Власть и личное влияние руководителя предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 23:02, курсовая работа

Краткое описание

Данная тема курсовой работы была и будет актуальна во все времена.Одной из важных проблем современного менеджмента является проблема лидерства. Каждый менеджер прекрасно понимает, что помимо полномочий для успешного управления необходимы авторитет и уважение, которые помогают решать проблемы, искусство деловых коммуникаций, взаимоотношений с подчиненными, понимание ими намерений и позиций менеджера. Все это соединяется в проблеме лидерства, которая волнует многих исследователей управления. Проблема лидерства и на Западе и у нас приобретает приоритетное значение в изучении и освоении менеджмента.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Руководительвсистемеменеджмента 6
1.1. Роль и функции руководителя в системе менеджмента 6
1.2. Понятие и сущность власти 11
Глава 2. Стили руководства 13
2.1. Личностные качества руководителя 13
2.2. Стиль руководства: власть и лидерство 16
Глава 3. Анализ стиля руководства руководителя туристической фирмы ОДО “Сотронав” 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа. Смольская Ольга 422.docx

— 125.42 Кб (Скачать файл)

 

 

          

   Рис. 1.1. «Пирамида потребностей А. Маслоу»

 

Для иерархической  структуры мотивов по А. Маслоу существует правило: «следующая ступень мотивационной структуры имеет значение лишь тогда, когда предыдущие ступени реализованы». В первую очередь руководителю необходимо стремиться к удовлетворению тех потребностей, которые находятся в нижней части «пирамиды Маслоу». Это — приемлемый уровень оплаты труда, стабильность занятости, безопасность труда и т.д. И лишь после того, как эти потребности можно будет счесть достаточно удовлетворенными, руководитель может подключать более «высокие» стимулы [8.c.200].

4. Контролирующая  функция

        Проблемы с осуществлением этой функции руководства порождены простым противоречием: всем ясно, что бесконтрольность вредна, но мало кто любит, чтобы его контролировали. Это противоречие можно частично обойти, если соблюдать следующие требования:

Контроль  должен быть: постоянным, объективным, оперативным, открытым.

        Контроль не должен быть: тотальным, бессистемным, формальным, не доведенным по результатам до исполнителя [9.с.88].

1.2. Понятие и сущность власти

Определений власти существует очень много. В широком смысле слова власть – это господство одного над другим или другими. С точки зрения организации понятию власть можно дать немного иное определение. Власть - это формальное и законное право менеджера принимать решения, отдавать приказы и распределять ресурсы, чтобы добиваться желаемых организацией результатов. Выделим 3 отличительные особенности такой власти:

- властью  облекается должность, а не  человек;

        - власть признается подчиненными;

       - власть распространяется сверху вниз по вертикали иерархии;

Большинство людей ассоциирует понятие власти с такими словами как сила, насилие, агрессия. На практике же, особенно в  организациях, сила далеко не обязательный компонент власти.

Власть  – это обязательный атрибут управленческой деятельности. В дополнение к формальным полномочиям руководителю требуется  власть, так как он зависит от людей, как в пределах своей цепи команд, так и вне ее.

Во всех организациях для достижения эффективного функционирования необходимо надлежащее применение власти.

В различных  подразделениях организации руководитель зависит от своего непосредственного  начальства, подчиненных и коллег. Фактически эти группы представляют собой часть окружающей руководителя среды. Без содействия этих людей  руководитель не может эффективно осуществлять свои функции. Многие руководители также  напрямую зависят от людей и организаций, находящихся вне их собственной  организации, — поставщиков, заказчиков, конкурентов, регулирующих их деятельность ведомств и профсоюзов. В идеальном  варианте все эти люди и силы будут  охотно сотрудничать с руководителем, и предоставлять все необходимое  для выполнения работы и достижения целей организации. К сожалению, реальный мир делает эту работу несколько  сложнее.

Но даже в том случае, когда руководитель обладает четко определенными полномочиями направлять усилия подчиненных, это  не всегда оказывается возможным. Зависимость  от множества второстепенных  факторов и людей, которыми нельзя управлять  напрямую, является основной причиной трудностей, которые испытывает руководящий  персонал.

Таким образом, подытожив все вышесказанное, я могу сделать вывод, что власть, хотя часто и неправильно используемая, является необходимым условием успешной деятельности организации [6.c.208].

