Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 21:31, курсовая работа
Главной целью курсовой работы является исследование системы управления персоналом, анализ и оценка ее эффективности. Ставятся следующие задачи: рассмотреть систему управления персоналом, изучить внешнюю и внутреннюю среду предприятия, проанализировать существующую систему управления персоналом, мотивацию, дать оценку ее эффективности, разработать рекомендации по усовершенствованию системы управления персоналом.
Введение…………………………………………………………………….3
Основные теоретические аспекты системы управления персоналом.....................................................................................................5
Персонал как объект управления……………………………………...5
Система управления персоналом…………………………..………….8
Методы исследования системы управления персоналом…………..11
Вывод……………………….………………………………………….14
Анализ и оценка существующей системы управления персоналом на примере ОАО «Птицефабрика «Моргаушская»………………………..16
Общая характеристика ОАО «Птицефабрика «Моргаушская»….…16
Деятельность. Анализ сильных и слабых сторон деятельности предприятия, возможностей развития, угроз……………………..…17
Организационная структура управления предприятия. Взаимодействие высших и исполнительных органов………………22
Задачи и функции службы управления персоналом…………..……25
Организация приема работников на предприятии, увольнение, методы отбора персонала и принятие решений о найме, об увольнении………………………………………………………..……26
Коммуникационные связи в коллективе, мотивация работников….27
Основные недостатки в работе службы управления персоналом. Предложения по совершенствованию……………………………….29
Вывод…………………………………………………………………...….31
Заключение………………………………………………………………..32
Список использованной литературы….…………………………………34
3. Планирование численности работников отдельных должностей, профессий и уровней квалификации;
4. Формирование персонала предприятия.[11, 178 c.]
Эффективное использование
сформированного на торговом предприятии
персонала в значительной степени
обеспечивается разработкой системы
мероприятий, направленных на повышение
производительности труда. Под производительностью
труда понимается отношение основных
результатов деятельности торгового
предприятия и отдельных его
работников к затратам труда персонала
на ее осуществление в определенном
периоде. Основной целью управления
производительностью труда на торговом
предприятии является поиск и
реализация возможных резервов ее роста
при обеспечении высокого уровня
торгового обслуживания покупателей.
Это управление охватывает следующий
ряд последовательно
1. Построение системы показателей, в наибольшей степени характеризующих производительность труда персонала данного предприятия;
2. Поиск и оценка возможных резервов роста производительности труда на предприятии;
3. Разработка мероприятий по обеспечению реализации резервов роста.
Система управления стимулированием
труда призвана создать новый
мотивационный механизм трудовой активности
персонала на предприятиях торговли
всех форм собственности и
1. Выбор форм и систем заработной платы;
2. Построение на предприятии тарифной системы заработной платы;
3. Построение системы дополнительного стимулирования отдельных аспектов трудовой активности работников;
4. Индивидуализация условий материального стимулирования наиболее квалифицированных работников;
5. Планирование средств на стимулирование труда.
Целями управления персоналом в организации являются:
• удовлетворение потребности организации в кадрах;
• обеспечение рациональной расстановки кадров;
• наиболее эффективное использование кадров.[10,237 c.]
Наука и практика выработали инструментарий изучения состояния действующей системы управления персоналом организации, построения, обоснования и реализации новой системы.
Таблица 2
Классификация методов анализа и построения системы управления персоналом организации
Методы обследования (сбор данных ) |
Методы анализа |
Методы формирования |
1 |
2 |
3 |
Самообследование |
Системный анализ Экономический анализ |
Системный подход |
Интервьюирование |
Декомпозиция |
Аналогиий |
Активное наблюдение рабочего дня |
Последовательной подстановки Сравнений |
Экспертно-аналитический Параметрический |
Моментные наблюдения |
Динамический Структуризации целей Нормотивный |
Моделирование Функционально-стоимостного анализа Структуризации целей |
1 Анкетирование |
2 Параметрический Моделирования |
3 Опытный Творческих совещаний |
Изучение документов |
Функционально-стоимостного анализа |
Коллективного блокнота Контрольных вопросов |
Функционально-стоимостного анализа |
Главный компонент Балансовый Корреляционный регрессионный анализ Опытный Матричный |
6-5-3 Морфологический анализ |
Для более эффективного влияния на систему управления проводится исследование рядом методов, приведенных в таблице 3.
Таблица 3
Характеристика методов исследования системы управления персоналом.
