Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 18:45, курсовая работа
Цель исследования – изучение особенностей внутренней среды организации.
На основе цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- изучить отечественную и зарубежную литературу;
- выявить сущность и значение анализа внутренней среды организации;
- рассмотреть основные составляющие внутренней среды организации;
- рассмотреть персонал, как основной компонент внутренней среды организации
Введение…………………………………………………………………………………...3
1 Теоретическое содержание внутренней среды организации в современных условиях……………………………………..……………………………………………..5
1.1 Внутренняя среда и ее сущность……………………………………………………..5
1.2 Основные элементы внутренней среды организации……………………………..12
2 Исследование внутренней среды организации (на примере ОАО «Ставтелеком им. В.И.Кузьминова»)………………………………………………….……………………21
2.1 Организационно-экономическая характеристика объекта исследования (на примере ОАО «Ставтелеком им. В.И.Кузьминова»)……………………….…………21
2.2 Анализ формальной структуры коллектива и ее влияние на эффективность деятельности предприятия (на примере ОАО «Ставтелеком им. В.И.Кузьминова»)…………………………………………..……………………………26
2.3 Анализ неформальной структуры и ее влияние на развитие коллектива организации (на примере ОАО «Ставтелеком им. В.И.Кузьминова»)…….…………………………………………………………………29
3 Совершенствование внутренней среды организации (на примере ОАО «Ставтелеком им. В.И.Кузьминова»)…………………………………………………..36
Заключение…...…………………………………………………………………………..40
Список использованных источников……………...……………………………………43
Приложения…..…………………………………………………………………………..44
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГАОУ ВПО «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт экономики и управления
Кафедра «Теория менеджмента, государственное и муниципальное управление»
по дисциплине: «Теория организации и организационное поведение»
на тему: «Внутренняя среда организации и ее влияние на формирование организационного поведения сотрудников»
Автор проекта: Новиков С.С. | |
Направление 080500.68«Менеджмент» по программе «Стратегическое управление» Обозначение проекта: КП -126235-м Группа ММ-124 | |
Руководитель проекта: к.э.н. доцент Федоренко Т.М. | |
Проект защищен с оценкой: ________ | |
Члены комиссии: _________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ |
Ставрополь, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Теоретическое содержание
внутренней среды организации в современных
условиях……………………………………..………………
1.1 Внутренняя
среда и ее сущность……………………………
1.2 Основные
элементы внутренней среды
2 Исследование внутренней среды организации
(на примере ОАО «Ставтелеком им. В.И.Кузьминова»)……………………………………
2.1 Организационно-экономическая
характеристика объекта исследования (на примере
ОАО «Ставтелеком им. В.И.Кузьминова»)……………………….…………
2.2 Анализ
формальной структуры
2.3 Анализ неформальной
структуры и ее влияние на
развитие коллектива
3 Совершенствование внутренней
среды организации (на примере ОАО «Ставтелеком
им. В.И.Кузьминова»)……………………………………
Заключение…...…………………………………………
Список использованных источников……………...………………………………
Приложения…..……………………………………………
Введение
Менеджмент
как современная система
Одним из приоритетных
направлений перестройки
Объект исследования – внутренняя среда организации.
Предмет исследования – методика управления персоналом.
Цель исследования – изучение особенностей внутренней среды организации.
На основе цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- изучить отечественную и зарубежную литературу;
- выявить сущность и значение анализа внутренней среды организации;
- рассмотреть основные составляющие внутренней среды организации;
- рассмотреть персонал, как основной компонент внутренней среды организации;
- выявить принципы
и методы управления
- рассмотреть
понятия: отношение между
Разработанность темы в отечественной и зарубежной литературе достаточно велика. Можно отметить таких авторов, как Герчикова И.Н., Семенов А.К., Колесник М., Брэддик У. и др.
Информационные источники: Устав ОАО «Ставтелеком имени В.И. Кузьминова», бухгалтерский баланс «Ставтелеком имени В.И. Кузьминова» за 2009, 2010, 2011 гг.; отчет о прибылях и убытках ОАО «Ставтелеком имени В.И. Кузьминова» за 2009, 2010, 2011 гг.; приложение к бухгалтерскому балансу ОАО «Ставтелеком имени В.И. Кузьминова» за 2009, 2010, 2011 гг.
Структура работы: введение, три главы, введения, заключения и списка использованных источников.
1 Теоретическое содержание внутренней среды организации в современных условиях
1.1 Внутренняя среда и ее сущность
Внутренняя среда организации – та часть общей среды, которая находится в ее пределах. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. Изучение внутренней среды направлено на уяснение того, какими сильными и слабыми сторонами обладает организация. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны — это предмет пристального внимания со стороны руководства, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них.
