Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 23:27, курсовая работа
Не существует стратегии, единой для всех компаний, так же, как и не существует единого универсального стратегического управления. Каждая фирма уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой фирмы уникален, так как он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ее товара или оказываемых ее услуг, состояния экономики, культурной среды и еще многих факторов.
Введение 3
1 Теоретические основы разработки и реализации глобальной стратегии
организации 5
1.1 Сущность, понятие и роль глобальной стратегии организации 5
1.2 Методы оценки эффективности глобальной стратегии организации 12
1.3 Зарубежный опыт разработки и реализации глобальной стратегии
организации 16
2 Анализ возможностей и условий разработки и реализации глобальной
стратегии ОАО «Гомельский мясокомбинат» 23
2.1 Технико-экономическая характеристика ОАО «Гомельский
мясокомбинат» 23
2.2 Анализ возможностей и условий разработки и реализации
глобальной стратегии ОАО «Гомельский мясокомбинат» 27
3 Разработка и реализация глобальной стратегии ОАО «Гомельский
мясокомбинат» 31
3.1 Предлагаемая глобальная стратегия ОАО «Гомельский
мясокомбинат» 31
3.2 Мероприятия по реализации глобальной стратегии ОАО «Гомельский
мясокомбинат» 34
Заключение 42
Список использованных источников 44
Источник – собственная разработка на основе данных организации
Из данных таблицы 2.1 следует, что выручка и прибыль исследуемой организации увеличивается, однако темп увеличения различен, в частности при увеличении выручки в 2012 году размер прибыли и чистой прибыли был ниже, чем в 2011 году. При этом имело место снижение уровня затрат в 2011 и 2012 годах, что является положительной тенденцией. Производительность труда и среднемесячная заработная плата на протяжении анализируемого периода увеличивались.
2.2 Анализ возможностей
и условий разработки и
глобальной стратегии ОАО «Гомельский мясокомбинат»
В 2012 году мировой объем производства мяса составит 296,0 млн. тонн, что больше прошлогоднего показателя на 1,5 %. Мировые рынки мяса сталкиваются с проблемой высоких цен на корма, стагнацией потребления и падением прибыльности, а также с замедлением роста в общем объеме производства до двух процентов, по данным отчета ФАО за ноябрь 2012 года. С международными ценами, близкими к рекордно высокому уровню, рост мировой торговли также замедляется. Борясь с высокими ценами на корма и падением потребления, мировое производство мяса в 2012 году, по прогнозам, вырастет менее чем на два процента до 300 миллионов тонн. Так как падение рентабельности отрасли привело к довольно скромным результатам производства в развитых странах, большая доля роста производства мясной продукции, вероятно, будет иметь место в развивающихся странах, на долю которых в настоящее время уже приходится около 60 процентов мирового производства мяса. В 2012 году, по прогнозам, рост мясного производства, вытекающий из зависимости от стоимости кормов, будет опираться на рост производительности в птицеводстве и свиноводстве, так как доходы производителей в секторе крупного рогатого скота и овец, как ожидается, будут скромными, что вряд ли будет способствовать расширению производства.
Опасения по поводу рентабельности мясного сектора усугубляются ослаблением роста экспортных рынков, где объемы торговли, как ожидается, сократятся от двух до восьми процентов по сравнению с 2011 годом. Мировой экспорт мяса вырастет примерно на 700 000 тонн до 29,2 млн. тонн в 2012 году, в основном, за счет увеличения поставок птицы и свинины в развивающихся странах, в частности Бразилии и Индии.
Рост цен на корма и замедление роста производства мяса подтолкнули вверх мировые цены на мясо в конце 2012 года, до уровней, приближающихся максимуму, достигнутому в 2011 году. Соответственно, Индекс цен на мясо ФАО, который подскочил на пять процентов с июля 2012 года, в среднем, составил 174 пункта в период с января по октябрь, по сравнению с 176 пунктами за тот же период прошлого года. Большинство из последних увеличений индекса цен на мясо отражают рост цен на мясо птицы и свинины, которые с июля выросли на 9 процентов и 12 процентов, соответственно.
Восстановление поголовья скота после эпидемий болезней в Азии, и повышение забоя скота во многих развитых странах, как ожидается, переведут к 2-процентному росту мирового производства мяса свиней, до 110,8 млн. тонн в 2012 году. Это, наряду с накоплением запасов свиного мяса в некоторых странах, оказывает краткосрочное нисходящее давление на цены на некоторых местных рынках. Воздействие, однако, скорее всего, будет недолгим, поскольку цены на свинину на международных рынках уже показывают тенденцию к стабилизации.
