Власть и лидерство в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 15:20, реферат

Краткое описание

Слова "лидер" или "лидерство" мы привыкли видеть в устойчивых словосочетаниях: политический лидер, лидер нации, религиозный лидер. Речь идет о людях, сумевших повлиять на ход истории своей непоколебимой верой в правоту дела, способностью вдохновить и повести за собой массы людей. О них написаны горы книг. То их ставят в пример, то ими пугают.

Вложенные файлы: 1 файл

Власть и лидерство в менеджменте.doc

— 267.50 Кб (Скачать файл)

 

  1. Власть отражает потенциал влияния. Власть может существовать, но не использоваться. Абсолютной власти не существует. Для того чтобы социальные отношения внутри предприятия находились в равновесии, необходимо обеспечить баланс власти, то есть не создавать излишней зависимости и подавленности подчиненных, так как это может плохо отразиться на результатах их труда. В реальной жизни всегда существует баланс власти.

 

5.Управляемость – это реакция управляемого объекта на воздействия со стороны руководителя или системы управления в целом. Управляемость – это ответная реакция подчиненных на действия руководителя. Эта реакция может быть положительной и отрицательной, что означает высокую или низкую управляемость объекта управления. Виды положительных реакций подчиненного: адекватное действие, инициативное действие, творческое действие. К отрицательным реакциям относят: бездействие, противодействие, формальное действие.

 

6.Существуют различные источники  власти. Основой для них являются  либо знания, умения и способности руководителя, либо ресурсы и полномочия, которые даются организацией. В связи с этим различают личностные и организационные источники власти. К личностным источникам власти относятся: экспертная, власть примера, традиционная, власть информации, власть, основанная на убежденности. К организационным источникам власти относятся: власть, принуждения, вознаграждения, власть над ресурсами, власть связей.

 

7.Экспертная власть – это способность человека влиять на других людей в силу своей профессиональной подготовленности, уровня образования, опыта, таланта, умений и навыков

 

8.Власть примера – это власть, основанная на силе личных качеств и способностей руководителя. Способность влиять на поведение подчиненных основывается на привлекательности для них тех или иных личностных черт  руководителя. Стремление быть похожим незаметно приводит под влияние того, кому подражают.

 

9. Традиционная власть – это возможность и способность оказывать влияние на подчиненных в силу своего должностного положения. Все руководители пользуются традиционной властью, так как они  наделены полномочиями управлять людьми.

 

10. Власть информации – это возможность и способность влиять на поведение людей, обеспечивая, или, напротив, лишая их доступа к важной и нужной для них информации. Не связана жестко с занимаемой должностью. Возможность использования власти информации проистекает в основном  из специфических  личностных качеств человека.

 

11.Власть принуждения – это возможность оказывать влияние на поведение подчиненных посредством наказания (выговоров, штрафов, понижения в должности, увольнения и др.)

 

12.Власть вознаграждения – это возможность руководителя вознаграждать подчиненного за выполнение желательных действий путем предоставления ему определенных благ (денежных выплат, продвижения по службе, объявления благодарности и др.

 

13. Власть над ресурсами – это возможность влиять на подчиненных посредством регулирования их доступа к ресурсам

 

14. Власть связей основывается на способности индивида воздействовать на других людей через воспринятую ими ассоциацию этого индивида с влиятельными людьми как на предприятии, так и вне его.

 

15. Возможности влияния  могут быть сведены  к трем  основным стратегиям: убеждение, наказание  и сотрудничество. Стратегия убеждения состоит в том, что влияющий  обосновывает необходимость тех или иных действий подчиняющегося. Стратегия наказания опирается на принуждение и запугивание человека, от которого требуется подчинение. Стратегия сотрудничества состоит в том, что оказание влияния происходит в ходе налаживания взаимодействия путем обращения к интересам работников, которые могут быть удовлетворены в результате  совместной деятельности.

 

16 Партнерство - управление, осуществляемое на основе участия членов коллектива или группы в совместной работе. Для налаживания партнерства, можно реализовать различные способы организации совместной деятельности работников. Например, организация совместной постановки целей, совместного принятия решений, организация групповой работы над производственной проблемой и др. Партнерство может осуществляться в самых разных формах (работа Совета директоров АО,  комитетов, советов, творческих групп и т.д.).

 

17.Для налаживания партнерства необходимо соблюдение определенных условий, в том числе доверия к руководителю, благоприятной социально-психологической атмосферы, соответствующей организационной культуры, адекватной системы мотивации.

 

  1. Лидер – человек в рамках одной группы или организации, который оказывает наибольшее влияние на других людей. Лидерство – это процесс воздействия на людей, в ходе которого один человек оказывает влияние на других людей и ведет их за собой. Сущность лидерства состоит в том, что группа признает лидерскую позицию индивида и начинает следовать за ним. Не существует лидера без последователей.

 

  1. Главным отличием руководителя от лидера является то, что руководство осуществляется только в  системе формальных  (официальных) отношений, а лидерство может осуществляться и в системе формальных, и неформальных (неофициальных) отношений.  При этом идеальным случаем является тот, когда человек, занимающий должность руководителя является в то же время признанным лидеров в своем подразделении. Лидерство не может заменить менеджмент – они должны дополнять друг друга.

