Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 15:52, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в проведении теоретических и практических исследований и изучении основ размещения и выкладки товаров. Курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:
-изучение сущности мерчандайзинга;
- теоретические исследования основ размещения и выкладки товаров;
-исследование и анализ размещения и выкладки товаров в магазинах «SPAR»
Глава 1.Основы технологии подготовки товаров к продаже.
Технология предварительной подготовки товаров к продаже: сущность, основные и дополнительные операции.
Правила и способы размещения товаров в магазине.
Выкладка товаров в торговом зале магазина.
Глава 2.Анализ технологических операций по подготовке товаров к продаже и выкладке товаров.
2.1. Организационно- правовая и экономическая характеристика предприятия ООО «SPAR».
2.2.Исследование технологических операций по подготовке к продаже.
2.3.Анализ способов и методов размещения и выкладки товаров ООО «SPAR».
2.4.Пути совершенствования размещения и выкладки товаров в торговом зале магазина.
Заключение.
Список литературы.
Выкладка товаров — способ
размещения товаров в торговых залах и
на витринах торговых предприятий. Выкладка
товаров- эта та услуга, которая
предназначена для демонстрации , облегчения
поиска и выбора необходимых
товаров, а так же создания потребительских
предпочтений. Эта услуга имеет
очень важное значение для принятия решения
о покупке, так как позволяет
потребителю не только найти нужный ему
товар, но и провести собственную
потребительскую оценку. Выкладка товаров
осуществляется в зависимости
от назначения, форм и свойств товаров,
напр. по видам изделий, артикулам,
размерам и т. п.
Выкладка товаров должна производиться
по определенным правилам,
соблюдение которых позволяет показать
не только весь имеющий
ассортимент, но и каждый товар в отдельности.
Показ образцов товаров в наиболее
привлекательном виде - важная функция
выкладки, которая в свою очередь влияет
в значительной мере на принятие
потребителем положительного решения
о покупке товара. Для достижения
привлекательности внешнего вида товара
применяют такие приемы как
создание эстетического фона для демонстрации
образцов (например, свежую
рыбу выкладывают на белоснежном колотом
льде). Товары с неоднородным
внешним видом (окраской, состоянием поверхности,
формой) лучше
выкладывать с учетом наиболее привлекательных
для покупателей
признаков. Например, яблоки, груши с покровной красной окраской в виде
румянца рекомендуется укладывать на
бок, повернув к потребителю
наиболее окрашенный бочок.
При выкладке товаров в упаковке
рекомендуется поместить один
образец без нее или в прозрачной упаковке,
чтобы покупатель имел
представление о ее содержимом.
Все товары выкладывают этикетками и рисунками на упаковке в сторону, обращенную к покупателю. Запрещается выкладывать товары в загрязненной и деформированной упаковке.
В зависимости от характера размещения товаров различают вертикальную, горизонтальную, комбинированную методы выкладки товаров.
При горизонтальном способе выкладки одноименные товары размещают на одной или двух полках по всей длине оборудования, установленного в линию. Данный способ наиболее эффективен для реализации крупногабаритных товаров.
При этом следует иметь в виду, что с одних полок товар реализуется лучше, чем с других. Те полки, которые находятся на уровне глаз покупателя — до третьей пуговицы на сорочке (высота от пола 110—160 см), считаются наиболее привлекательными. При переносе товара с самой нижней полки на третью снизу — ту, что на уровне глаз, — объем продаж увеличивается на 30—55%, при переносе со второй полки на третью - на 10-18%. Учитывая это, на нижних полках должны размещаться товары, которые покупаются не импульсивно, а осознанно, например пятилитровые бочонки пива. В непродовольственных магазинах на нижних полках также выставляются крупногабаритные товары. Так, в секции «Электротовары» на нижних полках размещают пылесосы, а на верхних — кофеварки, чайники, утюги. Но в любом случае товары, реализацию которых необходимо увеличить, выкладывают на уровне глаз покупателя.