Ликвидация свиного стада продолжается в Соединенных Штатах, как и в Канаде, хотя уже не такими высокими темпами, как несколько месяцев назад. В ЕС реструктуризация свиноводческого сектора для соответствия строгим правилам благосостояния животных и защиты окружающей среды привела к снижению производства. В России дальнейшее распространение африканской чумы свиней, как ожидается, замедлит рост производства на два процента в 2012 году.
Почти 90 процентов объема производства в 2012 году будут сосредоточены в развивающихся странах, особенно в Азии. Китай, крупнейший в мире производитель свинины, будет оказывать главную поддержку расширению сектора. Сильное повышение производства ожидается в Республике Корея, в то время как в Японии, уровень производства постепенно возвращается к уровням, характерным для сектора до разрушительного цунами.
В таблице 2.2 приведен анализ мирового рынка мяса за период 2010-2012 гг.
Таблица 2.2 - Анализ мирового рынка мяса за период 2010 – 2012 гг., млн. тонн
Наименование |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Изменение 2012 г. к 2011 г., % |
МИРОВОЙ БАЛАНС |
||||
ПРОИЗВОДСТВО |
288,6 |
291,5 |
296,0 |
1,5 |
Говядина |
66,7 |
66,6 |
66,8 |
0,3 |
Свинина |
109,3 |
108,8 |
110,8 |
1,8 |
Птица |
98,9 |
102,3 |
104,5 |
2,2 |
Другие виды мяса |
13,7 |
13,8 |
13,9 |
0,7 |
ТОРГОВЛЯ |
26,4 |
28,5 |
29,2 |
2,5 |
Говядина |
7,7 |
8,0 |
8,0 |
1,0 |
Свинина |
6,2 |
7,1 |
7,4 |
4,2 |
Птица |
11,7 |
12,7 |
13,0 |
2,4 |
Другие виды мяса |
0,8 |
0,7 |
0,8 |
14,3 |
ПОСТАВКИ И УРОВЕНЬ СПРОСА |
||||
Потребление на душу населении: |
||||
Мировое (кг/год) |
42,5 |
42,4 |
42,5 |
0,2 |
Развитие страны (кг/год) |
79,2 |
78,9 |
79,0 |
0,1 |
Развивающиеся страны (кг/год) |
32,4 |
32,4 |
32,7 |
0,9 |
Источник – собственная разработка на основе данных организации
Сокращение потребления свинины на традиционных экспортных рынках, например, в Канаде, ЕС и Соединенных Штатах, привели к формированию большого излишка в поставках, который, наряду с ростом спроса на импорт, как ожидается, повысит глобальную торговлю мясом свиней на три процента до 7,4 миллиона тонн в этом году. Импорт свинины в Китай, который выросла в 2010 и 2011 годах в результате распространения заболеваний среди скота в регионе, продолжает расти, несмотря на первые признаки адекватного внутреннего снабжения и падения внутренних цен, и может, в конечном итоге, увеличиться на шесть процентов к концу года . Россия, Украина и Мексика также, как ожидается, увеличат свои закупки. Импорт свинины в Японию, как ожидается, покажет лишь небольшое увеличение, так как местный свиноводческий сектор оправился от последствий цунами 2011 года. Закупки свинины со стороны Аргентины также, по прогнозам, вырастут, поскольку Аргентина наконец решила свои торговые споры с Бразилией, что приведет к увеличению поставок свиного мяса из этой страны.
Основной вид деятельности ОАО «Гомельский мясокомбинат» - производство мяса, колбасных изделий и мясных полуфабрикатов. Ежедневно предприятие выпускает более 200 наименований продукции. Богатый ассортимент включает в себя вареные колбасы, сосиски, сардельки, полукопченые, варено-копченые, сырокопченые, сыровяленые колбасные изделия, копчености, а также ливерные, кровяные, зельцы, сальтисоны, паштеты и прочие колбасные изделия. Кроме того, покупателям предлагается широкий выбор мясных полуфабрикатов, пельменей, котлет.
Продукция ОАО «Гомельский мясокомбинат» реализуется как на внутреннем рынке Республики Беларусь, так и на экспорт.
В таблице 2.3 представлена сравнительная характеристика сильных и слабых сторон предприятия.
