Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 19:10, курсовая работа
Проблема, рассмотренная в данной работе, состоит в том, как правильно и эффективно организовать внутрифирменные социальные программы на предприятии. Под социальными услугами организации понимают сумму всех услуг, которые организация предоставляет своим сотрудникам и членам их семей помимо заработной платы. Целью курсовой работы является изучение социальной политики и внутрифирменных социальных программ, а также разработка рекомендаций по повышению эффективности социальной политики предприятия.
Введение 2
Глава I. Сущность и функции социальной политики организаций 4
1.1. Профсоюзы – как активный партнер в разработке и реализации социальных программ 6
1.2. Реализация социальной политики через механизм социального планирования 8
Глава II. Структура и содержание социальных программ 10
2.1. Механизм исполнения социальных программ 12
2.2. Внедрение внутрифирменных социальных программ 17
Глава III Действенность внутрифирменных кадровых программ 19
3.1 Социальный аудит 21
Глава IV Цели, задачи и принципы планирования социального развития предприятия 29
4.1 Этапы разработки плана социального развития 31
4.2 Внутрифирменная социальная программа на примере ОАО «Башкирэнерго» 34
4.3 Оценка влияния внешних корпоративных социальных программ 35
Заключение 39
Список изученной литературы 42
5. Модели реализации социальной политики на примере предприятий Екатеринбурга.
Стратегия предприятия и структура социального портфеля. Организация социальной работы на предприятии: цели, задачи, структура отдела, функции специалистов, штатное расписание. Взаимодействие с другими службами предприятия. Планирование и регламентация социальной работы, организационно-методические и финансовые вопросы.
Внедрение социальных технологий в управление персоналом. Выбор направлений социальной работы в зависимости от стратегии, целей и особенностей предприятия. Оценка эффективности социальных программ.
6. Практический опыт предприятий Екатеринбурга по организации социальной защиты работников. Методическое, юридическое, финансовое обеспечение социальных программ, расчет их экономической эффективности. Разработка и реализация социальных программ по направлениям:
- организация медицинского обслуживания работников, обязательного и добровольного медицинского страхования;
- организация отдыха
сотрудников и санаторно-
- организация и
проведение культурно-массовых
- работа с ветеранами войны и труда, патриотическое воспитание;
- программы «за здоровый образ жизни», укрепление семьи;
- развитие и
использование социальной
- помощь в решении жилищных проблем;
- негосударственное
пенсионное страхование.[10,
7. Финансирование
социальной работы и
Глава 3
Действенность внутрифирменных кадровых программ
Трансформация российской экономики и всего общества затрагивает и сферу трудовых отношений. За последние годы произошло много изменений в собственности, оплате труда, занятости работников, в отношениях между администрацией предприятий и трудящимися. Многие из этих изменений ухудшили положение наемных работников. Поэтому регулирование трудовых отношений становится одним из приоритетов социальной политики.
На сегодняшний день роль фирмы в проведении грамотной внутрифирменной кадровой политики возрастает в условиях формирования концепции социально-ответственного бизнеса. Понятия корпоративной культуры и социального капитала определяют основные направления внутреннего и внешнего функционирования организации, стратегию развития и процесса реализации существующих программ. Способствуя формированию имиджа компании, социальная политика выводится на первый план при оценке общей полезности компании для общества не только сторонними наблюдателями, но и самими членами организации.
В большинстве случаев руководство предприятий рассматривает проводимую внутрифирменную кадровую и социальную политику как элементы экономической стратегии предприятия с позиции теории социального капитала. Довольно часто директора предприятий, представители менеджмента компаний говорят, что внутрифирменные кадровые и социальные программы влияют на экономическую ситуацию как внутри, так и вокруг предприятия.