При вертикальном способе выкладки (ленточная» выкладка) одноименные товары выкладывают на полках одной горки в несколько рядов сверху вниз. Преимущество этого способа — хорошая обозримость и более четкое разграничение выложенных товаров. Недостатком такой выкладки является увеличение площади выкладки при размещении товаров. Этот способ широко применяют в магазинах самообслуживания с торговым залом большой площади.
Наиболее часто на практике
применяют комбинированный спос
При выборе места и способа выкладки исходят из характера спроса на товар. Товары основного ассортимента не нуждаются в броской выкладке. Сопутствующие товары располагают рядом с товарами основного спроса «перекрестным» способом. Совместное размещение на одной полке или в непосредственной близости от основного сопутствующих товаров способно увеличить продажи и того и другого товара на 150-180%.
Взаимозаменяемые товары (товары, которые могут заменять друг друга по своим потребительским свойствам: крупа и макаронные изделия, швейные и трикотажные изделия и др.) следует размещать рядом.
Однорядная выкладка - это размещение товара в один вертикальный или горизонтальный ряд.
Многорядная выкладка – это размещение товаров в несколько рядов в глубину или высоту.
Существуют следующие
основные правила выкладки:
«Лицом к покупателю». Товар,
выставленный фронтально, должен быть
расположен с учетом угла зрения покупателя.
Основная информация на упаковке должна
быть легко читаема и не закрываться ценниками
или другими упаковками.
Естественно для того, чтобы товар стопроцентно
был замечен, он должен иметь также достаточный
«фейсинг» (определенное количество товаров
в одинаковой упаковке, выставляемых на
полке), в противном случае его наличие
на витрине не будет замечено, так как
товар представлен узкой вертикальной
полосой, слишком незначительной, чтобы
привлечь внимание клиента. Фейсинг –
единица товара, установленная лицом к
покупателю.
Идеальный фейсинг может быть получен
только экспериментальным путем, на базе
исследования продаваемости товара, размеров
упаковки, «видимости» товара и т. д.
«Основные марки». Основные
марки следует размещать в начале каждой
ассортиментной группы. В еще не заполненную
корзину человек возьмет больше товара.
Это довольно простая психология, но ее
необходимо принимать во внимание.
«Приоритетные полки». Решая,
какой товар ставить на полки, находящиеся
на уровне глаз, следует руководствоваться
принципом: в наиболее выгодном положении
должен находиться товар, приносящий наибольшую
прибыль. Это может быть и товар, которому
посвящены проводимые в магазине мероприятия
по стимулированию сбыта (рекламная акция,
дегустация, сопутствующие рекламные
материалы, плакаты и т. д.).
«Нижние полки». На
самых нижних полках должны быть размещены
продукты, которые покупают не импульсивно,
а осознанно. Например, пятилитровые бочонки
пива. За неделю в магазине может уходить
три-четыре бочонка, но покупатель, зная,
где искать этот специфический товар,
не поленится за ним наклониться.
«Верхние полки». Верхние
полки целесообразно использовать для
создания имиджа товаропроизводителя.
Для этого используется альтернативная
выкладка (дополнение выкладки основного
товара перекрестными группами), а также
выкладка наиболее дорогих позиций в необычно
оформленных упаковках.
«Ротация товаров». Ближе
всего к покупателю должен располагаться
товар, у которого срок реализации близок
к концу. При пополнении запаса в торговом
зале товар, поступивший со склада, должен
ставиться назад, а уже имеющийся на полке
товар – передвигаться вперед. При этом
надо проверить сроки хранения.
«Высота полок». Полка
но высоте должна соответствовать продаваемому
товару. Известен принцип: если между верхним
краем товара и следующей полкой можно
засунуть два пальца, нужно менять расстояние
между полками. На сэкономленном пространстве
можно будет разместить еще одну полку.
«По размеру упаковки».
При фронтальном (по отношению к покупателю)
расположении полок маленькие упаковки
выставляются слева, а большие – справа.
«Среди конкурентов».
