Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 06:33, курсовая работа
Поэтому цель данной работы: выяснить степень выраженности данной взаимосвязи, определить уровень обслуживания потребителей в настоящий момент и, главное, определить пути повышения качества обслуживания и способы внедрения в реальное предприятие.
Чтобы добиться поставленной цели необходимо изучить основы проектирования: основные принципы и требования, которыми необходимо руководствоваться; факторы, влияющие на организационное проектирование; основные этапы и методы оргпроектирования; оценка полученных результатов.
Анализ полученных данных позволит нам выявить преимущества и недостатки разработанной организационной структуры, даст возможность усилить сильные стороны и ослабить негативное воздействие ряда факторов, путём разработки личных рекомендаций.
Введение………………………………………………...................................4
1.Факторы, определяющие состав процесса организационного проектирования. Общая характеристика процесса оргпроектирования.
1.1Основные понятия…………………….………………………………....….6
1.2Факторы, влияющие на оргпроектирование…………………………....10
1.3Основные принципы и требования……………………………………....14
1.4Методы и этапы организационного проектирования……………….….16
1.5Оценка эффективности созданной структуры……………………..........17
1.6Корректировка структуры по необходимости………………….……....21
2Проектирование организационной структуры управления на предприятии ОАО «Универсам»
2.1 ОАО «Универсам» торговое предприятие. Общие сведения.……………………………………………………………………....24
2.2Организационное проектирование………………………………………...32
3 Анализ организационной структуры управления ОАО «Универсам»
3.1 Анализ факторов, влияющих на эффективность организационной структуры ОАО «Универсам»……………………………………….…….36
3.2 Расчет эффективности………………………………………………....….43
3.3Выводы и рекомендации……………………………………………….…46
Заключение…………………………………………………………………….50
1.7Список использованных источников…
Несомненно, такие внутренние моменты, как функции планирования, организации, стимулирования и другие играют важную роль в функционировании предприятия, они являются основой существования организации, шагом к устойчивому развитию в условиях правильного использования методик в конкретное время, в конкретном месте[17].
Не менее главным показателем является социально-психологическая обстановка на рабочем месте, потому, что продажа товаров непосредственно связано с общением с людьми различного типа темперамента и направленности.
Значимой характеристикой организации является характер перераспределения власти. Лишь при наличии демократически настроенного руководителя результат будет выше и психологическая атмосфера в коллективе благоприятнее.
От меры участия собственника так же зависит успешность организации. Так, например, если в открытом акционерном обществе развязать руки обладателям пакетов акций и позволить им вмешиваться в дела организации (особенно неспециалистов) в любое время в компетенцию любого сотрудника, то, конечно, такая система управления быстро разрушит предприятие.
Количественная оценка влияния внешних, внутренних и специальных факторов приведена в приложении Д.
Активный фактор
влияния—максимальное частное от активной
и пассивной сумм баллов.
Активный фактор или критический для данного
предприятия: неопределённость как функция
количества и достоверности информации.
Информационные данные точные и полные—исходный материал для составления краткосрочной стратегии, планов на ближайший месяц, квартал, неделю. В случае наличия неполной информации, стратегия, конечно, планируется, но больше, ориентируясь на руководящий опыт, интуицию, а не на количественные и качественные показатели.
Тенденция снижения активности влияния рассмотрена в таблице 2.
Таблица 2.—Снижение активности влияния факторов
Факторы, влияющие на эффективность оргструктуры управления |
Обозначение |
Количество баллов |
Сложность внешней среды как многообразие и вариантность факторов |
А |
24 |
Внутрифирменный рыночный механизм (планирование, оценка, стимул) |
К |
22 |
Выбор стратегии предприятия как средства достижения цели |
Ж |
20 |
Неопределённость как функция количества и достоверности информации |
В |
19 |
Степень бюрократизации и характер перераспределения власти |
М |
19 |
Размер организации как фактор адаптационной способности |
Е |
18
|
Характер рынков сбыта (закономерности развития товара и спроса) |
Д |
17
|
Характер связей между элементами системы управления |
И |
17 |
Количество и характер размещения источников ресурсов |
Г |
16 |
Подвижность среды окружения |
Б |
16 |
Техническая сторона превращения начального продукта в конечный |
З |
14 |
Мера участия собственника в профессиональном менеджменте |
Н |
14 |
Социально-психологический климат (отношения, социальная структура) |
Л |
11 |
Пассивный фактор имеет меньшую степень влияния и рассчитывается как минимальное частное от активной и пассивной сумм.
