Анализ системы управления дополнительного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 15:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – анализ системы управления дополнительного образования.
Задачи преддипломной практики:
- рассмотреть теоретические аспекты функционирования учреждений дополнительного образования в Российской Федерации;
- проанализировать деятельность системы управления дополнительного образования на примере муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей детско-юношеский центр «Уголек».

Содержание

Введение………………………………………….………………………...……..3
Глава 1. Теоретические и методические аспекты функционирования учреждений дополнительного образования………………………….………….……6
1.1. Этапы развития дополнительного образования в Российской Федерации……………………………………………………………………………….6
1.2. Специфика и анализ современного состояния дополнительного образования в Российской Федерации………….……………………..……..……....10
Вывод по главе 1………………………………………………………………..17
Глава 2. Анализ деятельности системы управления дополнительного образования на местном уровне…………………………………………...…………18
2.1. Общая характеристика деятельности муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр «Уголёк»………………………………………………………………………………..18
2.2 Организационная структура управления в МБОУ ДОД ДЮЦ «Уголёк»………………………………………………………………….……...……..23
2.3 Анализ структуры, численности и системы управления в МБОУ ДОД ДЮЦ «Уголек»…………………………………………………………...…..……….32
Вывод по главе 2………………………………………………..…….……….. 43
Заключение………………………………….…………………………….…….44
Список источников……………………………………………...……………..47

Вложенные файлы: 1 файл

otchet_vse.docx

— 222.18 Кб (Скачать файл)

Дополнительное образование детей является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Система дополнительного образования детей Российской Федерации в ее новом качественном состоянии развивается на протяжении более 10 лет.

Сеть учреждений дополнительного образования детей составляет 18 тыс. образовательных учреждений различной ведомственной принадлежности, в том числе в системе образования - 8,9 тыс., системе культуры – 5,8 тыс., системе спорта – 1,1 тыс., общественных организаций – более 2 тыс. В них занимается свыше 10 млн. детей в возрасте от 5 до 18 лет (около 39 % от общего числа обучающихся).

Дополнительное образование, в значительной мере осуществляется специалистами, профессионалами, мастерами своего дела, что обеспечивает его разносторонность, привлекательность, уникальность и, в конечном счете, – результативность как практико-ориентированного образования.

Гибкость дополнительного образования детей как открытой социальной системы позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, развития социального творчества, формирования социальных компетенций. Система дополнительного образования детей развивается на межведомственной основе и выступает гарантом выявления, поддержки и развития одаренных детей.

Затраты бюджетов всех уровней на дополнительное образование детей являются долгосрочными инвестициями в будущее развитие российского общества и государства, кадровый потенциал интеллектуального, научно-технического, творческого и культурного развития общества; безнадзорность и профилактику асоциальных проявлений в детской и подростковой среде.

В учреждениях дополнительного образования детей более эффективно внедряются социально-педагогические модели деятельности, поскольку традиции, стиль и методы работы этих учреждений максимально учитывают особенности социума. Следствием этого является накопление детьми опыта гражданского поведения, основ демократической культуры, самоценности личности, осознанного выбора профессии, получение квалифицированной помощи по различным аспектам социальной жизни, что влияет на социальную адаптацию детей и молодежи к изменяющимся условиям жизни.

Статистка показывает, что наиболее активно развиваются объединения художественно-эстетического и технического творчества, физкультурно-спортивной работы. В меньшей степени развиты эколого-биологическое и туристско-краеведческое направления. В сельской местности возможностей для развития дополнительного образования детей намного меньше.

Приоритетными направлениями и видами деятельности среди девочек являются художественное образование, особенно музыка и вокал (50,9 %), хореография (30,9 %) и прикладное творчество (29,1 %), чуть меньше – спорт (25,5 %). Среди мальчиков наибольшей популярностью пользуются занятия техническим творчеством, спортом, музыкой и информатикой.

Иерархическая структура системы дополнительного образования (рисунок 1) 

 

Рисунок 1 - Иерархическая структура системы дополнительного образования.

