Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2012 в 13:07, курсовая работа
Цель курсовой работы изучение теоретических основ и практических аспектов антикризисного управления, его основных проблем и направлений в современных условиях экономики России. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
изучение сущности, цели, содержания антикризисного управления и его законодательное регулирование;
определение диагностики развития кризисов на предприятии технологии антикризисного управления;
выявление направлений реформирования предприятий в процессе антикризисного управления;
выявление мер государственного антикризисного регулирования в условиях финансового кризиса 2008 года;
рассмотрение антикризисного управления на предприятии и направлений его основных тенденций с учетом современных экономических условий.
Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1 Общая характеристика антикризисного управления…………….7
1.1.Сущность, цели и задачи антикризисного управления…………………….7
1.2. Содержание процесса антикризисного управления………………………10
1.3. Законодательное регулирование антикризисной деятельности…………12
Глава 2. Стадии и механизм антикризисного управления……………….15
2.1. Кризисы в развитии организации и их диагностика……………………...15
2.2. Технологии антикризисного управления………………………………….20
2.3. Антикризисное реформирование коммерческих организаций………….24
Глава 3. Антикризисное управление организацией в современных российских условиях…………………………………………………………...28
3.1. Антикризисное управление в условиях финансового кризиса…………..28
3.2. Меры государственного антикризисного регулирования………………..30
Заключение ………………………………………………………………………35
Список использованных источников………………………
16
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Общая характеристика антикризисного управления…………….7
1.2. Содержание процесса антикризисного управления………………………10
1.3. Законодательное регулирование антикризисной деятельности…………12
2.1. Кризисы в развитии организации и их диагностика……………………...15
2.2. Технологии антикризисного управления………………………………….20
2.3. Антикризисное реформирование коммерческих организаций………….24
3.1. Антикризисное управление в условиях финансового кризиса…………..28
3.2. Меры государственного антикризисного регулирования………………..30
Заключение ………………………………………………………………………35
Список использованных источников…………………………………………...3
Введение
Финансовый кризис, состояние российской экономики и введение процедуры банкротства в практику экономической жизни России сделали актуальной проблему эффективной организации управления деятельностью предприятий, выбор методов антикризисного управления, превращение его в важнейший рычаг предпринимательской активности.
В течение последних двух лет в силу сложившегося кризиса неплатежей абсолютное большинство российских предприятий легко подпадает под критерии признания их банкротами. Следует отметить, что банкротство одного отдельно взятого промышленного предприятия никогда не происходит «локально», кризисные явления не ограничиваются рамками данного предприятия. Любой, достаточно крупный, субъект хозяйственной деятельности связан разнообразными отношениями с большим количеством других предприятий. Поэтому самого пристального внимания требуют прежде всего определение понятия банкротства, глубокий и всесторонний анализ механизма его осуществления, связь антикризисного управления и банкротства, причины и формы проявления банкротства как практически неизбежного результата кризисных процессов на предприятиях, формулирование адекватных процедур и управленческих решений.
Термин «антикризисное управление», как правило, применяется в связи с финансовой несостоятельностью предприятий. Но это – далеко не полный взгляд на проблему - в теории и практике антикризисного управления для выяснения реального положения предприятия, помимо оценки его платежеспособности, следует рассматривать многие другие факторы, определяющие его многогранную производственную деятельность, учитывающие специфику состояния российской экономики, совокупность внутренних и внешних воздействий. Расплывчатость и многозначность самого термина «антикризисное управление», его разночтение порождает теоретическую неопределенность и трудность применения для обоснования любых рекомендаций по выводу предприятий из кризисного состояния.
Согласно официальной статистике более трети отечественных предприятий имеют в настоящее время признаки несостоятельности. Это определяет особое значение антикризисного управления в российской хозяйственной практике, в процессах антикризисного управления, высокую актуальность для управления предприятиями в условиях современной российской экономики. Эффективность антикризисного управления прямо зависит от того, насколько адекватно проведен анализ сложившейся на предприятии ситуации.
Цель курсовой работы изучение теоретических основ и практических аспектов антикризисного управления, его основных проблем и направлений в современных условиях экономики России. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
изучение сущности, цели, содержания антикризисного управления и его законодательное регулирование;
определение диагностики развития кризисов на предприятии технологии антикризисного управления;
выявление направлений реформирования предприятий в процессе антикризисного управления;
выявление мер государственного антикризисного регулирования в условиях финансового кризиса 2008 года;
рассмотрение антикризисного управления на предприятии и направлений его основных тенденций с учетом современных экономических условий.
