Взаимоотношение теории и практики на уроке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 16:34, реферат

Краткое описание

Актуальность- исследования обусловлена востребованностью педагогического знания о взаимодействии учителя и ученика в меняющейся системе образования. Подтверждением актуальности исследования являются анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в образовании, когда накоплен большой объем новых педагогических знаний, отражающих новую педагогическую действительность в форме фактов, представлений, понятий и законов науки новой гуманистической образовательной парадигмы., при недостаточном использовании этих знаний в педагогической деятельности. На современном этапе развития педагогической теории и практики возникло противоречие между объективными потребностями гуманизации педагогического образования на основе осмысления его сущности как субъект- субъектного взаимодействия и существующими подходами в организации этого процесса.

Вложенные файлы: 1 файл

ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ НА УРОКЕ.docx

— 315.36 Кб (Скачать файл)

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что именно отношения  сотрудничества наиболее эффективно способствуют развитию учащихся как субъектов  деятельности и становлению активной жизненной позиции воспитанников  в целом, поскольку категория  “сотрудничество” являет собой сложное  единство:

а) формы перспективной  взаимосвязи, основанной на взаимопонимании, взаимопереживании;

б) способы организации  совместной деятельности, то есть “на  равных”, предусматривающего проявления самостоятельности, активности и организованности;

в) формы взаимодействия учителя и учащихся, когда труд основывается на взаимоподдержке и  взаимопомощи, то есть умении учащихся работать вместе как между собой, так и с учителем при объединении  усилий и согласованности действий.

Сотрудничество- наивысший  уровень согласованности позиций  в деятельности, на языке психологической  науки организация субъект- субъектных отношений в совместной деятельности. Основными признаками сотрудничества выделяют:

целенаправленность (стремление к общей цели);

мотивированность (активное, заинтересованное отношение  к совместной деятельности);

целостность (взаимосвязанность  участников деятельности);

структурированность (чёткое распределение функций, прав, обязанностей, ответственности);

согласованность (согласование действий участников деятельности, низкий уровень конфликтности);

организованность (планомерность деятельности, способность  к управлению и самоуправлению);

результативность (способность достигать результата).

Сотрудничество  не является самоцелью, а налаживается для того, чтобы ученик приобретал знания и способы деятельности, опыт общения и социальной активности. Оно необходимо для того, чтобы  он умел трудиться в большом коллективе, в малой группе и, если необходимо, индивидуально. Его важнейшими признаками являются:

осознание общей  цели, которое мобилизует учителя  и учащихся; стремление к её достижению, взаимная заинтересованность в этом, положительная мотивация деятельности;

высокая организация  совместного учебного труда участников учебного процесса, их общие усилия; взаимная ответственность за результаты деятельности;

активно- положительный, гуманистический стиль взаимоотношений  учащихся и взрослых (педагогов, работников внешкольных учреждений) при решении  учебных задач; взаимное доверие, доброжелательность, взаимопомощь при затруднениях и  учебных неудачах. Этот стиль несовместим  с авторитарным отчуждением между  учащимися и взрослыми, преобладанием  прав у взрослых и обязанностей- у детей (школьников);

методика обучения, стимулирующая интерес учащихся, их самостоятельность, практическую и  интеллектуальную инициативу, творчество. Она исключает принуждение, монополию  педагогов на интерпретацию знаний, пассивное восприятие учащимися  готовой информации;

взаимодействие  учащихся друг с другом, их деловое  общение и коллективная ответственность  за результат общего труда.

Таким образом, сотрудничество в обучении мыслится не только как  помощь ученику при решении сложных  учебных задач, не только как объединение  усилий педагогов и учащихся, но и как самостоятельный коллективный труд школьников, выполнения заданий, требующих постоянных или временных  контактов с внешкольной средой. При таком понимании сотрудничества речь идёт о взаимодействии, которое  скреплено отношениями взаимного  интереса и доверия. Конкретные формы  и приемы его могут применяться  на разных этапах обучения: при выдвижении целей работы и её планировании, при усвоении нового материала, на этапе  применения и контроля знаний. Если ученик хоть на какой- то момент становится соратником учителя или одноклассников, если знает, что от его действий зависит  успех общего дела, позиция его  меняется. Волей- неволей ему приходится проявлять инициативу и самостоятельность. Поэтому педагогически ценным является побуждающее сотрудничество, которое  стимулирует эти качества ученика  в школе и за её пределами.

Категория сотрудничества в педагогическом сознании соединена  с категорией гуманизации образования.

В общественном менталитете  прошлых лет понимание общественного  образования сводилось к идеологизированному  воспитанию, к представлению об образовании  как системе, ограниченной социально- политическими целями. Изменения  в обществе значительно расширили  взгляды на образование.

Начиная с 60-х гг. отечественная культура обогатилась  идеями диалога, сотрудничества, совместного  действия, необходимости понимания  чужой точки зрения, уважения личности. Переориентация современной педагогики на человека и его развитие, возрождение  гуманистической традиции являются важнейшими задачами, поставленными  самой жизнью. Их решение требует  в первую очередь разработки гуманистической  философии образования, выступающей  в качестве методологии педагогики.