Методы |
Характеристика |
1 |
2 |
Системный анализ |
Является методическим средством
системного подхода к решению
проблем совершенствования |
Декомпозиция |
Позволяет разложить сложные явления на более простые, т. к. в более простые элементы более простое проникновение в глубь явления и определение его сущности. |
Последовательной подстановки |
Позволяет изучить влияние
на формирование системы управления
каждого фактора в отдельности,
под действием которых |
1 Сравнений |
2 Позволяет сравнить существующую систему управления персоналом с подобной системой передовой организации, с нормативным состоянием или с состоянием в прошлом периоде. |
Динамический |
Предусматривает расположение
данных в динамическом ряду и исключение
из него случайных отклонений. В
этом случае ряд отражает устойчивые
тенденции. Этот метод используется
при исследовании количественных показателей,
характеризующих систему |
Структуризации целей |
Предусматривает количественное и качественное обоснование целей организации в целом и целей системы управления с точки зрения их соответствия целям организации. Важной предпосылкой построения рациональной системы управления являются анализ целей, развертывание их в иерархическую систему, установление ответственности подразделений за конечные результаты работы, определение их места в системе производства и управления, устранение дублирования в их работе. |
Параметрический |
Устанавливается функциональная зависимость между параметрами элементов производственной системы и системы управления персоналом для выявления степени их соответствия. |
Функционально-стоимостного анализа |
Позволяет выбрать вариант
построения системы управления, требующий
наименьших затрат и являющийся наиболее
эффективным с точки зрения конечных
результатов. Он позволяет выявить
лишние или дублирующие функции
управления, функции, которые по определенным
причинам не выполняются, определить степень
централизации и |
Метод творческих совещаний |
Предполагает коллективное обсуждение направлений развития системы управления персоналом группой специалистов. Целью совещания является выявление наибольших вариантов путей совершенствования системы управления персоналом. |
Главный компонент |
Отражает в одном показателе свойства нескольких показателей. Это дает возможность сравнивать не несколько показателей одной системы с несколькими показателями другой, а только один. |
Метод морфологического анализа |
Является средством изучения всевозможных комбинаций вариантов организационного решения. Сложная задача разбивается на мелкие подзадачи, которые легче решать по отдельности, предполагая что решение сложной задачи складывается из решения подзадач. |
1 Балансовый |
2 Позволяет произвести балансовые сопоставления. |
Метод аналогий |
Основан на применении организационных форм, которые оправдали себя в функционирующей системе управления персоналом со сходными экономико-организационными характеристиками, к рассматриваемой системе управления персоналом. Сущность метода заключается в разработке типовых решений и определении границ и условий их применения. |
Опытный |
Базируется на опыте предшествующего периода данной системы управления персоналом и опыте другой аналогичной системы. |
Блочный |
Ускоряет процесс формирования новой системы управления и повышает эффективность функционирования системы при наименьших затратах. |
Коллективного блокнота |
Позволяет сочетать независимое выдвижение идей каждым экспертом с последующей их коллективной оценкой на совещании по поиску путей совершенствования системы управления персоналом. |
Применение методов в комплексе исключает просчеты, позволяет взглянуть на систему управления персоналом со всех сторон, при этом достигается максимальный эффект.[6, 382-384 c.]
Вывод
Персонал – это личный состав организации, работающий по найму, выполняющий производственные и управленческие операции и обладающий определенными признаками.
Управлять персоналом означает планировать, организовывать, осуществлять мотивацию и контроль за формированием, распределением, перераспределением и использованием кадров предприятия.
Персонал является главным звеном системы управления. Персонал классифицируется на производственный и управленческий, каждый из которых имеет свои функции.
Основными функциями управления персоналом организации являются: управление численностью, производительностью и стимулированием труда.
Управление персоналом базируется на следующих принципах: человек – основа корпоративной культуры, менеджмент для всех, эффективность, взаимоотношения и качество – критерии успеха организации, обучение – ключ к развитию и переменам.
Система работы с персоналом – это совокупность принципов и методов управления кадрами рабочих и служащих на предприятии (административные, экономические и социально - психологические).