Товар выгоднее разместить рядом с сильным
конкурентом (чтобы заимствовать популярность)
и подальше от слабого. Если товар – лидер,
его выгоднее разместить отдельно.
РАЗРАБОТКА И ПОСТРОЕНИЕ ПЛАНОГРАММ
Планограмма - визуальное представление
выкладки товара на вертикальном оборудовании,
выполненное в виде графических схем или
фотографий.
Основные принципы при составлении планограмм:
Выделение для каждого вида товара соответствующей продажам площади.
Предоставление большей площади быстрореализуемым и рекламируемым товарам.
Применение как горизонтальной и вертикальной выкладки, так и их комбинации.
Учет направления основного потока покупателей (движения вдоль оборудования по залу).
Распределение приоритетных мест на оборудовании.
Расположение товаров по принципу логики представления товаров, с точки зрения более полного удовлетворения запросов покупателей (в т.ч. товарного соседства), а не из удобства работы продавца.
Использование правила приоритетных полок (расположенных на уровне глаз и на уровне вытянутой руки).
Использование нужной высоты полок (расстояния между ними). Для этого надо иметь данные о размерах товара (его высоту) или производить изменения уже при выкладке товара.
Глава 2. Анализ технологических операций по подготовке товаров к продаже и выкладке товаров.
2.1. Организационно – правовая и экономическая характеристика предприятия «SPAR».
В практической части данной работы будет рассмотрен магазин общества с ограниченной ответственностью «SPAR» далее сокращенно ООО «SPAR», осуществляющее свою деятельность с Гражданским кодексом РФ с целью получения прибыли путем удовлетворения потребностей граждан, предприятий, организаций и услугах, работах, товаров, насыщении ими рынка.
«SPAR» представляет собой интернациональную сеть супермаркетов, состоящую из более 15300 магазинов в 33 странах мира, обслуживающих ежедневно более 11 миллионов покупателей, с товарооборотом свыше 28 миллиардов евро.
«SPAR» – это уникальное добровольное объединение независимых оптовых и розничных торговцев в 33 странах мира под одним именем. Российская сеть «SPAR» включает более 300 магазинов в Москве, Московской области, Тульской области, Нижегородской области, Ульяновской области , Саратовской области, Пензенской области.
Юридический, адрес: 440008, г.Пенза,
ул.Кулакова, д. 10, тел 55-61-42
Магазин работает круглосуточно 7 дней
в неделю. Генеральный
директор А. Н. Мяличкин.
ИНН/КПП 5836633252/583601001
р/с 40702810848000014748 в Пензенском
ОСБ № 8624
г.Пенза
БИК 45655635
к/с 30101810000000000635
Целевой аудиторией магазина
его руководство считает жителей
Ленинского района.
Общество является юридическим
лицом, имеет самостоятельный
баланс, круглую печать, содержащую полное
наименование, расчетный и
валютный банковские счета.
Большое внимание уделяется
сотрудничеству с местными
производителями и поставщиками, что позволяет оперативно решать
вопросы обеспечения сетей магазинов
свежими товарами местного
производства.
ООО «SPAR» работает на продовольственном
рынке Пензы с 2006
года. Все это время предприятие развивалось
и продолжает развиваться,
превращаясь в стабильную и эффективную
организацию, способную
конкурировать на Пензенском рынке в области
продажи как
продовольственных так и не продовольственных
товаров, ориентированную
на требования клиентов и высокое качество
продукции. За все время работы
торговое предприятие ООО «SPAR» зарекомендовало себя
как надежный
партнер, стабильная в финансовом отношении
фирма.
Основными направления деятельности
ООО «SPAR» является торговля
продовольственными товарами в рамках
широкоразвитой сети магазинов,
поэтому руководство магазина считает
своей целью предоставить населению
широкий ассортимент свежих и качественных товаров по доступным ценам.
Для достижения этого тщательно выстраивается
система закупок и
снабжения, а также организация эффективной
работы магазинов.
Цель ООО «SPAR» заключается не
только в получение максимальной
прибыли, но и в том, чтобы активно развиваться
и выжить в условиях рынка
для того, чтобы быть конкурентоспособными.