 

 

 

Глава 2. Стили руководства

 

2.1. Личностные качества руководителя

    Согласно личностной теории лидерства, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личных качеств.

    Личностные качества в обобщенном  виде проявляются в чертах  характера. У каждого человека  черты и качества характера  соединены по-разному. Характер - это своеобразие склада психической  деятельности, проявляющегося в  особенностях социального поведения  личности и в первую очередь  в отношениях к людям, делу, к самому себе.

Характер  формируется в процессе познания окружающего мира и практической деятельности. От круга впечатлений  и разнообразия деятельности зависят  полнота и сила характера. Оставаясь  самим собой, человек может проявлять  то большую, то меньшую откровенность  или замкнутость, решительность  или нерешительность, твердость  или мягкость. 

    По отношению людей к окружающему  миру можно говорить о характерах  идейных и безыдейных. Идейный  характер свойственен человеку, имеющему определенные устойчивые  взгляды и поступающему в соответствии  с ними. Наоборот, человек с безыдейным  характером либо вообще не  имеет твердых взглядов и убеждений,  либо действует вразрез с ними, подчиняясь чувствам, обстоятельствам  или постороннему влиянию.

    По отношению к труду различают  деятельные и бездеятельные характеры.  Человеку с деятельным характером  присуща целеустремленность, которая  делает труд организованным. Бездеятельные,  но неорганизованные люди внешне  суетливы, отличаются отсутствием  целеустремленности или неумением  подчинить свои действия своим  мыслям.

    Отношение к людям проявляется  во взаимоотношениях с товарищами, в совместной деятельности в  коллективе. По этому принципу  различают людей с общительными  и замкнутыми характерами.

    В жизни встречаются люди с  общительным поверхностным характером. Они легко завязывают знакомства, в основе которых отсутствует  осознание, какой бы то ни  было общности. Общительность человека  может быть избирательной, основывающейся  на интересе к людям, одинаково  с ним мыслящим.

    Замкнутый характер может быть  следствием отрицательного или  безразличного отношения к людям,  или глубокой внутренней сосредоточенности,  или недоверия к ним, осторожности.

    Каждый человек определенным  образом относится к самому  себе. Это отношение содержит  в себе осознание своего положения  в коллективе, обществе и обязанностей  перед ними. Переоценка своей  значимости, возможностей и потребностей  свойственна людям с эгоистическим  характером. Эгоист ставит себя, свои личные интересы выше  интересов коллектива. Люди с  такой чертой характера в последующем,  в период службы, испытывают большие  трудности во взаимоотношениях  с сослуживцами. Человек с альтруистическими  чертами характера превыше всего  ставит интересы коллектива, других  людей. Альтруизм - важная черта  характера, без которой невозможно  существование подлинного коллектива   

    Каждый характер индивидуален, но, несмотря на это, характерам  можно давать некоторые общие  оценки: по содержанию, силе, наличию  или отсутствию тех или иных черт [2.c.45].

    Оценка характера по силе. Сильными  называют характеры тех людей,  чьи поступки, поведение соответствуют  их знаниям и убеждениями. Человек  с сильным характером - надежный  человек.

    Оценка характера по свойственным  ему чертам:

- волевые - самостоятельность, самообладание, непреклонность, твердость, упорство;

- эмоциональные - уравновешенность, порывистость, страстность, впечатлительность;

- интеллектуальность - глубокомыслие, сообразительность, находчивость и др.

    Человек с твердым и решительным  характером может преодолеть  любые препятствия и добиться  осуществления поставленной цели, использовав все возможности и рационально организовав свою жизнь, свой труд.

        Характер имеет большое значение не только для самой личности, но и для общества. Жизнь и работа коллектива, особенно настроение каждого человека, определяются качествами характеров индивидов. Случается так, что один человек с трудным характером мешает жить всему коллективу. Из-за такого человека в коллективе возникают нередко конфликтные отношения, склоки, которые отражаются на работе и жизнеощущениях всех людей. Чтобы изучить характер, необходимы длительные наблюдения в различных ситуациях [13.c.122].

       Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют поведение человека, особое место принадлежит темпераменту. Под темпераментом следует понимать природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия.