Снижение влияния пассивных факторов представлены в таблице 3 с соблюдением употребленных выше обозначений.
Выбор стратегии предприятия как один из факторов оказался пассивным, так как этот на этот фактор оказывает сильное влияние ряд других.
Таблица 3.-Тенденция снижения пассивности влияния факторов
Ж |
К |
Д |
Е |
И |
Л |
Б |
А |
М |
В |
Н |
З |
Г |
24 |
23 |
22 |
22 |
20 |
18 |
17 |
16 |
16 |
15 |
13 |
11 |
10 |
Нейтральный фактор—техническая сторона превращения начального продукта в конечный.
В данном случае этот фактор является нейтральным по причине того, что предприятие не занимается производством товаров, а лишь реализацией и предоставлением услуг.
Как показал анализ к наиболее значимым факторам, влияющим на деятельность предприятия, относятся: сложность внешней среды и система внутрифирменного рыночного механизма.
От своевременных поставок зависит показатель насыщаемости прилавков товарами, как и от наличия инвестиционных ресурсов во внешней среде; от количества специалистов—скорость обслуживания; от интересов потребителей—разнообразие товаров народного потребления и стратегия развития предприятия; от реакции конкурентов—внутренняя и внешняя политика и так далее.
Система управления в целом оказывает немаловажное влияние на результативность предприятия, причем большую роль играет квалификация, уровень компетенции, личные способности руководящего персонала.
Изучив, факторы, способствующие, а некоторые и преграждающие развитие предприятия, рассчитаем эффективность действующей организационной структуры.
3.2.Расчет эффективности
Рассчитаем показатели эффективности организационной структуры, которые зависят от вышеперечисленных факторов.
Для начала рассчитаем
соответствие звеньев
1) Коэффициент звенности:
Кзв = Пзв.ф / Пзв.о
Где Пзв.ф – количество звеньев существующей структуры;
Пзв.о – оптимальное количество звеньев организационной структуры (эталон).
Кзв = 42/ 51 = 0,82 (2)
Коэффициент звенности показывает отношение количества звеньев существующей организационной структуры к оптимальному количеству звеньев организационной структуры. Полученный результат говорит о том, что разработанная структура управления имеет меньшее количество звеньев, чем оптимальная организационная структура. Соответственно предприятие имеет меньшие размеры и меньшее количество работников, значит, есть перспектива роста, расширения оргструктуры, дополнения новыми звеньями.
2) Коэффициент территориальной концентрации:
Ктк = Ппр ф / П (3)
Где Ппр ф – количество организаций данного типа в регионе;
П – площадь региона,
на которой функционирует
Ктк = 878 / 168 000 = 0,0052(на тыс.км2) (4)
Коэффициент территориальной концентрации показывает отношение количества организаций данного типа в регионе к площади региона, на которой функционирует данное предприятие. В нашем случае в качестве региона мы рассматриваем Алтайский край, так как эталонное предприятие избиралось по региону. Согласно полученному результату можно сказать, что на 1 тыс.км2 приходится 0,0052 предприятия. Это говорит о среднем рассредоточении организаций по реализации товаров народного потребления на территории Алтайского края.
3) Коэффициент актуализации связей, который может определяться как по системе связей в целом, так и по выделенным направлениям
Кас = Сп / Со (5)
Где Сп – количество полезных (функциональных) связей;
Со – общее количество связей в системе.
Кас = 129/ 168 = 0,7679 (6)
Коэффициент актуализации связей показывает отношение количества полезных (функциональных) связей к общему количеству связей в системе. Данный показатель даёт представление о том, какова доля полезных связей в организации. Полученное значение (0,7679) говорит о том, что доля полезных связей достаточна велика, соответственно управление должно быть эффективным, но существует ориентир, эталон, к которому нужно стремиться.
4) Коэффициент совместимости связей:
Ксм = 1 – Ск / Со
Где Ск – количество связей, выполняющих функции согласования, Со-общее количество связей в системе управления предприятия.
Ксм = 1 – 16 / 168 = 0,9048 (8)
Коэффициент совместимости связей показывает отношение количества связей, выполняющих функции согласования, к общему количеству связей в системе. Полученное значение, приближающееся к 1, говорит о том, что количество связей, выполняющих функции согласования, достаточно велико, то есть деятельность предприятия согласованная, все подразделения взаимодействуют эффективно.
