Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 16:34, реферат
Актуальность- исследования обусловлена востребованностью педагогического знания о взаимодействии учителя и ученика в меняющейся системе образования. Подтверждением актуальности исследования являются анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в образовании, когда накоплен большой объем новых педагогических знаний, отражающих новую педагогическую действительность в форме фактов, представлений, понятий и законов науки новой гуманистической образовательной парадигмы., при недостаточном использовании этих знаний в педагогической деятельности. На современном этапе развития педагогической теории и практики возникло противоречие между объективными потребностями гуманизации педагогического образования на основе осмысления его сущности как субъект- субъектного взаимодействия и существующими подходами в организации этого процесса.
Сам процесс отношений строится на основе взаимного доверия: доверия учителю, который вводит школьников в мир сложейших отношений, и доверия учителя к учащемуся, к их возможностям, понять и проникнуть в эти отношения.
Эти отношения взаимопонимания, стремление идти друг к другу навстречу и совместно достигать истину рождают потребность общения с учителем и глубокое чувство удовлетворения от осознания своих возможностей.
Проблема активизации способствует сложению сил учителя и учащегося, взаимному обогащению их интенсивной деятельности, одовлетворяющей обе стороны. На этой основе возникает потребность в общении, создающем ценное доверительное отношение, которое обеспечивает благополучие учебно- познавательной деятельности и общения в целом.
Взаимообусловленности деятельности учителя и учащихся способствует, по мнению И.Ф.Радионовой, создание необходимых ситуаций, где учитель отыскивает более совершенные пути своей работы, опирающиеся на знания, замыслы учеников, устремления творческой деятельности. Это ситуации, в которых ученик:
защищает своё мнение, проводит в его защиту аргументы, доказательства, использует приобретённые знания;
задаёт вопросы, выясняет непонятное, углубляется с их помощью в процесс познания;
делится со своими знаниями другими;
помогает товарищу при затруднении, объясняет ему непонятное;
выполняет задания- максимум расчитанные на чтение дополнительной литературы, монографий, на длительные наблюдения;
побуждает учащихся находить не единственные решения, а несколько самостоятельно предпринятых;
практикует свободный выбор заданий, преимущественно творческих;
создаёт ситуации самопроверки, анализа собственных действий;
разнообразит деятельность, не исключая элементы труда, игры, художественных и других видов деятельности;
создаёт заинтересованность в речевом общении, на основе которой и происходит формирование межсубъектных отношений.
Ученик занимает позицию субъекта деятельности, когда от её начала и до завершения он осуществляет самоорганизацию, самонастроение, само-регуляцию. В подобной деятельности механизмы развития отношений многообразны, сложны, ближе к личности школьника. Именно поэтому целенаправленная, активная, сознательная деятельность ученика, выполняющего учебно- познавательные задачи, создаёт внутреннюю предрасположенность к учению, общению, а сами отношения приобретают прочную основу своего формирования:
актуализируются знания;
отбираются нужные способы, опробуются разнообразные умения, происходит проба различных путей решения, отбор наиболее продуктивных.
В этих условиях весь
процесс взаимодействия приобретает
для школьника личную значимость,
окрашивает яркими переживаниями: удивлением
перед собственными открытиями, радостью
самостоятельного продвижения, удовлетворением
своими приобретениями. Подобная деятельность
формирует чувства собственного
достоинства, которое, несомненно, укрепляет
сам процесс отношений. В этих
условиях формируются ценные проявления
активности и самостоятельности, которые
при устойчивом укреплении субъектной
позиции могут стать
В условиях, когда учащиеся обладают возможностью совершать полную самостоятельность, учитель, однако, не перестаёт оставаться носителем стимуляции самих отношений, носителем высокой эрудиции, эталоном организации учебных действий, образом речевых форм деятельности. И как объект деятельности учащихся, учитель выступает примером морально- этических норм общения и отношений.
Педагогическое взаимодействие предусматривает и целесообразную организацию общения учасников учебного процесса: отношения сотрудничества и взаимопомощи, широкий обмен новой информацией между участниками учебного процесса, встречный процесс, расположенность учащихся к действиям учителя, сопереживания в радости познания, соучастие в разрешении проблемных вопросов и познавательных задач, стремление прийти друг к другу на помощь при затруднениях.
Создание особых
ситуаций общения в учебном процессе(“
Процесс обучения представляет собой сложное единство деятельности учителя и деятельности учащихся, направленных к общей цели- вооружению обучающихся знаниями, навыками, к их развитию и воспитанию. Обучение- двусторонний процесс.
Деятельность учителя-
преподавание. Деятельность ученика- учение.
Учитель не только преподаёт, но ещё
и развивает и воспитывает
учащихся. Учение не только процесс
овладения тем, что дано преподавателем,
это сложный процесс
В центре процесса обучения находится познавательская деятельность ученика, его учение, его постоянное движение к познанию всё более глубоких и существенных связей и зависимостей между изучаемыми процессами и областями научных знаний, широкого круга явлений, процессов.
Сотрудничество
в познании, где происходит овладение
опытом человечества, Л.С.Выготский
считал важнейшим актом трансформации
исторически сложившихся
Промлема взаимодействия
может быть рассмотрена с разных
позиций, в том числе и с
позиций активности учителя и
ученика в рамках стиля отношений.