Согласно этой методологии, одна из первостепенных задач- выявление  гуманистической сущности науки, в  том числе и педагогики, её отношений  к человеку как к субъекту познания, общения и творчества. Образование  как компонент культуры в этой связи приобретает особую значимость, так как является основным средством  развития гуманистической сущности человека.

В гуманистической  педагогике человек рассматривается  как высшая ценность общества и самоцель общественного развития.

Идея гуманизации  предполагает осуществление принципиально  новой направленности образования, связанной не с подготовкой “обезличенных” молодых квалифицированных кадров, а с достижением результативности в общем и профессиональном развитии личности.

Гуманистическая направленность образования меняет привычное представление  о его цели как формировании “систематизированных знаний, умений и навыков”. Именно такое  понимание цели образования послужило  причиной его дегуманизации, которая  проявилась в искусственном разделении обучения и воспитания. В результате политизации и идеологизации  учебных программ и учебников  воспитательное значение знаний оказалось  размытым, произошло их отчуждение. Ни средняя, ни высшая школы не стали  трансляторами общечеловеческой и  национальной культуры.

Гуманистическая цель образования требует пересмотра его содержания. Оно должно включать не только новейшую научно- техническую  информацию, но и гуманитарные личностно- развивающие знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально ценностное отношение к миру и  человеку в нём, а также систему  нравственно- этических чувств, определяющих его поведение в многообразных  жизненных ситуациях.

Идея гуманизации  образования имеет широкое философско-антропологическое  и социально-политическое значение, так как от её решения зависит  стратегия общественного движения, которая может либо тормозить  развитие человека и цивилизации, либо способствовать ему. Современная система  образования может внести свой вклад  в становление сущностных сил  человека, его социально- ценных мировоззренческих  и нравственных качеств, которые  необходимы в будущем. Гуманистическая  философия образования направлена на благо человека, на создание экологической  и нравственной гармонии в мире (21).

Смена парадигмы  современного образования - гуманизации  всех сфер жизнедеятельности человека - делает актуальной проблему развития личности. Эффективное развитие личности возможно только в процессе овладения  окружающей действительностью, опытом предшествующих поколений, культурой, собственным положительным опытом общественных отношений. Это возможно только через активную деятельность (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др. ).

Деятельность - это  специфическая человеческая форма  активного отношения к окружающему  миру, содержание которого составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира, на основе освоения и  развития наличных форм культуры.

Анализ работ  С.Л. Рубинштейна позволяет сделать следующие выводы о сущности деятельности:

всякая деятельность представляет собой процесс реализации отношений человека с окружающей действительностью;

любая деятельность есть не односторонний процесс воздействия  человека на природу, а обоюдный процесс, то есть взаимодействие.

Таким образом, в  понятии деятельности мы можем выделить три составляющих элемента- человек (субъект деятельности), действительность (объект деятельности), процесс взаимодействия между ними.

 

 

Психолог А.Н. Леонтьев в качестве главного признака деятельности называет её предметность. Он пишет, что  деятельность всегда направлена на преобразование того или иного предмета (части) окружающей действительности.

В качестве предмета деятельности выступает какая-либо часть окружающей действительности (элемент, явление, процесс и т.п.). Взаимодействие человека с предметом  деятельности обеспечивает удовлетворение его потребностей. Предмет деятельности – это тот вещественный или  идеальный продукт, ради которого осуществляется деятельность, побуждающий субъекта к деятельности. В ходе деятельности, включающей в себя полюс субъекта и полюс объекта, происходят процессы ”опредмечивания” (субъект воплощает  свои замыслы) и “распредмечивания” (субъект овладевает качествами объекта  деятельности) (28).

В связи с укреплением  позиций гуманистического образования  встают задачи проектирования новой  образовательной и культурной среды  как многомерного пространства, адекватного  современным потребностям детей  и подростков и соответствующего тенденциям развития современной культуры, экономики, производства и технологий. Поэтому нужна и разработка гибкого  средового подхода, ориентированного не столько на объектный, предметный мир, сколько на развитие мира коммуникаций, связей и взаимоотношений в образовательных  системах; на предметное и коммуникационное обеспечение развивающей и организующей среды.

Гуманизация - ключевой элемент нового педагогического  мышления, утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса. Основным смыслом образования в  этом случае становится развитие личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был передавать учащемуся  знания, то гуманизация выдвигает  иную задачу- способствовать всеми  возможными способами развитию ребёнка, что видно из приведённой таблицы:

 

Традиционная парадигма

Всегда знай, как  ребёнок должен себя вести. Система  требований- главное в твоей работе.

Умело управляй коллективом- это твоё оружие. Всегда знай правильный ответ на свой вопрос.

Ты- хранитель знаний, хранитель правильных ответов. Не позволяй ученику усомниться в твоей правоте.

