Содержание
Введение
Каждый руководитель организации
стремится к эффективной и конкурентоспособной
деятельности на рынке, а персонал организации
является тем ресурсом, который либо обеспечивает
это, либо не обеспечивает. Критерии и
методы оценки «качества» человеческих
ресурсов меняются в соответствии с изменением
характера труда. Если раньше от работников
требовался лишь высокий уровень профессиональных
знаний, то теперь все большее значение
придается их человеческим качествам,
таким, как коммуникабельность и умение
работать в составе команды профессионалов,
умение генерировать новые идеи и воплощать
их в жизнь. Поэтому в современных условиях
проблемы аттестации персонала являются
особо актуальными.
Аттестация является одной
их важнейших функций управления персоналом.
Ее роль в системе управления организацией
заключается в том, что именно на ее основе
управляющий субъект принимает соответствующие
решения. От того, насколько эта информация
будет качественной и надежной, в конечном
счете, зависит эффективность принимаемого
решения. Значение оценки высоко еще и
потому, что она связывает, объединяет
все элементы системы управления персоналом
в единое целое. Невозможно осуществить
управление персоналом ни по одному направлению
(планированию персонала, отбору, адаптации,
стимулированию труда и др.), не проводя
при этом аттестацию соответствующих
деловых, личностных или профессиональных
качеств работников.
Актуальность данной темы -
меняется характер труда, меняется сам
человек, меняются требования, предъявляемые
к организациям, соответственно, нужно
искать и разрабатывать новые, более эффективные,
соответствующие новым условиям способы
управления персоналом, в том числе и методы
аттестации работников.
Целью работы является: на основе
современных подходов и методов провести
анализ системы аттестации персонала
предприятия и разработать предложения
по ее совершенствованию на примере ОАО
«МегаФон». Для достижения этой цели в
ходе работы будут решаться следующие
конкретные задачи:
- рассмотреть понятие аттестации
персонала;
- проанализировать виды, этапы
и методы аттестации, дать им по возможности
полную характеристику;
- провести анализ системы аттестации персонала в ОАО «МегаФон»;
- предложить для использования
на практике и обосновать эффективность
использования метода Assessment Center в системе аттестации персонала.
Предметом исследования является
система аттестации персонала ОАО «МегаФон».
Объект исследования – персонал
ОАО «МегаФон».
Структура работы представляет
собой три логически взаимосвязанных
главы.
Во введении раскрывается актуальность
темы работы, определяются объект и предмет
исследования, ставятся цели и задачи
работы.
Первая глава посвящена теоретическим
аспектам аттестации персонала, в ней
дается определение понятия "аттестации
персонала", рассматриваются роль аттестации
в системе управления персоналом, ее цели,
функции, задачи и виды. Также рассматриваются
методы аттестации персонала, их особенности.
Во второй главе проводится
анализ действующей системы аттестации
персонала на примере ОАО "МегаФон".
В третьей главе на основании
изложенного в предыдущих главах материала
даются рекомендации по совершенствованию
системы аттестации персонала ОАО "МегаФон"
на базе метода Assessment Center.
В заключении делаются
выводы по всему изложенному в работе
материалу.
Глава 1. Теоретические основы
аттестации персонала в организации
1.1. Понятие системы
аттестации персонала в организации
Любой работник должен соответствовать
требованиям, предъявляемым к нему должностными
обязанностями, содержанием и характером
труда, а также требованиям, обусловленным
эффективной организацией производства,
использованием наиболее рациональных
методов работы, технических средств и
так далее.
Аттестация является методом
изучения кадров, включающим оценку результатов
деятельности работника за определенный
период времени с целью выявления его
соответствия занимаемой должности и
дальнейшего служебного продвижения.[1]
Аттестация работников является
одной из форм определения их квалификации
должностными лицами предприятия в соответствии
со специально разработанной процедурой,
утвержденной как локальный нормативный
документ в области регулирования трудовых
отношений.