Таблица 2.3 - Сильные и слабые стороны конкурентов и предприятия
Предприятие |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1.высокое качество продукции; 2. широкий ассортиимент; |
1. недоступность передовых технологий; 4. ограничения ГОСТами. | |
1. цены ниже; 2. качество продукции улучшается; 3. ввод нового оборудования; 4.
стремительное расширение |
1. небольшие объемы производства; 2. небольшая доля рынка; 3. рост цен энергоносителей. |
Примечание: Источник – собственная разработка
Наиболее простым и распространенным инструментом стратегического анализа является SWOT- анализ, который, будучи фактически зеркальным отражением состояния дел в компании, помогает ей определять стратегические направления дальнейшего развития.
Таким образом, ОАО «Гомельский мясокомбинат» в последние годы демонстрирует рост показателей экономической эффективности, однако ситуация на внешних рынках требует от организации приложения усилий по повышению активности на внешних рынках, для чего необходима разработка глобальной стратегии деятельности.
3 РАЗРАБОТКА И
РЕАЛИЗАЦИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ
3.1 Предлагаемая
глобальная стратегия ОАО «
мясокомбинат»
Можно предложить для реализации глобальной стратегии использование SWOT-анализа.
SWOT-анализ — это определение
сильных и слабых сторон
Для успешного осуществления SWOT – анализа необходимо построить матрицу угроз и матрицу возможностей. Они позволят выделить наиболее значимые возможности и угрозы (таблица 3.1).
Таблица 3.1 – Матрица возможностей для ОАО «Гомельский мясокомбинат»
Матрица возможностей | |||
Вероятность использовать возможность |
Степень влияния | ||
Сильное влияние |
Умеренное влияние |
Малое влияние | |
Высокая вероятность |
Ж – появление новой техники, З - выход на новые рынки |
В - широкая известность в регионе |
|
Средняя вероятность |
И - развитие мясной промышленности |
Б - близость к крупнейшим внутренним рынкам, Д - накопленный научно - инженерный потенциал |
|
Низкая вероятность |
А - развитие промышленности, Г - стабилизация экономической ситуации в регионе |
Примечание: Источник – собственная разработка
По результатам построения матрицы выделим возможности, имеющие наибольшее значение для ОАО «Гомельский мясокомбинат» и которые обязательно нужно использовать при разработке стратегии: возможность выхода на новые рынки; широкая известность в регионе.
Угрозы, представляющие наибольшую опасность для ОАО «Гомельский мясокомбинат» и требующие обязательного устранения: усиление давления со стороны конкурентов; высокая концентрация производства и уровень конкуренции; влияние поставщиков и потребителей.
Следующие угрозы также должны находиться в поле зрения руководства и как можно быстрее устранены:
- тенденция к физическому и моральному старению основных средств;
- низкий платёжеспособный спрос.
Следует разрабатывать стратегию по использованию следующих сильных сторон:
- рост относительной доли рынка;
- высокие темпы роста производства;
- достаточно высокая производительность оборудования;
- высокий уровень качества продукции;
- строгий конкурентный отбор специалистов;
- сотрудничество с компаниями, владеющими крупными сбытовыми возможностями.
Возможности, которые появляются во внешней среде:
- развитие промышленности;
- близость к крупнейшим внутренним рынкам;
- широкая известность в регионе;
- стабилизация экономической ситуации в стране;
- накопленный человеческий потенциал;
- выход на новые рынки.
ОАО «Гомельский мясокомбинат» должно преодолеть слабости за счёт следующих появившихся возможностей:
- близость к крупнейшим внутренним рынкам;
- выход на новые рынки.
Преодолеваемые слабости:
- неудовлетворительная структура баланса;
- недостаток собственных оборотных средств;
- устаревшее оборудование.
Нижеперечисленные сильные стороны ОАО «Гомельский мясокомбинат» могут быть использованы для устранения угроз:
- рост относительной доли рынка;
- высокие темпы роста производства;
- высокий уровень качества продукции;
- строгий конкурентный отбор специалистов;
- сотрудничество с компаниями, владеющими крупными сбытовыми возможностями.
Угрозы, которые необходимо устранить:
- усиление давления со стороны конкурентов;
- высокая концентрация производства и уровень конкуренции;
- влияние поставщиков и потребителей;
- тенденция к физическому и моральному старению основных средств.
Организация должна разработать стратегию, которая одновременно позволит избавиться от слабостей и предотвратить угрозу.