Удовлетворение потребности
организации в персонале, рациональная
расстановка и эффективное
Целью исследования системы
управления персоналом является выявление
положительных и отрицательных
моментов при воздействии на трудовой
потенциал организации и
Открытое акционерное общество «Птицефабрика «Моргаушская» создано по распоряжению Министерства имущественных и земельных отношений Чувашской Республики № 1330-р от 12 октября 2009 г., «Об условиях приватизации государственного унитарного предприятия Чувашской Республики «Птицефабрика «Моргаушская» Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики путем реорганизации в форме преобразования и внесен в Единый государственный реестр юридических лиц в ИФНС России г.Чебоксары 23.12.2009. Птицефабрика осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом ОАО «Птицефабрика «Моргаушская» с декабря 2009 г.
Форма собственности – государственная.
Состав собственников
– Чувашская Республика в лице
Министерство имущественных и земельных
отношений Чувашской
Состав учредителей - Чувашская
Республика в лице Министерства
имущественных и земельных
Миссей ОАО является получение прибыли и удовлетворение общественных интересов в товарах и услугах.
Цели ОАО:
1. Производство товарной продукции птицеводства и растениеводства;
2. Промышленная переработка собственного сырья, выполнение работ, оказание услуг и прочая деятельность, не противоречащая действующему законодательству.
Основными видами деятельности Общества являются производство продукции птицеводства, основной продукцией которого является яйца куриные, а также продукция собственного производства, реализованная в переработанном виде – мясо и мясопродукция. Дополнительно Общество производит продукцию растениеводства, промышленную переработку собственного сырья, выполнение работ, оказание услуг и прочая деятельность, не противоречащая действующему законодательству.
Анализ факторов, оказывающих
положительное или
К факторам, определяющим успех предприятий относятся: контроль за конкурентами (основными конкурентами Общества являются: ООО «Чебоксарская птицефабрика» Чебоксарского района, ОАО «ППЗ «Канашский» Канашского района), ориентация на запросы клиентов, учет конъюктуры рынка, сплоченность сотрудников, четкое определение целей и системы ценностей, учет личных особенностей и привычек работников, их личная заинтересованность в результатах труда, маркетинг, высококачественная продукция.
По итогам работы ОАО «Птицефабрика
«Моргаушская»» за 2010 год произведено
яиц куриных в количестве 58050 тыс. штук,
темп роста по сравнению с соответствующим
периодом прошлого года составил 101,8 %
(57004 тысяч штук яиц получено в 2009 году).
До 35 процентов произведенной продукции реализуется через собственные торговые сети. Основными покупателями в Чувашской Республике являются ОАО «Хлеб», ОАО «Акконд». Излишки яйца реализуются за пределами региона.
Классификация факторов, влияющих на деловой цикл финансово – хозяйственной деятельности предприятия.
Таблица 4
Классификация факторов, влияющих на экономические результаты финансово – хозяйственной деятельности предприятия
Общеэкономические факторы |
Отраслевые факторы |
Внутренние факторы |
Колебания делового цикла |
Деловой цикл, характерный для птицефабрики |
Ожидаемые прибыли и дивиденды |
Стабильность политики правительства |
Перспективы развития отрасли |
Качество управления |
Уровень инфляции |
Структура отрасли, уровень конкуренции |
Структура капитала |
Устойчивость национальной валюты |
Уровень издержек |
Номенклатура продукции |
Налоговая политика |
Трудовые отношения |
Диверсификация поставщиков и потребителей |
Социально – экономическая ситуация в стране |
Организация бухгалтерского учета |
Организационная структура |
Внутренние условия
1. Материально - ресурсное обеспечение производства, определенные ресурсы и возможности предприятия. Основными в этой группе являются производственные факторы (здания, сооружения, машины, механизмы, оборудование, земля, сырье и материалы, топливо, энергия, рабочая сила, информация).
2. Обеспечение экономического и технического развития предприятия (инновации, инвестиции, организация труда и производства, повышение квалификации работников).
3. Обеспечение высокого уровня рентабельности (высокоэффективная коммерческая и снабженческая деятельность, связанная с эффективностью рыночных связей).
Слабые стороны
Описание основных факторов риска, связанных с деятельностью общества:
1. Риск роста дебиторской задолженности.
2. Задержка или прекращение поставки сырья.
3. Риск технологических простоев, связанных с ремонтом оборудования.
4. Риск снижения спроса.
Рост инфляции, трудности, связанные с ростом тарифов и цен на товары производственно-технического назначения, тепло и энергоносители, горюче-смазочные материалы, рост коммунальных услуг, а также увеличение цен на корма.