       Темперамент окрашивает все психические проявления индивида, он сказывается на характере протекания эмоций и мышления, волевого действия влияет на темп и ритм речи.

      Темперамент - психическое свойство, особенности которого зависят от условий жизни и деятельности конкретного человека. Среди наиболее часто встречающихся типов темпераментов в зависимости от сочетания таких свойств нервной системы, как сила, подвижность и уравновешенность, практический интерес представляют четыре его разновидности: сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик. Для анализа деятельности менеджера представляют интерес обобщенные характеристики данных типов

темпераментов, представленных в таблице (табл.2.1.).

 

Таблица 2.1. Характеристика некоторых свойств  личности

Свойства личности

Типы темперамента

Сангвиник

Холерик

Меланхолик

Флегматик

Эмоции

Слабые кратковременные

Сильные кратковременные

Сильные длительные

Слабые длительные

Самооценка

Реальная

Завышенная

Средняя

Низкая

Коммуникабельность

Умеренная

Высокая

Ниже средней

Низкая

Отношение к нововведениям

Преимущественно положительное

Положительное

Преимущественно безразличное

Отрицательное

Отношение к порученному делу

Ответственное

Поверхностное

Формальное

Равнодушное

Поведение в сложных ситуациях

Расчетливое

Непредсказуемое

Растерянное

Хладнокровное

Результативность труда

Высокая

Средняя

Умеренная

Средняя

Отношение к критике

Спокойной

Агрессивное

Обидчивое

Безразличное

Подверженность влиянию

Слабое

Умеренное

Высокое

Слабое


 

Рассмотренные характеристики свидетельствуют, что  достоинства одного типа (например, флегматика) являются недостатками другого  типа (например, меланхолика). Но чистые темпераменты встречаются крайне редко. Как правило, у каждого исследуемого руководителя проявляются такие  качества, которые нельзя относить к конкретному типу темперамента. В зависимости от типа темперамента и черт характера  личностные качества проявляются у каждого человека по-разному [12.c.200].

 

 

 

 

 

2.2 Стиль руководства: власть  и лидерство 

      Источники власти.

      Власть - возможность оказывать определенное влияние (воздействие) на поведение людей с помощью права распоряжаться чем-либо, авторитета, подчинения своей воле. В свою очередь, влияние - поведение одного человека, которое вносит изменение в образ мыслей и действия другого человека.

      Власть и влияние являются средствами, которыми располагает руководитель для решения деловых ситуаций. Поскольку менеджер имеет власть над подчиненными, они зависимы от него по вопросам объема выполняемой работы, расширения полномочий, продвижения по службе, повышение заработанной платы, удовлетворения социальных потребностей. Однако в определенной степени и подчиненный имеет власть над руководителем. Поэтому менеджер должен поддерживать в коллективе разумный баланс власти. Баланс власти - это ситуация в управлении, когда уровень влияния облеченного властью руководителя на подчиненного равен степени зависимости этого подчиненного от руководителя.

      Эффективно работающий менеджер не станет злоупотреблять властью, действовать в грубой, приказной форме.

Властные  полномочия менеджер может осуществлять с помощью различных средств: поощрения подчиненным, наложение на них взысканий, авторитета собственных профессиональных знаний, своих личностных достоинств. Кроме того, действенным средством является наделение подчиненных ограниченными и контролируемыми менеджером полномочиями.

      Источник власти - контроль руководителя над ресурсами, используемыми для удовлетворения каких-либо потребностей подчиненного.

Обычно различают  три источника власти. Сначала  власть принадлежит непосредственно  основателям компании (или отдельной  личности, её основавшей) - власть личности (первый источник власти). Это их волей, желаниями и усилиями создаётся  предприятие. Основатели несут за него полную ответственность, порой рискуя для её создания личными сбережениями.

      После того как предприятие создано, появляется второй источник власти - власть собственников. Этой властью обладают как основатели компании, так и её инвесторы по праву владения всем имуществом предприятия, однако, когда оно начинает функционировать как самостоятельная организация, его деятельность начинает зависеть также от сотрудников предприятия, поставщиков и потребителей. Теперь компания представляет собой организационную структуру, являющуюся источником её мощи и власти. Это третий источник власти - власть самого предприятия [1.c.89].

Информация о работе Власть и личное влияние руководителя предприятия