В трудовом праве под аттестацией
понимают проверку деловой квалификации
работника в целях определения уровня
его профессиональной подготовки и соответствия
занимаемой должности. Выявленный уровень
профессиональной подготовки работника
позволяет работодателю определиться
с установлением квалификационного разряда
и заработной платой, а также выявить соответствие
работника занимаемой должности с последующим:
переводом на более квалифицированную
работу; оставлением на прежней работе;
переводом на менее квалифицированную
работу; в случае отказа от перевода –
увольнением.
Аттестация - одна из наиболее
эффективных и действенных систем оценки
персонала организации. Это социальный
механизм и кадровая технология, позволяющая
произвести определение квалификации
и уровня знаний работника; оценку его
способностей, деловых и нравственных
качеств.
Аттестация - некоторый законченный,
оформленный, зафиксированный результат
оценки работника. Из определения аттестации
следует, что совершенно определенной
функцией этой процедуры является установление
факта пригодности того или иного человека
к определенной социальной роли.
Помимо этого, аттестация должна
являться эффективной формой контроля
за профессиональным ростом и деловой
квалификацией специалиста. Признание
служащего несоответствующим занимаемой
должности влечет постановку вопроса
о его переподготовке и переводе на нижестоящую
должность.
Исполнитель должен соответствовать
требованиям, предъявляемым к нему должностными
обязанностями, содержанием и характером
труда, а также требованиям, обусловленным
эффективной организацией производства,
использованием наиболее рациональных
методов работы, технических средств и
т. д. Оценке подвергаются не просто потенциальные
возможности работника, его профессиональная
компетентность, но и реализация этих
возможностей в ходе выполнения порученных
обязанностей, соответствие процесса
выполнения этой работы некой идеальной
модели, конкретным условиям производства,
а результатов труда – нормативным требованиям,
запланированным показателям, поставленным
целям.
Аттестация касается всех категорий
работников, хотя значимость ее для отдельных
категорий не одинакова. Поэтому аттестация
персонала как важный вид работ в составе
управления персоналом, прежде всего,
касается руководителей, специалистов
и служащих.
Регулярная и систематическая
аттестация персонала положительно сказывается
на мотивации сотрудников, их профессиональном
развитии и росте. Одновременно результаты
аттестации являются важным элементом
управления человеческими ресурсами,
поскольку предоставляют возможность
принимать обоснованные решения в отношении
вознаграждения, продвижения, увольнения
и развития сотрудников.
В самом общем смысле аттестация
работника представляет собой процедуру,
проводимую с целью выявления степени
соответствия личных качеств работника,
количественных и качественных результатов
его деятельности определенным требованиям.
Подобного определения придерживаются
А.Я. Кибанов, С.В. Шекшня и ряд других авторов.
Но это определение, рассматривает аттестацию
персонала несколько однобоко, лишь как
оценку соответствия работника занимаемой
или желаемой должности. В более широком
смысле аттестация персонала подразумевает
не только оценку сотрудника для данной
конкретной должности, но и оценку с целью
выявления потенциала развития сотрудника
для того, чтобы возможно было в дальнейшем
использовать его способности на других,
более высоких должностях или в смежных
профессиях. Проводя аттестацию именно
с такой целью возможно сформировать резерв
управленческих кадров, спланировать
карьеру сотрудника и принять ряд других
управленческих решений.
Аттестация персонала имеет
непосредственное отношение к повышению
эффективности производства, поскольку
по ее результатам появляется возможность[2]:
- совершенствовать расстановку
кадров путем подбора наиболее подходящих
кандидатур на ту или иную должность;
- улучшать использование кадров,
осуществлять их служебно-квалификационное
продвижение;
- выявлять направленность повышения
квалификации работников;
- стимулировать их трудовую
деятельность за счет обеспечения более
тесной увязки оплаты труда с результатами
труда;
- совершенствовать формы и методы
работы руководителей;
- формировать положительное
отношение к труду, обеспечивать удовлетворенность
работой и др.