В одном случае в центре внимания
находится сочетание
Педагогический процесс рассматривается как “свобода, в которой есть порядок”, что предполагает организацию постоянной обратной связи, на основе педагогической диагностики и самоконтроля учащихся. Это направление к организации взаимодействия в образовательном процессе отражается при совместном проектировании педагогами и учащимися системы управления, групповой работе учащихся, различных технологических проектах обучения.
Гуманистические теории- это только одно из направлений, в соответствии с идеями которого можно проектирвать взаимодействие. В данной теории, в отличие от теорий, основанных на социальных потребностях и культурно- социальном развитии личности, основной акцент сделан на двух индивидуалистических потребностях человека- потребности позитивного отношения, которая удовлетворяется у ребёнка , когда он испытывает одобрение от окружающих и любовь, когда и потребности самоуважения, которая развивается по мере удовлетворения первой.
Гуманистические идеи к организации взаимодействия с учащимися, но рассмотренные с позиции принятия личностью ученика социально- нравственных норм общества, выражены в идеях американского учёного Лоуренса Кольберга, который считал, что демократическое управление в школе является важным воспитательным средством. Л.Кольбергу принадлежит идея создания “спрведливых обществ”, которая оказала прямое воздействие на практику образования и на основе которой было организовано сотрудничество педагогов и учащихся в американских университетах и школах. ()
Гуманистическая деятельность Л.Кольберга была связана с организацией в школах системы воспитания на “основе справедливости”. Справедливостью учёный называл не черту характера, а “повод к действию”. Анализ взглядов Джона Дьюи помог учёному прийти к выводу о необходимости организации школьной жизни на основе демократии и справедливости. ()
В русле нашего исследования умесно вспомнить идеи, выраженные К.Роджерсом в его книгах “Взгляд на психотерапию, становление человека” и “Свобода учиться для 80-х”. На основе этих идей выросло целое направление в педагогике, которое получило значительное признание.
Одновременно шло знакомство учителей с позицией принятия ученика (К.Роджерс)- это в значительной степени послужило необходимой когнитивной и эмоционально- мотивационной базой для проведения тренингов общения и творческих сминаров на основе технологии развивающейся кооперации и других психолого- педагогических приёмов развития педагогического мастерства (А.В.Кан- Калик, А.В.Мудрик и др) .
Сторонники ролей
считают, что при организации
взаимодействия необходимо стремиться
к принятию различных ролей- “ребёнок”,
“родитель”, “взрослый” и в коммуникациях
занимать достойную позицию по отношению
к другим и к себе. Такая позиция
метаморфично сформулирована Э.Берном
как “Я- хороший”, “Ты –хороший”
что расшифровывается следующим
образом: “ Я- хороший и у меня
всё хорошо, ты -хороший и у
тебя всё хорошо ”. Это позиция
здоровой личности, базовая позиция,
отражающая её успех (3,2). Особой проблемой
является способность учасника образовательного
процесса к диалогическому мышлению
и общению. Создание научной социо-
культурной концепции диалогических
отношений принадлежит М.М.
Данная теория стала
отправной точкой многих исследований
влияния диалога на развитие и
становление личности, развитие социокультурных
явлений и процессов, в том
числе и процессов в
Для понимания смысла проектирования диалога в педагогических процессах выделим несколько значимых положений:
диалог может быть реализован при наличии различных смысловых позиций (диалогических отношений) по поводу определённого объекта рассмотрения;
для диалога необходимо сформулированное отношение к высказыванию (модальная информация);
для формирования сознания, понимания предмета изучения, обсуждения недостаточно получения знаний, необходимо выраженное к ним отношение (диалогическое с ними общение);
в диалогических отношениях существуют 2 формы диалога- внутренний и внешний, для которых важно создавать условия их возникновения.
При создании условий для внутреннего диалога можно проектировать ситуационные задачи следующего характера:
выбор решения из альтернатив,
разрешение проблемных ситуаций,
поиск суждений на определённый факт или явление,
решение задач неопределенного характера (не имеющего однозначного решения),
выдвижение гипотез и предложений.
Для создания условий для внешнего диалога проектируются:
вопросительный образ общения,
обмен мыслями, идеями, позициями, дискуссии, коллективная генерация идей, оппонирование идей, предложений, доказательств,
полифункциональный анализ идей и гипотез,
творческие мастерские.
Для стимулирования
внешнего диалога заранее
Проектирование диалогического общения предполагает установку на открытость позиций его участников. Если педагог не предпринимает открытой позиции, диалог нарушается и носит искусственный характер, формы и внутреннее содержание общения не согласуются. По данным современных международных исследований 83% учителей доминируют в диалоге, монологическую форму предпочитают в обучении 40% учителей.
В последнее время учёные вычленяют особую категорию- ценностное взаимодействие (104, 70).
Подробно рассмотрев
теоретические предпосылки
В прктической части мы рассматриваем вербальные и невербальные средства взаимодействия.
Введение
Актуальность - исследования
обусловлена востребованностью
педагогического знания о взаимодействии
учителя и ученика в меняющейся
системе образования. Подтверждением
актуальности исследования являются анализ
ситуации, сложившейся в настоящее
время в образовании, когда накоплен
большой объем новых
Тенденции общественного развития всё ярче выражают усиливающее противоречие между потребностью к взаимодействию на демократических принципах и конфронтацией, проявляющейся во всех сферах реального взаимодействия. Это отражает потребность в новом типе связей и отношений между людьми, характеризующимися не господством- подчинением, не подавлением, не враждой, не соперничеством, а сотрудничеством, открытостью, доверием.
Цель исследования-
разработать систему
Информация о работе Взаимоотношение теории и практики на уроке