Прямое влияние проследить сложно, разве что можно отказаться от каких-то социальных программ, сократить выплаты, тогда остаточная прибыль будет больше. С другой стороны, косвенное влияние, конечно же, существует. Даже не в одном, а в двух аспектах: во-первых, сотрудники и их отношение к выполняемой работе. Если о людях заботятся, то они и работают лучше, стараются закрепиться на предприятии на долгое время. Это напрямую отражается на росте качества продукции, которая влияет на повышение производительности. Следовательно, прибыль фирмы тоже растет. Сама организация солиднее выглядит в глазах общественности и партнеров, если осуществляет определенные внутрифирменные кадровые и социальные программы. Причем замечено, чем солиднее развито данное направление, тем солиднее выглядит компания. Социальную политику можно рассматривать как фактор привлечения высококвалифицированных сотрудников на предприятие, реальный инструмент в конкурентной борьбе за рабочую силу - работникам оказывается помощь, их ценят, последние в свою очередь дают организации прибыль.
Руководство предприятий, отмечает, что внутрифирменные кадровые и социальные программы поддерживают высокий уровень производительности труда, а также качества выпускаемой продукции. Более того, забота о физическом здоровье сотрудников, медицинские программы, способствуют повышению и поддержанию трудоспособности (учитывая вредность производства и повышение риска получения травмы на производстве в условиях снижения внимания к условиям охраны труда).
Репутация компании в бизнес-кругах поддерживается не только за счет высокого качества производимой продукции, точности и честности при ведении совместных проектов, соблюдения партнерских обязательств, но вследствие осуществляемых социальных программ. Особенно данный факт учитывается при выходе фирмы на рынок - когда руководитель осуществляет какие-то социальные акции по отношению к своим работникам, имеет четкий план, что и как делать, то это вызывает уважение. В частности это особенно актуально для молодых компаний, маленьких, у которых нет еще широкого круга партнеров.
3.1 Социальный аудит
Одной из методик анализа внутрифирменной кадровой и социальной политики организации является социальный аудит. Социальный аудит - это своеобразный инструмент управления, подобный финансовому или бухгалтерскому аудиту. Его суть сводится к диагностике причин возникающих в организации проблем, оценке их важности и возможностей разрешения, формулированию конкретных рекомендаций для руководства организации. Другими словами, социальный аудит - это анализ факторов социальных рисков и выработка предложений по снижению их воздействия. Он ставит целью оценить способность организации разрешать социальные проблемы, которые возникают внутри и за ее пределами, и управлять теми из них, которые оказывают непосредственное влияние на трудовую деятельность индивидуума. Таким образом, цель социального аудита - экспертиза работы органов управления предприятием в области повышения эффективности трудовой деятельности, снижение текучести и абсентеизма, повышения удовлетворенности трудом у работников.
В настоящее время социальный аудит - это инструмент руководства и управления, а также способ наблюдения, который подобен финансовому или бухгалтерскому аудиту, предназначенный для конкретной области - трудовых отношений.
Специфика социального аудита основана на природе и характере объекта аудита, которые диктуют использование тех или иных методов, подходящих данному типу. Область человеческих ресурсов имеет в основном качественные характеристики, поэтому, чтобы возместить недостаточность количественной информации, аудитор использует методы и технику, свойственные области социальных наук.
Обычно в рамках социального аудита осуществляются:
- аудит соответствия;
- аудит эффективности и стратегический аудит.
Аудит соответствия оценивает соответствие практических действий нормам, правилам, планам и предписаниям, существующим в организации, а также качество информационного обмена между его подразделениями. Аудит соответствия включает также такие направления, как:
- анализ штатного расписания, оценка его обоснованности, наличия плана развития;
- оценка соответствия
должностных инструкций
- оценка подбора и найма персонала (какими методами, стоимость найма);
- анализ реализации плана кадрового роста;
- анализ выполнения программы
повышения профессиональной
- анализ списочного состава
работников по возрастному, образовательному,
половому признакам, естественной
убыли и его соответствие
- анализ условий труда и техники безопасности;
- анализ трудовых отношений
в коллективе (наличие конфликтных
ситуаций, сопротивления переменам,
психологическая совместимость
работников, психологический климат
предприятия и его
- оценка взаимодействия
организации со службами
Для управления персоналом в организации разрабатывается комплекс процедур, которые формализуются в нормативных документах. В процессе аудита проверяется, с одной стороны, их соблюдение, а с другой - нацеленность на обеспечение интересов фирмы.