На результатах оценки кадров
базируется решение следующих управленческих
проблем.
- Подбор кадров:
- оценка личных качеств претендентов;
- оценка квалификации претендентов.
- Определение степени соответствия
занимаемой должности:
- переаттестация работников;
- анализ рациональности расстановки
работников;
- оценка полноты и четкости исполнения
должностных обязанностей;
- оценка работника после завершения
испытательного срока, после завершения
стажировки.
- Улучшение использования кадров:
- определение степени загрузки
работников, использование по квалификации;
- совершенствование организации
управленческого труда.
- Выяснение вклада работников
в результаты работы:
- организация поощрения работников
(усиление материальных и моральных стимулов,
обеспечение взаимосвязи оплаты и результатов
труда, организация премирования);
- установление меры взыскания.
- Продвижение работников, необходимость
повышения квалификации:
- прогнозирование продвижения
по службе работников;
- формирование резерва на выдвижение;
- отбор для выполнения ответственных
заданий, направление на стажировку как
поощрение;
- необходимость повышения квалификации и ее направленность;
- разработка программ повышения квалификации
работников управления;
- оценка эффективности учебы
на курсах и в институтах повышения квалификации.
- Улучшение структуры аппарата
управления:
- обоснование численности аппарата
управления, специалистов и служащих в
подразделении;
- проверка нормативов численности;
- обоснование структуры кадров
по должностям, уровню квалификации;
- разработка и уточнение должностных
инструкций.
- Совершенствование управления:
- совершенствование стиля и
методов управления (усиление демократических
начал, борьба с бюрократизмом
и тому подобное);
- повышение ответственности
работников;
- укрепление взаимосвязи руководителей
и подчиненных.
Каждая из этих проблем связна
с разными аспектами оценки. Так, прием
на работу требует, прежде всего, оценки
личных качеств претендентов, что предполагает
широкое использование тестов, аттестация
кадров – оценки результатов труда, для
чего необходимы другие методы оценки.
Различие обязанностей, выполняемых различными
категориями персонала, требует дифференцированной
оценки результатов их деятельности.
Аттестация персонала позволяет
организации решать ряд задач и достигать
определенных целей.
Цели аттестации персонала
организации[3]:
- улучшение качества управления,
которое достигается путем периодического
и систематического оценивания;
- единство действий в управлении,
так как единая система оценки позволяет ожидать, что действия по управлению будут соответствовать результатам оценки и будут более эффективными;
- более эффективное использование
человеческого потенциала. Коллектив
организации имеет социально-психологический
потенциал, который должен быть использован
по возможности лучшим образом;
- формирование и поддержание
здорового морально-психологического
климата в коллективе. Обоснованная, справедливая
и гласная оценка персонала способствует
здоровому морально-психологическому
климату;
- повышение производительности,
так как персональные оценки – стимул для оцениваемых. Длительность повышения производительности существенно зависит от правильности оценки персонала.
Основные задачи, решаемые при
аттестации персонала, могут быть классифицированы
следующим образом [4]
- Управляющее воздействие. С
помощью оценки, а также с помощью оценочного
разговора сотруднику можно показать
его место в соответствии с его достижениями,
что способствует управляемости персоналом.
- Определение размеров вознаграждения,
так как лишь при объективной оценке достижений сотрудника возможно справедливо оплатить его труд.
- Развитие персонала, так как оценка обеспечивает выбор соответствующих форм поощрения и содействия профессиональному росту сотрудников. Рациональное использование сотрудника,
так как оценка обязательна при занятии рабочего места, повышении по службе, перемещении, принятии решения об отставке с рабочего места, увольнении.
- Трудовая мотивация, так как оценка – импульс к сознательной
деятельности сотрудников, направленной
на повышение в должности.
- Установление обратной связи
с сотрудником по профессиональным, организационным
и другим вопросам.
- Удовлетворение потребности
сотрудника в оценке собственного труда
и качественных характеристик.