Миссия предприятия: «Мы работаем
для удовлетворения запросов всех
покупателей, бережно относясь к ресурсам
компании, улучшая технологию и
достойно вознаграждая сотрудников».
Стратегия развития предприятия:
Достижение максимальной зоны покрытия сети магазинов «SPAR»:
Стратегическое направление
— открытие магазинов в городах с
населением менее 1500 тыс. человек — где
проживает 73% городского
населения России;
Целевая аудитория «магазина
у дома» - покупатели с разным уровнем
дохода, что дает возможность сети «SPAR»
проникать в небольшие города и
населенные пункты.
Дальнейшее развитие сети фокусируется
на укреплении позиций
сети «SPAR» в Уральском и Центральном регионах:
Стратегия снижения цен для региональной экспансии;
Наличие достаточных средств,
обеспечивающих открытие не менее
100 магазинов в год.
Поддержание индустрии лидерства в контроле над издержками:
«SPAR» предлагает своим покупателям
товары под собственной торговой маркой.
Сейчас более 300 товаров выпускаются под
маркой «SPAR» во всем мире. Около 100 товаров
собственной торговой марки представлено
в российских магазинах«SPAR»: безалкогольные
напитки, чай, кофе, крупа,
майонез, макароны, консервы и многое другое
Такие товары — это возможность покупать
определенные продукты гораздо
дешевле, ведь по качеству они не уступают
лучшим из известных аналогов.
Безусловно очевидны конкуренты:
Магазин «Перекресток» - лидер
российской розничной торговли,
заслуженно считается одной из старейших
и наиболее уважаемых компаний на отечественном
рынке розницы;
Магазин «Магнит»- крупнейшая
по числу магазинов российская сеть
продовольственных магазинов- дискаунтеров;
Магазин «Лента»- крупнейшая
сеть розничной торговли, предлагают
покупателям товары на 5% ниже, чем в других
сетях, за счет использования
преимуществ торгового формата.
Магазин « Фортуна»;
Магазин «Карусель» и многие другие.
Преимущества «SPAR»:
Успешный опыт адаптации международного бренда и специфики российского рынка
Поставки товаров по конкурентоспособным ценам и тщательно подобранный ассортимент;
Возможность работать под широко известным именем;
Апробированная стратегия маркетинговой политики и ценообразования, эффективный я яркий фирменный стиль;
доступ к современным технологиям розничной торговли;
проверенные принципы работы с персоналом;
возможность быть частью крупнейшей мировой розничной сети.
На предприятии ООО «SPAR» организационная структура управления
—линейно-функциональная. Во главе компании находится генеральный директор, который руководит деятельностью всей организация. Он имеет у себя в подчинении заместителя, главного бухгалтера, секретаря и восемь специалистов: бухгалтерия, экономический отдел, юридический отдел, отдел кадров, отдел маркетинга (закупка товара, работа с поставщиками, ценообразование), административно хозяйственный отдел, отдел контроля (контроль и проверка работы персонала), и отдел программного обеспечения. Поскольку директор руководит большим числом подчиненных, то осуществлять контроль одному тяжело, поэтому он делегирует часть своих полномочий заместителю, который помогает ему в этом.
По результатам финансово - хозяйственной деятельности за 3 квартала 2011 года ООО «SPAR» имеет следующие показатели:
Результаты финансово – хозяйственной деятельности ООО «SPAR» на зо сентября 2011 года (согласно бухгалтерскому балансу за 2011 год)
Показатели |
За аналогичный период предыдущего года |
За отчетный период |
Выручка от продаж (*) |
69441000 |
113142000 |
Основные средства |
4739000 |
8795000 |
Запасы |
3230000 |
1030000 |
Дебиторская задолжность |
61001000 |
71676800 |
Кредиторская задолжность |
87764000 |
11814000 |
Прибыль (убыток) от продаж |
3848000 |
5847000 |
(*) За минусом налога
на добавленную стоимость, акцизов
и аналогичных обязательных |