Анализ внутренней среды организации обычно проводится для сравнения положения компании с положением ближайших конкурентов (для оценки конкурентной стратегической позиции организации).
При разработке стратегии управления предприятия менеджеры должны исследовать не только внешнюю среду, но и ситуацию внутри предприятия. Необходимо идентифицировать те внутренние переменные, которые могут рассматриваться как сильные и слабые стороны предприятия, оценить их важность и установить, какие из этих переменных могут стать основой конкурентных преимуществ. Для этого проводят управленческий анализ деятельности предприятия.
Управленческий анализ
– это процесс комплексного
анализа внутренних ресурсов
и возможностей предприятия,
Управленческий анализ
является частью
Необходимость проведения
управленческого анализа
- во-первых, он необходим при разработке стратегии развития предприятия и в целом для реализации эффективного менеджмента, поскольку является важным этапом управленческого цикла;
- во-вторых, он необходим для оценки привлекательности предприятия, с точки зрения внешнего инвестора, определения позиции предприятия в национальных и иных рейтингах;
- в- третьих, управленческий анализ позволяет выявить резервы и возможности предприятия, определить направления адаптации внутренних возможностей предприятия к изменениям условий внешней среды.
По мнению Б.Карлофа,
в результате проведения внутреннего
анализа предприятия можно
- переоценивают или, наоборот, недооценивает себя предприятие;
- переоценивает или недооценивает оно своих конкурентов;
- каким требованиям рынка оно придает чересчур большое или, наоборот, слишком малое значение [3].
Важность и необходимость проведения управленческого анализа определяется также изменением парадигмы управления в переходной экономике: постепенным переходом от производственной к маркетинговой ориентации управления в сочетании с изменением логики планирования. В современных условиях, когда предприятия ограничены в возможностях ресурсного потенциала, анализ внутренних возможностей и ресурсов предприятия должен стать отправной точкой разработки стратегии предприятия и планирования его деятельности. Такая логика планирования «от ресурсов к стратегии» наиболее адекватна деятельности российских предприятий.
Саймон Герберт отмечает, что по поводу организаций можно утверждать следующее: «Число факторов, потенциально имеющих отношение к эффективности той или иной организации, так велико, что в каждый момент времени момент времени можно учитывать лишь некоторые из них. Набор этих принимаемых во внимание факторов постоянно меняется по мере того, как под действием внешних и внутренних обстоятельств возникают новые ситуации» [4].
И.Н. Герчикова выделяет два направления экономического анализа на предприятии и соответственно две группы показателей:
- показатели, характеризующие экономический потенциал фирмы;
- показатели, характеризующие хозяйственную деятельность фирмы [1].
Очевидно, что при управленческом анализе речь идет об оценке экономического потенциала предприятия, его сравнении с другими фирмами, определении места фирмы в системе ранжирования на национальном и международном уровне. К числу таких показателей обычно относят активы предприятия, объем продаж, показатель валовой или чистой прибыли, число занятых, научно-технический потенциал предприятия.
Так, деловой американский журнал Fortune и английский Economist используют такие критерии оценки при ранжировании лучших фирм. Специалисты и маркетологи привлекают к этой оценке свыше 8 тыс. наиболее компетентных специалистов- экономистов и предпринимателей, которые оценивают предприятия по данным критериям и по 10-бальной шкале: 1) качество управления, 2) качество производимых товаров и услуг; 3) финансовое состояние предприятия; 4) качество маркетинга; 5) умение привлекать талантливых людей, способствовать их развитию и закреплению их за фирмой; 6) долгосрочные капиталовложения; 7) способность к инновациям; 8) ответственность перед обществом и природой.
Ключевым
этапом управленческого
- внутренний подход - определение на основе анализа опыта предприятия, мнений его специалистов;
- внешний - определение на основе сравнения с конкурентами;
- нормативный - как должно быть (по мнению экспертов и консультантов).
В результате проведения
управленческого анализа и анал
Конкурентные преимущества предприятия (КП) - это уникальные осязаемые и неосязаемые ресурсы, которыми владеет предприятие, а так же стратегически важные для предприятия сферы бизнеса, которые позволяют побеждать в конкурентной борьбе (схема состава ресурсов предприятия представлена на рисунке 1). Другими словами, конкурентные преимущества можно определить как высокую компетентность предприятия в какой-либо области, которая дает наилучшие возможности преодолевать силы конкуренции, привлекать потребителей и сохранить их приверженность товарам фирмы. В отличие от сильных и слабых сторон предприятия конкурентные преимущества обеспечивают предоставление потребителям такого продукта, которые представляет для них известную ценность и за который они готовы платить деньги. Считается, что фундаментальной причиной успеха одних предприятий и неудачи других является то, что процветающие фирмы обладают конкурентными преимуществами, а неудачники их не имеют.