В Российской Федерации удалось сохранить уникальную систему воспитания и обучения – государственную систему дополнительного образования детей. Сравнительные преимущества России в этой сфере определяются сегодня в основном потенциалом, накопленным в предыдущие десятилетия. За последнее десятилетие достигнуты определенные успехи в этой сфере деятельности: в субъектах Российской Федерации активно развивается региональная система дополнительного образования детей, реализуется межведомственный подход в решении проблем воспитания и обучения подрастающего поколения, созданы и продолжают развиваться системообразующие центры развития дополнительного образования детей на федеральном и региональном уровнях - государственные учреждения дополнительного образования детей, призванные участвовать в осуществлении полномочий органов государственной власти в этой области.

Вместе с тем, социально-экономическое развитие общества, модернизация российского образования требуют серьезных преобразований существующей системы путем повышения доступности и качества услуг дополнительного образования детей и совершенствования их социально-адаптирующих функций.

Нормативное регулирование дополнительного образования.

Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного образования является основой для ее эффективного функционирования и развития. В этой связи особо значимым становится законодательная и нормативно-правовая база, регламентирующая сферу дополнительного образования детей не только на федеральном уровне, но и уровне субъектов РФ. Важно, чтобы региональная и муниципальная нормативно-правовая база способствовала развитию сферы дополнительного образования детей, а не создавала ограничения, сложности и проблемы. В этой связи, научный и практический интерес исследования был направлен на разрешение существующих противоречий: между стратегической установкой современной системы дополнительного образования детей на развитие ее законодательной и нормативно-правовой базы и отсутствием единых механизмов анализа этой базы; между высоким потенциалом законодатель-ной и нормативно-правовой базы, способствующей совершенствованию системы дополнительного образования детей, и недостаточной осведомленностью специалистов этой сферы о лучших образцах нормативно-правовых документов.

Методологическую основу анализа законодательной и нормативно-правовой базы составили ключевые положения системного и комплексного подходов. В контексте системного подхода

 Сфера дополнительного образования детей определяется как сложная многофункциональная и разно-многоуровневая социально-педагогическая система открытого типа. Поэтому ее законодательное и нормативно-правовое регулирование, состоящее также из уровней, имеющее иерархию и самостоятельные компоненты, важно рассматривать не изолированно, а в их взаимосвязи. Это позволяет выявить не только общие системные свойства, но и качественные характеристики современной нормативно-правовой базы, определить их функциональное назначение, роль в системе. В рамках комплексного подхода проведение анализа позволило выстроить взаимосвязи различных разнородных элементов анализа: уровни законодательной и нормативно-правовой базы (региональный, краевой, муниципальный); виды документов (законы, приказы, распоряжения и т.д.); источники нормотворчества (правительство региона, департаменты, мэрии и т.д.). Комплексный подход обеспечивает целостность процесса анализа и его результатов, поскольку ориентирует на всестороннее изучение объектов и полноту их содержания. [28]

Анализ законодательной и нормативной правовой базы по предоставлению дополнительного образования детям проводился по 83 субъектам РФ. Следует подчеркнуть, что научный интерес для анализа представляли как общие, комплексные нормативно-правовые документы регионального и муниципального уровня, регламентирующие все уровни системы образования и содержащие внутри документа информацию, относящуюся к дополнительному образованию детей, так и частные документы, касающиеся непосредственно системы дополнительного образования детей в субъектах РФ.

Отбор документов осуществлялся через представленные из субъектов РФ источники информации. Целью отбора являлось составление списка документов для последующего их анализа, поэтому важно было найти репрезентативные и грамотно составленные, с точки зрения юридической техники, нормативно-правовые акты. В связи с этим для данного этапа были разработаны внешние критерии отбора документов: критерий соответствия документа юридическим и правовым нормам, изложенным в федеральных актах, регламентирующих нормотворчество критерий актуальности документа; структурный критерий.