Учёба- главное в  жизни ребёнка, его работа, его  долг. Хороший ученик- хороший ребёнок, плохой ученик- плохой ребёнок.

На уроке все  должны быть внимательными, все должны слушать тебя и только тебя. Кто  отвлекается- нарушитель, накажи его. За неправильный ответ- накажи. За подсказку - накажи, за опоздание- накажи. За крик, бег, нарушение формы- накажи. Не оставляй нераскрытым ни одно нарушение. Найди  виновного, а если не удаётся- накажи всех. Родители- твои союзники. Добейся  от них контроля за ребенком и информации о его поведении дома. Пусть  он знает, что ты и родители- одна сила.

Хорошо учиться- это значит хорошо выполнять твои задания. Ты- образец, твоё решение задачи- образец, твоя грамотность, твои навыки- образец. Если ты потеряешь лидерство- ты больше не учитель.

Гуманистическая парадигма

Нет ответов правильных и неправильных. Не проверяй ребёнка, а вместе с ним ищи.

Доверяй ребёнку  больше, чем себе, начальству, написанным правилам.

Откажись от подозрений, если ребёнок нарушит правило- у  него была причина это сделать.

Право ребёнка на ошибку связано с риском. Свобода  ребёнка связана с риском. Познать  суверенитет ребёнка рискованнее, чем контролировать каждый его шаг.

Не враги родители ребёнку, не заставляй их доносить. Спеши признать незнание свое. Откажись от определений- простое сведение не заменит знания. Не требуй заучивания правил- знание не в них, а в способности  открывать и воспользоваться. Не сравнивай одного с другим, все  хороши по- разному. Сравни его сегодняшнего, с ним завтрашним. Не следуй строго плану - он принадлежит только тебе.

Гораздо важнее то, как мы открыли, чем то, что мы открыли. Знание приходит, когда я  понимаю, как я понял.

Не сторож ты ученику, не следователь, не судья.

Не дано тебе право  судить, прав он или нет в ответах  своих и своих поступках.

Не ошибается  он, а ищет свой путь.


 

Гуманизация требует  изменения отношений в системе  “учитель- ученик” – установления связей сотрудничества. Подобная переориентация влечёт за собой изменение методов  и приёмов работы учителя. Но это  ещё не всё.

Приоритетными для  учителя становятся знания о взаимоотношении  учителя и ученика и реализация этих знаний в процессе взаимодействия с учащимися на уроке.

Гуманизация отношений  педагогов, по их мнению, решают следующие  взаимосвязанные задачи:

создание отношений  доверия между учителем и учащимися;

обеспечение сотрудничества критерии решений между участниками  учебно-воспитательного процесса;

актуализация мотивационных  ресурсов учения;

развитие у учителя  личностных установок, наиболее адекватных гуманистическому обучению;

помощь учителям и учащимся в личностном развитии.

В построении гуманистического обучения важную роль играют личностные установки учителя. В качестве основных К. Роджерсом выделяются следующие:

“открытость” учителя  своим собственным мыслям, чувствам, переживаниям, а также способность  открыто выражать их в межличностном  общении с учащимися;

выражение внутренней уверенности учителя в возможностях и способностях каждого учащегося; во многом эта установка совпадёт с тем, что принято называть “педагогическим  оптимизмом”, “опорой на дополнительные качества воспитанника”;

видение учителем поведения  учащегося, оценка его реакций, действий, поступков с точки зрения самого учащегося; это- так называемое “эмпатическое  понимание”, которое во время общения  с учащимися позволяет учителю, говоря словами американского ученого- педагога К. Роджерса, “постоять в чужих туфлях”, посмотреть на всё вокруг и на себя в том числе, глазами детей (14).

Таким образом, в  ситуациях, при которых учитель  понимает и принимает внутренний мир своих учеников, естественно  ведет себя, и, в соответствии со своими внутренними переживаниями, доброжелательно относится к  учащимся, он создает все необходимые  условия для гуманистического общения.

§3. Субъект –  субъектные отношения в учебном  процессе

Деятельность учителя  и учащихся постоянно находится  во взаимовлиянии, переплетении между  собой. Она плодотворно протекает  на основе субъектно-субъектных отношений, что не является фактором исключительным, а, наоборот, скорее обязательным, поскольку  именно в этих условиях и происходит взаимодополняемость и взаимообогащение деятельности учителя и учащихся. Богатство педагогического процесса создается глубокой эрудицией учителя, его мастерством в организации  деятельности самостоятельной деятельностью  учащихся. И именно здесь происходит единая, сливающаяся по свои целям  и мотивации деятельность. Здесь  учитель, опираясь на активность и самостоятельность  учащихся, всецело полагается на их творческие возможности, прогнозирует итоги. Перед учеником не открываются  заманчивые перспективы учиться  с увлечением, вступать в отношения, не придерживаться стандартов, включать свой жизненный опыт, отыскивать не одно, а несколько решений.

Информация о работе Взаимоотношение теории и практики на уроке