Объектом исследования выступает антикризисное управление в период финансового кризиса экономики страны.
Предмет исследования теоретические и методологические аспекты и практические вопросы антикризисного управления в период финансового кризиса экономики России.
Проблемы антикризисного управления рассматривается в публикациях ряда российских и зарубежных авторов. В этих публикациях наибольший интерес представляют работы, посвященные опыту введения антикризисного управления с целью повышения эффективности функционирования рыночной экономики.
Глава 1 Общая характеристика антикризисного управления
1.1.Сущность, цели и принципы антикризисного управления
Антикризисное управление направлено на предупреждение и преодоление финансовых кризисов предприятия, а также минимизацию их негативных последствий. Главной целью антикризисного управления является восстановление финансового равновесия предприятия и минимизация размеров снижения его рыночной стоимости, вызываемых финансовыми кризисами. Предотвращение финансового кризиса предприятия, эффективное его преодоление и ликвидация его негативных последствий обеспечивается в процессе особой системы финансового менеджмента, которая получила название «антикризисного финансового управления предприятием». Характеризуя антикризисное управление, следует выделить черты, отличающие его от управления в обычных, стабильных условиях деятельности хозяйствующего субъекта. Эти отличия касаются специфики управленческой деятельности в условиях существенных изменений среды деятельности предприятий, непредсказуемости ситуации и возникновения новых управленческих проблем. В условиях кризиса приходится нередко на ходу менять организационную структуру управления в соответствии с изменениями внешней среды. В отличие от традиционного управления, применяемого в нормальных условиях окружающей среды, Отличия касаются прежде всего цели управления. В процессе реализации своей главной цели антикризисное управление предприятием направлено на решение следующих основных задач:
своевременное диагностирование предкризисного состояния предприятия и принятие необходимых превентивных мер по предупреждению финансового кризиса.
устранение неплатежеспособности предприятия.
восстановление финансовой устойчивости предприятия.
предотвращение банкротства и ликвидации предприятия.
минимизация негативных последствий кризиса предприятия.
Система антикризисного управления базируется на определенных принципах.
1. Принцип постоянной готовности реагирования. Теория антикризисного управления утверждает, что достигаемое в результате эффективного финансового менеджмента финансовое равновесие предприятия очень изменчиво в динамике. Объективность проявления этих условий в динамике определяют необходимость поддержания постоянной готовности финансовых менеджеров к возможному нарушению финансового равновесия предприятия на любом этапе его экономического развития.
2. Принцип превентивности действий. Этот принцип предполагает, что лучше предотвратить угрозу кризиса, чем осуществлять его разрешение и обеспечивать нейтрализацию его негативных последствий. Реализация этого принципа обеспечивается ранней диагностикой предкризисного финансового состояния предприятия и своевременным использованием возможностей нейтрализации кризиса.
3. Принцип срочности реагирования. Каждое из негативных проявлений кризиса не только имеет тенденцию к расширению с каждым новым хозяйственным циклом предприятия, но и порождает новые сопутствующие ему негативные финансовые последствия. Поэтому чем раньше будут включены антикризисные механизмы, тем большими возможностями по восстановлению нарушенного равновесия будет располагать предприятие.
4. Принцип адекватности реагирования. Используемая система финансовых механизмов по нейтрализации или разрешению кризиса в подавляющей своей части связана с затратами финансовых ресурсов или потерями, связанными с нереализованными возможностями.
5. Принцип комплексности принимаемых решений. Практически каждый кризис предприятия по источникам генерирующих его факторов, а соответственно и по формам проявления своих негативных последствий носит комплексный характер.
6. Принцип альтернативности действий. Этот принцип предполагает, что каждое из принимаемых антикризисных финансовых решений должно базироваться на рассмотрении максимально возможного числа их альтернативных проектов с определением уровня их результативности и оценкой затрат.
7. Принцип адаптивности управления. В процессе развития финансового кризиса генерирующие его факторы характеризуются обычно высокой динамикой. Это предопределяет необходимость высокого уровня гибкости антикризисного финансового управления, его быстрой адаптации к меняющимся условиям внешней и внутренней финансовой среды.