На основе этих критериев было отобрано 103 законодательных и нормативно-правовых акта субъектов РФ и муниципальных образований по вопросу предоставления дополнительного образования детей, в том числе 65 документов регионального уровня (областного, республиканского) и 38 документов уровня муниципальных образований.

Систематизация отобранных для анализа документов позволила нам констатировать, что нормативно-правовое регулирование системы дополнительного образования детей в субъектах РФ осуществляется преимущественно через распорядительные документы (областные законы региональных законодательных собраний, городских и областных дум субъектов РФ), указы президентов республик РФ, приказы региональных и муниципальных органов управления образованием и приложения к ним, постановления губернаторов и мэров субъектов РФ, органов управления образованием, региональных правительств, распоряжения правительств и региональных органов управления образованием, решения городских дум субъектов РФ.

Особенность регламентации через распорядительные документы заключается в содействии органу управления регулировать и координировать деятельность, обеспечивать реализацию поставленных перед ним задач, получать максимальный эффект от своих нормативно-правовых решений. В юридическом плане распорядительные документы относятся к правовым актам: в них получают выражение конкретные юридически властные предписания субъектов управления. Конкретность таких предписаний проявляется в том, что с помощью распорядительных документов возникают конкретные административно-правовые отношения в сфере управления; их адресатом являются конкретные учреждения, структурные подразделения, должностные лица или работники.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что региональные и муниципальные органы управления образованием более пристальное внимание обращают на регламентирование конкретных вопросов в системе дополнительного образования детей.

Для анализа законодательной и нормативной правовой базы по предоставлению дополнительного образования детей в субъектах РФ были применены качественные критерии анализа и показатели к ним, представленные ниже.

Целевой критерий позволяет определить: соответствие целей региональных документов приоритетным направлениям законодательной и нормативно-правовой базы федерального уровня, государственному заказу системе дополнительного образования детей; соответствие целей региональных документов запросам системе дополнительного образования со стороны заказчиков; направленность в целях документов на конкретный конечный результат дополнительного образования детей по времени и срокам достижения.

Основные целевые ориентиры изученных законодательных и нормативно-правовых документов по предоставлению дополнительного образования детей в субъектах РФ имеют следующий обобщенный вид:

- повысить роль учреждений дополнительного  образования в воспитании, обучении  и творческом развитии личности  в регионе;

- закрепить гарантии правовой  и социальной защиты детей  в субъектах РФ; создать правовое  обеспечение реализации государственной  образовательной политики в интересах  детей;

- регламентировать предоставление  государственной услуги «дополнительное  образование детей»;

- реализовывать права детей  на получение дополнительного  образования, установить единообразие  при приеме граждан в учреждения  дополнительного образования детей;

Вывод по главе 1

Исходя из данной главы, можно сделать вывод что, внешкольное или дополнительное образование – это изначально часть всего образования, которая дает возможность проявить инициативу ребенку, и самому решить, что ему нравится. Например, дети могут вступить в клубы разной специализации, посещать секции как спортивного, так и интеллектуального характера.

Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного образования является основой для ее эффективного функционирования и развития.

В Законе РФ «Об образовании» дополнительное образование определяется как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и иной информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества и государства.[1]

Дополнительное образование детей является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ системы управления внешкольным образованием на местном уровне

 

2.1 Общая характеристика деятельности муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр «Уголёк»

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр «Уголёк» (сокращённое название - МБОУ ДОД ДЮЦ «Уголёк») - некоммерческая бюджетная организация является структурным территориальным подразделением Комитета образования и науки Администрации города Новокузнецка.

Данное учреждение осуществляет в Орджоникидзевском районе образовательно-воспитательную деятельность в области дополнительного образования детей.

Его становление и функционирование совпало с процессом эволюционного преобразования внешкольной работы и внешкольного воспитания в систему дополнительного образования детей. За время существования определены основные направления стратегии развития системы дополнительного образования Центра, разработана и создана нормативно-правовая, кадровая, материально-техническая и финансово-экономическая базы.

Информация о работе Анализ системы управления дополнительного образования