена на основании Гражданского кодекса РФ, Федерального закон «Об акционерных обществах», в соответствии с действующим законодательством РФ, в виде закрытого акционерного общества.

Полное наименование организации:    закрытое акционерное  общество «Кондитер», сокращенное наименование организации: ЗАО «Кондитер».

Акционерное общество «Кондитер» входит в  Российскую холдинговую компанию «United Bakers» , которая является крупнейшим российским производителем крекеров, печенья и экструзионной продукции , владеет 38% российского рынка крекеров, 7.5% печенья, 23.5% производства экструзионной готовой продукции, 90% полуфабрикатов для кондитерской промышленности (доли определены на основании доли продаж за 6 мес. 2008 года от общего объема рынка). Указанные доли позволяют Компании занимать лидерскую позицию по продажам во всех сегментах. Планируемый объем продаж на 2008 год составляет 85 тыс. тонн продукции на сумму 110 млн. долларов США.  Компании «United Bakers» принадлежат шесть производственных предприятий:  

  • ОАО "Крекер" (г. Воронеж): производство крекеров и печенья;
  • ОАО "Юнайтед Бейкерс - Псков" (г. Псков): производство крекеров, мучных снэков, экструзионных продуктов (кукурузные хлопья, зерновые завтраки и снэки, экструзионные продукты с начинкой и промышленные полуфабрикаты); 
  • ОАО "Гороховецкий пищевик" (г. Гороховец, Владимирская область): производство крекеров и печенья; 
  • ОАО "Вязьмапищевик" (г. Вязьма, Смоленская область): производство крекеров, галет и печенья;
  • ООО "Завод пищевых продуктов" (г.Тюмень): производство крекеров и экструзионных продуктов;
  • ООО "Сухие Завтраки" (станица Северская, Краснодарский край): производство экструзионных готовых завтраков.

Сеть дистрибуции включает 10 торговых представительств. Сеть осуществляет контроль за прямыми продажами через 35 тысяч розничных торговых точек, продукция Компании представлена в крупнейших розничных сетях России. 

Компании принадлежат зарегистрированные торговые марки:

  • "Любятово" - лидирующий бренд России в сегменте экструзионных продуктов, готовых к употреблению.
  • "Янтарь" - популярные сорта печенья, объединенные под зонтичным брендом крупного производителя, качеству которого можно доверять.
  • "Удивляндия" - экструзионные завтраки для детей 
  • "Фантекс" - экструзионные полуфабрикаты для использования в пищевой промышленности. Используются при изготовлении конфет высшего сорта, шоколада и мороженого хорошо известных российских и зарубежных производителей (Кэдберри, Нестле, Крафт)

Главной стратегической целью Компании является высокий  темп развития с целью удержания  лидирующих позиций на целевых рынках.

Основные двигатели  успеха нашей компании это качество, новационность и профессиональный потенциал.

Основываясь на своем видении рынка и анализе внутреннего потенциала, Компания разработала стратегические цели, которые включают:

  1. Сохранение высокого темпа развития и роста стоимости Компании (3-х кратный рост до 2010 года).
  2. Завоевание и укрепление позиций лидера в ключевых сегментах.
  3. Инвестиции в высокотехнологичное оборудование и установка новых линий для сложных продуктов.
  4. Внедрение технологических, маркетинговых и управленческих инноваций.
  5. Укрепление брендов на лидерских позициях. Вывод новых продуктов в 2009 г. Формирование позиции № 1 в восприятии потребителя.
  6. Расширение через приобретения активов конкурентов.

Компания планирует, как  продолжать использование существующих торговых марок, так и выводить на рынок новые продукты, увеличивая долю фасованной, марочной продукции.

Достижение стратегических целей Компании неразрывно связано  с высоким уровнем качества продукции  и услуг, предоставляемых Компанией, использованием ею самых современных  методов управления качеством, а  так же повышением результативности основных процессов и систем менеджмента качества в целом.

Информация о работе Анализ и совершенствование системы обучения персонала