8. Принцип приоритетности использования внутренних ресурсов. В процессе антикризисного управления, особенно на ранних стадиях диагностики кризиса, предприятие должно рассчитывать преимущественно на внутренние финансовые возможности его нейтрализации.
9. Принцип оптимальности внешней санации. Принцип оптимальности внешней санации предполагает, что при выборе ее форм и состава внешних санаторов следует исходить из системы определенных критериев, разрабатываемых в процессе антикризисного управления. Такими критериями могут быть сохранение управления предприятием его первоначальными учредителями, минимизация потери рыночной стоимости предприятия и другие.
10. Принцип эффективности. Реализация этого принципа обеспечивается сопоставлением эффекта антикризисного управления и связанных с реализацией его мероприятий финансовых ресурсов.
Эти принципы служат основой организации системы антикризисного управления предприятием.
2.2. Содержание процесса антикризисного управления
Антикризисное управление предприятием представляет собой процесс, основным содержанием которого является подготовка, принятие и реализация управленческих решений по предупреждению кризисов, их преодолению и минимизации их негативных последствий. Особенностью этого управления в сравнении с другими функциональными видами управления предприятием является то, что в силу кризисных условий принятие управленческих решений часто осуществляется в обстановке снижения управляемости предприятием, дефицита времени, высокой степени неопределенности, конфликтности интересов различных групп работников. Для осуществления антикризисного управления на предприятии часто создается специальная группа высококвалифицированных менеджеров, наделяемая особыми полномочиями в принятии и реализации управленческих решений, а также соответствующими ресурсами.
Процесс антикризисного управления предприятием строится по следующим основным этапам.
1. Осуществление постоянного мониторинга состояния предприятия с целью раннего обнаружения симптомов кризиса. Такой мониторинг организуется в рамках общего мониторинга деятельности предприятия как самостоятельный его блок с целью выявления ранних признаков возможного кризиса.
2. Разработка системы профилактических мероприятий по предотвращению кризиса при диагностировании предкризисного финансового состояния предприятия. Антикризисное управление предприятием на этом этапе характеризуемое как «управление по слабым сигналам», носит преимущественно превентивную направленность.
3. Идентификация параметров кризиса при диагностировании его наступления. Такая идентификация осуществляется на основе классификации кризисов предприятия по результатам мониторинга показателей - «индикаторов кризисного развития».
4. Исследование факторов, обусловивших возникновение финансового кризиса предприятия и генерирующих угрозу его дальнейшего углубления. Такое исследование последовательно осуществляется следующим образом:
5. Оценка потенциальных финансовых возможностей предприятия по преодолению финансового кризиса. Такая оценка во многом определяет направленность антикризисных мероприятий и интенсивность использования стабилизационных механизмов.
6. Выбор направлений механизмов финансовой стабилизации предприятия, адекватных масштабам его кризисного финансового состояния.
7. Разработка и реализация комплексной программы вывода предприятия из финансового кризиса. Такая комплексная программа разрабатывается обычно в форме двух альтернативных документов - комплексного плана мероприятий по выводу предприятия из состояния финансового кризиса или инвестиционного проекта финансовой санации предприятия.
Комплексный план мероприятий по выводу предприятия из состояния финансового кризиса разрабатывается в тех случаях, когда предусматривается использование преимущественно внутренних механизмов финансовой стабилизации в рамках объема финансовых ресурсов, формируемых из внутренних источников.
Инвестиционный проект финансовой санации предприятия разрабатывается в тех случаях, когда предприятие для выхода из финансового кризиса намеренно привлечь внешних санаторов.
После разработки и утверждения комплексной программы вывода предприятия из финансового кризиса предприятие приступает к ее реализации.
8. Контроль реализации программы вывода предприятия из финансового кризиса. Такой контроль возлагается, как правило, на главных менеджеров предприятия. Основная часть мероприятий комплексной программы вывода предприятия из финансового кризиса контролируется в системе оперативного финансового контроллинга, организованного на предприятии. Результаты контроля выполнения программы требуют периодического обсуждения с целью внесения необходимых корректив, направленных на повышение эффективности антикризисных мероприятий.
9. Разработка и реализация мероприятий по устранению предприятием негативных последствий финансового кризиса. Система таких мероприятий на каждом предприятии носит индивидуализированный характер и направлена на последующую стабилизацию качественных структурных преобразований его финансовой деятельности.
Информация о работе Антикризисное управление организацией в современных российских условиях