5) Среднее количество сотрудников, приходящихся на одного руководителя:
Ксотр = (Чпп - Чр) / Чр
Где Чпп – численность производственного персонала предприятия
Чр – численность руководителей
Ксотр = (230 - 41) /41 = 4,6
Среднее количество сотрудников, приходящихся на одного руководителя, показывает отношение разности между численностью производственного персонала предприятия и численность руководителей к численности производственного персонала предприятия. Данная величина говорит о том, сколько человек приходится приблизительно на одного руководителя. Полученное значение 4,6 показывает, что на одного руководителя в среднем приходится четыре-пять сотрудников.
Полученные количественные показатели оценивают деятельность предприятия на высоком уровне, также приемлемую организационную структуру. Показатели не являются критическими, предприятие стабильно функционирует, но необходимо обеспечить и развитие этому предприятию, о чем пойдет речь в следующем пункте.
3.3 Выводы и рекомендации
Исходя из проведённых расчетов, следует сделать выводы относительно эффективности предприятия ОАО «Универсам», и его деятельности, направленной на достижение поставленной цели: увеличения качества обслуживания.
Проблема оценки эффективности организационной структуры управления до сих пор остается одной из самых сложных, что связано с отсутствием приемлемой методики оценки эффективности системы управления и четких критериев измерения и оценки эффективности самой организационной структуры. Многие показатели, которые необходимо рассчитать сложно, а иногда и невозможно выяснить путём расчётов[5].
Рассматривая показатели эффективности состава системы и структуры связей, можно сказать о том, что разработанная организационная структура управления достаточно эффективная, она подходит практически по всем нормативам. При построении структуры были соблюдены все принципы построения системы управления и учтены требования.
Перед началом проектирования организационной структуры были поставлены задачи для достижения цели—обеспечить покупателей товарами первой необходимости, повышение качества обслуживания покупателей для удовлетворения первичных потребностей в питании, одежде, обуви, путём продажи товаров народного потребления.
Разработанная структура оказалась достаточно эффективной, поэтому предприятие сможет выполнить эти поставленные задачи и сделать шаг к достижению цели.
Понятие "уровень обслуживания покупателей в магазине" определяется рядом конкретных элементов, которые играют различную роль в обеспечении этого уровня. К числу наиболее важных относятся следующие:
1. Наличие в магазине широкого
и устойчивого ассортимента
2. Применение в магазине
3. Предоставление покупателям
4. Высокая профессиональная
5. Полное соблюдение
Стимулы для осуществления покупки внутри магазина можно разделить на три группы: восприятие, соотношение цена/ценность, эффективность представления товара, уровень представления услуг как во время совершения покупки, так и после [6].
Хотя изучаемое предприятие достаточно эффективно, по результатам исследований, каждые пять лет ОАО «универсам» теряет половину своих клиентов. В розничной торговле есть такие специалисты, которые выявляют потерянных покупателей и выясняют, почему они более не совершают покупок в данном магазине. Это задача отдела маркетинга, где многие виды деятельности нацелены на поощрение покупателей к совершению покупок. К их числу относится организация распродаж; акций: «бери 1, 2-в подарок»; скидки[4]; яркая реклама внутри магазина; удобное расположение товаров для экономии времени в поисках необходимого. По данным международного исследования, проведенного провайдерами услуги Mystery Shopping, среднестатистический гражданин России в среднем проводит в ожидании обслуживания 27 минут, а средняя длина очереди - почти 7 человек.
К деятельности отдела маркетинга относится организация дегустации кулинарных изделий; выставка наиболее важных либо реализуемых новых изделий; дополнительные услуги.
Дополнительные услуги являются одним из факторов повышения эффективности розничной торговли. Они выступают источником дополнительных доходов торговых предприятий. А повышение качества торгового обслуживания является важнейшим стратегическим направлением развития розничной торговли, обеспечивающим конкурентное преимущество[27].
В ОАО «Универсам» служба маркетинга функционирует, но, я рекомендую уделить этой структуре большее внимание и дать возможность применять новейшие методы привлечения покупателей.
А отдельную структуру, подчиняющуюся Генеральному Директору—отдел главного инженера я предлагаю лишить слишком большой самостоятельности, так как в данной оргструктуре, лишенной структур, непосредственно занимающихся производством, деятельность инженера не является одной из самых значимых.
Кроме рекомендаций по усовершенствованию организационной структуры, я предлагаю советы по увеличению уровня обслуживания в Таблице 3.
Информация о работе Анализ организационной структуры управления ОАО «Универсам»