Аудит эффективности (аудит управления) оценивает соответствие методов внутреннего управления организацией его целям и возможность их совершенствования.
Для выработки и обоснования предложений аудитор должен изучить не только достигнутые результаты, но и весь спектр процедур, посредством которого они были достигнуты.
Аудит эффективности начинается с аудита процедур. Он также отвечает на вопросы:
- соответствуют ли результаты поставленным целям;
- соответствуют ли процедуры
внутреннего контроля
- можно ли облегчить
или улучшить процедуры
Исходя из результатов, аудитор определяет предвиденные и непредвиденные последствия своей деятельности (порочные действия, издержки, спровоцированная дисфункция).
и т.д.................
Практика социального планирования рекомендует следующие структурные элементы:
1. Планирование совершенствования социальной структуры производственного коллектива.
Содержание данного раздела разрабатывается в тесной связке с планом по труду и кадрам, а также с планом по техническому развитию и организации труда. Особое внимание уделяется изменениям в численности и структуре работающих за счет механизации и информатике производственных процессов, улучшение организации производства и труда.
2. Планирование улучшения условий и охраны труда, укрепления здоровья работающих.
Выбор приоритетного направления и последовательность мер по совершенствованию условий и охраны труда, укреплению здоровья работающих зависит от специфики производства. Для анализа и разработки плана широко используется общие, технические, санитарно-гигиенические, психофизиологические показатели, а также показатели условий безопасности труда и предупреждения несчастных случаев и возможных профессиональных заболеваний.
3. Планирование улучшения жилищно-бытовых и социально-культурных условий работающих и членов их семей.
4. Планирование воспитательной работы в коллективе и повышения трудовой и общественной активности трудящихся. Разработка этого раздела плана социального развития должна быть направлена на обеспечение тесного единства всех видов воспитательной работы (идейно-политического, трудового, экономического, нравственного, правового, эстетического, физического воспитания) с целью достижения роста социальной активности работников, совершенствования социальных отношений в трудовом коллективе.
План социального развития является главным средством управления социальными процессами на предприятии. Возможности удовлетворения потребностей коллектива и в социальных благах определяются конечными результатами работы предприятии, хозрасчетным доходом коллектива. Поэтому разработка плана социального развития — дело всего коллектива.
Головными подразделениями, ответственными за разработку плана социального развития на предприятии являются планово-экономический отдел и служба социального развития, координирующие деятельность всех подразделений предприятия по составлению пятилетних и годовых планов.
Важное значение при разработке планов социального развития имеет научно обоснованное определение социальных приоритетов, т.е. тех социальных задач, которые требуется решить в коллективе предприятия в первую очередь. Выявление социальных приоритетов основывается на анализе и прогнозе социальной и экономической ситуации на предприятии, учете интересов и потребностей различных социальных групп трудящихся и коллектива в целом.
Разработка плана социального развития предусматривает:
Социальные программы на уровне предприятий, в конечном счете, позволяют облегчить давление на госбюджет и способствуют совершенствованию структуры социального обеспечения. Наряду с лицами, работающими в данный момент, такими программами охвачены также и те, кто уже на пенсии, а также родственники работников. Социальные услуги, предоставляемые на уровне крупных предприятий и их объединений, распространяются и на районы концентрированного проживания работников их компаний (благоустройство этих районов, создание там оздоровительных центров, бассейнов и т.п.). В ряде случаев компании объединяют свои усилия в предоставлении таких услуг.