 

20. Результаты исследований показывают, что существует позитивная связь между  некоторыми личностными характеристиками и успешностью лидерства.  Сформулировать определенный  перечень качеств человека, способного к лидерству трудно, но и отвергать важность личностных способностей человека к лидерству нецелесообразно.

 

21. Деловой (инструментальный) лидер – человек, занимающий ведущее положение в деловых  отношениях, возникающих в трудовом процессе. Эмоциональный лидер – человек, обладающий ведущим положением в межличностном общении, не обязательно относящемся к формальному трудовому процессу. Ситуативный лидер – человек, способный на каком-то отрезке времени, в определенной ситуации, повести за собой коллектив.

 

Основные термины и понятия, используемые

 при изучении темы

 

Баланс власти – баланс зависимости двух видов: подчиненных от руководителя и руководителя от подчиненных

 

Влияние - это психологическое (эмоциональное или рассудочное) воздействие, которое оказывается на  людей с целью изменения их поведения

 

Властные полномочия  - официальное законное право руководителя принимать решения, отдавать приказы и распределять ресурсы для достижения желаемых результатов

 

Власть – это возможность и способность оказывать влияние на деятельность людей

 

Власть вознаграждения – это возможность руководителя вознаграждать подчиненного за выполнение желательных действий путем предоставления ему определенных благ (денежных выплат, продвижения по службе, объявления благодарности и др.

 

Власть информации – это возможность и способность влиять на поведение людей, обеспечивая, или, напротив, лишая их доступа к важной и нужной для них информации.

 

Власть над ресурсами – это возможность влиять на подчиненных посредством регулирования их доступа к ресурсам

 

Власть примера – это власть, основанная на привлекательности для подчиненных тех или иных личностных черт и способностей руководителя

 

Власть принуждения – это возможность оказывать влияние на поведение подчиненных посредством наказания (выговоров, штрафов, понижения в должности, увольнения и т.д.)

 

 Власть связей - способности индивида воздействовать на других людей через воспринятую ими ассоциацию этого индивида с влиятельными людьми как на предприятии, так и вне его.

 

Деловой (инструментальный) лидер – человек, занимающий ведущее положение в деловых  отношениях, возникающих в трудовом процессе.

 

Лидер – человек в рамках одной группы или организации, который оказывает наибольшее влияние на других

 

Лидерство – это процесс воздействия на людей, в ходе которого один человек оказывает влияние на других людей и ведет их за собой

 

Партнерство - управление, осуществляемое на основе участия членов коллектива или группы в совместной работе.

 

Подчинение – это поведение, в рамках которого люди следуют указанному руководителем направлению вне зависимости от того, считают ли они его правильным.

 

Ситуативный лидер – человек, способный на каком-то отрезке времени, в определенной ситуации, повести за собой коллектив.

 

Убеждение – приемы эффективного сообщения точки зрения одного человека другим

 

Управляемость – это реакция управляемого объекта на воздействия со стороны руководителя или системы управления в целом

 

Традиционная власть – это возможность и способность руководителя оказывать влияние на подчиненных в силу своего должностного положения.

 

Экспертная власть – это способность человека влиять на других людей в силу своей профессиональной подготовленности, уровня образования, опыта, таланта, умений и навыков

 

Эмоциональный лидер – человек, обладающий ведущим положением в межличностном общении, не обязательно относящемся к формальному трудовому процессу.

 

 

 

 

 

 

Литература, рекомендуемая к использованию при изучении темы

1.Большой толковый словарь русского  языка. /Сост. и гл.ред.С.А.Кузнецов.-СПб.: «Норинт»,1998.

2.Виханский О.С.,Наумов  А.И. Менеджмент: Учебник. – М.:Изд-во  Гардарики, 2003. 528 с.

3.Волкогонова О.Д., Зуб  А.Т.Управленческая психология: Учебник. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2007. – 352 с.

4.Гринберг Дж., Бейрон  Р. Организационное поведение: от  теории к практике. – М.: ООО  «Вершина», 2004.

5.Дафт Р.Л. Менеджмент. – СПб: Питер,2002

6.Дафт Р.Л. Уроки лидерства.- М.: Эксмо, 2006.

7.Коротков Э.М. Концепция  российйского менеджмента.- М.: «ДеКА», 2004.

8.Кочеткова А.И.Введение  в организационное поведение  и организационное моделирование.- М.:Дело, 2003.

9.Кричевский Р.Л. Если  Вы – руководитель…Элементы психологии менеджмента в повседневной работе.- М.: Дело, 1993.

10.Мескон М.Х., Альберт  М, Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ.- М.: «Дело», 2006.

11.Робинс С.П., Коултер  М. Менеджмент, 6-е изд.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2002.

12.Журнал "Стандарты и качество". www.management.com.ua

13.В. Розанова ''Управление персоналом'' #6, 2000 , www. hrm.ru

14.Сайт бизнес-тренера А.Калабина. http://www.tonich.ru

15. www.e-xecutive.ru

16.http://www.management.com.ua

17. www.companion.com.ua

 


 



Информация о работе Власть и лидерство в менеджменте